Краткое содержание: Жизнь Человека
Во время всего действа на сцене присутствует Некто в сером и безымянный второй персонаж, молча стоящий в самом дальнем углу. В прологе Некто объясняет зрителям, что будет происходить на сцене. Это будет жизнь Человека, от самого рождения до смертного одра, подобная свечке, которую он, будет держать в своей руке.
Прислушиваясь к воплям роженицы, на сцене хихикающие старухи ведут беседу. Как одиноко звучит крик одного человека, заметила одна старуха. Когда все разом говорят их не слышно, а закричит один и кажется как будто все к нему прислушиваются. А как странно он кричит, ухмыляется другая старуха. Когда самому больно, никто не замечается странность своего крика. А как беспомощны и смешны дети! Рождаются они в муках, животные и те легче родят. И живут легче и помирают. Старух множество, они будто хором говорят монолог.
Речь их прервал Некто в сером, восклицая, что Человек родился. Родитель Человека идет через сцену с врачом, признаваясь, что он мучился в часы рождения сына на свет, как жалко ему жену, как ненавистен ему младенец, доставивший ей страдания. И как он благодарит Бога за появление сына. На сцене ходят родственники. Их фразы это лишь то же бормотание старух. Человек уже вырос. У него любимая супруга и любимая профессия архитектора, но нет при этом денег. Соседи трещат на сцене о том, что это странно. Эта пара молода, счастлива, здорова, но на них без жалости не взглянешь, они постоянно голодны.
Человек и Жена смущены и говорят друг другу о своей зависти к обеспеченным людям, которых видят они на улицах. Человек обещает Жене, что они выберутся из бедноты. Жена Человека легко погружается в мечты о богатстве. Наконец осуществилось, Человек богат, заказчиков у него несметно, его Жена утопает в роскоши. Они дает чудные балы, где наигрывает удивительный оркестр. Танцуют пары, восхищаясь, что их пригласили на вечер к Человеку. Зашел Человек, он уже стар. За богатство ему пришлось выплатить летами своей жизни. Постарела и его супруга. С ними через анфиладу прекрасных комнат идет множество друзья с белыми розами в кармашках и, не меньшее число врагов с желтыми розами в кармашке. Пары, прекратив танцевать, следуют за ними на чудесный пир.
Он опять нищ. Прошло увлечение его творениями. Он истратил богатство на друзей и врагов. Теперь лишь крысы бегают рядом с ним, друзья давно не приходят. Обветшалый дом никто не хочет покупать. При смерти сын Человека. Он и супруга встали на колени и молятся Ему, который стоит не двигаясь в дальнем углу. Человек проклинает того, кто следит из угла сцены за ним. Алкаши и старухи в таверне удивлены: сидящий за столиком Человек сидит много, а пьёт мало. Что это значит? Человек бредит в своем хмельном состоянии.
Человек всего лишился: и сына, и жены, и друзей, и дома, и богатства, и славы, и самой жизни.
Старухи закружили вокруг столика, с Человеком со склоненной головой за ним. Их пляски имитируют прекрасный танец юных девушек на давнем балу у Человека. Он встал во весь рост перед ликом смерти, вскинув седую голову вверх и громогласно, резко, с отчаянием выкрикнул то ли небу, то ли пьяницам, то ли аудиторию, то ли Некто в сером, вопрошая где его оруженосец, его меч и его щит? Некто в сером посмотрел на свечной огарок, он сейчас моргнет в последний раз и потухнет. Человек крикнул, что он безоружен и тьма обступила его.
Краткое содержание пьесы «Жизнь Человека» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жизнь Человека». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Действующие лица
В пьесе Андреев отказался от индивидуальных характеристик, поэтому действующие лица пьесы не имеют имён, по сцене движутся Человек и его Жена, Родственники и Соседи, Друзья и Враги. Писателю нужен был не конкретный человек, а «человек вообще», не иллюзия реальности, а подчёркнутая условность. Все типы персонажей можно разделить на две группы: есть персонажи единичные, но отдалённые от конкретного, индивидуального, лишённые имени — Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха. Есть персонажи «хоровые», собирательные, в них сконцентрированы собирательные характеристики, нравственные или социальные, группы людей — Родственники, Соседи, Гости на балу. Главная их задача — комментировать события, обстановку, внушать читателю и зрителю определённое настроение. Есть персонаж, несущий в себе символический смысл — Некто в сером.
Важнейший персонаж пьесы Некто в сером, который читает Книгу Судеб. В его руке Свеча, символизирующая человеческую жизнь
Кто этот Некто в сером? Бог? Рок? Судьба? Это не столь важно, важно то, что Человек перед ним бессилен, никакие молитвы не могут спасти его от воли судьбы. Фигура Некто в сером вызвала самое большое количество толкований в критике, Для Андреева это — прежде всего воплощение законов природной необходимости, напоминание о том, что люди — временные жители земли и могут прожить свою жизнь по-разному.
Человек — главный и единственный герой драмы
Только его жизнь интересует драматурга и только в его судьбе читатель может почерпнуть для себя нечто поучительное. Жизнь Человека меняется на разных этапах, меняется и его взгляд. Несмотря ни на что, Человек не подчиняется слепо высшей силе — он бросает ей вызов:
«Начитался Шопенгауэра»: детство Андреева
Леонид Андреев в детстве. Автопортрет с фотографии. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Дом Андреевых (сегодня — музей). Орел. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Леонид Андреев с матерью Анастасией Пацковской. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Леонид Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле. Его отец, Николай Андреев, работал на железной дороге и получал небольшое жалованье. Мать, Анастасия Пацковская, была дочерью обедневшего польского помещика. Андреев был первым ребенком, позже в семье родились еще пятеро детей. После рождения первенца отец устроился на службу в банк и стал зарабатывать гораздо больше, чем прежде, — Андреевы переехали в собственный дом на Пушкарской улице. Там прошло детство будущего писателя. Позже в рассказе «Баргамот и Гараська» он так описывал улицу: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками… и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке».
Леонид Андреев рано начал читать
Пример брал с отца: «…отец мой был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия… Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью». Сначала Андреев-младший прочитал все книги дома, а когда ему исполнилось семь лет, получил абонемент в местной библиотеке
Мать Андреева научила его рисовать. Будучи уже известным писателем, он даже участвовал в выставках, хотя никогда и не считал себя талантливым художником:
В 1882 году родители отправили Леонида Андреева в Орловскую классическую гимназию. Учился он плохо: в седьмом классе был последним учеником в классе. В автобиографическом рассказе «Лето» он писал: «Гимназические правила не допускали для нас употребления табаку и вина, которыми можно заглушить угрызения совести, и я должен был прибегнуть к другим средствам. Рано утром, а иногда и на ночь я уходил с ребятами ловить рыбу, сидел на плотине и следил за небом, в котором с божественным покоем и красотой сменялись нежные краски». В гимназии будущий писатель изучал труды Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра, знал наизусть «Учение о пище» Якоба Молешотта. Он настолько увлекся философией, что в 16 лет захотел проверить философские учения о воле Провидения и лег между рельсами перед приближающимся поездом.
В 1889 году умер отец, и мать осталась одна с шестью детьми. Денег не хватало. Семнадцатилетний Андреев пытался помочь семье: давал уроки младшим школьникам, рисовал на заказ портреты. Но этого было недостаточно, и матери пришлось продать землю с домом. Андреевы переехали на съемную квартиру.
В старших классах гимназии Леонид Андреев влюбился в Зинаиду Сибилеву. Она уговорила его после окончания учебы переехать в Петербург. Мать Андреева рассказывала: «Кончил Леонид гимназию, и я задумалась о дальнейшем. В университет хотела отдать во чтобы то ни стало… жил и мечтал только о Петербурге. Влекло его в шумную столицу, а тут орловцы, студенты и курсистки, подогревали решимость». В 1891 году Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.
История создания
Леонид Николаевич Андреев сравнительно поздно обратился к драматургии, его первые пьесы появились в печати и на сцене в годы Первой русской революции, каждое новое произведение которого с интересом встречалось в читательских кругах и вызывало полемику у критиков.
Леонид Андреев
Большая часть драматического наследия Л. Андреева — это попытка превратить драму в средство анализа и толкования основных мировоззренческих проблем и заставить зрителей вместе с действующими лицами напряжённо искать пути их решения. Откликаясь на запрос эпохи, Леонид Николаевич задумал создать цикл драм, посвящённых жизни человека и человечества. Андреев, делясь своим замыслом, писал Викентию Викентиевичу Вересаеву:
А Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко писал 5 мая 1907 года:
Однако в своём первоначальном варианте замысел так и не был осуществлён. Писатель после «Жизни Человека» написал только пьесу «Царь Голод», но и это вызвало цензурное преследование.
Драма «Жизнь Человека» была закончена в 1906 году после смерти Александры Михайловны Велигорской — любимой жены, человека, духовно-близкого Леониду Андреева. Последнюю картину пьесы он писал в доме, где молодая женщина мучилась от тяжелейшей послеродовой болезни. Над произведением писатель работал в Берлине в сентябре-октябре 1906 года, одновременно писал рассказ «Елеазар». Пьеса навсегда осталась для Андреева совершенно особым, личностным произведением. Завещая рукопись старшему сыну Вадиму, он сопроводил её запиской:
Закончив пьесу, Андреев разослал авторизованные копии Максиму Горькому, Николаю Телешову для чтения на очередном заседании кружка писателей-реалистов «Среда» и старому знакомому по работе в газете «Курьер» Г. И. Чулкову, создавшему сборники «Факелы». Леониду Николаевичу хотелось знать мнение разных людей о написанной им пьесе. Одним из первых на пьесу откликнулся Алексей Максимович Горький, отметивший удачные и не совсем стороны пьесы: Горький отмечает, что Андреев отдалил своего героя от действительности, тем самым лишив его трагизма, плоти и крови.
Кроме личной драмы, на написание пьесы повлияли и исторические события — поражение Российской империи в Русско-японской войне и переоценка Андреевым событий первой русской революции. В работе над произведением Леонид Николаевич испытывал некоторые трудности, он признавался в письме к В. И. Немировичу-Данченко:
Александр Блок видел в пьесе Андреева яркое доказательство того, что «Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обречённое тлению, но чудесный феникс».
Популярные сегодня пересказы
- Деревня — краткое содержание рассказа Григоровича В одной деревне в старой бедной избе родился ребёнок. Роды принимали простые женщины, которые не смогли помочь роженице и она умерла. Малышка осталась сиротой. Её назвали Акулиной. Одна из скотниц Домна
- Подснежник — краткое содержание рассказа Бунина В одном уездном городишке живет «на хлебах» в мещанском доме гимназист Саша, румяный десятилетний мальчик. Из родни в городе за ним присматривала тетя Варя. Она прозвала племянника Подснежником
- Приключения Бибигона — Краткое содержание сказки Чуковского Повествование идет от первого лица. В роли рассказчика выступает сам автор – писатель Корней Иванович Чуковский.
- Морозко — краткое содержание сказки Жили в деревне старик со старухой. Было у каждого из них по дочери. У старика дочка росла доброй и трудолюбивой девушкой. Она и печку топила, и еду готовила. За что ни возьмётся, всё у неё получается. А мачеха всё равно не довольна
Композиция
Каждая из картин имеет название, которое в целом и определяет её содержание. Картины статичны, одна сменяет другую. Уже в первой картине задана проходящая через всю пьесу борьба света и тьмы, борьба будничного и возвышенного отношения к жизни. Всё действие пьесы строится на постоянном противоборстве этих двух сознаний. Леонид Андреев во всей пьесе создаёт чередование мрачных и светлых актов, специально подчёркивает их колорит. Писатель целенаправленно включает в действие пьесы и другие виды искусств: живопись, музыку, пластику.
Цветовая палитра в пьесе подвижна, каждой картине, описывающей определённый этап жизни, соответствует своя цветовая гамма. Мраком и тьмой начинается первая картина, ярким и тёплым светом окрашена вторая картина, рассказывающая о любви и бедности. Каждая новая картина повествует об определённом этапе в жизни человека и как бы выступает в контрасте с предыдущей. Геометрически правильное помещение, в котором происходит действие — бал — напоминает клетку, короткая в два такта полька, звучащая на балу, под которую старательно танцуют люди-марионетки, создаёт атмосферу бездуховности, обезличенности, преклонения перед богатством Человека.
Каждая картина предваряется экспозицией, роль которой — введение в атмосферу происходящего. Экспозиции построены либо в форме диалога: Старух в 1 картине, Соседей во 2, либо монолога какого-либо персонажа, как, например, в 4 картине служанка рассказывает о том, что Человек опять впал в бедность. Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого раскрывают все картины, и присутствия Некоего в сером. Всё действие на сцене находится Некто в сером и второй безымянный персонаж, который молчаливо стоит в дальнем углу.
Пьеса лишена фабулы, композиционно состоит из картин, которые, как мозаика, соединяются в единое целое. Здесь практически нет быта, преобладают символы: свеча, Некто в сером. Кульминационное событие первой картины — рождение Человека — протекает на фоне смотрящей в стёкла окон ночи. Декорации первой картины полностью повторяют декорации Пролога: действие происходит большой глубокой комнате, в которой темно и неподвижно. Действие второй картины — в большой, очень высокой и очень бедной комнате, представляющей вариант копии комнаты Пролога, но имеющей другую цветовую гамму. Декорации третьей картины, где представлена наивысшая точка жизненного пути главного героя, показывает своеобразный диссонанс между мнимым и реальным положением вещей.
Сочинение №6
Что может исказить жизненный путь человека?Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Татаринова Ксения Олеговна
Жизненный путь — это совокупность всех событий, выборов, и их последствий в жизни человека. Конечно, жизнь может поменяться ,и вплохую ,и в хорошую сторону. У каждого человека свой путь и на его искажение могут повлиять многие факторы. Это может быть травма психологическая или физическая, общение, дружба, обстановка в которой живет человек и многое другое.
Как аргумент можно привести произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников находится в положении выбора. Жить той жизнью бедного студента, которым он является, или убить старуху процентщицу, забрать все драгоценности, и самое главное, проверить его теорию, которая уже впилась в его душу .Суть теории Раскольникова в том, что все делятся на особых людей, которые «право имеют» и «тварей дрожащих».Первым позволено все, и даже убийство, а вторые подчиняются первым. Родион одержим этой теории и, конечно же, он сам относит себя к особым людям. Также на преступления Раскольникова толкает обстановка жизни в Петербурге того времени. Серость города, нищета, не благоприятная обстановка в семье героя, несомненно, влияет на его психологическое состояние. Родион совершает преступление. Его жизненный путь меняется в миг. Теперь его мучают постоянные терзания совести. Сам Раскольников теперь задумывается о том, что он не особенный человек,а «тварь дрожащая». Он не выдерживает и рассказывает о своем преступлении Сонечке Мармеладовой. Та в свою очередь читает ему отрывок из библии и утверждает, что Родиону необходимо сознаться в своем преступлении. Раскольников так и поступает. Он избавляется от душевных страданий, но его путь теперь, это не спокойная жизнь в Петербурге, а существование в тюрьме.Вот так обстановка жизни героя и теория возникшая у него в голове , сильно исказила его жизненный путь.
Итак, на жизненный путь человек может повлиять абсолютно всё. Путь может стать как положительным, так и отрицательным для человека. Главное уметь анализировать и оценивать все свои действия, для создания своего счастливого будущего.
- Соответствие теме. Вопрос на поставленный ответ дан, тема раскрыта. ЗАЧЕТ
- Аргументация. Привлечение литературного материала. В работе использовано два примера из художественной литературы, фактических ошибок, связанных с пониманием текстов, нет. Сочинение написано с опорой на тексты художественных произведений. зачёт
- Композиция и логика рассуждения. Рассуждения на предложенную тему выстроены не совсем логично, но в работе нет грубых логических нарушений. ЗАЧЕТ
- Качество письменной речи. Автор не совсем точно выражает свои мысли, но использует разные грамматические конструкции. Значительное количество речевых недочётов не мешает восприятию и пониманию текста. ЗАЧЕТ
- Грамотность. В работе допущены грамматические, пунктуационные орфографические ошибки. НЕЗАЧЕТ
ИТОГ: зачет
Рекомендации
Сочинение получает зачет, но оно несколько сумбурное. Кажется, что ты хочешь рассказать все, что знаешь о романе. Переход ко второму аргументу скомкан. Он должен быть выделен в отдельный абзац, чтобы была видна логика повествования. В целом сочинение получилось
Нужно уделить особое внимание речевому оформлению, в частности количество тавтологий очень велико. Также есть проблемы с пунктуацией – знаки препинания в сложном предложении
В общем работа приличная для получения зачета по итоговому сочинению.
Направление, жанр
Сам Леонид Николаевич Андреев определил жанр своего произведения как «представление в пяти картинах с прологом». Создав пьесу «Жизнь Человека», Леонид Андреев писал:
Писателю требовалась простота, ясность, доходчивость и обобщённость. И он нашёл эти качества в синтезе новой драмы с формами народного и античного искусства. Так появился жанр пьесы-притчи, в которых соединились назидательность и философичность. Леонид Андреев свёл к античной простоте столкновения человека с судьбой. И пьеса «Жизнь Человека», лишившись полнокровности реализма XIX века, приобрела взамен отчётливость основной мысли: человек только в борьбе утверждает себя, его место в истории определяется верностью общечеловеческим идеалам. Драма XIX века обычно изображала какой-либо отрезок человеческой жизни, биографическое событие одного героя или группы людей. Задача же «Жизни Человека», по мнению Андреева, была принципиально другой: ему нужна была вся жизнь человека в её основных этапах, так как жизнь человеческая драматична от рождения до смерти. Писателю нужно показать, как ничтожно то, во имя чего порой идут на преступления, продают свой талант, изменяют своим убеждениям, перестают бороться с неприятностями и стремиться к лучшему. Драматург хотел показать, что почти на каждом жизненном этапе перед человеком стоит выбор: пойти по пути бунта, борьбы или пути смирения, жизни только для себя или жизни для других. Такой замысел противоречил эстетической норме драмы XIX века.
Анатолий Васильевич Луначарский обозначил жанр пьесы как метафизическую трагедию, в которой показана зависимость человека от несправедливой судьбы. Пьеса Андреева обладает признаком экспрессионисткой «драмы состояний», характеризующейся композиционным членением на сцены-стадии, обладающие определённой автономностью, независимостью друг от друга. В каждой из них может развиваться свой микросюжет, создаваться своё настроение и колорит.
Популярные сегодня пересказы
- Деньги для Марии — краткое содержание повести Распутина Невероятно интересное произведение, которое называется «Деньги для Марии», написано именитым русским писателем Распутиным. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
- Тангейзер — краткое содержание оперы Вагнера Уже семь лет Тангейзер живет в гроте Венеры и молится этой богине. Но раньше Тангейзер был рыцарем. Оставив друзей, невесту, все, что было ему прежде дорого, удалился он в этот грот.
- Эмиль, или О воспитании — краткое содержание книгиРуссо Произведение является романом-трактатом, представляющим собой педагогическое сочинение, основной тематикой которого становятся проблемы воспитания.
- Ученая обезьянка — краткое содержание рассказа Зощенко По жанровой направленности произведение является иронической новеллой, основной темой которой представляются выявление негативных человеческих качеств.
Популярные сегодня пересказы
- Когда в доме одиноко — краткое содержание рассказа Саймака В издании говорится про немолодого жителя фермы по имени Моуз Эбрамс. Утром старец стал искать собственный скот и обнаружил посреди глуши странноватую сущность. Существо было салатной окраски с сиреневыми пятнышками
- Пушок — краткое содержание рассказа Скребицкого Ёжик, которого звали Пушок, был совсем ручным. Он умел прижимать к спине колючки, когда кто-то его гладил. Потому и получил такую кличку.
- Краткое содержание романа Обыкновенная история Гончарова Действия романа начинаются со сцены отъезда главного героя, Александра Адуева, в Петербург на службу. Это романтичный молодой человек, который идеализирует все вокруг. Его мать, Анна Павловна Адуева
- Рыбаков Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 г. Биографы местом его рождения называют село Держановка Черниговской губернии. Рыбаков – творческий псевдоним писателя. Отец писателя Н.Б. Аронов
Из зала суда в литературу: рассказы Андреева
Леонид Андреев (слева) и писатель Максим Горький. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Участники телешовских «Сред». Слева направо: Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Леонид Андреев (справа) и писатель и переводчик Викентий Вересаев. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Летом 1897 года Леонид Андреев устроился на работу помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В конторе он познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем, тот параллельно писал судебные отчеты для журнала «Московский вестник». Узнав о том, что Андреев пробовал себя в литературе, Малянтович предложил ему стать судебным репортером журнала
Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах… Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался»
В конце 1897 года Леонида Андреева пригласили в новую ежедневную газету «Курьер» готовить фельетоны из зала суда. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Андреев написал рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника. Произведение прочитал литератор Максим Горький. В «Книге о Леониде Андрееве» Горький вспоминал: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».
По рекомендации Горького Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили писатели Иван Бунин, Иван Белоусов, Евгений Чириков. Поэт Николай Телешов рассказывал в «Записках писателя»: «В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища». На собрании кружка был издатель популярного «Журнала для всех» Виктор Миролюбов. Его тронули рассказы Андреева, и он предположил писателю опубликовать произведения. Там напечатали «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших», «Кусаку».
В 1901 году в издательстве «Знание», которое возглавлял Горький, вышел первый сборник рассказов писателя. Николай Телешов писал: «Имя Леонида Андреева стало сразу известным и вскоре заблистало в литературе. Все журналы и газеты заговорили о нем. Книга его, что называется, — «полетела». Сборник был настолько популярен, что через год его переиздали и дополнили новыми рассказами».
В 1901 году в литературной среде разгорелся скандал по поводу произведения Андреева «Бездна». В финале рассказа студент Немовецкий набросился на потерявшую сознание возлюбленную: «И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как зубы вдавливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя теряя последние проблески мысли. Ему показалось, что губы девушки дрогнули. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну. И черная бездна поглотила его». На Леонида Андреева посыпалась критика, его произведение называли «образцовой гнусностью». Однако были и те, кто защищал молодого автора.
Из зала суда в литературу: рассказы Андреева
Леонид Андреев (слева) и писатель Максим Горький. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Участники телешовских «Сред». Слева направо: Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Леонид Андреев (справа) и писатель и переводчик Викентий Вересаев. Иллюстрация к книге Натальи Скороход «Леонид Андреев» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Москва: Молодая Гвардия, 2013
Летом 1897 года Леонид Андреев устроился на работу помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. В конторе он познакомился с адвокатом Павлом Малянтовичем, тот параллельно писал судебные отчеты для журнала «Московский вестник». Узнав о том, что Андреев пробовал себя в литературе, Малянтович предложил ему стать судебным репортером журнала
Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах… Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался»
В конце 1897 года Леонида Андреева пригласили в новую ежедневную газету «Курьер» готовить фельетоны из зала суда. Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Андреев написал рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника. Произведение прочитал литератор Максим Горький. В «Книге о Леониде Андрееве» Горький вспоминал: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».
По рекомендации Горького Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили писатели Иван Бунин, Иван Белоусов, Евгений Чириков. Поэт Николай Телешов рассказывал в «Записках писателя»: «В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора. <…> Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища»</…>. На собрании кружка был издатель популярного «Журнала для всех» Виктор Миролюбов. Его тронули рассказы Андреева, и он предположил писателю опубликовать произведения. Там напечатали «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших», «Кусаку».
В 1901 году в издательстве «Знание», которое возглавлял Горький, вышел первый сборник рассказов писателя. Николай Телешов писал: «Имя Леонида Андреева стало сразу известным и вскоре заблистало в литературе. Все журналы и газеты заговорили о нем. Книга его, что называется, — «полетела». Сборник был настолько популярен, что через год его переиздали и дополнили новыми рассказами».
В 1901 году в литературной среде разгорелся скандал по поводу произведения Андреева «Бездна». В финале рассказа студент Немовецкий набросился на потерявшую сознание возлюбленную: «И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как зубы вдавливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя теряя последние проблески мысли. Ему показалось, что губы девушки дрогнули. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну. И черная бездна поглотила его». На Леонида Андреева посыпалась критика, его произведение называли «образцовой гнусностью». Однако были и те, кто защищал молодого автора.
Советуем почитать
- Паустовский
- Краткое содержание отрывка У Лукоморья дуб зелёный Пушкина С уверенностью можно сказать, что нет такого человека, который не был бы знаком еще со школьных лет со стихотворением Пушкина о Лукоморье.
- Трёхгрошовая опера — краткое содержание рассказа Брехта События пьесы происходят в Англии викторианского периода времени. Действия разворачиваются в Лондоне, на территории городского района Сохо.
- Приключения Чиполлино — краткое содержание сказки Родари В этом рассказе повествуется о маленьком и смелом мальчике-луковке Чиполлино. Пробегая по касательной, мы видим, что мальчик начинает свой путь в простой семье. Так же автор знакомит своего читателя с его небогатой семьей
- Краткое содержание рассказа Обращение Джимми Валентайна О. Генри Джимми Валентайн — профессиональный взломщик, который «сделал себе имя» на грабежах и кражах. Отбыв срок тюремного заключения, выходит в свободный мир и вновь берётся за старое
Сюжет, тема, проблематика
В центре действия — конфликт Человека и безликого Рока, Судьбы, требующих от него пройти круг предначертаний, который Человек, вставая и падая, преодолевая все горести и потери, проходит до конца. При этом Человек — это не марионетка в руках судьбы, а одинокая, бунтующая и страдающая душа. В пьесе присутствует символ человеческой жизни — свеча, которая загорается при рождении Человека, светится ярко и светло в юности, в зрелости пламя свечи мерцает и бьётся, в старости синеющий огонёк дрожит от холода и бессильно стелется. На протяжении пьесы Человек проходит разные этапы своей жизни: рождение в муках матери, бедная юность, любовь, слава, признание, смерть сына, конец жизни. Читатель, проживая вместе с героем его жизнь, видит, как меняется отношение Человека к жизни, его мысли и слова, тональность его разговора с высшими силами. Вначале жизни молодой Человек-романтик зовёт на бой неизведанное:
Но, сломленный скорбью, готов признать в нём божество и стать перед ним на колени, прося о спасении сына. И это смирение отца, его молитва — обращение к Богу, в которого Человек хочет верить. Но Некто в сером равнодушен ко всем мольбам. От былой отваги Человека не остаётся и следа, раньше он не боялся поражения и смерти, а теперь перед лицом смерти сына Человек гибнет нравственно сам. С самого рождения финал Человека предопределён: он живёт по тем страницам, которые предначертаны ему Книгой Судеб.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание повести Усвятские шлемоносцы Носова Все действие в произведении разворачивается в деревне под названием Усвятка, где царит спокойна и размерная обстановка. В поле работают мужчины. Одним из главных героев является житель деревни по имени Касьян
- Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
- Краткое содержание пьесы Валентин и Валентина Рощина На скамье в городском сквере молодые люди рассуждают о любви, берут интервью у прохожих. Автор никого не выделяет, не называет имена. Ребята смеются.
- Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года. Его отцом был прокурор, работал он в Уфе. В этом городе Аксаков прожил все свои детские годы, потом мальчика увозят к деду в родовое имение, в Оренбургской губернии.