Содержание стихотворения
Некрасовское стихотворение состоит из трех равных частей, так как в каждой из них находится всего четыре стихотворные строфы. Но все эти три части соединены между собой и общими темами и идеями, а также рефреном в конце каждой части. Остановимся на содержание каждой части, которая играет немаловажную роль для понимания всего сюжета некрасовского произведения.
В первой части, после небольшого экскурса в детство и юность, автор вводит своего лирического героя, который начинает рассуждать о причинах, заставляющих оставить после себя родине только самое жалко наследие – это свое нелегкое и не безоблачное детство, да еще такая же полная лишений и страданий молодость, которые не сделали из поэта сильную личность, а лишь смогли закалить изнутри.
Этот же лирический героя во второй части пытается объяснить, почему его поэтическая муза бывает фальшивой, а ведь он никогда не был и не считал себя продажным поэтом. Но вся его неискренность происходит из-за того, что он теперь совсем одинок. Так произошло, что часть его лучших и близких друзей, которые его понимали и поддерживали, умерли, а другие просто ушли, некоторых друзей он сам оставил в покое. И вот теперь окруженному врагами и неприятелями, ему трудно не фальшивить, ведь совсем нет поддержки.
В третьей стихотворной некрасовской строфе читатель может увидеть раскаяние все того же лирического героя, который сожалеет о том, что его поэзия не оказала такого сильного влияния на народ, как он хотел бы. Но все-таки у него есть цель, самая ценная и драгоценная, ради которой и было задумано всё творчество – поэзия, и даже это небольшое стихотворение. Его огромнейшая и бескрайняя любовь к Родине, которую он смог сохранить в своей черствой и бесчувственной душе.
Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю»
Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и терроризировал домочадцев. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая довольно рано ушла из жизни. Спустя 14 лет после ее смерти, в 1855 году, Николай Некрасов опубликовал стихотоврение-посвящение «Тяжелый крест достался ей на долю…». В нем автор не только сочувствует матери, но и осуждает своего отца, который фактически лишил сына наследства. Некрасов отмечает, что он «стал ее палач», хотя эта образованная и знатная женщина отдала ему «и страсть, и молодость, и волю».
О том, какой была Елена Андреевна до замужества, автор может лишь догадываться. Однако он отчетливо помнит, какой она благодаря семейной жизни. Образ пугливой, беспомощной и лишенной собственного мнения женщины, которая «безумные, язвительные речи безропотно выслушивать должна», угнетает поэта. Лишь теперь он осознает, что жизнь матери очень сильно напоминала ад, но уже не может исправить то, что совершилось. Да и в юности, пока самый близкий и родной для Некрасова человек был жив, он не осмеливался открыто противостоять отцу. Спустя годы поэт об этом сожалеет, хотя и понимает, что не ему судить своих родителей, взаимоотношения которых складывались далеко не просто.
Отец поэта был старше матери на 13 лет и постоянно упрекал свою супругу в том, что она его не любит. Ревность достигла своего апогея к тому моменту, когда юный Некрасов уже понимал, что же на самом деле происходит. Однако он видел, что не вправе вмешиваться во взаимоотношения родителей, хотя втайне и не понимал, почему мать терпит издевательства и не дает отпора человеку, который балансирует на грани помешательства. Мать запомнилась ему прекрасной и бледной, словно статуя, которая «молчит, свои ломая руки». Все упреки эта женщина сносила с удивительным достоинством, хотя не сложно было догадаться, что происходит у нее в душе. В итоге глава семейства, упрекавший жену в том, что она сводит его в могилу, пережил Елену Андреевну на 21 год. И в этом Некрасов видит не промысел Всевышнего, а жестокость и бессердечие своего отца, который слыл деспотом и самодуром.
Не секрет, что его жестокость определила последующие мировоззрения поэта, который до конца своей жизни помогал обездоленным и униженным людям. Именно они стали главными героями его произведений, в которых автор вскрывал самые тяжелые пороки общества. Однако образ матери, который присутствует не только во многих стихах Некрасова, но и в его прозаических произведениях, окутан не только ореолом мученичества, но и наполнен внутренним светом смирения перед своею участью, что характерно для всего русского народа.
Сочинения по темам:
- Любить иных тяжелый крест анализ стихотворения Пастернака Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных.
- Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
- Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям» В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые.
- Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
- Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма» Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот.
- Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
- Анализ стихотворения Некрасова «Муза» Одним из признанных вождей демократической поэзии второй половины XIX века был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877).
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю»
Анализ стихотворения А. Н. Некрасова «Тяжелый год…»
Стихотворение «Тяжелый год – сломил меня недуг…» датировано 1855 годом, но было опубликовано только в 1856 году. Произведение относится к жанру интимной лирики: оно описывает подробности частной жизни поэта и вдохновлено ссорой и длительными мучительными отношениями с А. Я. Панаевой, которая и является адресатом стихотворения.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
инверсию – «сломил недуг», «рдеют (краснеют, горят) щеки», «не щадит враг», «стоишь ты» – придающую речи оттенок безысходности;
олицетворения – «недуг сломил», «счастье изменило», «истерзана борьбой», «уста горят», «щеки рдеют» – делают изложение выразительным и отражают личную оценку автора;
многосоюзие – «ни враг, ни друг» – создает акцент на эмоциональной изоляции лирического героя, гнетущей атмосфере всеобщего осуждения;
антонимы – «враг – друг», «беда – счастье», в том числе контекстуальные – «друг – губитель» – призваны отразить контрасты действительности, ее полярные стороны;
риторические восклицания – «…даже ты не пощадила!», «… страдалица!», «стоишь … призраком с … глазами!», «Постой!» – отражают силу и глубину чувств героя;
сравнение «стоишь призраком» иллюстрирует пропасть, образовавшуюся в отношениях – герой видит перед собой не женщину, а фантом, ее внешнее подобие;
аллитерацию – «ужасные … жестокие» – повторы согласных акцентируют внимание читателя, нагнетают внутреннее напряжение, ожидание страшной развязки;
парцелляцию – «Страдалица! стоишь ты…», созданная ею интонационная пауза позволяет выделить ключевое слово – герой жалеет любимую, он испытывает к ней нежность и сострадание, невзирая на собственную боль и возможный разрыв;
анафорический лексический повтор – «я друг, я не губитель» – придает речи исповедальность;
эпитеты – «прекрасный призрак», «безумные глаза», «необузданная речь», «ужасные упреки»;
архаизм – «уста» – высокая лексика намеренно противопоставляется смыслу скоропалительно сказанных слов.
Тема произведения – описание ситуации заболевания горловой болезнью, которая совпала по времени с размолвкой с Авдотьей Яковлевной, идея – трагическая разобщенность с любимой женщиной.
Стихотворение пронизано отчаянием: лирический герой, способствующий раскрытию авторского сознания, оказывается в состоянии, как сказали бы сегодня, тяжелой депрессии, окрашивающей действительность в темные тона. Он пытается оправдаться перед любимой, но, очевидно, безуспешно.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи о любви ✑
Николай Некрасов — Тяжелый год — сломил меня недуг
Tyazhely god — slomil menya nedug,Beda nastigla, schastye izmenilo,I ne shchadit menya ni vrag, ni drug,I dazhe ty ne poshchadila!Isterzana, ozloblena borboy,S svoimi krovnymi vragami!Stradalitsa! stoish ty predo mnoyPrekrasnym prizrakom s bezumnymi glazami!Upali volosy do plech,Usta goryat, rumyantsem rdeyut shcheki,I neobuzdannaya rechSlivayetsya v uzhasnye upreki,Zhestokiye, nepravye. Postoy!Ne ya obrek tvoi mladye godyNa zhizn bez schastya i svobody,Ya drug, ya ne gubitel tvoy!No ty ne slushayesh.
Nz;tksq ujl — ckjvbk vtyz ytleu,,tlf yfcnbukf, cxfcnmt bpvtybkj,B yt oflbn vtyz yb dhfu, yb lheu,B lf;t ns yt gjoflbkf!Bcnthpfyf, jpkj,ktyf ,jhm,jq,C cdjbvb rhjdysvb dhfufvb!Cnhflfkbwf! cnjbim ns ghtlj vyjqGhtrhfcysv ghbphfrjv c ,tpevysvb ukfpfvb!Egfkb djkjcs lj gktx,Ecnf ujhzn, hevzywtv hlt/n otrb,B ytj,eplfyyfz htxmCkbdftncz d e;fcyst eghtrb,;tcnjrbt, ytghfdst/// Gjcnjq!Yt z j,htr ndjb vkflst ujlsYf ;bpym ,tp cxfcnmz b cdj,jls,Z lheu, z yt ue,bntkm ndjq!Yj ns yt ckeiftim///
Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева
В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.
Как и «Панаевский цикл» Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) «Денисьевский цикл» раскрывает самые неожиданные стороны жизни. «О, как убийственно мы любим» у Тютчева и «Мы с тобой бестолковые люди» у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.
В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах («Пошли, господь, свою отраду» Ф. Тютчева и «Давно — отвергнутый тобою» Н. Некрасова).
Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл «Панаевский» писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.
Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл «Панаевский» создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа — Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой — были непонятны их современникам.
Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Умру я скоро
«Умру я скоро» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Стихотворение «Умру я скоро » было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.
Литературное направление и жанр
Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения — элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.
Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги — трудно не сфальшивить.
В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.
Тема стихотворения — покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.
Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.
Тропы и образы
Для лирического героя мерило успешной жизни — заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнёта рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным, муза его угрюмой. Упоминаемая в этой части долгая буря, сломившая героя, — метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.
Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил. Он ни в ком не имел опоры, друзья постигнуты жестоким жребием, одни прешли земной предел, перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.
Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутные блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).
Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом — главным, как он считал, его достоянием.
Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.
Размер и рифмовка
Средства выразительности в стихотворениях цикла
Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов «Панаевский цикл», стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.
Литературоведы и исследователи «Панаевского цикла» выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.
Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.
Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.
«Панаевский цикл» Некрасова и «Денисьевский цикл» Тютчева
Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.
Как и «Панаевский цикл» Некрасова, «Денисьевский цикл» посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.
О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.
Что нового открыли мы для себя в поэзии Некрасова?
Н. А. Некрасов открыл новую эпоху в русской поэзии — это было ясно уже его современникам. И он прежде всего так и известен: как поэт и гражданин, со всей силой своего таланта выступивший против угнетения человека человеком, против насилия и зла.
Но очень мало известно о творчестве Некрасова-лирика. Оказывается, есть у поэта поразительные по глубине и силе чувства стихотворения. Это новый для меня мир Некрасова — его интимная лирика. Большинство таких стихотворений Некрасова написаны с 1347 по 1855 годы. Это стихотворения так называемого «панаевекого цикла». Все они посвящены одной женщине — Авдотье Яковлевне Панаевой, к которой Некрасов был искренне привязан.
Стихотворения этого цикла — это исповедь глубоко любящего сердца, это вдохновенный диалог с любимой. В нем есть все: пробуждающееся чувство, нежность к любимому существу: но главное — единство чувств и мыслей поэта и его любимой.
У Некрасова есть то, чего так недостает многим любящим сердцам, — это глубокое уважение к достоинству своей избранницы, готовность стать на защиту ее чести и своей любви. Может, именно это и делает его любовь столь светлой и гармоничной.
Но, к сожалению, жизнь с повседневными мелочами, со всеми своими горестями и противоречиями вторгается в этот светлый мир. Гармония двух сердец нарушена — и это нашло свое отражение в стихах Некрасова:
…Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово…
Даже по этим четырем строкам видно, как больно воспринимал поэт разрыв со своей любимой.
И если в более ранних стихотворениях Некрасов еще надеется на сохранение любви, то в последних стихах этого цикла нота надежды уже не слышна:
Тяжелый год — сломил меня недуг,
Беда застигла, счастье изменило, —
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты меня не пощадила!
«Я друг, а не губитель твой. Но ты не слушаешь…». Тоска и безысходность слышатся в этих словах. И нет ничего, что может помочь человеку в этой беде…
Однако тема женской верности, любви, сумевшей преодолеть преграды и расстояния, тема человеческого мужества продолжает звучать в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» (1872). Это рассказ о русских женщинах-дворянках, которые по доброй воле потеряли все: свое положение в свете, расположение знакомых, любовь родных, даже своих детей, чтобы последовать за своими мужьями-декабристами, сосланными в Сибирь, быть им моральной поддержкой на каторге и в ссылке. Их называли «декабристками» и всегда — с оттенком уважения к их подвигу…
Личное в некрасовской лирике неотделимо от общественного. Возможно, это следствие глубоких душевных переживаний поэта, возможно, так отражались его политические взгляды. Но все же именно это делает некрасовскую «поэзию сердца» такой неотразимо привлекательной. И, прочитав хоть одно его лирическое произведение, уже видишь перед собой не «образцово-показательного» вождя русских демократов, а человека, со всеми присущими только человеческой душе страданиями и радостями.
И совсем по-другому воспринимается знаменитое некрасовское:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
И исчезает куда-то грусть, навеянная безысходностью последних стихотворений поэта… И хочется верить во все лучшее, светлое…