Средства выразительности
В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:
- Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
- Оксюморон – “тихой славы“.
- Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
- Обращение – “мой друг”.
- Инверсия – “власти роковой“.
Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
«Желание славы» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Желание славы» написано в 1825 г. в северной ссылке и посвящено Е. К. Воронцовой, в которую Пушкин был влюблен в период южной ссылки. В тексте упоминаются «слезы, муки, измены, клевета», павшие на главу лирического героя. Предполагается, что это намек на вероломный поступок друга Пушкина А. Н. Раевского, рассказавшего графу Воронцову об увлечении Пушкина его женой. По мысли Пушкина, поступок друга стал причиной высылки из Одессы в Михайловское.
Напечатано в 1825 г. в «Соревнователе просвещения
и благотворения».
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Желание славы» относится к жанру интимной лирики. Лирический герой, подобно любому романтическому герою, одинок, устал «от долгих бурь», оклеветан и находит отраду только в любви. Пережив череду несчастий, он не остался прежним, а изменился, у него появилась новая жизненная цель, тоже романтическая — поразить возлюбленную славой. Пушкин ассоциирует себя с лирическим героем.
Стихотворение близко к романтическому направлению.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой
части лирический герой равнодушен к славе, удален от суетного мира . Для героя важны только отношения с возлюбленной. Он даже забывает о грядущей разлуке.
Вторая часть отделена от первой риторическими вопросами и восклицательным предложением. После несчастий, обрушившихся на лирического героя, все затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.
Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни — желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.
Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения — сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоенный любовью не желает славы.
Последнее — о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.
Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.
Тема стихотворения — любовь и слава. Основная мысль: поглощенный любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нем.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.
Тропы и образы
Стихотворение написано высоким стилем. Пушкин использует старославянизмы и создает близкие к библейским образы, перенося их на собственную жизненную ситуацию: не внимал упрекам и похвалам, руку на главу наложив, нет грядущего, внимать гласу верному, моленья в минуты разлученья.
Для лирического героя любовь, описанная в стихотворении, — самое главное событие. Он сосредоточен на собственных переживаниях. Свою жизненную позицию он передает с помощью метафор и метафорических эпитетов: удален от ветреного света, суетное прозвание поэта, устав от долгих бурь, не внимал жужжанью упреков и похвал, стесненное молчание, полон наслажденьем, все обрушилось на главу.
Состояние лирического героя после жизненных потрясений Пушкин сравнивает с состоянием путника, застигнутого молнией в пустыне.
Чувства и смятение возлюбленной Пушкин передает с помощью ряда вопросов, которые она задает в минуту любовного свидания: счастлив ли он, не полюбит ли другую, не забудет ли ее. На все эти вопросы лирический герой не отвечает, потому что для него они риторические.
Когда влюбленных разлучают обстоятельства, лирический герой и рад бы не молчать, но любимая его далеко. Герой хочет, чтобы ее слух был поражен его именем, окружить ее собою . Величие желаемой славы Пушкин описывает с помощью гиперболы: «Все вокруг звучало обо мне».
Таким образом, тишина первой части, в которой лирический герой упоен негой и любовью и молчит, слушая шепот милой, сменяется громкими звуками славы, которая окружает любимую после разлуки. А возлюбленная, в свою очередь, молчит, разлученная, и вспоминает о любви. По мысли Пушкина, данное стихотворение и должно было стать одним из тех посланий, которые дойдут до возлюбленной и поразят ее слух.
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.
Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.
Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.
Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.
Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придёт ли мой конец?» Конец, конечно, придёт, но его можно отсрочить.
Анализ стихотворения «Желание»
Стихотворение «Желание» Александра Пушкина остается великолепным произведением, в котором поэт тонко воплощает свои чувства и переживания. Это стихотворение не только отражает трагическую сторону несчастной любви, но и подчеркивает глубину эмоционального мира поэта, его восприятие времени и особенности взаимоотношений.
Загадочный мир Пушкинских стихов раскрывает свои тайны в строках «Медлительно влекутся дни мои». Это медленное течение времени создает ощущение, будто каждый момент налаживает собой невыразимую грусть. Страдания, возникающие из неудовлетворенной любви, словно вращаются в унылом сердце героя, умножаясь с каждым мгновением.
Тоска, как ключевой элемент стихотворения, предстает перед читателем в виде болезненных воспоминаний: «И каждый миг в унылом сердце множит / Все горести несчастливой любви». Здесь Пушкин виртуозно передает не только бурю чувств, но и беспокойство, охватившее его внутренний мир. Мечты безумия тревожат, создавая эмоциональное напряжение, которое словно парализует душу.
Герой, погруженный в свой мир тоски, выбирает молчание, ибо «не слышен ропот мой». Это молчание становится своего рода прибежищем, где душа автора раскрывает свою горечь и боль через слезы. Слезы становятся источником утешения, где даже в самых горьких моментах находится нечто, что приносит благодать и наслаждение.
«О жизни час! лети, не жаль тебя» – эти строки выражают готовность отрешиться от жизни, пустого привидения, ради сохранения чистоты чувств. Герой возвышается над самой жизнью, ставит любовь выше, готов умереть, но умереть, сохраняя в себе свет любви.
Стихотворение «Желание» несет в себе не только глубокие эмоции молодого Пушкина, но и является свидетельством его поэтического мастерства. Каждая строка стихотворения — это не только отголосок первой любви, но и взгляд в душу великого поэта, который смог найти красоту в своем страдании и преобразить его в великолепное поэтическое произведение.
Композиция
Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.
Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».
Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.
Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!
Анализ стихотворения Пушкина «Желание»
Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869) приходилась сестрой однокласснику Пушкина по Царскосельскому лицею. Вместе с матерью она часто навещала брата. Девушка подолгу жила в Царском селе, нередко блистала на лицейских балах. Согласно воспоминаниям современников, у нее было прелестное лицо и дивный стан. Кроме того, Бакунина обладала особенным очарованием, имела талант к рисованию. Екатерина Павловна покорила сердце Пушкина и некоторых других лицеистов. Юный поэт посвятил красавице ряд элегий и стихотворений, проникнутых меланхолическими настроениями. Скорей всего, романа между молодыми людьми не случилось. Велика вероятность, что их отношения ограничились несколькими мимолетными встречами. Первое свое серьезное любовное чувство Александр Сергеевич вспоминал по прошествии многих лет после окончания обучения в Лицее. В частности, строки, посвященные Екатерине Павловне, присутствуют в строфе, не вошедшей в финальную редакцию «Евгения Онегина».
Бакуниной адресовано и стихотворение «Желание». Его основная тема – неразделенная любовь. Безответное чувство – причина подавленности, безграничной тоски лирического героя. Дни влюбленного молодого человека идут медленно, каждый прошедший миг только увеличивает горести. Время не лечит, но лишь усугубляет ситуацию. Тем не менее, герой не собирается окончательно падать духом. Он никому не жалуется на свою тяжкую долю – слезы служат ему утешением. Более того – любовные страдания не делают существование юноши невыносимым. Без них ему пришлось бы еще труднее. Согласно Пушкину, даже неразделенная любовь способна подарить вдохновение, воодушевить. Благодаря ей жизнь наполняется особым смыслом. Гораздо лучше испытать хотя бы один миг настоящей любви, нежели долгие годы провести в спокойствии, так и не познав душевных волнений. В финале лирический герой приходит к закономерному выводу:
…Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
Екатерина Павловна, не знавшая недостатка во внимании со стороны представителей сильной половины человечества, вышла замуж достаточно поздно – ей было около сорока лет. Чести стать супругом красавицы удостоился ее давний знакомый – Александр Александрович Полторацкий (1792-1855). С ним Бакунина прожила в счастливом браке порядка двадцати лет, удалившись от петербургского света в имение Рассказово Тамбовской губернии.
Читать стих «Желание» Пушкина Александра Сергеевича — это как вновь окунуться во времена первой неразделенной любви, когда все чувства и эмоции на пределе, а мысли только о любимой. Оно учит читателя быть открытым к любым ощущениям, не боясь их и не избегая. Произведение посвящено Екатерине Бакуниной. Брат девушки учился в одном классе с Пушкиным, поэтому она часто навещала его в Царскосельском лицее. Девушка была очаровательна, имела таланты к танцам и живописи. Доселе неизвестно, были ли у неё с Пушкиным любовные отношения. Однако, его юношеские чувства к Екатерине описаны не в одном стихотворении автора, ставших классикой русской литературы.
Произведение повествует читателю о несчастной любви автора. Время становится мучительной пыткой для влюбленного героя. Но он точно знает, что без любви его жизнь была бы и вовсе бессмысленной. Пушкин утверждает, что лучше смерть, чем существование без любовных переживаний и искренней тоски. В своём произведении он преподает каждому урок, рассказывая о том, что страдания делают жизнь полной. Текст стихотворения Пушкина «Желание» пронизан волнительной юношеской грустью. Неразделенная любовь уже не воспринимается как нечто плохое. Читатель может увидеть томление, печальное вдохновение автора, которые дарят небывалое воодушевление и оптимизм.
Скачать это стихотворение полностью или прочитать его онлайн можно на нашем сайте.
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».
Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.
Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».
Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…
Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».
Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.
Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».
Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…
Тропы и образы
Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.
Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец
Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая
–печальный, одинокий . Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу:поздний хлад,зимний свист, веткаобнажённая ,запоздалый лист.
Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет
,обнажённый, венец, хлад .
На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец
»
Венец для Пушкина – это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта – его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств
Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.
Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это ещё усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз – в прямом смысле.
Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
Произведение создано в 1821 году и относится к периоду южной ссылки Пушкина. Поэт был оторван от привычных дел, мест, знакомых. Его угнетало вынужденное одиночество. Все надежды автора рухнули в один миг под тяжестью непреодолимых обстоятельств. Это тягостное состояние молодого поэта объясняет его пессимистический настрой. Пушкину казалось, что впереди его уже не ждёт ничего хорошего. Конец жизненного пути — только вопрос времени. Но, несмотря на печальное настроение стихотворения, в нём не звучит желание приблизить этот момент. Наоборот, автор держится из последних сил, как терзаемый бурями запоздалый листок на дереве.
Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой Увял цветущий мой венец — Живу печальный, одинокой, И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный, Как бури слышен зимний свист, Один — на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист!..
«Я пережил свои желанья» Пушкин
Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Адресаты любовной лирики Пушкина
Любовь – неизменная и главная тема для лирики любого периода времени. Возможно, причина тому – огромное число эмоций и их нюансов, которые переживает влюбленный человек. Это может быть как счастье, так и боль; как восторг, так и разочарование. Любой человек способен все это прочувствовать, однако далеко не всякий способен это выразить.
А.С. Пушкин, талантливейший поэт и мастер слова, умел облачить свои любовные переживания в словесную форму. Огромная масса стихов поэта была именно о любви, и многие их них были не просто размышлениями на эту тему, но посвящениями женщинам, к которым Пушкин питал чувства на разных этапах своей жизни.
Первый женский образ, имевший реальный прототип, появился в лицейской лирике Пушкина. Музой была Екатерина Бакунина. Ее брат учился в лицее, и она вместе с матерью приезжала его навещать. Не только Пушкин был очарован Екатериной – ее красота и обходительность произвели весьма приятное впечатление и на других лицеистов. Не имея в характере ни капли жеманности и притворства, Бакунина покорила Пушкина, который так ценил в людях искренность натуры. Считается, что именно ей поэт посвятил целый цикл более чем из двадцати стихов, среди которых – «К живописцу» (1815) (Екатерина была художником-любителем и рисовала весьма неплохо), «Слово милой» (1816), «Разлука» (1817). Столько стихов Пушкин больше не посвящал никому – конечно, это были только самые первые опыты написания любовной лирики, однако поэту удавалось передать всю полноту своих чувств.
Еще одной любовью Пушкина была княгиня Авдотья Голицына. Она была на двадцать лет старше поэта, но это не помешало ей обворожить поэта. Голицына была хозяйкой литературного салона, куда были вхожи самые лучшие и талантливые люди Петербурга. Образованную, умную и тонко чувствующую Авдотью Пушкин ценил не только как прекрасную даму, но и как друга, советчика – он посвящал Голицыну в свои творческие замыслы, а это многого стоит. Авдотье посвящены стихи «Краев чужих неопытный любитель» (1817), «К ***» («Не спрашивай, зачем унылой думой…») (1817), «Кн. Голицыной» (1818).
Чувство к Анне Керн подарило миру одно из самых известных стихотворений – «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825). С ней Пушкин встречался всего два раза, но эти встречи оставили в его душе яркий след. Увидев Анну во второй раз в своей жизни, поэт передал ей листок с поэтическим признанием – именно эта женщина стала олицетворением «гения чистой красоты».
Елизавета Воронцова, жена генерал-губернатора М.С. Воронцова, – адресат знаменитого стихотворения «Талисман» (1827), а также «Ненастный день потух…» (1824), «Сожженное письмо» (1825) и многих других. Известно, что Пушкин получил от Воронцовой в подарок перстень-печатку с сердоликом, который он бережно хранил в память о Елизавете, словно талисман.
Наконец, женщиной, к которой были обращены самые сильные – и с точки зрения эмоций, и с точки зрения поэтического мастерства – стихотворения, стала Наталья Гончарова, будущая жена поэта. Эта женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», стала идеалом Пушкина. «Мадонна» (1830), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) и многие другие стихотворения уже состоявшегося поэта были посвящены ей – его последней музе.
Анализ стихотворения Пушкина «Я пережил свои желанья»
Пушкин был вольнодумным поэтом, за что его боялась царская власть. 1820 год выдался для Александра Сергеевича непростым. Его выслали из дорогого ему Санкт-Петербурга в чужой Кишинев. Ссылка казалась Пушкину мучительной и несправедливой. Ведь он понимал, что тепер его блистательное (как он мечтал) будущее поэта под вопросом. Под угрозой была не только популярность, слава, но и финансовая стабильность. Чтобы немного отвлечься от грустных раздумий, Пушкин посетил Киев и Крым прежде чем осесть в Кишиневе. Но эти замечательные места и переживаемые там кратковременные любовные романы не приносили настоящей радости.
В дни вынужденной ссылки написано стихотворение «Я пережил свои желанья». В нем Пушкин изливает свою душу, говоря, что больше ничего не ожидает от судьбы. Жизнь теперь ему кажется обыденной и неинтересной. Такую реакцию на временные трудности можно объяснить юношеским максимализмом еще молодого Пушкина. Ему тогда было всего 22 года, но он уже писал о том, что давно «пережил» и «разлюбил» «мечты». Хотя причина для подобной хандры отчасти была. Пушкин только начал подниматься по карьерной лестнице при царском дворе, но за «каприз» иметь собственное мнение был отправлен в ссылку.
Полна отчаянья строка о страданьях. Александр Пушкин прибывает в состоянии уныния, ощущает острые когти одиночества даже среди новых и давних знакомых. Он больше не верит в то, что сможет занять достойное место в обществе. Заставляла Пушкина хандрить и мысль о том, что придется умерить свои потребности. Он любил жить ни в чем себе не отказывая: бывать в игорных домах, устраивать кутежи. Пушкин понимает, что теперь его покинут «мнимые» друзья, которые были с ним в хорошие времена. Будущее поэт видит не радужным. О настоящей депрессии говорит фраза стихотворения «одинокий и жду: придет ли мой конец?» Такое настроение будет преобладать в творчестве поэта несколько лет.
Темы и образы стихотворения Лермонтова
Жизненные обстоятельства помогли Лермонтову поразмышлять над тем, что значит для него свобода. Это основная тема лирического произведения. В первых четырёх строчках возникают следующие образы:
- «Темница» — ежедневная общественная суета. Человек испытывает эмоциональное напряжение, невозможность высказать суждение, не совпадающее с мнением других. Круговорот человеческих пороков и любовь дают возможность испытать разные чувства. «Отворить темницу» — сбежать в счастье. Однако планам свойственно не сбываться.
- Без любви жить невозможно. Она заставляет просыпаться каждый день, бороться с обстоятельствами, не сдаваться в безнадёжной ситуации. «Черноглазая девица» олицетворяет собой прекрасное чувство.
- «Черногривый конь» — движение, не скованное никакими узами, ощущение бескрайнего пространства, человек делает всё, что захочет. Образ коня символизирует стремление сбросить с себя все оковы, дышать полной грудью.
Присутствует в стихотворении и образ моря. Бескрайнее и необъятное, оно завораживает. Как и человеческая душа, стихия спокойная и неспокойная, буйная и кроткая, мятежная и покладистая, свободная от всего, её невозможно загнать в темницу, заковать в кандалы. Волны способны стихнуть и вновь появиться при дуновении ветра.
Поэт осознаёт, что в «мечтаньях рая» будет свободен. Его ограничивает рациональное мышление, здравый смысл, не позволяющий переступать грань вседозволенности. Свобода — право выбора, оно контролируется разумом и общественной моралью. Человек поступает обдуманно. В мечтах и мыслях тайные, тёмные желания исполняются. Погрузившись в страну грёз, человек обретает чувство свободы.
Тема одиночества пронизывает всё творчество Лермонтова. Не является исключением и это сочинение. Частое употребление формы личного местоимения «я» при анализе стихотворения Лермонтова «Желание» подчёркивает: поэт бесконечно одинок в стремлении обрести свободу.
Тема
Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.
Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.
Краткий анализ стихотворения Пушкина
Анализ «Желания» Александра Сергеевича также говорит о «мечтах безумия» и одиночестве в несчастной любви к женщине. Поэт и есть лирический герой. Чёткие образы отсутствуют. Чтобы облегчить свою душевную рану, он выплёскивает переживания в строки. Юноша одинок в любви, в его чувствах нет взаимности. Молодой человек хранит любовь в секрете от друзей, потому что отношения — дело двоих влюблённых. Единственное средство пережить болезнь любви — признаться себе в ней на бумаге.
По жанру это тоже элегия. Чувство любви будет расти с каждым днём, поэт мучается, страдает дома в тишине. Стихотворный размер ямб полностью раскрывает внутренние переживания:
- печаль;
- одиночество;
- боль;
- тоску.
Мечта Пушкина о взаимной симпатии не исполнится. Однако лучше страдать безответно, чем не любить.
Стихотворения обоих поэтов носят описательный характер. Отсутствует завязка, выраженная кульминация, финал. По построению они напоминают страницу личного дневника автора. Свобода, одиночество, тоска, грусть побудили поэтов к созданию литературных шедевров. Лермонтов и Пушкин подарили миру многочисленные произведения в романтическом стиле.
Композиция
Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.
Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».
Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.
Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!