Анализ произведения виктора астафьева «царь-рыба»

Анализ произведения «царь-рыба» (в.п. астафьев)

Содержание рассказа «Царь-рыба»

В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.

В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.

Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.

Выбор Игнатьича

Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.

Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.

Грехи молодости

Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.

Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.

2 вариант

Автор рассказа «Царь-рыба», Виктор Петрович Астафьев выдвигает проблему, о который хоть раз задумывался каждый человек на земле. Проблема взаимоотношения людей с природой. Именно эта тема лежит в основе рассказа. Во время прочтения мы наблюдаем любовь и уважение к своей Родине, к обширным могучим лесам, к рекам протекающим по всей стране и к животным, для которых природа является домом. «Царь-рыба» это произведение, состоящие из маленьких рассказов и истории, но связанных между собой одной темой. Все истории в рассказе принадлежат главным героям, жителям деревни. У каждого из них свои переживания, принципы, радости и огорчения. В рассказе описана жизнь деревни и ее жителей, довольно достоверно и правдиво без всяких приукрашиваний ситуаций.

Одним из главных героем произведения является Зиновий Игнатьич. Он добрый, хороший и честный человек, готовый всегда прийти на помощь и никому в ней не отказывает. Но не настолько он хорош, как моно подумать. У него есть проблемы и неразрешенный конфликты, а также безответственное отношение к природе и всему живому. Подтверждения этим словам легко можно найти в тексте рассказа. Ведь он опытный браконьер, хороший рыбак. Его родной брат завидовал черной завистью, ведь улов был действительно богат и хорош.

С самого детства, главный герой рос, надеясь только на себя. Он был самостоятельным, не просил помощи у других и со всем справлялся сам. Его отдаление от общества сказалось на нем в более сознательном возрасте.

Большим переворотом в жизни Игнатьича стала встреча с Царь-рыбой. Как будто сама судьба направила ее к главному герою. Положившись только на свои силы, Игнатьич оплошал. Впоследствии, это решение чуть не стоило ему жизни. В нем произошли сильные изменения, пока он находился под водой вместе с Царь-рыбой

Царь-рыба напомнила главному герою о важности и честности жизни, об ответственности за все свои совершенные поступки. Борьба между двумя персонажами олицетворяла борьбу человека с природой

В конце схватки, Игнатьич признает тот факт, что природа сильная и могущая сила, у которой ни может быть не сверженных противников.

Произведение Астафьева передает всем читателям огромный смысл и знания

Оно рассказывает нам о важности гармонии между человеком и природой. Нужно ценить, уважать ухаживать и заботиться о том что окружает нас изо дня в день

Нужно жить в гармонии с природой и с ее обитателями.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Художественные особенности повести «Царь-рыба»

Повесть «Царь-рыба» — главное произведение одноименного сборника В. Астафьева. Все произведения сборника автобиографичны. Астафьев долгое время жил в сибирской глубинке, хорошо знал местные нравы, обычаи и законы. В сборнике «Царь-рыба» писатель знакомит читателей с жизнью людей у реки. В рассказах подчеркивается, что преступления человека против природы влекут за собой наказание.

Повесть относится к жанру деревенской прозы. Издавна царь-рыбой считался осетр, ценнейшая промысловая рыба.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

В рассказах сборника и повести «Царь-рыба» — это мифологический образ, символ гигантской рыбы, который представляет собой великую природу, олицетворяет ее мощь и силу, над которой человек не властен.

Царь-рыба – это мать-природа, которая в себе несет новое начало. В повести Астафьев использует прием олицетворения: гигантская рыба – это нравственное начало человека, его судьба. Она судит за нравственные поступки и варварское отношение человека к природе, наказывает его. Именно царь-рыба заставляет Зиновия Игнатьича, главного героя повести, вспомнить свой безнравственный поступок и раскаяться в содеянном. Герой, оказавшийся на грани жизни и смерти. осознал свой грех, раскаялся и очистился. Игнатьич пересмотрел свои взгляды на жизнь, изменил отношение к природе и к людям.

В повести Астафьев поднимает множество тем:

  • отношение человека к природе;
  • отношение человека к другим людям;
  • тема раскаяния;
  • тема прощения;
  • тема судьбы и наказания.

Анализ 3

Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа. Человек напрямую зависит от природы. Здесь все располагается по порядку, и сюжет развивается медленно.

Главным героем является молодой человек, которому больше всего на свете нравится ходить на рыбалку. Вот только он даже и представить не мог, что с ним произойдет такое. Оказывается, он вдруг стал сам кормом для рыб. И они бы его скушали, но парень вспомнил про Бога и решил попросить у него помощи. Конечно, дед ему постоянно рассказывал про одну большую рыбу, от которой он чуть не погиб. И теперь предупреждает внука, чтобы с ним ничего не случилось. Вот только парень думал, что дедушка шутит и ничего с ним не случится. А вот для того чтобы этого не случилось нужно идти на рыбалку с чистыми мыслями. Именно данное происшествие и меняет все взгляды на жизнь нашего главного героя.

Больше всего на свете Астафьеву нравится бывать возле реки Енисей. Там он разжигает небольшой костер, а потом садится лицом к реке и размышляет на разные темы. Если он проведет здесь еще и ночь, то эти он считает самыми счастливыми на свете.

Много лет назад рыбаки называли Царь – рыбой осетра, а вот орел был царем птиц. А поскольку об этом мало кому известно, то автор решил тем, кто давно знал, но забыл напомнить об этом, а вот кто об этом не знал, просто рассказать. Оказывается, царь – рыба это намного сильнее и могущественнее человека рыба, которая может справиться хоть с кем. Она никого и ничего не боится.

Собирать все это было процедурой не из легких, и поэтому автор делал это очень долгое время. Он собирал различный материал в литературе. Существовало огромное количество разных моментов, которые ни в коем случае нельзя было упустить и не поведать своему читателю.

Данная проблема остается актуальной и сегодня. Человек старается взять у природы очень много, а вот взамен ей ничего не дает. И если все это будет продолжаться и дальше, то может случиться настоящая беда, которую никто не сможет предотвратить.

В деревне каждый житель старается добыть для себя и своей семьи еду любыми способами. И порой приходится идти рыбачить и добывать рыбу. И это они делают наперегонки друг с другом.

Вроде бы Игнатьич может жить спокойно и не переживать о том, что завтра ему будет нечего кушать. Ведь он уже давно насобирал для себя необходимую сумму денег, которыми пока не хочет пользоваться. В любой момент он может пойти и снять нужную сумму и потратить на себя. Вот только больше всего на свете ему так и нравится рыбачить и добывать себе еду.

Автор в легкой форме рассказывает все, что происходит с каждым из героев, а потом переходит к рассуждениям, а потом обратно к героям.

Помимо этого здесь присутствуют и другие герои. Это бабушка, которая много лет назад сплавлялась по этой самой реке и эти воспоминания остались у нее в голове до сих пор.

Николай старался во всем походить на отца. Но однажды его посадили, и теперь парню ничего не оставалось, как заменить семье отца. Он стал стараться сделать все для того чтобы заработать деньги и принести их домой.

Нравственно-философская тема в повести «Царь-рыба»

В повести Астафьева предметом сатиры становится популярный в идеологии Нового времени миф о человеке – царе природы. Царь природы, воплотившийся в лице Зиновия Утробина, оказывается таким же уязвимым, как и пойманная им рыба. Сюжетная схема повести о тяжком труде промысловиков и охотников в повести Астафьева доводится до абсурда и пародируется: охотники, браконьеры и рыбаки своей «работой» приближают не счастливое будущее, а последние мгновения существования природы и своей жизни.

Опасная «работа» Утробина вызвана не необходимостью, не стремлением избыть голод. Здесь очевиден еще один аспект астафьевской сатиры – алчность, жадность. Именно она заставляет Игнатьича грешить против природы и против людей. А сниженный образ царь-рыбы олицетворяет жадность. Страх заставляет человека видеть в том, что когда-то манило красотой и скорым обогащением, что-то уродливое, отталкивающее. Царь-рыба становится манией. Это жажда обогащения, которая заставляет рисковать своей жизнью, проливать человеческую кровь и кровь «братьев наших меньших».

Спасение царь-рыбы, как и спасение Утробина, в произведении Астафьева символизирует торжество жизни и спасение природы от человека. Образ царь-рыбы становится всеобъемлющим, сопрягающим противоречивые чувства, события, мысли, персонажей в единое повествование о том, почему и как «забылся в человеке человек». Писатель считает, что браконьеры в погоне за царь-рыбой забыли о своем человеческом предназначении и крестьянском происхождении. И именно в этом истоки всех бед.

В повести деревни, как таковой, практически нет. Здесь сохранились упоминания о Боганиде, Сушково, Плахино, есть поселок Чуш и другие промысловые «избушки». И в этом можно видеть северную «особенность» — многочисленные поселения, привычные доя Центральной России, там редкость.

Основной конфликт в произведении разворачивается как столкновение добрых начала солидарности и коллективности и человеческого индивидуализма. В «Царь-рыбе» присутствует мотив умягчения человека. Он вдруг отпускает сковывавшую его напряженность, душа человека смягчается и открывается навстречу другим людям и миру. И в этом состоянии протягиваются между людьми нити приязни, доверия, а также усиливается чувства причастности человеческому сообществу, природе.

Замечание 2

Настоящая свобода, согласно концепции Астафьева, это открытость, душевность, активность души, доброта.

Автор создает в «Царь-рыбе» символические образы, которые воспринимаются как сакральные, священные. Сознание человека, который оказался на краю жизни и смерти, способно выстроить свою «мифологию». Так, Зиновий Игнатьич вспоминает о женщине, которую однажды он оскорбил, и царь-рыба ему представляется мстящей за этот поступок. Раскаяние перед олицетворяющей природу царь-рыбой, перед оскорбленной женщиной, перед детьми и родителями за людские грехи очищает героя, меняет его.

Несколько интересных сочинений

Талант — дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. Я думаю, что увидеть в человеке ростки каких-либо задатков, могут родители и учителя.

Образ и характеристика Никанора Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является Никанор Иванович Босой, представленный писателем в образе председателя жилищного товарищества дома на улице Садовой.

Анализ произведения Солженицына Архипелаг ГУЛАГ

Тема свободы существовала и существует в истории общества. Добровольное волеизъявление, возможность реализоваться в свободе слова и пера стремление писателей — бунтарей, существовавших в во все века. Вольнодумство часто не устраивало власть.

Сочинение Женские образы в романе Тихий дон Шолохова

Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви

Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры — вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) — ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

Образы браконьеров

В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».

Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».

Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.

И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.

Галерея положительных героев

Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.

Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.

К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.

Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:

  • «Капля»;
  • «Поминки»;
  • «Туруханская лилия»;
  • «Сон о белых горах».

Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.

Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта

Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им

История создания, тема, жанр

Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.

А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.

Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.

К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:

  • «Комиссию» Залыгина;
  • «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
  • «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: Есенин, Куприн, Платонов, Булгаков и другие.

В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу. Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.

Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

«Печальный детектив»: анализ

«Печальный детектив» (1986) рассказывает о драматической судьбе следователя Сошнина, отчаявшегося в борьбе с пороками и преступлениями изломанных, раздавленных жизнью людей. Он видит бесперспективность и даже бесполезность своей работы и после мучительных колебаний оставляет свою должность, видя большую пользу для общества в деятельности писателя, когда, изображая реальность, он докапывается до истоков зла. Сошнин, а вместе с ним и автор, ставят под сомнение склонность русского человека (особенно женщины) к всепрощению. Он считает, что зло может быть искоренено (он имеет в виду пьянство и бесперспективность существования), если, с одной стороны, не создавать для него почву в самом обществе. С другой стороны, зло должно быть наказано, а не прощено. Эта общая формула в жизни имеет, конечно, множество вариантов и конкретных форм реализации. Писатель встает на защиту общечеловеческих нравственных норм, утверждая ценность человека и его духовность как приоритетную.

Другие сочинения по этому произведению

«Царь-рыба» Астафьева
Анализ рассказа «Царь-рыба»
Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».)
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА»
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев «Царь-рыба»)
Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин)
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева «Царь рыба»
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)
Природа (по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»)

Вариант 2

Название произведения – это самый важный ключевой момент во всем рассказе. Суть рассказа раскрывается постепенно. Главный персонаж сталкивается с такой ситуацией, в которой он стал жертвой собственного увлечения. Игнатьич расхищал матушку – природу, не хотел просить Бога об еще одном шансе, когда чуть не стал едой для речных рыб. Царь – рыба наказывал подобных грешников. В Древней Руси царем всех рыб считался осетр. Писатель изобразил осетра в качестве символа главного достоинства и разума матери – природы. Автор много работал над созданием рассказа. После окончания творческой работы рассказ был опубликован в 1976 году.

В своем произведений Астафьев затрагивает тему взаимоотношений человека к обществу и природе. В 20 столетий природа была источником пропитания. Природа дает человеку все, но ничего не получает взамен. Герой произведения Зиновий Игнатьич всегда помогает всем жителям поселка, является умелым хозяином и механиком. Кроме того Игнатьич занимался рыбалкой.

У героя был самый большой дом в округе со всеми условиями для комфортной жизни. Он никогда не бедствовал, при этом забирал у природы все. Идея произведения состоит в том, что человек обязан проживать в созвучии с природой. История, произошедшая в жизни Игнатьича, олицетворяет будущее всего человечества. Рассказ имеет классическую композицию из 3 частей с отсутствием эпилога. Произведение имеет неожиданную развязку. После того, как рыба уплыла, герой понимает, что получил возможность жить. Игнатьич поклоняется перед силой природы, которая предоставила ему шанс исправиться.

По сюжету и объему повествование Астафьева подходил под жанр романа. Произведение автора «Царь-рыба» созвучен и в то же время драматичен. Вся книга оснащена энтузиазмом, несущим отличительный характер. Вред природе автор описает как браконьерство внутри общества и в природе. Тяга к моральным идеалам обхватывает весь рассказ.

Астафьев обращается к прошлому. В момент встречи с царем — рыбой главный герой обдумывает свою жизнь, прошлое и начинает ценить каждую прожитую минуту. Становление характера героя тесно связано с экономическим и общественным фактором. Несмотря на свое добродушие и храбрость Игнатьич поддается влиянию социального общества.

Храбрый и сильный человек как Игнатьич потерпел поражение при столкновении с царем — рыбой. За попытку покорить и подчинить себе рыбу главный персонаж испытал настоящие эмоциональные и физические страдания. В творении автор советует читателям беречь матушку — природу. Отношение к природе в повествовании считается проверкой духовного развития человека.

Экологический вопрос и проблема нравственности в произведении «Царь-рыба»

В рассказе «Царь-рыба» образ топора вызывает ассоциацию с героем «Преступления и наказания» Родионом Раскольниковым. Но Раскольников поднял топор на человека, а Утробин замахнулся на мать-природу. Он считает, что ему дозволено все. Писатель убежден, что вседозволенность не может быть ничьим правом. Незадачливый рыбак оказывается в воде, запутавшийся в своих же удах с крючками, которые впились в тела Зиновия и рыбы. Тогда рыбак и понял, что осетр «не по руке ему». Он знал об этом с самого начала, но азарт был сильнее разума.

Царь-рыба и Игнатьич оказались повязанными «одной долей». Обоих ждет смерть. Но желание жить заставляет человека рваться с крюков. Жажда жизни заставляет его перебороть гордыню. Герой чувствует, что погибает. В этот момент он начинает вспоминать свою жизнь. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что все неудачи в жизни рыбака связаны с браконьерством. Зиновий понимает, что это всегда будет на его совести лежать тяжелым грузом.

Человек является неотъемлемой частью природы. И ему следует с ней жить в согласии, иначе она будет мстить за свое «покорение», унижение.

В произведении Астафьев затрагивает не только экологический вопрос, он показывает его во взаимосвязи с нравственным вопросом. Писатель говорит о том, что одно без другого быть не может, и в любом своем проявлении человек остается собой. Он должен задуматься об ответственности не только перед людьми, но и перед природой. Лишь существуя в гармонии с природой, человек обретает внутреннюю свободу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: