Анализ стихотворения В дороге Тургенева 6 класс
За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.
Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение «В дороге». Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.
Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию.
И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.
Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.
Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям ещё и соответствует погода, а именно осень.
Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.
Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.
Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.
В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.
Основные темы и идеи, затронутые в «В дороге»
В романе «В дороге» Ивана Тургенева затронуты различные темы и идеи, которые пронизывают сюжет и действия главных персонажей. Приведем основные из них:
1. Раскрытие различий между городской и сельской жизнью:
Одной из ключевых тем романа является сравнение и анализ различных стилей жизни их представителей. Путешествие главного героя по родным местам позволяет ему взглянуть на свою родину и на себя со стороны, а также сравнить привычную ему городскую жизнь с условиями сельского быта. Различные социальные уровни, мировоззрения и нравы персонажей помогают автору исследовать взаимодействие и противопоставление между городским и сельским обществом.
2. Потеря ценностей и несостоятельность романтизма:
Роман «В дороге» является продолжением темы утраты и разочарования, которая прослеживается во многих произведениях Тургенева. Взаимоотношения героев, их стремление к счастью и идеалам часто разбиваются о социальные, экономические или личные преграды. Тем самым автор показывает сложность достижения счастья и иллюзорность романтических идей.
Таким образом, «В дороге» является глубоким произведением, в котором тургеневский реализм и рефлексия объединяются для обозначения сложности человеческого бытия и поиска истинных ценностей.
Средства выразительности
Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.
-
Сравнения –
“ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
-
Эпитеты –
“удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.
Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.
В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет
.
История создания
Историю в стихах, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.
Когда молодой стихотворец показал свое произведение известному критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал эти стихи превосходными.
Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.
Стиль и особенности стихотворения «В дороге»
Строфическое стихотворение «В дороге» Ивана Тургенева отличается своеобразной гармонией звуков и образов, что делает его уникальным произведением в литературе XIX века.
Использование приемов звукописи
В стихотворении «В дороге» Тургенев использует широкий спектр звукописных приемов, создавая музыкальную и ритмическую симфонию. Частая смена гласных и согласных звуков, повторы звуков, аллитерации и ассонансы насыщают стихотворение эмоциональными и звуковыми оттенками.
Кроме того, автор активно использует междусловные рифмы и звуковые повторы, что усиливает эффект музыкальности и единства стихотворения.
Образность и синтез музыки и поэзии
Тургенев в своем стихотворении «В дороге» достигает удивительного синтеза музыкальности и поэтичности. Он создает образы природы и человека, используя яркие метафоры, эпитеты и многозначные слова.
Каждая строфа стихотворения представляет собой отдельную картину, позволяя читателю ощутить красоту и гармонию окружающего мира. Тем самым, автор передает свои эмоции и настроение посредством языка и звукописи.
Комбинация звуков и образов в стихотворении «В дороге» создает неповторимую атмосферу и позволяет читателю вместе с автором погрузиться в мир природы и полностью осознать ее красоту и величие.
4 вариант
Автор написал огромное количество разных произведений. Среди них были и баллады, поэмы, шуточные послания, а также и пародии. Если другие признавали его произведения талантом, то сам автор про себя такого сказать не мог. Имеется несколько стихотворений, на которые была наложена музыка и они стали прослушиваться намного сильнее и пронзительнее, чем раньше. Из всего читатели могут понять всю жизнь и судьба каждого из героев.
Произведение Тургенева «В дороге» больше всего относится к тем событиям, которые происходили очень давно и их уже вернуть невозможно, хотя порой очень хочется это сделать. Это первое стихотворение, в котором рассказывается о женщине, которая родилась и выросла в России и испытала на себе все тяготы этой жизни, да и судьба у нее была не такая уже простая, как это может показаться многим. Мечтами или мыслями он возвращается туда, где находится его любовь, и ему хочется опять окунуться туда, но все уже ушло.
Сначала стихотворения, как только у него появляются все эти мысли, он сначала погружается в них, а потом просит ямщика немного отвлечь его от всех этих мыслей и рассказать что-нибудь свое интересное и задорное. Ямщик сразу же вспоминает про свою любимую жену и начинает рассказывать о ней.
Из всего этого читатель узнает всю жизнь обычной крестьянки. Ее родители были богатыми и поэтому они могли позволить себе все что пожелают. Этого же и могла позволить и их дочь. У нее была подруга, с которой они вместе выросли. Но на этом их судьба разошлась в разные стороны. Одна женщина отыскала свою любовь и счастливо вышла замуж, а вторую девушку выдали насильно замуж и они уехали навсегда за границу.
Все события происходят в осеннее время. И это очень ярко и красочно описывает Тургенев. Именно в это время года ему нужно было отправляться в путь, и при создании произведения он решил изобразить именно этот момент. Именно сейчас, когда прошло очень много времени он готов вернуться назад и все поменять, чего раньше не сделал по каким-то определенным причинам, а может быть, просто не хотел. Из всего этого можно понять, что жизнь течет очень быстро и порой человек этого не ощущает сначала, а это начинает ощущаться немного позже.
Та женщина, которая была богатой стала обычной крестьянкой. И теперь ей приходилось не только работать в поле, но еще и прислуживать за боярынями. Кроме этого ей приходилось косить траву в поле, а ведь раньше она никогда не держала косу в руках и делать этого не умела.
Анализ стихотворения В дороге по плану
Вариант 2
В стихотворении «В дороге» Тургенев показывает нам картину туманного утра в осеннее время года. Но основная тематика состоит вовсе не в этом. Автор делится читателем своими душевными переживаниями и воспоминаниям. У каждого из нас, так или иначе, имеются воспоминания, о которых мы вспоминаем с грустной улыбкой. Это и люди, с которым мы больше, по тем или иным причинам, никогда не увидимся, это и места, в которые мы никогда не вернемся. Но всё это занимает огромное место в нашей душе, и каждый раз, когда мы открываем эту «шкатулку с воспоминаниями», нас будто бы уносит в те самые беззаботные дни, когда все было хорошо и будущее было туманным, но, тем не менее, радостным.
Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь.
Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе.
Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть.
Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять.
История романса
Тургеневское стихотворение «В дороге» стало основой для прекрасного и лирического романса. Но так как сразу несколько композиторов вдохновились стихами и положили их на музыку, в разных концертных залах можно услышать различное его исполнение.
Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.
Все вместе они и сочинили необычно красивую мелодию на это произведение. В том же году в одном из журналов эта мелодия была напечатана. Это был журнал «Кругозор» за 1971 год. Автором музыки был назван Эраст. Он погиб в боях, но музыка, автором которой он является, звучит до сих пор. Этот романс родился благодаря уникальному таланту двух одаренных и эмоциональных людей: необычного талантливого мастера слова Ивана Тургенева и самого обычного музыканта-композитора, который не имел профессионального музыкального образования, но очень любил музыку, офицера гвардии Эраста Аггеевича Абаза.
По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.
Так или иначе, коллективное творчество одаренных людей дало жизнь чудному роману, который исполняется до сегодняшнего дня.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 17.
Иван Сергеевич Тургенев в большей степени известен читателям прозаическими произведениями. Знаменитым его сделали произведения крупной формы: повести, романы. Но в его творчестве нашлось место и поэтической лирике, хотя сам автор считал, что его таланта недостаточно для красочной поэзии. Он пробовал себя в различных жанрах: элегии, баллады, экспромты, пародии, мадригалы.
Интересно то, что стихотворение «В дороге», написанное молодым Тургеневым, кажется очень зрелым. Будто написано оно не двадцатипятилетним мужчиной, а умудрённым жизненным опытом человеком, который пожил на свете и хорошо знает цену жизни, воспоминаниям, встречам и расставаниям.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».
- Анализ стихотворения Осень Некрасова
- Анализ стихотворения Прости Некрасова В году 1842 году Некрасов встречает женщину, которая полностью переворачивает его жизнь. Авдотья Панаева являлась одной из самых красивых девушек того общества и того времени
- Анализ стихотворения Я выросла Барто Произведение является составной частью лирического творчества поэтессы, посвященного детям. Композиционная структура стихотворения отличается простотой и ясностью и состоит из пяти четверостиший
- Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца
Художественные средства
В тургеневском стихотворении композиция интересна и своеобразна. Текст имеет некую рамочную конструкцию, в которой основное содержание как бы обрамляется природным фоном. И вот здесь на первую роль выходит глагол «вспомнить», который встречается в тексте пять раз. Это один из элементов композиции. Рядом с ним стоят слова, которые помогают понять, что все осталось в прошлом. Например, если речь идет о времени, которое вспоминает, то это было, если всплывают и вспоминаются лица, то он позабытые уже давно, и вообще, вспоминается лирическому герою лишь только далекое.
В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски
Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное
Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть. Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.
Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:
✚ Антитеза. Например, автор использует следующие пары слов: робко – жадно, а если речь идет о встречах, то они первые — последние. ✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.
✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.
✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.
Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю.
Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.
Композиция
Стихотворение имеет зачин и концовку, а в центре находится монолог ямщика, его рассказ о жене.
Зачин – просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.
История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, выдав замуж за мужика. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной и от этого страдала и чахла.
Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, саркастически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд сюжете, глубоко трогает душу.
«В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера .
Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.
Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое…». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С. Есенина — «седины пасмурного дня»).
Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.
Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые». И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».
Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.
И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.
Возможно вам будет интересно
Это произведение было создано летом 1891 года, стихотворение написано в особом лирическом тоне, которое приобретается благодаря использованию слова «мы». Так автор моделирует существующее пространство, которое
Стихотворение Есенина «С добрым утром» было написано в 1914 г. В этот период в произведениях Есенина еще нет философских размышлений, печали, тоски. Его творчество окрашено исключительно радостными счастливыми красками
Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет
Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет
Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы.
-
Мы сами выбираем как нам жить стих
-
Автор твоих стихов минус
-
Песня на стихи есенина хулиган текст
-
Дети войны стихи песни
- Все мои песни и стихи тебе обязаны
Вариант 2
Строфа “В дороге” И.С. Тургенева – это краткий, но глубокий образец поэзии, который описывает путешествие героя через жизнь. Стихотворение наполнено метафорами и символами, которые помогают читателю понять главную идею произведения.
Первая строфа говорит о том, что жизнь это путешествие, которое начинается с рождения и заканчивается смертью. Герой стихотворения идёт по дороге жизни, которая полна разных событий и испытаний. Он не знает, что ждёт его впереди, но продолжает идти вперёд, не останавливаясь на месте.
Вторая строфа описывает трудности, которые встречаются на пути героя. Он сталкивается с разными препятствиями, но не сдаётся и продолжает идти вперёд. Герой понимает, что жизнь полна испытаний, но он готов пройти через них, чтобы достичь своей цели.
Третья строфа говорит о том, что герой находит своё место в жизни. Он понимает, что каждый человек должен найти свой путь в жизни и идти по нему. Герой начинает жить полной жизнью, наслаждаясь каждым моментом и не жалея о прошлом.
Четвёртая строфа описывает, как жизнь полна разных людей и событий. Герой встречает на своём пути разных людей, которые помогают ему стать лучше и сильнее. Он понимает, что каждый человек имеет свою историю и свой путь в жизни.
Пятая строфа заключает в себе главную идею стихотворения – жизнь это путешествие, и каждый человек должен идти своим путём, не останавливаясь на месте. Герой понимает, что жизнь это не просто путь, а настоящее приключение, которое нужно прожить до конца.
Шестая строфа говорит о том, что жизнь полна разных возможностей. Герой понимает, что каждый день может быть новым приключением, и он готов идти вперёд, чтобы узнать, что ждёт его завтра.
Седьмая строфа описывает, как герой находит свою судьбу. Он понимает, что каждый человек имеет свою судьбу, и что его судьба это именно то, что он делает в жизни.
Восьмая строфа говорит о том, что жизнь это не только путешествие, но и учеба. Герой понимает, что каждый день он учится чему-то новому, и что это помогает ему стать лучше и сильнее.
Девятая строфа заключает в себе мысль о том, что жизнь это не только путешествие, но и любовь. Герой понимает, что любовь это то, что делает жизнь настоящей и полной смысла.
Десятая строфа говорит о том, что жизнь это путешествие, которое нужно прожить до конца. Герой понимает, что каждый человек имеет свой путь в жизни, и что его задача это пройти свой путь до конца, не останавливаясь на месте.
Средства выразительности
Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:
-
Сравнения
– “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”. -
Эпитеты
– “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.
Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.
В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.
Анализ стихотворения «В дороге» Н. А. Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «В дороге» — первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский.
В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу.
Далее по контрасту с этой установкой начинается рассказ о судьбе жены ямщика. Таким образом, читатель имеет возможность узнать о жизни крестьянской женщины, выросшей в богатом доме, из уст ее мужа, человека, который хорошо знает ее судьбу и даже в чем-то сочувствует ей. Из второй строфы произведения читатель узнает, какая непреодолимая пропасть лежит между жизнью богатой барышни и холопки. Девочки выросли вместе, играли и учились хорошим манерам. А потом одна из них вышла замуж и уехала в Питер, а другую насильно выдали замуж за человека ее сословия. Привыкнув к господской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас. да куды!» Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяжелых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалит через месяц в могилу. ». Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает нам тяжелое положение русской крестьянки. Ямщик считает, что судьба у его жены еще не самая тяжелая, гордится, что почти не бил ее: «А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку. ». Какова же тогда жизнь остальных женщин? Н. А. Некрасов не пишет об этом в данном стихотворении, но читатель сам может легко догадаться, что судьба жены ямщика далеко не самая тяжелая и беспросветная. Однако, по мнению ее мужа, ей все-таки тяжелее, чем другим крестьянкам, потому что она познала хорошую жизнь в господском доме
Автор же, несомненно, имеет иное мнение: он стремится привлечь внимание к проблеме социальной несправедливости