Анализ стихотворения «Старый друг» Евтушенко
В стихах «Старый друг» Евгений Александрович Евтушенко размышляет о феномене дружбы, ставшей враждой.
Стихотворение датируется 1973 годом. Поэт нередко выпускает по паре новых книг в год, активно путешествует по миру, выступая с чтением стихов (в эту пору он посетил, например, Вьетнам, США и Японию). Он активно откликается на мировые события, скажем, на военный переворот в Чили. По жанру – лирика о превратностях дружбы, рифмовка сложная (в том числе, омонимическая), деления на строфы нет. Чувствуется, что стих создан на биографическом материале. Однако имя друга-недруга определить непросто. Вполне возможно, имеется в виду разрыв отношений автора с И. Бродским. Освободившегося из ссылки поэта Е. Евтушенко пригласил на свой вечер выступить перед публикой. Спустя несколько лет они неожиданно встретились в здании КГБ. И. Бродского выдворяли из СССР, Е. Евтушенко вызвали в связи с ввозом из-за рубежа запрещенных книг. Опальный поэт решил, что Е. Евтушенко явился по его делу. Значит, к его изгнанию своими показаниями тоже приложил руку. Доверие между ними больше не восстановилось. Об этом конфликте Е. Евтушенко с сожалением вспоминал и спустя много лет. «Мне снится старый друг»: так бывает, если много думать об определенном человеке днем. «Крик-исповедь у стен»: предельная откровенность, высшая степень доверия, желание высказать боль. «Кто были нам враги»: видимо, намек на оппозицию к идеологии, к карьеристам от искусства. Впрочем, автор даже горд быть костью в горле для таких людей. Он сравнивает дружбу с первой любовью. «Мы ставили на бой»: И. Бродского борцом с властью назвать трудно, он был ей просто чужд. А вот Е. Евтушенко позволял себе быть политически строптивым. Скажем, осудил ввод войск в Чехословакию в 1968 году. «Уже не та эпоха»: автор сетует, что произошедший из-за недоверия раскол бросает тень на творческую солидарность вообще. «Он, как и я, дурак»: в этом просторечной строчке – обида. «Кто прав, выяснять не стану»: впрочем, сам стих – и есть попытка договорить (теперь уже через океан). В финале поэт возвращается к мотивам начала стиха: «друг – он только старый». Лексика разговорная, местами возвышенная, интонация горькая. Череда рефренов, анафоры (мы ставили), повторы, сравнение (как плеск знамен). Противопоставление, параллелизм, ряд отрицаний, метафоричность, риторический вопрос, в финале – недосказанность.
«Старый друг» Е. Евтушенко – попытка продолжить прерванный диалог с когда-то близким человеком.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стиха Евтушенко «Со мною вот что происходит…»
Стихотворение написано набирающим популярность Е. Евтушенко в 1957 году в период растущего народного интереса к поэзии. Стихи Евгения Александровича, пробующего в ту пору силы на сцене Политехнического музея, казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов военной и послевоенной эпохи. В данном произведении поднята важная для автора как для либерала тема внутренней свободы человека. Его волнуют вещи, заставляющие людей смеяться и плакать, страдать и волноваться – все, что делает человека таковым.
Небольшое стихотворение поднимает важную философскую проблему общего и частного, единства и борьбы противоположностей. В его рамках поэт представляется тонким лириком, который давно хотел высказаться и наконец получает возможность поделиться с читателями сокровенными мыслями, затрагивая проблему всеобщей фатальной отчужденности и проводя идею предопределенности встреч и чувств. Ради справедливости отметим: кардинальное послевоенное улучшение уровня жизни не сняло важных социальных и мировоззренческих проблем, а молодой поэт-бунтарь, часто имевший аргументированное мнение о проблемах общегосударственного масштаба, не мог разобраться в тонкостях собственной натуры.
Не разделенное на строфы небольшое стихотворение напоминает высказывание единым духом. Использование частицы «вот» подчеркивает доверительность атмосферы. Лирического героя, ассоциированного с автором, мучает глубокая душевная раздвоенность, напряжение от бессмысленности жизни: он терзается чувством вины и занимается самобичеванием. Личная «система распознавания» героя дает сигнал, что с ним рядом не близкие люди, а их «заместители»; у него ощущение, что он проживает эрзац-жизнь, примеряет чужую судьбу. Окружающий мир ставится для него формой, символом и теряет живое наполнение.
Персонаж чувствует фальшь поверхностных отношений – и дружеских, и любовных. Внутренняя неудовлетворенность мешает ему быть счастливым. Герой отчаивается: он понимает, что порочный круг притворства должен быть разорван, чувствует необходимость самопожертвования, какого-то сложного решения, но не готов к ним и словно капитулирует – ждет разрешения ситуации извне. В нем происходит внутренняя борьба: приходит осознание, что решительный шаг потребует трезвого подхода к себе, определенных издержек и напряженной духовной работы.
Евгений ЕвтушенкоРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑