Песнь третья
Начинается рассуждениями о любви в жизни человека и творчестве поэтов. Гайдэ «не думала о строгости отца», они с Жуаном не были венчаны. Её отец задержался в бурю. Вернувшись домой с деньгами и товарами, Ламбро застал дома праздничный пир
Хозяин осторожно расспросил пьяных гостей о причине пира и узнал, что его, старого хозяина, дочь уже оплакала, но утешилась. Теперь в доме есть молодой хозяин
Ламбро был разгневан на дочь, но смог сдержаться. Он вошёл в дом, не узнанный никем, и наблюдал роскошь пира, который быстро истощил бы его деньги. Третья песнь заканчивается лирическим отступлением о том, что слава живших на земле выдающихся людей часто зависит от случая.
Песнь первая
Повествователь выбирает своим героем Дон-Жуана как истинного героя своего времени, несмотря на то, что Дон-Жуан – испанский дворянин 18 века. При этом на роль героя не подходят английские полководцы и генералы, потому что их карьера, хотя и началась с блестящих успехов, но окончилась тяжёлыми поражениями. Рассказчик сообщает также о своём творческом методе: «Мой метод – начинать всегда с начала». Потому он начинает рассказ о герое с повествования о родителях.
Отец героя, Дон Хосе, был храбр и ловок. Он не был безгрешным, этот «беспечный смертный» не любил учёности и изменял высоконравственной жене. Рассказчик называет его славным малым, хотя он «был горяч, игра его пленяла, И страсти он охотно уступал».
Мать героя, донна Инеса, «всех учёных затмевала знаньями». Интеллектуальные достоинства сочетались в ней с величавой жеманностью, высокопарностью, моральностью, большей частью лицемерной. Инеса иронично называется совершенной. Она шпионила за беспутным мужем, обвиняла его в безумье и дурных инстинктах, но при этом надменно соблюдала этикет. Дон Хосе скончался, не вынеся нападок жены и осуждения общества.
Маленький Жуан «был похож на юркую мартышку – хорошенький, кудрявый, озорной». Родители прощали ему шалости и этим портили сына. После смерти мужа мать Жуана воспитывала мальчика так, чтобы он не посрамил чести семьи. Жуан освоил езду верхом, стрельбу и фехтование. Голова ребёнка была забита отвлечёнными науками: классической литературой, которую он читал с купюрами, житиями, поучениями и молитвами.
К 12 годам Жуан перестал шалить, стал унылым и хилым, тихим и скромным, так что казалось, что это его природные качества. К 16 годам Жуан влюбился в 23-летнюю Донну Юлию. Её 50-летний муж Альфонсо ревновал её ко всем, но ни в чём не подозревал Дон-Жуана. Юлия питала к мужу «спокойную и честную любовь». Ходили слухи, что Инеса имела с Альфонсо когда-то преступную связь.
Когда дон Альфонсо пришёл с толпой друзей и слуг в спальню к жене, Юлия с верной служанкой Антонией спрятала любовника между перин, но Альфонсо увидел его башмаки. Дон-Жуан убежал, но Альфонсо развёлся с женой и отправил её в монастырь, а Инеса отправила сына в далёкие края. Юноша уплыл, увозя последнее письмо от Юлии с признанием в вечной любви.
Песнь заканчивается рассуждением лирического героя о замысле, жанре поэмы, манере письма.
История Дон Жуана, АКТ II
Под балконом в доме Донны Эльвиры Дон Джованни придумал план соблазнить горничную Эльвиры. Он переодевается с Лепорелло и прячется в кустах. Скрываясь, он поет песню покаяния, пока Лепорелло стоит под балконом, изображая из себя Дон Жуана. Донна Эльвира принимает его извинения и приветствует Лепорелло на улице. Все еще в костюме, Лепорелло уводит Донну Эльвиру. Дон Жуан выходит из укрытия и начинает петь песню служанке. В середине песни Дон Оттавио и несколько друзей прибывают в поисках Дона Джованни. Все еще одетый как Лепорелло, он убеждает их, что также ненавидит Дон Жуана и присоединится к ним в их охоте, чтобы убить его. Ему удается отослать друзей Дона Оттавио и бьет Оттавио из собственного оружия. Дон Джованни смеется, покидая сцену. Вскоре появляется Донна Анна и утешает своего жениха.
Лепорелло бросает Донну Эльвиру в затемненном дворе. Не сумев найти дверь, через которую можно сбежать, приходят Донна Анна и Дон Оттавио. Лепорелло наконец находит выход, но только когда Церлина и Мазетто входят через него. Увидев замаскированного слугу, они схватили его. Вскоре Анна и Оттавио понимают, что происходит. Когда они угрожают убить его, Эльвира умоляет их пощадить, поскольку она утверждает, что он ее примиренный муж. Боясь за свою жизнь, Лепорелло снимает плащ и шляпу, чтобы раскрыть свою истинную личность. Он умоляет о прощении, прежде чем воспользоваться возможностью сбежать.
Лепорелло встречает Дона Джованни на кладбище рядом со статуей Коммендатора и рассказывает Джованни об опасностях, с которыми он столкнулся. Дон Джованни отмахивается от них и говорит Лепорелло, что он пытался соблазнить одну из прошлых подруг Лепорелло. Лепорелло это не забавляет, но Дон Джованни от души смеется. Внезапно статуя начинает говорить. Он предупреждает дона Джованни, что после восхода солнца он больше не будет смеяться. Дон Джованни приглашает статую на обед, и, к его удивлению, статуя соглашается.
В комнате Донны Анны Оттавио просит о женитьбе. Анна отказывается выходить замуж, пока не отомщут за смерть отца.
Вернувшись в столовую Дон Жуана, он наслаждается экстравагантной едой, достойной короля. Донна Эльвира приходит сказать ему, что больше не злится на него. Любопытно, он спрашивает ее, почему. Это потому, что теперь ей только жаль его. Она просит его изменить свой образ жизни, но он отказывается, утверждая, что вино и женщины являются сущностью человечества. В гневе она уходит. Спустя несколько мгновений она кричит и бросается обратно через столовую, прежде чем исчезнуть в другой комнате. Дон Джованни требует, чтобы Лепорелло выяснил, что ее напугало. Несколько мгновений спустя Лепорелло кричит и бежит обратно в столовую. Нырнув под обеденный стол, он сообщает Дону Джованни, что статуя прибыла к обеду. Дон Джованни встречает статую у двери. Статуя просит Дон Жуана покаяться в своих грехах, но Дон Жуан отказывается. Затем, с огромной вспышкой, земля раскрывается под их ногами, и статуя увлекает Дона Джованни с собой в ад.
Сочинение 2
Господин Журден
Ключевой персонаж произведения относится к людям низкого происхождения, не имеющего сильного веса в обществе. Но господин Журден мечтает попасть в высший свет и стать его полноправным представителем.
Глупый и сумасбродный, он из кожи вон лезет, чтобы обрести как можно большее сходство с дворянином. Платит большие деньги жуликоватым учителям, стараясь достичь с их помощью дворянского величия и аристократических манер. Обучается танцам, фехтованию и прочим вещам, характерным для людей высшего общества. Также тратит большое количество денег на портных, наивно полагая, что при помощи одежды добьется необходимого изящества. Желает выдать замуж дочь только за дворянина.
Жена Журдена
Женщина является абсолютной противоположностью мужа. Она, так же как и он происходит из мещан и напротив, гордится этим. Ей интересны и наиболее приятны именно представители этого сословия, в отличие от напыщенных дворян.
Госпожа Журдена скептически относится к попыткам супруга показать себя с лучше стороны. Это умная женщина очень рассудительна и практична. Она считает верным выдать дочь замуж за равного во всем ей человека.
Дорант
Представитель аристократии, меркантильный человек. Пользуется наивностью Журдена и готов высмеять его глупость, не рассказывая о готовящемся розыгрыше. Выдает подарки Журдена для Маркизы за свои, не испытывая при этом никакого угрызения совести.
Маркиза
Вдова, являющаяся представительницей дворян. Женщина лицемерна и использует Журдена, толкая на безрассудства.
Мюсиль
Молодая девушка, дочь Журденов. Мюсиль имеет хорошее воспитание, отличается умом и находчивостью. Искренне влюблена в Клеонта, способна вить из него веревки и играть на его чувствах. Отказывается вступить в брак с незнакомцем, не узнав в нем своего переодетого возлюбленного.
Клеонт
Молодой человек не имеет отношения к аристократическому высшему обществу, что вызывает протест господина Журдена выдавать дочь за него замуж. Порядочный и честный герой искренне и без памяти влюблен в Мюсиль. Находчивый Клеонт обманным путем (представившись турком, знатным и богатым) добивается свадьбы с возлюбленной.
Учителя Журдена
Каждый из них старается расхвалить свое искусство и получить от своего непутевого ученика как можно больше денег. Смеются над господином, но выполняют его капризы.
Николь
Девушка, прислуживающая в доме Журденов, помогает Клеонту и испытывает чувства к его слуге.
Ковьель
Слуга Клеонта, идеей которого и было разыграть господина Журдена, выдав своего хозяина за турка, сына султана. Воплощает идею при помощи своих друзей – актеров.
Заключительные части
Приключения героя на этом не заканчиваются. Он побывал еще в нескольких странах с разными миссиями. Следующие песни поэмы:
- Жизнь в России.
- Поездка в Англию.
- Поиск опекунши.
- Общение с семьей Амондевилл.
- Любовные приключения Жуана.
- Поиски невесты.
- Встреча с призраком.
- Ночь с графиней.
Российский дворянин Жуан пользовался популярностью, но из-за сурового климата начал болеть. Ему пришлось уехать в Англию с дипломатической миссией. На родине Байрона он часто посещал балы и светские вечера. Юноша искал опекуншу турчанке Лейле и выбрал леди Пинчбек. Позже он познакомился с четой Амондевилл. Леди Аделина нравилась Жуану, но она была простой, не любила кокетства.
После очередного бала молодой человек встретил тень монаха в темном одеянии. Хотя утром супруги Амондевилл рассказали ему старинную легенду, юноша не признался, что увидел призрака. Следующим вечером монах снова явился молодому человеку и скинул капюшон. Это была Фиц-Фалк. За завтраком графиня и юноша выглядели так, словно всю ночь не спали.
Дон Жуан (новелла)
Гофман Эрнст Теодор Амадей 1776 Кенигсберг, — 1822 Берлин , немецкий писатель-романтик, композитор, музыкальный критик, дирижер, художник-декоратор. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска, сочетал с критическим восприятием реальности, сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Посвящён только теме музыки и музыкантов: музыкант рассказывает историю, её действующие лица — персонажи оперы Моцарта и исполнители главных партий. Автор передаёт то потрясение, которое он переживает во время исполнения оперы Моцарта, рассказывает об удивительной певицы, живущей полной жизнью только на сцене и умирающей тогда, когда её героиня — донна Анна принуждена выйти замуж за нелюбимого. Мастерство построения произведения приводит к тому, что читатель так и не может до конца понять, как произошло раздвоение личности певицы, как могло случиться, что она находилась одновременно на сцене и в ложе рассказчика
Гофману же важно показать, как музыка способна творить чудеса, полностью захватывая воображение и чувства слушателя и исполнителя. Не случайно певица умирает тогда, когда над душой её героини совершается надругательство: её принуждают отказаться от истинной любви
Второй мир представлен филистерами, рассуждающими о музыки, не понимая её, и осуждающими певицу за то, что она слишком много чувства вкладывала в исполнение: это и привело её к гибели. Вопрос 22.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дон Жуан — Джордж Байрон
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: euronews musica — «Дон Жуан» обольщает Верону
Песнь семнадцатая
Начинается лирическим отступлением о том, что избалованный ребёнок подобен сироте. Лирический герой не открывает читателю, поддался ли Жуан искушенью, но отмечает, что за завтраком и Жуан, и графиня выглядели так, будто не спали всю ночь.
-
«Дон-Жуан», анализ поэмы Байрона
-
«Манфред», анализ поэмы Байрона
-
«Гяур», анализ поэмы Байрона
-
«Манфред», краткое содержание по актам и сценам поэмы Байрона
-
«Мазепа», анализ поэмы Байрона
-
«Гяур», краткое содержание поэмы Байрона
-
«Мазепа», краткое содержание по главам поэмы Байрона
-
«Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
-
«Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
-
«Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
-
Джордж Гордон Байрон, краткая биография
-
«Тьма», анализ стихотворения Байрона
-
«Прометей», анализ стихотворения Байрона
По произведению: «Дон Жуан(Байрон)»
По писателю: Байрон Джордж
Направление и жанр
Господствующим направлением в литературе XVII века был классицизм. В это время драматург создает свою известную комедию «Мнимый больной». Пьеса имеет характерные для драматических произведений этого времени черты:
- критика устоев государства,
- мотив свободолюбия,
- единство времени:
- единство действия,
- единство места:
- четкое разделение на положительных и отрицательных героев,
- условный финал.
Одна служанка проявляет характер и не желает молчать. Она пререкается с больным и критикует его. Туанетта нелестно отзывается о врачах и не желает выполнять их бессмысленные указания.
Песнь десятая
Жуан стал фаворитом Екатерины, российским дворянином. Он жил «в чаду безумств, балов и баловства». Жуан написал родным в Испанию. Инеса хвалила сына за благоразумное поведение, лицемерно хвалила материнскую любовь царицы и рассказала новости о появлении у Жуана отчима и брата.Жуан плохо выносил суровый климат. Он заболел и едва не умер. Екатерине пришлось послать Жуана в Англию с дипломатической миссией. Жуан взял с собой пять возков со слугами, а также турчаночку Леилу. Молодой Жуан любил девочку как брат. Леила огорчала Жуана только тем, что не хотела креститься.В лирическом отступлении лирический герой описывает страны, которые проехал Жуан, подробно останавливается на описании Англии. Байрон называет родную страну тюремщиком наций, и всё же сочувствует её судьбе и любит её.
Действие III
Дон Жуан в одежде крестьянина и Сганарель в одежде доктора идут по лесу. Сганарель удивляется тому уважению, которое оказывают ему крестьяне. Дон Жуан говорит, что он может пользоваться своим новым платьем, как и обычные доктора, которые не столько лечат, сколько подстраиваются под счастливые случаи излечения, обусловленные естественным течением жизни. Сганарель спрашивает своего хозяина во что он верит и получает ответ, что в арифметику. Слуга в отличие от Дон Жуана верит в Бога.
В лесу Дон Жуан спасает от разбойников брата Эльвиры – дона Карлоса. Дон Алонсо узнаёт Дон Жуана. Дон Карлос из благодарности за спасённую жизнь предлагает брату отсрочить свою месть. Дон Жуану он предлагает подумать и разрешить дело или миром, или кровью.
Дон Жуан натыкается на гробницу командора. Он велит Сганарелю пригласить статую убитого им человека к себе на ужин. Слуга видит, как статуя командора кивает головой в знак согласия. Дон Жуан не замечает ничего.
«Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера
Анализ главных героев комедии «Мещанин во дворянстве»
XVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего — на «высокие» (трагедии) и «низкие» (комедии) — литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то — положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять.
Однако, Мольер, в основном соблюдая требования, предъявляемые классицизмом, шагнул в реализм, высмеяв, в лице Журдена, огромную прослойку населения – разбогатевших буржуа, рвущихся в высшие классы. И чтобы подчеркнуть, насколько смешными бывают эти выскочки, норовящие сесть в чужие сани, сатирик создал совершенно новый жанр: комедию-балет.
«Мещанина во дворянстве» Мольер написал для французского короля Людовика XIV, сильно уязвленного высокомерной репликой турецкого посла, утверждавшего, что конь турецкого султана украшен гораздо богаче и наряднее, чем у короля.
Потешные пляски ряженых под турок танцоров, глупое и издевательское посвящение Журдена в несуществующее сословие мамамуши — все это вызывает искренний смех над тем, в какого глупца превращает человека тщеславие.
Особенно уродливо оно там, где уповают на накопленные богатства. Но никакие капиталы на деле все-таки не вытеснят урожденную аристократичность и знатность рода с первых ролей.
Журден же, разбогатевший на торговле, только сейчас решил учиться всему и, главное, быстро. Буквально в три дня он «выучивает» тонкости этикета, правильную, грамотную речь (комично поражаясь открытию, что он-то, оказывается, говорит прозой!), различные танцы и иные тонкости вежливого обращения.
Особенно смешон Журден в крайне ему неудобных, но якобы положенных дворянину костюмах, над которыми смеются не только жена и служанка, но и все окружающие, включая мнимого друга и покровителя графа.
Но пиком событий становится разыгранное слугой Журдена Ковьелем, переодевшимся в турка, посвящение купца в «мамамуши», якобы в турецкое аристократическое сословие.
На таких радостях, не в состоянии отказать «сыну турецкого султана», новоиспеченный «мамамуши» соглашается не только на брак своей дочери Люсиль и Клеонта, но и слуг.
Важно
Умный и ловкий, энергичный и расчетливый купец словно потерял все эти качества, вознамерившись добыть себе дворянство.
Поневоле его жаль, когда он отбивается от насмешек объяснением, что стремится-то он к титулу не для себя, но для дочери: почти не образованный, много трудившийся, но лишенный возможности постигать науки, он увидел, осознал убожество жизни, которую прожил и решил обеспечить дочери иную, гораздо лучшую.
Старание это не принесло добра ни самому Журдену, ни дочери, едва не разлученной в возлюбленным, ни прохвостам, претендующим на звание учителей музыки, танцев и философии, ни прощелыге-графу – никому. Тщеславие – не помощник в желании подняться на ступеньку выше в табели о рангах.
Помимо анализа главных героев произведения «Мещанин во дворянстве», читайте другие сочинения, относящиеся к Мольеру:
- Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
- Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение
- «Мизантроп», анализ комедии Мольера
- «Мизантроп», краткое содержание по действиям
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
- «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
- Краткая биография Жана Батиста Мольера
По произведению: «Мещанин во дворянстве»
По писателю: Мольер
Песнь восьмая
Лирический герой осуждает войну, сравнивая полки со стоглавою гидрой, у которой вырастают всё новые геройские головы. Лирический герой приемлет только войны за свободу, описывает поле боя как ад: «картина боя Правдивая затмит всё зло земное».Жуан впервые был в бою, но с поля боя не убежал. Потеряв своих, он пошёл вперёд и оказался на передовой, а затем среди тех, кто первым вошёл в Измаил. Пять тысяч мусульман умерли, защищая город: «Да, город пал, но он не сдался – нет! Никто из мусульман не отдал шпаги!»Жуан спас десятилетнюю девочку, за которой гонялись два казака, в то время как она оплакивала свою семью. Жуан не пошёл в атаку, отказавшись от славы, так как не хотел рисковать ребёнком. Но Джонсон поручил девочку солдатам, а Жуан оказался среди тех, кто сломил сопротивление сыновей хана. Сам хан умер, упав на русские копья. Жуана украсили «Владимиром» и отправили с донесением в Петербург, а он повёз с собой турчаночку Леилу, которую поклялся оберегать.
Песнь пятнадцатая
Аделина увлекалась «блестящими талантами Жуана». Для его спасения леди решила женить Жуана. Жуан не возражал, но заявил, что «обстоятельства ему мешают». Аделина подобрала Жуану много претенденток, но ему понравилась Аврора Рэби, «прелестная, как светлое виденье, Как фея, как сиянье, как весна». Сирота, воспитанная добрыми опекунами, она была католичкой, как Жуан, но Аделина относилась к ней с предубежденьем. Упрямство Аделины злило Жуана. Сама Аврора была равнодушна к славе Жуана.
Во время обеда, описание блюд которого занимает в поэме 4 страницы, Жуан сидел между Аделиной и Авророй. Равнодушие Авроры задело его самолюбие. Жуан так старался понравиться, что и Аврора увидала в нём особенные свойства, к тому же он был красив.
В лирическом отступлении автор готовит читателя к встрече с привидением.
Характеристика главных героев
Журден
Журден – главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.
Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.
Жена Журдена
Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.
Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.
Дорант
Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.
Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.
Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.
Маркиза Доримена
Маркиза Доримена – вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.
Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.
Возлюбленные
Люсиль и Клеонт – люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.
Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.
Песнь четвёртая
Начинается с рассуждений лирического героя о том, что молодым людям, которым были чужды «унылый мир жестокости и скуки И скорбная печаль», лучше жить вдали от людей.
Ламбро хотел убить Жуана, но Гайдэ закрыла собой возлюбленного. Жуан был с боем взят в плен, раненый посажен на корабль.
В Гайдэ «что-то оборвалось, как струна». Много дней она пролежала без жизни, а когда наконец пробудилась, была похожа на воскресшего мертвеца. Она была равнодушна ко всему, не смотрела в лицо отца, провела 12 дней без пищи, воды, сна и умерла.
Остров, где жил пират с дочерью, опустел, пират вскоре умер, но история Гайдэ стала легендой.
Пленный Жуан познакомился на пиратском бриге с труппой артистов, которых пленили по пути из Ливорно в Сицилию. Пленных заковали попарно, причём партнёршей Жуана стала «красотка родом из Анконы», на которую он даже не взглянул, потому что «был сердцем верен Возлюбленной своей». Пленных привезли в Константинополь и продали на стамбульском рынке.
Песнь заканчивается лирическим отступлением, в котором повествователь рассуждает о славе, в том числе литературной, и приходит к выводу, что успех произведения зависит от благосклонности умных дам, которых он называет синими чулками.
Главные герои и их характеристика
Главным героем произведения Мольера «Мещанин во дворянстве» является господин Журден. Это мужчина среднего возраста, который очень хочет ощущать себя полноценным членом высшего общества. Он простодушный и очень глупый человек. В его распоряжении находится очень приличное состояние. Журден убежден, что за деньги возможно приобрести аристократическое происхождение. Своим наставникам главный герой платит большие суммы. Он искренне верит, что именно таким образом обретёт дворянское величие. Более того, господин думает, что благодаря красивой одежде он добьётся приобретения природного изящества, поэтому он платит большие деньги портным.
Главной героиней комедии является госпожа Журден. Женщина представляет собой полную противоположность своему мужу. Будучи порядочной и рассудительной женщиной, госпожа не преследует недостижимых целей. Главная героиня довольствуется тем, что имеет. Женщина всячески старается наставить своего супруга на путь истинный. Героиня имеет твердые жизненные принципы: так, узнав о мнимой измене дочери, она осуждает ее и не мирится с браком по расчету.
Дорант — бедный и расточительный аристократ. Он хитер и использует Журдена, чтобы за его счет приударить за красивой маркизой. Он дарит его подарки от себя и склоняет Доримену к браку. Беспринципный дворянин обводит вокруг пальца всех присутствующих.
Доримена — спокойная и уравновешенная женщина, красивая и молодая вдова. Маркиза принимает ухаживания Доранта и соглашается выйти за него только потому, что жалеет его состояние и не желает разорения жениха. Она добра и отходчива, но наивна.
Люсиль — дочь Журдена. Умная, оживленная, активная девушка. Но у красавицы есть и плохая черта — она капризна. Поэтому порой ссорится с женихом.
Клеонт — вспыльчивый, ревнивый и самолюбивый юноша. Но в его характере преобладают положительные черты. Он честно объявляет о своем происхождении и не гонится за высоким статусом. Для него дороже правда, чем выгода.
Ковьель — слуга Клеонта. Он сообразителен и артистичен. Именно он выдумал аферу, благодаря которой удалось обмануть Журдена.
Вера
Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.
Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.
Дон Жуан в XX веке
В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.
Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.
Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.
В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.
Художественное своеобразие
Поэма Байрона иронична. Развращённую ханжу Инесу рассказчик называет образцовой мамашей. Более того, воспитав сына неправильно, она сделала неверные выводы: «Успех Жуана в ней родил решенье Воспитывать второе поколенье». На этот раз она секла воспитанников розгами с трёхлетнего возраста.
Но гораздо чаще, чем иронию, Байрон использует злую сатиру. Сатирическому осуждению подвергаются изучаемые маленьким Жуаном науки. От мальчика утаили биологию «и размноженья каверзный закон». Матери Жуана приходилось несладко, потому что для достижения своей цели ей пришлось отвергнуть греческую мифологию, а античную классику мальчик должен был зубрить в школьных изданьях. Байрон издевается над «менторами», которые все неудобные места переносят в примечанья, «чтоб учащиеся вмиг Их находили, не листая книг». Автор насмехается над мужьями, у которых чешутся лбы «от шалостей хорошеньких супруг».
Сатира Байрона зла, часто его образы не просто метафоричны, но образуют подтекст, связанный с современностью или общечеловеческими ценностями: «Тем более уж люди неповинны, Когда они друзей своих едят В минуты пострашней, чем Дантов ад». Так Байрон рассуждает о людоедстве на баркасе.
Поэтические образы в поэме поражают читателя яркостью и объёмностью, хотя Байрон избегает открытого натурализма. Чего только стоит сцена, описывающая состояние тонущих людей. Взгляд писателя выхватывает отдельные образы: плотник, в страшный час плачущий от жалости к своим детям, молящиеся, рвущие волосы, сооружающие бесполезный плот. Байрон даёт тонкую психологическую характеристику трусам и храбрецам: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик». Волны в схватке с людьми подобны животным: «И волны жадно поглощали их, И снова пасть пучины разевали».
Ещё более поражает описание людоедства на баркасе. При этом повествователь ссылается на Данте, описывавшего Уголино, грызущего в аду голову врага. Отдельные октавы поэмы полны художественных образов, часто необычных, например, минуты наслаждения Жуана с Гайдэ: «Остановилось время для него и на минуту косу опустило».
Вот только некоторые крылатые выражения, родившиеся в поэме «Дон-Жуан»: «Рассуждать о ближнем всякий рад», «наш век есть век прекрасных разговоров, Убийства тела и спасенья душ», «ничто так не способно утешать, Как добрый ром и пламенная вера», «любой великой нации кумир Имеет нежелательные свойства», «время всех умеет примирять».