Сочинение: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл
Оригинальным жанром творчества Ивана Сергеевича Тургенева являются так называемые стихотворения в прозе. Писатель создавал их на заключительном этапе творческого пути (с 1878 по 1882 годы), и в итоге образовалась целая книга.
Стихотворения в прозе Тургенева представляют собой лаконичные зарисовки самого разнообразного содержания. Они содержат и размышления писателя над проблемами современной общественно-политической жизни, над взаимоотношениями людей, выражают его любовь к русскому народу и русскому языку. Ряд стихотворений в прозе посвящен, как и знаменитые «Записки охотника», изображению нравственного превосходства людей из народа над представителями господствующих классов. Одним из таких произведений является стихотворение в прозе «Щи», написанное в мае 1878 года.
Произведение строится на контрасте между барыней и вдовой-крестьянкой, потерявшей единственного сына. Барыня испытала подобное горе: несколько лет назад она лишилась девятимесячной дочери. Это материнское горе объединяет обеих женщин, и мы, вслед за писателем, сочувствуем им. Но разделяет их отношение к своим страданиям. Барыня видит тонкость своей натуры в том, что после смерти дочери не поехала летом на дачу, а осталась жить в городе. Крестьянка же, на взгляд барыни, проявляет бесчувственность тем, что сразу после похорон хлебает щи. Контраст между персонажами подчеркнут авторской иронией по отношению к барыне и пониманием истинного смысла действий крестьянки. Тургенев отнюдь не считает ее бесчувственной. «Вася мой помер… — плача говорит она. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые».
И последняя авторская реплика подчеркивает, кому принадлежит симпатия автора: «Ей-то соль доставалась дешево», — замечает он о барыне. Мораль произведения можно обозначить народной пословицей: «Сытый голодного не разумеет».
В стихотворении «Щи» проявляется мастерство Тургенева-прозаика и лирика. Он на протяжении нескольких строк, отбором выразительных деталей, создает живую трагическую картину крестьянской жизни на Руси. Сдержанность выражений, отсутствие лишних, не работающих на авторскую идею слов и описаний вызывают мощный художественный эффект и оказывают яркое эмоциональное воздействие на читателя.
На этой странице искали :
- тургенев щи анализ
- анализ стихотворения в прозе тургенева щи
- щи тургенев анализ
- Анализ стихотворения щи
- анализ стихотворения щи тургенев
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
Старик
Настали темные, тяжелые дни…
Свои
болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, – никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.
Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.
На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же.
Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, – и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!
Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!
Июль,1878
Объясните смысл рассказа Тургенева «Щи»
2. Гость
| 11.11.2010, 22:31:51
У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.Она застала ее дома.Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли. но она держалась истово и прямо, как в церкви.╚Господи! ≈ подумала барыня. ≈ Она может есть в такую минуту. Какие, однако, у них у всех грубые чувства!╩И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец.≈ Татьяна! ≈ промолвила она. ≈ Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!≈ Вася мой помер, ≈ тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. ≈ Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.Барыня только плечами пожала ≈ и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.
3. Chance
| 11.11.2010, 22:57:53
Одна чернуха эта классика
4. Гость
| 11.11.2010, 23:02:11
О, давно я ничего не читала из русской классики. Да, этот коротенький рассказик просто потрясающ и очень-очень пронзительный. А смысл в том, что сытый голодного не разумеет. Смысл в том, что даже щепотка простой соли русским крестьянам доставалась непросто. Смысл в том, в какой непередаваемой нищее жили русские крестьяне, что они даже паре ложек щей не давали пропасть. Можно долго искать смысл в этом коротеньком рассказе, и всегда находить какой-то другой смысл. Меня всегда поражала способность русских классиков в нескольких строках отобразить жизнь так пронзительно, что потом долго щемит сердце. Вспомните хотя бы «Ионыч» Чехова.
5. Гость
| 11.11.2010, 23:09:19
Хорошо, тема бедности поднята. НО! Упор сделан, что бабуля ела щи после СМЕРТИ сына. Вот здесь я тоже не понимаю. Я бы лично плюнула на эти щи, когда плохо ничего не лезет. А тут еще и » Они же посоленые». Ну так и съешь через годик
Другие стихи Ивана Тургенева
» Цветок
» Черепа
» Чернорабочий и белоручка
» Что я буду думать?..
» Чья вина?
У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.
Она застала ее дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.
«Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела наконец.
— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.
Май, 1878
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
«Воробей»
В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.
Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.
Сохрани к себе на стену!
Анализ стихотворения в прозе «голуби». «Анализ стихотворения в прозе «Голуби …
… (но под навесом крыши). Сочинения по темам: Серия миниатюр «Стихотворения … передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении … голубь, потом два белых голубя»., Контекстуальные синонимы: – белый голубь; два платка – два комочка – два белых голубя …
Анализ стихотворения в прозе Тургенева Два богача ( )
… “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по …
«Анализ стихотворения в прозе «Дурак»»
Человека имеющего свое острое личное мнение всегда воспринимают, и будут воспринимать по-разному: трусливые конформисты безоговорочно подчинятся ему, остальные напротив — высмеют и попытаются противоречить всему сказанному. Тех и других огромное множество, они формируют безголовое общество. В стихотворение в прозе «Дурак» И. С. Тургенев попытался раскрыть нам глаза на примере главного героя — ярчайший представитель неграмотного поколения. И. С. Тургенев жил и творил более столетия назад, но в актуальности данной проблемы сомнений нет. Дураки и трусы всячески облегчают себе жизнь, забывая о правильности поступков.
Автор своей сатирической манерой дает понять, что герой вовсе не изменился, изменилось лишь отношения к нему, со стороны жалкого общества. Финальная фраза ежесекундно убеждает в этом: «Житье дуракам между трусами».
Я полностью согласен с мнением классика. Трусы, представленные И. С. Тургенев. никогда не смогут встать против чужого мнения, даже самого нелепого и смешного, лишь робко кивнут головой.
Вспомните молодого Пьера из романа «Войны и Мир» Л. Н. Толстого. как он был осужден и выставлен на смех глупым кружком в столичном салоне Анны Шерер. А за что? Всего лишь за красоту мысли, которая противоречила хозяйке салона и ее окружению. К злободневной проблеме о трусливом поколении обращались и М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А. С. Грибоедов «Горе от ума», отчасти и Н. В. Гоголь «Мертвые души».
А еще всем нам знакомы люди, пылающие страстью скупать разрекламированные товары. Разве это не признак глупого поколения и малоразвитого общества.
Каждый уважающий себя человек не хочет оказаться дураком и представителем трусливого общества, поэтому следует оставаться независимым в своих суждениях и в выборе авторитетов. Работа над собой является самым действенным средством.
«Воробей»
В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.
Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.
Анализ стихотворения в прозе «Щи» Тургенева
Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Щи» — один из хрестоматийных образцов всего цикла.
Стихотворение написано в мае 1878 года. Стареющий И. Тургенев, наконец, решился опубликовать свои этюды, как он их называл. Сперва он колебался: ставить ли под ними свое имя? Нужны ли такие миниатюры читателю, понятны ли? Издатель «Вестника Европы» убедил его обнародовать цикл. По жанру – стихотворение в прозе, драматичная новелла. Лирический герой – сам автор. В этом стихотворении он несколько скрыт за самой историей. Эта миниатюра имеет связь с «Записками охотника» по настроению, приемам и теме. Имена есть только у бабы-вдовы (Татьяна) и ее двадцатилетнего сына (Вася). Парень был «первый на селе работник». Барыня-помещица того села, где жила Татьяна, пошла к ней в день похорон выразить свое сочувствие. Вдова стояла посреди избы и ела щи из горшка. Писатель подчеркивает, что она не то, что за стол не села, а не присела вообще. Не еда занимала ее. Описаны руки женщины: левая висела плетью. Щи были «пустые», то есть, только овощи, без мяса. Баба «держалась, как в церкви»: этим сравнением автор дает понять, что даже горевать матери некогда, да и не с кем разделить свою боль. Только и был у нее свет в окошке – сын. Барыня дивится на грубость ее чувств (внутренний монолог). Инверсия: вспомнила барыня. Дальше автор с иронией рисует картину горя помещицы, потерявшую почти годовалую дочь. Он специально подчеркивает возраст. Герой насмешливо сообщает: отказалась нанять дачу. Лето в городе! В развитии событий звучит прямая речь гостьи. «Как у тебя не пропал аппетит?» «Вася помер»: просторечное слово усиливает растерянность и подавленность крестьянки. Эпитеты: наболевшие слезы, впалые щеки. Метафора: с живой сняли голову. А щи, оказывается, «посоленные». На излете 1870-х годов еще действовал акциз на соль, оттого ее стоимость составляла до рубля за пуд. Много это или мало? Смотря для кого. Барыне она «доставалась дешево», у крестьян же каждая копейка на счету. Следует отметить, что мать не только за себя переживает, ей без Васи ничего не надо. Не такого будущего она желала ему, не такой старости – себе. Она старается переносить горе с достоинством. Что ж, писатель наделил себя правом сравнивать и давать оценку. Однако упрекнуть барыню можно лишь в том, что она «пошла вон», ничем не обнадежив страдалицу.
Стихотворение в прозе – прощальный сборник размышлений и выводов И. Тургенева. Его публикация началась еще при жизни писатели, а завершилась много лет спустя после его смерти.
подскажите пожалуйста где можно найти анализ стихотворения тургенева в прозе «щи»?
Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном. Детали текста передают, что происходит в крестьянской избе:Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой. Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? — Нет. Она стоит посреди избы — как в храме у аналоя и ест не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно. Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд! Стихотворение в прозе построено на приеме антитезы: барыня и крестьянка совершенно различны по своему менталитету. Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой. Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках. Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.
Роман Roman Ученик (152) 8 месяцев назад
«Что я буду думать»
Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.
Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.
Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.
Старик
Настали темные, тяжелые дни…
Свои
болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, – никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.
Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.
На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же.
Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, – и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!
Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!
Июль,1878
подскажите пожалуйста где можно найти анализ стихотворения тургенева в прозе «щи»?
Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном. Детали текста передают, что происходит в крестьянской избе:Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой. Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? — Нет. Она стоит посреди избы — как в храме у аналоя и ест не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно. Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд! Стихотворение в прозе построено на приеме антитезы: барыня и крестьянка совершенно различны по своему менталитету. Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой. Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках. Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.
Роман Roman
Ученик (152) 8 месяцев назад
Корреспондент
Двое друзей сидят за столом и пьют чай.
Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.
– Кого-то бьют, – заметил один из друзей, выглянув из окна.
– Преступника? Убийцу? – спросил другой. – Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.
– Да это бьют не убийцу.
– Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.
– И не вора.
– Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?… Все-таки пойдем поможем ему!
– Нет… это бьют корреспондента.
– Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.
Июль, 1878
Тропы и образы
Стихотворение начинается сухо и неэмоционально. Это скупой рассказ о событии – посещении барыней крестьянки.
Вид и поведение крестьянки показались барыне необычными. Но и читатель должен был удивиться, только другому: почему крестьянка стоит перед столом посреди избы, а не сидит. Для крестьян трапеза – важнейший ритуал, они не пренебрегают традициями. Механическое черпание щей тоже должно было насторожить барыню, но не насторожило. Она всецело занята собой, сравнивает, осуждая, грубые чувства крестьянки со своими тонкими. Барыню до сих пор восхищает принесённая ею жертва – отказ от дачи на целое лето из-за тоски по умершей дочери.
Барыня не видит осунувшегося тёмного лица, покрасневших и опухших глаз, наболевших слёз, впалых щёк (эпитеты). Её поражает, что крестьянка держится прямо, как в церкви (сравнение). Барыня не слышит отречения крестьянки от жизни (умер сын – и её конец пришёл), не слышит глубокой метафоры «с живой меня сняли голову». Помещица настолько поглощена собой, что не способна к сочувствию. Недаром в стихотворении нет её имени, хотя есть имя крестьянки и её сына.
Читателю самому предстоит увидеть за словами, действиями и образом крестьянки её отчаянье и горе. Она стоит прямо, потому что безропотно принимает выпавшее на её долю горе. Она понимает, что пришёл конец её душевной жизни, а на телесную жизнь она повлиять не в силах и не имеет права. В отличие от барыни, она не может позволить себе прекратить есть или работать. В еде после похорон скрыт жизнеутверждающий смысл: жизнь продолжается.
В такой детали, как доедание щей со дна горшка, заключена глубокая трагичность: сын Татьяны Вася ел из этого горшка, когда был ещё жив, для него она варила эти щи.
-
«Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
-
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Первая любовь», анализ повести Тургенева
-
«Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
-
«Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
-
«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева
По произведению: «Щи»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Насекомое
Снилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами. Между нами женщины, дети, старики… Все мы говорим о каком-то очень известном предмете – говорим шумно и невнятно.
Вдруг в комнату с сухим треском влетело большое насекомое, вершка в два длиною… влетело, покружилось и село на стену.
Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету; такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки – ярко-красные, точно кровавые.
Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапки… потом вдруг срывалось со стены, с треском летало по комнате – и опять садилось, опять жутко и противно шевелилось, не трогаясь с места.
Во всех нас оно возбуждало отвращение, страх, даже ужас… Никто из нас не видал ничего подобного, все кричали: «Гоните вон это чудовище!», все махали платками издали… ибо никто не решался подойти… и когда насекомое взлетало – все невольно сторонились.
Лишь один из наших собеседников, молодой еще, бледнолицый человек, оглядывал нас всех с недоумением. Он пожимал плечами, он улыбался, он решительно не мог понять, что с нами сталось и с чего мы так волнуемся? Сам он не видел никакого насекомого – не слышал зловещего треска его крыл.
Вдруг насекомое словно уставилось на него, взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз… Молодой человек слабо ахнул – и упал мертвым.
Страшная муха тотчас улетела… Мы только тогда догадались, что это была за гостья.
Май, 1878