«белые ночи»: краткое содержание и анализ повести достоевского

Белые ночи краткое содержание повести достоевского, описание сюжета, характеристика главного героя, анализ, критика, история создания | tvercult.ru

Краткое содержание повести «Белые ночи»

Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие

У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого. Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их. Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.

Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу. Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки. Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.

В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий. Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен. Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.

Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух. Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.

Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним. Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым. Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.

Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.

На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах. Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени. И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.

Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся. Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни. Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ночь первая

Рассказчик — двадцатишестилетний чиновник. Он уже 8 лет живёт в Петербурге, но не завёл «почти ни одного знакомства». Его любимое занятие — прогулки по Петербургу, он любит этот город, его дома и жителей. Молодому человеку становится грустно, когда с наступлением тепла город заметно опустел, так как многие уехали на дачи. Он вышел за город долго любовался природой.

Вечером, возвращаясь домой, мечтатель увидел у перил канала рыдающую девушку. Желая её успокоить, он шагнул к ней, но девушка испугалась и быстро пошла прочь. К ней пристал пьяный господин, но, увидев в руке молодого человека палку, мигом отстал. Молодой человек предложил незнакомке проводить её, чтобы пьяный не пристал снова, и она согласилась. Они разговорились, и девушка поняла, что её новый знакомый очень порядочный и мечтательный человек. Она согласилась встретиться вновь, но поставила условие — в неё не влюбляться.

Ночь вторая

На следующий день Настенька попросила рассказать молодого человека о себе. Он сказал, что является одним из мечтателей, жизнь которых — это «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем… тускло-прозаического». А после путешествия в мир грёз он ещё больше тяготится одиночеством. Настенька пообещала ему, что с этих пор они будут друзьями. Девушка сказала, что ей нужен совет, и рассказала о своей жизни.

История Настеньки

В раннем детстве Настенька осталась сиротой, бабушка воспитывала девочку и дала ей образование: учила сама, наняла учителя. В 15 лет учение было закончено, и вот уже 2 года Настенька сидит дома. После одного её поступка ослепшая бабушка, боясь, что не усмотрит за бойкой внучкой, стала пришпиливать её платье к своему, чтобы она подле неё читала и рукодельничала.

Живут они на средства от сдачи мезонина жильцам. Однажды бабушка сдала мезонин молодому человеку. Случайно он увидел, что Настенька сидит пришпиленная к бабушке. Понимая, что девушке скучно сидеть весь день дома, жилец предложил бабушке свою библиотеку (чтобы Настенька читала ей книги из библиотеки). Узнав, что у девушки нет подруг, что ей скучно, он пригласил её и бабушку в театр. Ездили они в театр несколько раз, но приходил жилец навестить хозяек нечасто. Настенька влюбилась в него и, когда узнала, что молодой человек уезжает в Москву, решилась на отчаянный поступок: пришла к жильцу с вещами в узелке, чтобы ехать вместе с ним. Увидев её слёзы, молодой человек понял её намерение и признался, что Настенька может сделать его счастливым. Но так как он беден и не имеет даже порядочной службы, то не может пока жениться на ней. Также сообщил, что пробудет в Москве ровно год и, если к тому времени девушка его не разлюбит, они поженятся. И вот прошёл год, Настенька знает, что он в городе уже 3 дня, а к ней не зашёл.

Теперь мечтателю стала понятна причина слёз девушки в день их знакомства. Он посоветовал ей написать молодому человеку письмо. Оказалось, что Настенька письмо уже написала, и сейчас она попросила мечтателя передать его общим знакомым влюблённых.

Ночь третья

Из-за дождя третья встреча произошла только через ночь. Настенька, с нетерпением ожидая жениха, была очень взволнована и много говорила. Она благодарила мечтателя за то, что он в неё не влюбился, а стал другом, мечтала о будущем. Герою стало грустно, ведь он полюбил Настеньку, а она этого не замечала. Когда прошло время назначенного свидания, а жених не появился, девушка упала духом. Мечтатель стал утешать и обнадёживать её.

Ночь четвёртая

Следующим вечером Настенька, узнав, что письма от жениха всё ещё нет, сказала герою, что он гораздо лучше её жениха, который подло обманул её. Мечтатель признался в любви, и девушка предложила ему переехать в бабушкин мезонин, чтобы лучше узнать его и полюбить. Молодые люди принялись мечтать о совместном будущем.

Вдруг Настенька замолчала — мимо прошёл молодой человек, пристально посмотрел на неё и вскричал: «Настенька! Настенька! это ты!» Девушка бросилась к нему, и мечтатель с горестью смотрел на встречу влюблённых, на то, как они уходили, взявшись за руки.

Утро

На следующее утро мечтатель получил от Настеньки письмо, в котором она просила прощения за то, что напрасно его обнадёжила. Ещё она благодарила за его любовь, поддержавшую её. Девушка сообщила, что на днях выходит замуж и мечтает, чтобы он и жених подружились.

Долго перечитывал герой письмо. Перед внутренним взором мечтателя вдруг мелькнула перспектива его безрадостного будущего. Он уверен, что и через несколько лет будет благодарен Настеньке за «минуту блаженства и счастья», и считает, что ему повезло ощутить счастье. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель — полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель — 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими — например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались — ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами — «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это — настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности — жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти — он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой — это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Языковые нюансы

Читателю важно сделать акцент на манере речи героев. Оказывается, она не является характерной для героев реалиста-Достоевского

В повести встречается множество метафор, манера имеет высокий стиль. Предложения длинные, подробные. Встречаются фразы, имеющие яркую эмоциональную окраску.

Этот характер речи позволяет понять образ героев. Они оба способны тонко чувствовать, внимательно относиться к чувствам остальных. Герои эмоциональные, взволнованные

По их диалогам понятно, что они могут акцентировать внимание даже на мелочах, которые для них становятся важными. В диалогах встречается много громких фраз и обещаний

Герои повести радикальны в темах, затрагивающих чувства. Именно поэтому они смело произносят такие слова как:

  • «навсегда»;
  • «любовь»;
  • «счастье».

Герои думают о будущем, любви и дружбе. Их мысли кажутся наивными, поскольку они считаются мечтателями. Именно поэтому произведение Ф. М. Достоевского очень нравится всем, кто любит витать в облаках, представлять что-то.

История Настеньки

Настеньке сейчас семнадцать лет. Осиротела она еще в детстве, и ее воспитанием занималась бабушка. До пятнадцати лет она нанимала девочке учителей, в том числе и преподавателя французского языка. Однажды Настенька, воспользовавшись тем, что бабушка задремала, приколола к ее одежде платье глухой кухарки Феклы, а сама убежала к подружке. Бабушка проснулась и стала о чем-то спрашивать Феклу, думая, что разговаривает с Настенькой. Кухарка видела, что к ней обращаются, но ответить, естественно, не могла. Она испугалась, отстегнула булавку и убежала. Так обман девушки раскрылся, за что бабушка сильно бранила внучку. После этого случая старуха еще больше стала ограничивать свободу девушки.

Настенька рассказала также, что живут они в небольшом двухэтажном доме. На первом этаже – она, бабушка и Фекла, а мезонин сдается в аренду. Однажды в нем поселился заезжий молодой человек. Новый жилец зашел поговорить с бабушкой о ремонте в своих комнатах, и старуха попросила Настеньку принести счеты. Девушка вскочила, позабыв, что приколота булавкой. Ей стало стыдно перед молодым человеком. Жилец тоже смутился и сразу ушел.

Спустя две недели новый постоялец сообщил девушке, что у него есть много книг. Настенька может брать их, чтобы читать бабушке. Старушка согласилась, при условии, что это будут «нравственные книги». Так Настенька прочитала произведения Пушкина и несколько романов Вальтера Скотта.

Как-то раз девушка случайно встретила квартиранта на лестнице, и между молодыми людьми завязался разговор. Постоялец расспрашивал Настеньку о прочитанных книгах. Через несколько дней он поинтересовался: не скучно ли девушке сидеть все время со старухой? Есть ли у нее подруги? Настенька рассказала, что ее приятельница Маша переехала жить в другой город, а больше подруг нет.

Когда жилец пригласил Настеньку в театр, девушка отказалась, испугавшись гнева бабушки. Молодому человеку не оставалось ничего другого, как пригласить на спектакль и старушку. Так Настенька впервые попала в театр на «Севильского цирюльника». После этого постоялец еще несколько раз приглашал старушку с внучкой в театр. Настенька и сама не заметила, как влюбилась в молодого человека. Она, правда, боялась, что ее любовь не будет взаимной. И опасения эти начали оправдываться.

Вскоре квартирант сообщил, что уезжает по делам в Москву. Настенька была очень расстроена таким известием. Несколько дней она не находила себе места и в последнюю ночь перед отъездом решилась на отчаянный поступок. Девушка собрала в узелок вещи и поднялась в мезонин.

Мужчина явно не ожидал такого визита, был очень подавлен. Настенька же плакала от стыда и отчаяния. Сквозь слезы она клялась в любви молодому человеку, уверяла что не хочет больше жить с бабушкой и готова ехать в Москву. Постоялец долго утешал девушку, объяснял ей, что слишком беден и не может сейчас жениться. Но в итоге пообещал, что вернется и предложит ей руку и сердце. Молодые люди договорились: ровно через год они встретятся на набережной в десять часов вечера. В том месте, где мечтатель впервые повстречал заплаканную девушку. Настенька знала, что ее возлюбленный уже три дня как в городе, но так и не пришел на свидание.

Мечтатель вызвался отнести возлюбленному письмо от девушки. Настенька очень обрадовалась такому предложению. Оказалось, что письмо уже написано, и девушка сама хотела просить героя о таком одолжении. Весточку следовало отнести общим знакомым Настеньки и ее жениха. Перед отъездом молодой человек пообещал, что наведается к ним, как только приедет. Если Настенька пожелает, то может оставить там сообщение.

Характеристика текста

Дата написания повести — 1848 год. Автор посвятил ее лучшему другу — А. Плещееву. Сразу после создания произведение опубликовали в известном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского можно увидеть, что он часто писал о «петербургских мечтателях». Несколько своих сочинений автор опубликовал в едином сборнике «Петербургская летопись» не исключением стал и рассказ «Белые ночи». Астрономическую эстетику в литературе Достоевский использовал для описания характеристик и быта главных персонажей произведения.

Центральной тематикой является одиночество человека, находящегося в большом городе. Эта тема очень часто использовалась авторами в середине XIX века. Всему этому послужило нестабильная ситуация в городе. Многие молодые люди утратили смысл жизни и чувствовали себя несчастными и никому не нужными.

Главные герои повести являлись типичными представителями простого населения Петербурга. Они живут скромно и не имеют много знакомых. Герой общается только с сослуживцами, а девушка по имени Настенька с бабушкой и жильцами. Чтобы разнообразить свою жизни, и внести в нее хоть какой-то смысл, центральные персонажи начинают мечтать. Это помогает им забыть бытовые проблемы.

Автор раскрывает тему любви через девушку Настеньку, которая безумна влюблена. Мечтатель же, напротив, страдает от безответной любви. Герой не злится на девушку, и не обвиняет ее в собственном одиночестве. Он благодарен даже за несколько минут, которые она была рядом. Мужчина трепетно относится к своим идеям и фантазиям по поводу счастливой жизни. Пусть это даже просто его мечтания. В глубине души герой понимает, что вряд ли сбудется его счастье, но все же продолжает сохранять надежду.

https://youtube.com/watch?v=kcVk-W1477o

Краткий анализ произведения

Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.

Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.

По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.

Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.

На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.

Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.

Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.

Когда и как создавалась повесть

Автору удалось написать произведение довольно быстро — работа продолжалась с сентября по ноябрь 1848 г. В этот период Достоевский много общался с писателем Алексеем Плещеевым, с которым вместе посещал литературное общество Николая и Андрея Бекетовых, затем в кружке М. Петрашевского. В те времена обязательно было нужно разрешение на публикацию, и оно было получено 31 октября 1848 г. В 12-м номере «Отечественных записок» произведение впервые увидело свет. В дальнейшем оно было переработано автором:

  • Сюжет был оставлен без изменений, но монолог главного героя серьезно переработан. Автор включил в него пушкинские образы.
  • Вычеркнута фраза о том, что близость наказания «производит в преступнике настоящее раскаяние». Вернувшийся с каторги писатель разочаровался в этом утверждении.
  • Некоторые сентиментальные выражения были вычеркнуты.
  • В издании 1865 г. посвящение Плещееву отсутствует.

Литературное сообщество тепло встретило повесть. Они ставили ее выше аналогичных произведений, выходивших в тот период. Н. Добролюбов считал, что в Мечтателе можно заметить черты Ивана Петровича из «Униженных и оскорбленных». Читательский интерес к этому светлому литературному творению не угас по сей день.

О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя. В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины. С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Белые ночи»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Белые ночи»

для самых компанейских —

Главные герои «Белые ночи»

для самых занятых —

Читательский дневник «Белые ночи»

для самых крутых —

Читать «Белые ночи» полностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: