Краткое содержание сказки салтыкова-щедрина гиена

Краткое содержание сказки салтыкова щедрина гиена.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .

Будни

В кратком содержании «Коняги» прежде всего необходимо рассказать, как жеребец круглый год монотонно делает свою работу. Изо дня в день одно и то же, борозду за бороздой, из последних сил. Поле не кончается, пахать не перепахать. Для кого-то поле
— простор, для коняги же — кабала. Как «головоног», присосалась и давит, отнимая силы. Труден хлеб. Но и его нет. Как вода в сухой песок: была и нет ее.

И наверное, было время, когда коняга жеребенком резвился на травке, играл с ветерком и думал, как прекрасна, интересна, глубока жизнь, как сверкает она разными красками. А теперь лежит на солнцепеке худой, с торчащими ребрами, с облезлой шерстью и кровоточащими ранами. Из глаз и носа течет слизь. Перед глазами морок и огни. А вокруг мухи, оводы, облепили, пьют кровь, залазят в уши, глаза. И подняться надо, поле не допахано, и нет возможности встать. Поешь, говорят ему, работать не сможешь. А и к еде уже сил нет дотянуться, даже ухом не пошевелит.

Дикий помещик

Дикий помещик —
герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по
глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался
всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не
стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел
было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему
ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да
и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не
отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил
человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не
задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство
повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом
изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Размножение и продолжительность жизни

Самка гиены готова спариваться каждые две недели. Самец выжидает нужный сезон

Потом они должны между собой побороться за внимание «дамы». После этого победитель, покорно склонив голову, подходит к самке и ждет ее разрешения на спаривание. Получив «доступ», гиеновый самец делает свое дело

Получив «доступ», гиеновый самец делает свое дело.

Беременность длится 110 дней. Потом на свет появляются от 1 до 3 щенков. Главное их отличие от щенков собаки и от котят – они рождаются сразу зрячие и с блестящими глазами. Все-таки, не зря про глаза гиены говорили, что они особенные.

Живет семейство в норе, которую мама вырыла сама или отобрала у другого животного. Весят от рождения 2 кг. Иногда в такой норе живут несколько гиен с малышами, создав некое подобие родильного дома.Питаются молоком долго, до 1,5 лет. Хотя челюсти у них тоже развиты от рождения. Шерсть у малышей бурого цвета.

Если вернуться к разговору о «портфолио» для гиены, щенки — это самый подходящий возраст, чтобы запечатлеть ее на фото. Они просто очаровательны.По мере взросления у них меняется окрас. Голос, вместо нежного повизгивания, приобретает тот самый жуткий тембр. И вырастает гиена. Живут в среднем около 12 лет.

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

Полосатая гиена в Красной Книге

Уменьшение популяции не объясняется промысловой ценностью гиены. Шкура и мех очень дешевы. Преследование – следствие повсеместных суеверий. В Африке, Азии, Закавказье гиен демонизируют, считают предвестниками несчастья. Причины этого − ночной образ жизни, неприглядный внешний вид, отвратительный вой, зубастая пасть.

К тому же, хоть и незначительно, но эти хищники всё же вредят крестьянским хозяйствам. Они следуют за пасущимся домашним скотом, высматривая больных, старых или очень юных особей. Случаются даже нападения на человека. Вид гиены, разрывающей скотомогильник или терзающей труп животного, неприязнь только усиливает.

В Северной Африке численность животных уменьшается из-за браконьерства. Отдельные органы, шкура очень ценятся на чёрном рынке. Им приписывают магические, лечебные свойства.

Текущая ситуация с популяцией

Нет точной информации о количестве полосатых гиен в мире. Такие сведения трудно собрать, потому что живут они не стаями. Ареал обитания достаточно широк, но численность особей на отдельной территории небольшая.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов вписал полосатую гиену в перечень видов, находящихся в состоянии близком к угрожаемому. Данные за 2021 год подтверждают, что, несмотря на охранный статус, животное исчезает. В Красную Книгу РФ оно занесено с 2021 года.

Какие меры применяются для защиты

Для сохранения популяции создаются заповедники, национальные парки. Самые известные – Масаи Мара (Кения) и Крюгер (ЮАР). Несколько десятков семей живут в туркменском заповеднике Бадхыз и на охраняемых территориях Узбекистана.

Правительства стран Африки сурово наказывают за охоту на гиен. Зоны, где их семьи обитают, постоянно патрулируются. Всё чаще используют чипирование. Чип с уникальным кодом, позволяет держать под контролем перемещение каждой особи.

Чтобы облегчить для падальщиков поиск пищи, на территорию заказников вывозят пищевые отходы, отбракованную продукцию мясоперерабатывающих предприятий и прочее.

Поместье без крестьян

Обрадовался помещик тому, что за один день все мужики исчезли с его владений. Вот только, все приезжают и обзывают его глупцом. Попробовал поиграть в пасьянс – выиграл (из чего заключил, что совсем не глуп). И стал предаваться помещик мечтам, как превратить свое хозяйство в крупное поместье. Мечтал, мечтал помещик – а сад зарос, голод его измучил и весь скот разбежался.

Как-то раз заехал к помещику исправник и видит, все кругом заброшено, скот не кормлен, на базаре ни мяса, ни хлеба нет, да и подати платить помещик не собирается. Испугался князь, что его поместье могут забрать за долги, но от своих мечтаний не отказался. Помещик начал медленно одичать – мыться и стричься перестал, начал охотиться на птиц и зайце, начал разговаривать с медведем.

Популярные сегодня пересказы

  • Голубое сало — краткое содержание романа Сорокина Книга Сорокина Голубое сало входит в канву его других произведений. Они не связаны сюжетно полностью, но общая тематика этого писателя концентрируется на изучении судеб родины, в частности на футурологических мыслях
  • Гори, гори ясно — краткое содержание рассказа Астафьева Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя
  • Ножичек с костяной ручкой — краткое содержание рассказы Солоухина Восьмилетнему мальчику из Москвы привезли в подарок перочинный ножик с красивой костяной ручкой. У ножа было два острых лезвия разных размеров. Был ножичек таким острым, что с одного раза им можно было
  • Три сестры — краткое содержание пьесы Чехова Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней – это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа – единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьет, когда совсем тяжело – окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение – отравою.

Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, – его брат. Коняге отец уготовил тяжелую участь за его неотесанность, а вежливый и почтительный Пустопляс – всегда в теплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжелое ярмо, выпавшее ему на долю.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина “Коняга”

Другие сочинения по теме:

  1. По манере повествования “Коняга” представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею “Приключение с Крамольниковым”,…
  2. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у…
  3. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,…
  4. 30-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали…
  5. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории…
  6. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной “сказке-притче” “Кисель”. Образ “киселя”, который “был до того разымчив и…
  7. Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит…
  8. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года –…
  9. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет…
  10. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец –…
  11. В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но…
  12. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что…
  13. Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и…
  14. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету “Весть”. Взмолился однажды помещик богу, чтобы…
  15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет…
  16. Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали”…
  17. В кратком предисловии автор говорит о том, что книга эта написана с целью пролить свет на очень своеобразную сферу жизненной… Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы…

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Пустоплясы

В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома — это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это — норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, — бессмертные. «Как так?» — закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?

«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» — примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», — успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его — пропадет», — развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «…Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Михаил Салтыков-Щедрин. Гиена

(Поучение)

Загляните в любую Зоологию и всмотритесь в изображение гиены. Ее заостренная книзу мордочка не говорит ни о лукавстве, ни о подвохе, ни, тем менее, о жестокости, а представляется даже миловидною.

Это хорошее впечатление она производит благодаря небольшим глазкам, в которых светится благосклонность. У прочих острорылых — глаза чистые, быстрые, блестящие, взор жесткий, плотоядный; у нее — глазки томные, влажные, взор — доброжелательный, приглашающий к доверию. У ксендзов такие умильные глаза бывают, когда они соберутся, ad majorem Dei gloriam, в совести у пасомого пошарить. Или вот у чиновников, которым доверено, под величайшим секретом, праздничные наградные списки набело́ переписать, и они, чтобы всех обнадежить и, в то же время, государственную тайну соблюсти, начинают всем одинаково улыбаться.

Кто бы подумал, что это изображение принадлежит одной из тех гиен, о которых с древних времен сложилась такая нехорошая репутация?!

Древние видели в гиене нечто сверхъестественное и приписывали ей силу волшебных чар. Этот взгляд на гиену, в значительной мере, господствует и поныне между аборигенами тех стран, где привитают эти животные. Судя по рассказам Брэма, местные арабы верят, что человек сходит с ума от употребления мозга гиены и что колдуны пользуются этим, чтобы вредить ненавистным им людям. Мало того: арабы убеждены, что гиены не что иное, как замаскированные волшебники, которые днем являются в виде людей, а ночью принимают образ зверя, на погибель праведных душ.

Очевидно, россказни эти столь же мало правдоподобны, как и та басня, которую я слышал от одной купчихи в Замоскворечье: «Знаю-де я гиену, которая днем в человеческом виде дорогих гостей принимает, а чуть смеркнется, берется за перо и начинает — в гиенском образе — „газету писать“…» Какой вздор!

Впрочем, о полосатой гиене Брэм отзывается довольно снисходительно, хотя, разумеется, особенных добродетелей за ней не видит. Но ведь у зверей вообще ни добродетелей, ни пороков не водится, а водятся только свойства. Самый вой полосатой гиены, по свидетельству Брэма, далеко не так противен, как рассказывают, — и нередко он забавлялся, слушая его. Наоборот, вой пятнистой гиены имеет, действительно, характер «какого-то ужасного хохота, который всякой верующей душе, с живым воображением, легко приписать дьяволу и его адской компании». Так что ежели, читая, например, куранты, вы слышите страшный хохот, «который можно приписать дьяволу», то знайте, что он принадлежит пятнистой гиене и что эта разновидность гиены есть самая опасная и ненавистная из всех.

Об этой гиенской особи у Брэма никаких сведений нет, но нужно вообще заметить, что его рассказ о гиенах несколько спутан. И, очевидно, эта спутанность происходит именно оттого, что тип гиены-оборотня как будто ускользнул от него. К счастию, он не ускользнул от той замоскворецкой купчихи, о которой я упомянул выше и которая, положительно, видела такую гиену собственными глазами.

— Посмотреть на нее — милушка! — рассказывала она, — а как начнет она хрюкать да хохотать… хохочет-хохочет, да вдруг как захныкает… Господи, спаси и помилуй!

Тем не менее нет сомнения, что именно эту разновидность имеет Брэм в виду, когда говорит, что гиены обладают отвратительно резким голосом, издают противный запах и при еде поднимают такое кряхтение, крик и хохот, что суеверным людям вполне естественно кажется, будто беснуются все черти ада. Сверх того, эта гиена нападает только на слабых, спящих и беззащитных (а конечно, еще того лучше, коли жертва связана) и, кроме того, нередко заходит днем в дома и уносит маленьких детей.

Тест по сказке Дикий помещик

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника». В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Сказка «Кисель»: читать текст + слушать аудио

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Главная мысль

этой сказки в том, что мы никогда не ценим должным образом то, что имеем в избытке, зато начинаем сожалеть о том, что потеряли.

Сварила кухарка кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил. “Ах, какой сладкой кисель!”, “ах какой мягкой кисель!”, “вот так кисель!” – только и слов про него. – “Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель был!” И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу чашку выставили. “Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в рот лезет! Ешьте больше, он это любит!” И всякий подходил, совал в кисель ложкой, ел и утирался.

Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да знай себе пузырится. “Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай, кухарка! подливай!”

Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли – и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

Об авторе

Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) — выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.

Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.

Анализ Рождественской сказки Салтыкова-Щедрина

Произведение является последним в авторском цикле сказок и представляет собой писательские размышления о моральной способности молодого поколения к восприятию реальной действительности.

Основная тема сказки заключается в необходимости проявления любви к ближнему не в форме религиозной проповеди, а в виде активного протеста.

Композиционная структура произведения выражается в нагнетании событий с самого начала повествования, создавая ощущение возникновения в финале чуда. Однако писатель задумывает трагическое завершение рассказа, заключающееся в смерти главного героя – десятилетнего мальчика Сережи, который прослушав рождественскую проповедь местного священника переживает нервный срыв из-за расхождения церковных слов и реальной действительности.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент поиска главным героем ответа на его животрепещущий вопрос относительно правды жизни. Он не может его получить ни от матери Марьи Русланцевой, которая озабочена лишь будущим собственного ребенка, ни у дворовых людей, считающих, что правду нужно признавать с умом, ни у гостей, собравшихся на рождественский ужин.

В связи с излишним волнением у мальчика начинается сильный жар, который не способен устранить неадекватный доктор, непонимающий детское восприятие несправедливостей и ужасов человеческой жизни.

Своеобразием произведением является применением автором соответствующей поэтической формы рассказа, представляющаяся художественной тактикой.

Основным смыслом произведения является призыв, направленный на общественное содействие в борьбе за государственное переустройство в конкретно-исторической ситуации, несмотря на оформление рассказа в религиозно пафосных оттенках, тем самым желая воздействовать в отношении простого народа, находящегося под влиянием церковной идеологии.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Описание и особенности

Выглядит она и впрямь непривлекательно. Тело длинное, шея мощная, неподвижная, морда несимпатичная. Передние лапы длиннее задних и кривые, поэтому она смотрится как бы сгорбленная. У нее на лапах по 4 пальца. Голова большая, уши небрежно обрублены от природы и практически без шерсти.

Глаза расположены косо, к тому же постоянно бегают и сильно блестят. Поэтому выражение у них пугающее. Хвост среднего размера, довольно пушистый, шерсть не гладкая, клочковатая, длинная, на спине щетина. Окрас темный, мрачноватый. Все тело покрыто пятнами или полосами неправильной формы. Все это создает животному довольно отталкивающий образ.

Гиена на фото — зрелище не очень эстетичное. С одной стороны, как и любое животное, ее интересно разглядывать. С другой же, смотреть на нее удовольствия не доставляет. Голос у нее действительно неприятный.

Иногда она издают короткие лающие звуки, тогда похоже, что она смеется. И от этого становится еще более жутко. «Адский хохот», говорят люди, услышав смех гиены. Существует выражение «хохочет, как гиена». Обычно это говорят о человеке, который зло смеется над собеседником. И от него не надо ждать ничего хорошего.

Слушать звуки гиены:

Этот зверь жаден, много и неопрятно ест, ходит, некрасиво прихрамывая. Зубы примечательно развиты: они расположены прямо, в одну линию, поэтому у нее широкая сплюснутая морда. Лоб маленький, чрезвычайно крепкие скулы, мощные жевательные мышцы, крупные слюнные железы, язык с бородавками. Вот такой облик у нашей героини.

Прибавим к этому, что гиена животное ночное. И теперь представьте, что вы встретили этого зверя, или стаю таких зверей где-то в пустыне. Понятно, почему они так пугали местных жителей. Тем более, что именно об этой хищнице говорят, что она выбирает слабых и беззащитных, больных и раненых, и нападает на них.

Человек за это и не любил ее. Ставил капканы, отравлял, уничтожал. Однако если эту хищницу ловили щенком, она быстро приручалась, становилась домашним животным, почти как собака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: