История создания
Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:
В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!
Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.
Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.
Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.
Композиция
Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.
Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.
Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.
Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.
Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока
Стихотворение А. Блока «Осенняя воля» (1905 г.) напрямую связано с революционными событиями в России. В это время поэт окончательно порывает с мистицизмом и обращается к патриотической теме. На первом этапе революционного движения 1905 г. Блок горячо поддерживал стихийные выступления. Он идеализировал революцию и считал, что только так русский народ обретет долгожданную свободу, которую он отождествлял с древнерусской вольницей.
Лирический герой, судя по всему, выходит из заключения («окно тюрьмы»). Возможно, это всего лишь художественный образ, символизирующий обретение внутренней свободы. Так или иначе, для него открыта широкая дорога. На первый взгляд хмурый осенний пейзаж не предвещает ничего хорошего («битый камень», «глины скудные пласты»). Лирический герой отмечает, что непогода «обнажила кладбища земли»
Но он обращает внимание на «красный цвет», который несомненно символизирует революционное движение. Именно это позволяет герою веселиться и с надеждой продолжать свой нелегкий путь
Автор задает себе вопрос: кто побудил его вступить на эту дорогу? Он с гордостью признается, что сам выбрал этот путь. Лирический герой с радостью окунается в грубый мир «Руси пьяной». Он хочет раствориться в огромной массе простого народа, почувствовать на себе его нелегкую жизнь. В произведении появляется мотив бесшабашной удали, который в дальнейшем блестяще разработает С. Есенин.
В последних двух строфах Блок уже прямо выражает свою любовь к родине. Поэт с горечью признает, что на Руси еще слишком много печали и страданий. Это вызывает у него слезы. Но родину нельзя не полюбить. Только в ее «далях необъятных» можно найти покой и понимание.
Произведение «Осенняя воля» очень близко по смыслу и идейной направленности стихотворениям и . Блок развивает тему искренней любви к нищей и серой России, резко отличающуюся от официального казенного патриотизма. Он замечает все недостатки своей несчастной страны, но они только усиливают его трепетное отношение к ней. Новаторскими являются скрытые намеки автора на неизбежность и радостное ожидание грядущей революции. Ведущую роль в ней будут играть все отверженные обществом «свободные, юные, статные» люди, которые не представляют себе жизни без родины.
Родина в лирике Блока
Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.
Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.
Высокие идеалы в лирике Блока очень ярко проявляются в цикле произведений «На поле Куликовом». Поэт невероятным образом сочетает здесь современность, исторические события и символизм.
За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.
Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»
Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.
Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.
Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.
Средства выразительности
Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности
- Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
- Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
- Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
- Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
- Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
- На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
- Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
- Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).
- https://nauka.club/literatura/v-restorane-blok.html
- https://literaguru.ru/razbor-poeticheskogo-proizvedeniya-a-a-bloka-v-restorane/
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/v-restorane.html
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-v-restorane-a-a-blok.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/v-restorane-blok/
Тема и основная идея
Главной темой стихотворения является любовь, красной нитью проходящая через все творчество Блока. Здесь она носит некий волнообразный характер. Автор то разочаровывается в ее идеальности, то снова заставляет себя поверить, что пусть мир и не идеален, но и не так уж плох, если в нем все есть хотя бы намек на взаимность.
Главной идеей «В ресторане» является осознание несовершенства существующих реалий и разрушение сформировавшихся идеалов автора. Строки «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо аи» представляют собой визуализацию основной идейной составляющей произведения. Здесь поэт как бы демонстрирует, что порочная реальность омрачила чувственный идеал, но золото игристого вина, все же обрамляет ее своей красотой и вселяет надежду.
Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.
Средства выразительности
Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:
-
Эпитеты
– “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”. -
Сравнения
– “золотой как небо”, “словно сон мой”. -
Метафоры
– “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.
Темы, проблемы, настроение
Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.
Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.
За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.
Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.
Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.
Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.
Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.
Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.
- 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
- 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
- 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни.
- 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
- 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
- 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.
Любовная лирика Блока
Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.
При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.
Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.
В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.
Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.
История создания
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.
Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.
Образы и символы
Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.
Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.
Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.
Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.
Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.
Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.
В описании дамы также можно заметить некое подобие.
Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.
Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.
Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане». Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни
Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность
Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.
Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.
Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.
Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши.Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.
Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.
Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.
Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».
Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.
Особенности и своеобразие лирики Блока
Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.
Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.
Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.
Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.
Ранняя лирика Блока
Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.
Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.
Идеалы и страшный мир в лирике Блока
В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.
Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.
Основная идея
Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.
Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.
Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.
История создания
Для Блока 1910 год выдался не самым простым. Сложные отношения в семье, больная мать, смерть Л.Н. Толстого и М.А. Врубеля. Кроме того, на сцену литературных подмостков выходит футуризм, чуждый для поэта символиста.
Стихотворение «В ресторане» входит в цикл поэта «Страшный мир» и является своеобразным продолжением его «Незнакомки». Согласно различным данным, есть две версии того, кому оно посвящено. Одни исследователи полагают, что в произведении речь идет о супруге одного из известных артистов того времени Марии Нелидовой, другие считают, что так поэт описывал актрису Ольгу Судейкину.