Особенности поэтического стиля жуковского

Особенности поэтического стиля жуковского

Возможно вам будет интересно

Я берег покидал туманный Альбиона: Казалось, он в волнах свинцовых утопал. За кораблем вилася Гальциона, И тихий глас ее пловцов увеселял. Вечерний ветр, валов плесканье, Однообразный шум и трепет парусов, И кормчего на палубе взыванье Ко страже, дремлющей под говором валов,- Все сладкую задумчивость питало. Как очарованный, у мачты я стоял И сквозь туман и ночи покрывало Светила Севера любезного искал. Вся мысль моя была в воспоминанье. Под небом сладостным отеческой земли. Но ветров шум и моря колыханье На вежды томное забвенье навели. Мечты сменялися мечтами И вдруг… то был ли сон?.. предстал товарищ мне, Погибший в роковом огне Завидной смертию, над Плейсскими струями. Но вид не страшен был; чело Глубоких ран не сохраняло, Как утро Майское веселием цвело И все небесное душе напоминало. «Ты ль это, милый друг, товарищ лучших дней! Ты ль это? — я вскричал — о, воин вечно милой! Не я ли над твоей безвременной могилой, При страшном зареве Беллониных огней, Не я ли с верными друзьями Мечом на дереве твой подвиг начертал И тень в небесную отчизну провождал С мольбой, рыданьем и слезами? Тень незабвенного! ответствуй, милый брат! Или протекшее все было сон, мечтанье; Все, все — и бледный труп, могила и обряд, Свершенный дружбою в твое воспоминанье? О! молви слово мне! пускай знакомый звук Еще мой жадный слух ласкает, Пускай рука моя, о, незабвенный друг! Твою с любовию сжимает…» И я летел к нему… Но горний дух исчез В бездонной синеве безоблачных небес, Как дым, как метеор, как призрак полуночи; Исчез,- и сон покинул очи.

Все спало вкруг меня под кровом тишины. Стихии грозные казалися безмолвны. При свете облаком подернутой луны Чуть веял ветерок, едва сверкали волны, Но сладостный покой бежал моих очей, И все душа за призраком летела, Все гостя горнего остановить хотела: Тебя, о, милый брат! о, лучший из друзей!

___________________________________________ * «Души усопших — не призрак; смертью не все оканчивается; бледная тень ускользает, победив костер.» Проперций

Анализ стихотворения «Тень друга» Батюшкова

Одним из лучших стихотворений Константина Николаевича Батюшкова считается элегия «Тень друга». Созданное в эпоху Наполеоновских войн, оно является образцом классической русской поэзии.

Стихотворение написано в 1814 году. Его автору 27 лет, он принимает участие в военной кампании в Европе против войск Наполеона. Год назад он лишился друга, с которым был знаком с 1807 года — Ивана Александровича Петина. И. Петин был убит в Битве народов под Лейпцигом.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной и смешанной рифмой (открытой, закрытой, мужской и женской). Лирический герой — сам автор в маске путника, композиция условно делится на 3 части: в первой путешественник тоскует по «отеческой земле», во второй видит призрака, в третьей — горюет о том, что видение рассеялось, размышляет о тайнах бытия.

Открывается произведение эпиграфом из римского поэта Проперция. Суть его в том, что душа — бессмертна. Лексика возвышенная, много прямой речи, многоточий, риторических вопросов и восклицаний, обращений: то был ли сон? О воин вечно милый! Тень незабвенного! О лучший из друзей! Стихотворение создано в духе европейского романтизма. Впрочем, в нем принято усматривать и особенности классицизма еще времен поэзии М. Ломоносова и Г. Державина. Туманный Альбион — перифраз Британских островов. «Небесная отчизна»: подобное выражение доказывает, что автор — христианин, мыслящий, как и апостол Павел, что «наше жительство — на небесах». Альбион (Англия), Беллона (божество войны у римлян), Гальциона (в мифологии — царская дочь, покончившая с собой после смерти мужа, ставшая птицей — зимородком), Плейсс (река под Лейпцигом).

Видение описано в духе европейского фольклора, литературной традиции. Интересно, что явившийся призрак никак не проявляет себя, не хочет что-то передать, напротив, само видение слишком коротко. Для автора очевидно одно: чело веселием цвело. Значит, вечная жизнь существует и И. Петин удостоился рая. Эпитеты: сладостном, томное, страшном, бездонное. Олицетворение: глас увеселял. Метафора: тень провождал, и я летел к нему. Сравнение: как дым, метеор, призрак. Неусеченные формы глаголов: вилася, сменялися.

Посвящение умершему другу, посмертно награжденному участнику Заграничного похода И. Петину, появилось спустя год после трагического события. Молодой поэт К. Батюшков сумел создать высокий образец печали и раздумий над тайнами жизни и смерти.

Жуковский в. а. — Любовная лирика

Но сладостным предчувствием теснится На сердце мне грядущего мечта. В. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский — один из первых поэтов-лириков, развивавших не только новые для русской поэзии жанры, но и лексику. Как поэт Жуковский прославился достаточно рано. В начале века складывается его личность, мироощущение и поэтические пристрастия. Он глубоко усваивает идеи морального самосовершенствования и личной добродетели. Это найдет достойное подтверждение в его лирике. А вы, наперсники фортуны ослепленны. Напрасно спящих здесь спешите презирать За то, что гробы их непышны и забвенны. Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.

Молодой Жуковский отдает дань романтизму, увлекаясь Шиллером и Гете, но остается равнодушным к гражданской теме. Очень рано проявилась в творчестве поэта его основная черта, ставшая потом доминирующей-мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. В стихотворении “На смерть Андрея Тургенева” Жуковский пишет:

Прости! не вечно жить! Увидимся опять; Во гробе нам судьбой назначено свиданье! Надежда сладкая! приятно ожиданье! С каким веселием я буду умирать!

Но наиболее полно талант поэта выразился в любовной лирике. Жуковский жаждал большого счастья и писал о праве человека на чувство.

Когда руки твоей столь милыми чертами Мой взор был поражен — вся сладость прежних дней, Все незабвенные часы любви твоей Воскреси предо мной! О чувств очарованье!

Личная любовная драма глубоко отпечаталась в его лирике. Невозможность личного счастья зеркально отразилась в его стихах. Вплоть до середины двадцатых годов в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной, глубокой и возвышенной любви.

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастье привиденье! Ах! счастием моим любовь твоя была!

Трагедию своей любви Жуковский понял, как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты, и его мечты рушатся.

Тобой и для одной тебя Живу и жизнью наслаждаюсь; Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь. И с чем мне жребий мой сравнить? Чего желать в столь сладкой доле? Любовь мне жизнь — ах! Я любить Еще сто крат желал бы боле.

Поэт стремится к гармонии и красоте, но нет их, к сожалению, в окружающем его мире. Человек не может победить могучие силы, стоящие на его пути к счастью.

Прекрасное погибло в пышном цвете… Таков удел прекрасного на свете!

Здесь Жуковский выражает печальную мысль о неотвратимой гибели молодости, красоты, лучезарных надежд на самом утре дней. Его мысли сжаты в афористическую формулу. Поэт искренне и глубоко страдает, и у него часто оказывался “ум с сердцем не в ладу”. Василий Андреевич утверждал, что:

…Причина всех добрых дел. Источник великого, Нам. твердость и мужество, И силу дающая. Надежда отрадная!..

Признавая несовершенство действительности, Жуковский, однако, не разуверился ни в доброте, ни в красоте, ни в человечности. В своих произведениях он, призывая к смирению и утверждая благо Промысла, сочувствует своим героям, скорбит о разлуке влюбленных, об увядании молодости, о гибели красоты. Пусть торжествует на земле несправедливость, но сердце поэта отдано нежным влюбленным, в образах которых прославляются красота, добро, горячее молодое чувство, верность и нравственная стойкость:

Я в надежде, я в смятенье; Предаю себя волнам; Счастье вижу в отдаленье; Все, что мило,- мнится — там. … Ах! в безвестном, океане Очутился мой челнок; Даль по-прежнему в тумане; «Брег невидим и далек. Для Жуковского земная жизнь содержит неразрешимые противоречия и окрашена глубокой печалью. Эти противоречия устранимы только за видимой над гранью бытия сущностью.

И во веки надо мною Не сольется, как поднесь. Небо светлое с землею… Там не будет вечно здесь.

Лирика Жуковского привлекала читателей своей открытостью и доверительностью тона. Каждый находил в ней созвучные своим мыслям и переживаниям мотивы. Лирический герой поэта близок и понятен широкому кругу читателей искренностью и чистотой помыслов, стремлением к счастью и добру, красоте и совершенству. Не его вина, что всего этого не находит в жестком реальном мире герой:

Озарился дол туманный; Расступился мрак густой; Где найду исход желанный? Где воскресну я душой? Испещренные цветами, Красны холмы вижу там… Ах! зачем я не с крылами? Полетел бы я к холмам…

Лирика Жуковского подготовила приход в русскую литературу Пушкина, Лермонтова, других замечательных поэтов. Без его поэтических исканий и находок, вероятно, не достигла бы русская поэзия своих высот.

О милых спутниках, которые нам свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностью: были.

Анализ стихотворения «Таинственный посетитель» Жуковского

Василий Андреевич Жуковский славится своей искрящейся романтической поэзией. Стихотворение «Таинственный посетитель» — наглядный пример творчества поэта середины 1820-х годов.

Стихотворение создано 1824 году. Его автору исполнился 41 год, он близок к императорскому Двору, много путешествует, но пишет реже, чем когда-то. Причин тому много: личные неприятности и невзгоды его близких друзей. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой – сам поэт, вопрошающий «таинственного гостя». Он атакует его тысячей вопросов: кто ты? Где ты? Куда исчез? Какого же призрака В. Жуковский имеет в виду? Должно быть, здесь аллегорически представлены и вдохновение, и Муза, и типично античные гении мест. Вообще, произведение проникнуто эстетикой Древнего Мира – такой, какой ее воображали себе поэты XIX века. Святая Поэзия, Предчувствие, Любовь, Дума, Надежда – вот имена того «светлого», кто слетает к людям, «подымает покрывало», «и в далекое манит». Эти метафорические фигуры олицетворены, поэт уверен, каждого человека, хотя бы раз в жизни, посещают такие «посетители».

Эпитеты самые возвышенные: лазурно-ясный, неземной, волшебной, неведомого, мечтательно. В середине стихотворения звучит горестная нота: радость показал и бросил нас; жизнь пуста, и счастье – сон. Что ж, действительно, в прошлом поэта погребена печальная тайна неразделенной любви, множество потерянных напрасно лет, череда неоправдавшихся надежд. Горше всего то, что его избранница Мария Протасова, в конце концов, призналась, что полудетское чувство прошло, она выходит замуж за другого. Олицетворения: надежда младая, приложивши перст к устам, поэзия принесла, предчувствие говорило. Все знакомо, что вдали: здесь поэт признается, что посвящал время мечтам больше, чем следовало. Он оказался совершенно не готов к прозе жизни. Интонация стихотворения патетическая, в русле традиционного немецкого романтизма. Стиль летящий, светлый, и, несмотря на грусть, без мрачного философствования и озлобления. Он по-прежнему приветствует жизнь, благодарит ее за подарки, за горестные уроки, сделавшие его мудрее, научившие его терпению, умению ценить лучшие человеческие качества.

В своем «Таинственном посетителе» В. Жуковский соединяет классическую простоту формы с философскими размышлениями об ударах судьбы, сопровождающих путь каждого человека, о редких проблесках радости, покоя, мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: