Анализ стихотворения Александра Блока «Осенний день»
17 декабря 2015
Образ родной Руси описывает поэт А.А. Блок в лирическом творении с прозаическим заголовком – «Осенний день». Уже само название дает читателю представление о последующих строках. Однако написано стихотворение было зимой, и зафиксирована точная дата – первый день нового 1909 года.
Поэт начинает повествование с короткого рассказа – вступления. В сюжете лирический герой находится на неспешной прогулке с другом «скромным». Он по-товарищески открыто делится своими потаенными размышлениями о положении страны. Беседу эту автор сравнивает с исповедью: ничего не утаивая, «изливается душа» в дружеском разговоре.
Далее следует описание окружающей двух товарищей обстановки, которая ассоциируется с не радужным состоянием всей России. Слышится крик ворона, «кашляет старуха». Это образы болезни, угасания, обреченности и темноты. Да и сами эпитеты всего произведения нагоняют черноту: «темной» названа церковь и «потемневший» день, дым рисуется в третьей строфе.
Вдруг взор героев устремляется ввысь – к журавлиному клину. Они провожают взглядом птиц до их растворения в небесной бездне. Автор задается безответным риторическим вопросом: о чем «плачет» вожак журавлей? Эхом откликается вопрошание в финале стихотворения. Здесь поэт задает более прямые и глобальные вопросы о судьбе страны.
Деревня как проекция всей России видится Блоку бедной. С плачущей женой ассоциирует он обнищалую родину. Угнетенная страна для поэта так любима и близка как родная женщина. «Не счесть» безрадостных деревень по родному краю. Но есть спасительный «костер» где-то за полями – он горит, даря надежду как символ победного конца. Клин журавлей – еще один светлый знак хорошего будущего.
«Осенний день» создан в размере разностопного ямба с белой и перекрестной рифмой. Поэзия богата эпитетами, инверсиями и метафорами. Непостижимые, туманные, даже мистические образы навевает прочтение строчек. Риторические конструкции выделяют центральные для автора мысли. С помощью окончания предложений многоточиями Блок придает стиху оттенок философичности. Он размышляет о роли России в личной судьбе, о ее настоящем, и пытается узреть языки победного пламени в будущем страны.
«Вденьхолодныйвденьосенний…»АБлок
ВденьхолодныйвденьосеннийЯвернусьтудаопятьВспомнитьэтотвздохвесеннийПрошлыйобразувидать
Яприду—инезаплачуВспоминаянесгорю
ВстречупеснейнаудачуНовойосенизарю
ЗлыевременизаконыУсыпилискорбныйдухПрошлыйвойбылыестоныНеуслышишь—япотух
Самыйогнь—слепыеочиНесожжетмечтойбылойСамыйдень—темнееночиУсыпленномудушой
АнализстихотворенияБлока«Вденьхолодныйвденьосенний…»
Вгодумосковскоеиздательство«Гриф»выпустилодебютныйсборникБлока«СтихиоПрекраснойДаме»выдержанныйпреимущественновдухесимволизмаКнигабылапосвященаЛюбовиДмитриевнеМенделеевойСнейпоэтпознакомилсяещевдетскомвозрастеблагодарятомучтососедствовалиименияихродителейВконцедевятнадцатогостолетияюныйАлександрАлександровичвлюбилсявдочьвеликогорусскогохимикаТакначалсяодинизсамыхизвестныхромановвисториирусскойлитературыдвадцатоговекаМенделееватоприближалаксебетоотталкиваламолодогопоэтакоторыйвдостижениисвоейцелипроявлялзавидноеупорствоЖелаемогоонвитогедобилсяВгодуБлокженилсянаЛюбовиДмитриевне
Лирикавошедшаяв«СтихиоПрекраснойДаме»создаваласьвпериодспогодНамировоззрениепоэтаогромноевлияниеоказалособытиеслучившеесявеснойСамБлоксчиталегосудьбоноснымиважнейшимвсвоейжизниТаинственныезнаменияизагадочныепредвестиябывалиираньшеАлександрАлександровичпризнавалсячтовиделвприродезнакиносчиталпроисходящеесубъективнымпотомустаралсяотвсехоберегатьВапрелегодапоэтупосчастливилосьиспытать«совершенноособоесостояние»НаокраинеПетербургевполезаСтаройДеревнейемусталаявлятьсяОнавпоследствииназваннаявлирикеПрекраснойДамойВеличавойВечнойЖенойТаинственнойДевойитакдалееНаПасхуБлокполучилвподарокпоэтическийсборникВладимираСергеевичаСоловьевавкоторомнашелответынабольшинствоглавныхсвоихвопросовВесенниесобытиялегливосновустихотворения«Вденьхолодныйвденьосенний…»иногдафигурирующегоподназванием«ПолезаПетербургом»ПрипомощипроизведенияБлоквыражалсобственноепредчувствиеЕмуказалосьчтонаполезаСтаройДеревнейонвернетсясовсемдругимнавсегдаизмененнымпотухшим–не«провидцемиобладателемтайны»а«поэтомичеловеком»ВоспоминанияневызовутнислезнипрежнихэмоцийНовойосенизарюлирическийгеройстихотворенияготовитсявстретитьпеснейнаудачуОбразэтотпозаимствованБлокомизтворчестваФетаИнезови–нопеснюнаудачуЛюбвизапой…
ВсерединесентябрягодаАлександрАлександровичвернулсяназаветноеполезаСтаройДеревнейОказалосьчтозлыезаконывременинеусыпилискорбныйдухчтодушаегобылапопрежнемуживаБолеетого–припомощимолитвыонавоскреслаочемБлокповедалчитателямвстихотворении«Вгородеколоколбился…»
Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний»
В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.
Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов.
Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета: И не зови – но песню наудачу Любви запой…
В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».
Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний…»
В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.
Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:
И не зови – но песню наудачу
Любви запой…
В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».
В день холодный, в день осеннийЯ вернусь туда опятьВспомнить этот вздох весенний,Прошлый образ увидать.
Я приду — и не заплачу,Вспоминая, не сгорю.Встречу песней наудачуНовой осени зарю,
Злые времени законыУсыпили скорбный дух.Прошлый вой, былые стоныНе услышишь — я потух.
Самый огнь — слепые очиНе сожжет мечтой былой.Самый день — темнее ночиУсыпленному душой. люди помогите найти эпитеты метафору олицетворение 2место сттихотворения в творчестве поэта 3 ведущая тема 4 лирический сюжет 5 проблемы 6 композиция 7 лирический герой 8 преобладающее настроение 9 жанр10 лексика 11 размер ритм и рифма способы рифмовки
сделать анализ стихотворения…Июльский полдень
Синематограф Игорь Северянин
Элегантная коляска, в электрическом биеньи, Эластично шелестела по шоссейному песку; В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи, В Ало-встречном устремленьи — это пчелки к лепестку.
А кругом бежали сосны, идеалы равноправии, Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;
И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий, Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог…
У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж».. И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок, Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер, Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер, И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр…
лыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?
СтихотворениеБлокаАА«Холодныйдень»
Холодныйдень
МывстретилисьстобоювхрамеИжиливрадостномсадуНовотзловоннымидворамиПошликпроклятьюитруду
МыминоваливсеворотаИвкаждомвиделиокнеКактяжелолежитработаНакаждойсогнутойспине
ИвотпошлитудагдебудемМыжитьподнизкимпотолкомГдепроклялидругдругалюдиУбитыесвоимтрудом
СтараясьнезапачкатьплатьяТышламежспящихнаполуНосамыйсонихбылпроклятьеВонтамвзаплеванномуглу
ТыобернуласьзаглянулаДоверчивовмоиглазаИнащекемоейблеснулаСкатиласьпьянаяслеза
НетСчастьепразднаязаботаВедьмолодостьдавнопрошлаНамскоротаетвекработаМнемолотоктебеигла
СидидашейсмотривокошкоЛюдейповсюдугониттрудАтекомутруднейнемножкоТепеснидлинныепоют
ЯблизтебяработатьстануАвосьтынеприпомнишьмнеЧтояувиделдностаканаТопяотчаяньеввине
СтихотворениеБлокаААХолодныйдень
Сюжетная линия
В первой строфе главный герой рассказывает, как он идет с другом по золотистому полю и душа прибывает в таком блаженстве, как будто он вышел из церкви после исповеди. Природа умиротворяет, а осень лучшая её пора для поэта, так как это время урожая – физического и духовного.
Далее Блок дает поэтическое описание осеннему дню, с его глухим карканьем ворон и покашливанием старухи на завалинке
Особое внимание в середине стихотворения уделим журавлиному клину, который летит во главе с вожаком в теплые страны, подальше от холода грядущей русской зимы. Автор задается вопросом, почему вожак клина плачет улетая, почему ему больно расставаться с остывающей землей, когда его ждет теплая страна и обилие корма?. Финал стиха обращение к Руси, называемой Блоком нищей, и к жене, которую называет бедной
За Русь все понятно, принципиально ничего не изменилось и в 2022 году, мы также видим вполне благополучную Москву, но сирую нищету регионов, где чиновники разворовывают 90% бюджета, а люди живут в дома, построенных пленными немцами в 1945-1947 годах
Финал стиха обращение к Руси, называемой Блоком нищей, и к жене, которую называет бедной. За Русь все понятно, принципиально ничего не изменилось и в 2022 году, мы также видим вполне благополучную Москву, но сирую нищету регионов, где чиновники разворовывают 90% бюджета, а люди живут в дома, построенных пленными немцами в 1945-1947 годах.
Почему бедная жена? В этом же году она родит мальчика Дмитрия, но он проживет всего 8 дней и есть одно большое «но» — это не был ребенок Блока, Менделеева забеременела от актера Константина Кузьмина-Караваева. Знал ли это Блок? Думается да, но жену ему все равно жаль, так как совместных детей у них не было.
СтихотворениеБлокаАА «Холодныйдень»
Холодныйдень
Мывстретилисьстобоювхраме Ижиливрадостномсаду Новотзловоннымидворами Пошликпроклятьюитруду
Мыминоваливсеворота Ивкаждомвиделиокне Кактяжелолежитработа Накаждойсогнутойспине
Ивотпошлитудагдебудем Мыжитьподнизкимпотолком Гдепроклялидругдругалюди Убитыесвоимтрудом
Стараясьнезапачкатьплатья Тышламежспящихнаполу Носамыйсонихбылпроклятье Вонтамвзаплеванномуглу
Тыобернуласьзаглянула Доверчивовмоиглаза Инащекемоейблеснула Скатиласьпьянаяслеза
НетСчастьепразднаязабота Ведьмолодостьдавнопрошла Намскоротаетвекработа Мнемолотоктебеигла
Сидидашейсмотривокошко Людейповсюдугониттруд Атекомутруднейнемножко Тепеснидлинныепоют
Яблизтебяработатьстану Авосьтынеприпомнишьмне Чтояувиделдностакана Топяотчаяньеввине
СтихотворениеБлокаААХолодныйдень
Анализ стихотворения Блока «Осенний день» 1 вариант
Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г., включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.
Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» – герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.
Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, – крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина
Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня
Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».
В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом – образом далекого костра, разведенного на лугу.
Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.
В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.
«Вденьхолодныйвденьосенний…»АБлок
ВденьхолодныйвденьосеннийЯвернусьтудаопятьВспомнитьэтотвздохвесеннийПрошлыйобразувидать
Яприду—инезаплачуВспоминаянесгорю
ВстречупеснейнаудачуНовойосенизарю
ЗлыевременизаконыУсыпилискорбныйдухПрошлыйвойбылыестоныНеуслышишь—япотух
Самыйогнь—слепыеочиНесожжетмечтойбылойСамыйдень—темнееночиУсыпленномудушой
АнализстихотворенияБлока«Вденьхолодныйвденьосенний…»
Вгодумосковскоеиздательство«Гриф»выпустилодебютныйсборникБлока«СтихиоПрекраснойДаме»выдержанныйпреимущественновдухесимволизмаКнигабылапосвященаЛюбовиДмитриевнеМенделеевойСнейпоэтпознакомилсяещевдетскомвозрастеблагодарятомучтососедствовалиименияихродителейВконцедевятнадцатогостолетияюныйАлександрАлександровичвлюбилсявдочьвеликогорусскогохимикаТакначалсяодинизсамыхизвестныхромановвисториирусскойлитературыдвадцатоговекаМенделееватоприближалаксебетоотталкиваламолодогопоэтакоторыйвдостижениисвоейцелипроявлялзавидноеупорствоЖелаемогоонвитогедобилсяВгодуБлокженилсянаЛюбовиДмитриевне
Лирикавошедшаяв«СтихиоПрекраснойДаме»создаваласьвпериодспогодНамировоззрениепоэтаогромноевлияниеоказалособытиеслучившеесявеснойСамБлоксчиталегосудьбоноснымиважнейшимвсвоейжизниТаинственныезнаменияизагадочныепредвестиябывалиираньшеАлександрАлександровичпризнавалсячтовиделвприродезнакиносчиталпроисходящеесубъективнымпотомустаралсяотвсехоберегатьВапрелегодапоэтупосчастливилосьиспытать«совершенноособоесостояние»НаокраинеПетербургевполезаСтаройДеревнейемусталаявлятьсяОнавпоследствииназваннаявлирикеПрекраснойДамойВеличавойВечнойЖенойТаинственнойДевойитакдалееНаПасхуБлокполучилвподарокпоэтическийсборникВладимираСергеевичаСоловьевавкоторомнашелответынабольшинствоглавныхсвоихвопросовВесенниесобытиялегливосновустихотворения«Вденьхолодныйвденьосенний…»иногдафигурирующегоподназванием«ПолезаПетербургом»ПрипомощипроизведенияБлоквыражалсобственноепредчувствиеЕмуказалосьчтонаполезаСтаройДеревнейонвернетсясовсемдругимнавсегдаизмененнымпотухшим–не«провидцемиобладателемтайны»а«поэтомичеловеком»ВоспоминанияневызовутнислезнипрежнихэмоцийНовойосенизарюлирическийгеройстихотворенияготовитсявстретитьпеснейнаудачуОбразэтотпозаимствованБлокомизтворчестваФетаИнезови–нопеснюнаудачуЛюбвизапой…
ВсерединесентябрягодаАлександрАлександровичвернулсяназаветноеполезаСтаройДеревнейОказалосьчтозлыезаконывременинеусыпилискорбныйдухчтодушаегобылапопрежнемуживаБолеетого–припомощимолитвыонавоскреслаочемБлокповедалчитателямвстихотворении«Вгородеколоколбился…»
«Вденьхолодныйвденьосенний…»АБлок
ВденьхолодныйвденьосеннийЯвернусьтудаопятьВспомнитьэтотвздохвесеннийПрошлыйобразувидать
Яприду—инезаплачуВспоминаянесгорю
ВстречупеснейнаудачуНовойосенизарю
ЗлыевременизаконыУсыпилискорбныйдухПрошлыйвойбылыестоныНеуслышишь—япотух
Самыйогнь—слепыеочиНесожжетмечтойбылойСамыйдень—темнееночиУсыпленномудушой
АнализстихотворенияБлока«Вденьхолодныйвденьосенний…»
Вгодумосковскоеиздательство«Гриф»выпустилодебютныйсборникБлока«СтихиоПрекраснойДаме»выдержанныйпреимущественновдухесимволизмаКнигабылапосвященаЛюбовиДмитриевнеМенделеевойСнейпоэтпознакомилсяещевдетскомвозрастеблагодарятомучтососедствовалиименияихродителейВконцедевятнадцатогостолетияюныйАлександрАлександровичвлюбилсявдочьвеликогорусскогохимикаТакначалсяодинизсамыхизвестныхромановвисториирусскойлитературыдвадцатоговекаМенделееватоприближалаксебетоотталкиваламолодогопоэтакоторыйвдостижениисвоейцелипроявлялзавидноеупорствоЖелаемогоонвитогедобилсяВгодуБлокженилсянаЛюбовиДмитриевне
Лирикавошедшаяв«СтихиоПрекраснойДаме»создаваласьвпериодспогодНамировоззрениепоэтаогромноевлияниеоказалособытиеслучившеесявеснойСамБлоксчиталегосудьбоноснымиважнейшимвсвоейжизниТаинственныезнаменияизагадочныепредвестиябывалиираньшеАлександрАлександровичпризнавалсячтовиделвприродезнакиносчиталпроисходящеесубъективнымпотомустаралсяотвсехоберегатьВапрелегодапоэтупосчастливилосьиспытать«совершенноособоесостояние»НаокраинеПетербургевполезаСтаройДеревнейемусталаявлятьсяОнавпоследствииназваннаявлирикеПрекраснойДамойВеличавойВечнойЖенойТаинственнойДевойитакдалееНаПасхуБлокполучилвподарокпоэтическийсборникВладимираСергеевичаСоловьевавкоторомнашелответынабольшинствоглавныхсвоихвопросовВесенниесобытиялегливосновустихотворения«Вденьхолодныйвденьосенний…»иногдафигурирующегоподназванием«ПолезаПетербургом»ПрипомощипроизведенияБлоквыражалсобственноепредчувствиеЕмуказалосьчтонаполезаСтаройДеревнейонвернетсясовсемдругимнавсегдаизмененнымпотухшим–не«провидцемиобладателемтайны»а«поэтомичеловеком»ВоспоминанияневызовутнислезнипрежнихэмоцийНовойосенизарюлирическийгеройстихотворенияготовитсявстретитьпеснейнаудачуОбразэтотпозаимствованБлокомизтворчестваФетаИнезови–нопеснюнаудачуЛюбвизапой…
ВсерединесентябрягодаАлександрАлександровичвернулсяназаветноеполезаСтаройДеревнейОказалосьчтозлыезаконывременинеусыпилискорбныйдухчтодушаегобылапопрежнемуживаБолеетого–припомощимолитвыонавоскреслаочемБлокповедалчитателямвстихотворении«Вгородеколоколбился…»
Анализ стихотворения Блока «Осенний день»
Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г., включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.
Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» — герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.
Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, — крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина
Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня
Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».
В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом — образом далекого костра, разведенного на лугу.
Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.
В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.
Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю…
Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо, только слышен кашель старухи и карканье ворона — тревожные звуки, от которых могут появиться печальные мысли. Кстати, ворон не протсо каркает, а зовет своих товарищей. А по приметам вороны слетаются на какое-то печальное событие. Тут можно предположить смерть той самой старухи. Тут же плачет вожак улетающих из «охладевшей» России журавлей.
Поэт задается вопросом, о чем плачет птица. Этот вопрос автор повторяет в разных вариациях четыре раза. Он обращает его к своей бедной жене, которая тоже горько заплакала. Также герой, ощущая связь грустного осеннего пейзажа и судьбы страны, обращается к своей «нищей» Родине. Он спрашивает, что она значит для сердца. То есть, почему расствавание с ее унылыми пейзажами вызывает тоску, а не логичную радость. Поэт смотрит на бесконечные низкие, то есть бедные деревни. День темнеет, зажигают костер… он горит далеко в сумерках, будто звезда надежды. Дым стелится по земле — это по народной примете к ненастью.
Показаны в стихотворение не только мыли поэта, не только то, что можно увидеть глазами, но и ощущения. Передано задумчивое, несколько медитативное состояние.
Пара идет неспешно, провожает журавлиный клин взглядом, день кажется им высоким, хотя серое осеннее небо и не может быть высоким, здесь речь о поэтической грусти, которая возвышает. Рождаются мысли об увядании, переходе в сонное состояние зимы. Этой явно поздней осенью, по выражению поэта, душа изливается, то есть легко излить душу, рассказать все самое сокровенное, как священнику в церкви. И эта церковь не праздничная, а темная. Все символично.
Анализ стихотворения Осенний день по плану