«крепкий мужик», анализ рассказа шукшина

Урок литературы по рассказу в.м.шукшина «крепкий мужик» 7 класс | doc4web.ru

Краткое содержание

В колхозе «Гигант» освободилось помещение старой церкви, которое служило складом. Николай Шурыгин попросил у председателя колхоза разобрать церквушку — там был хороший кирпич, который он планировал пустить на свой свинарник. Председатель усомнился, что он сможет разобрать постройку: «там не кладка, а литье». Тогда Шурыгин предложил зацепить церковь тремя тракторами — «слетит как миленькая».

В воскресенье Шурыгин приступил к задуманному. Он пригнал три трактора к церкви, обмотал «тремя толстыми тросами, под тросы — на углах и посреди стены — девять бревен». Поначалу Шурыгин работал как обычно, с привычной матерщиной и криками. Когда же стал собираться народ и жалеть церквушку, он почувствовал себя «важным деятелем с неограниченными полномочиями».

Когда закрепили как следует бревна, люди поняли, что сейчас «произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь». Многие в ней крестились, здесь отпевали покойных родителей, и жители деревни привыкли видеть ее каждый день, как небо.

Стали опять раздаваться возмущенные голоса, но Шурыгин никак не реагировал на односельчан. К нему на переговоры отправили его жену Кланьку, но он прогнал её. Не помогли увещевания трактористов, которым Шурыгин «посулил по бутылке на брата и наряд «на исполнение работ»».

Последняя надежда оставалась на учителя, которого все уважали в деревне. Прибежав на место, он принялся убеждать Шурыгина, что церковь — образец архитектуры XVII века, народное достояние, и её ни в коем случае нельзя сносить. Видя, что Шурыгин не реагирует на его слова, учитель «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной». Бригадир силой оттащил его от церкви, и тогда учитель принялся умолять людей всем дружно встать под церковь и не допустить её снос. Но никто не пошевелился.

Спустя три часа церковь была разрушена — от нее «остался только невысокий, с неровными краями остов». Шурыгин тут же пошёл в магазин, чтобы позвонить председателю колхоза и отчитаться о проделанной работе. Продавщица со злостью накинулась на довольного Шурыгина. Тут же подбежали другие женщины и принялись оскорблять бригадира, который от неожиданности даже растерялся — «злость их — какая-то необычная: всерьез ненавидят».

Не нашел понимания Шурыгин и дома: жена демонстративно не приготовила ужин и ушла к соседке, а старушка-мать стала ругать непутёвого сына. Она теперь не знала, как показаться на глаза людям, и была уверена, что местные жители обязательно проклянут Кольку — «то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай».

Шурыгин был очень зол. Мало того, что на него ополчилась вся деревня, так и кирпичи с церквушки оказались непригодными: многие из них либо покрошились, либо отвалились кусками по несколько штук, и расколоть их ломиком было невозможно — «действительно, литье». Не оставалось ничего другого, как сгрести все кирпичи в кучу бульдозером — «пусть крапивой зарастает».

Выпив в одиночестве бутылку водки, Шурыгни захотел выпить ещё, но «идти и видеть злую продавщицу не хотелось — не мог». Он решил на мотоцикле поехать в район, расположенный в восемнадцати километрах от деревни — «там магазин, там председатель колхоза. Можно выпить, поговорить». Проезжая по деревне, Шурыгин нарочито громко и весело пел песню. Ему хотелось, чтобы «все знали, что у него — от всех этих проклятий — прекрасное настроение».

Краткое содержание Некрасов В окопах Сталинграда для читательского дневника

Виктор Некрасов описывает в своей повести события второй половины 1942 года, когда наши войска отступали от Харькова, от реки Оскол под Сталинград, чтобы укрепиться там и оборонять город. Именно в те дни И.В.Сталин подписал знаменитый приказ №227 с призывом «Ни шагу назад».

Лейтенант Юрий Керженцев — архитектор в довоенной жизни, становится сапером на фронте. От его лица В.Некрасов описывает собственные воспоминания об отступлении к Сталинграду. Рассказывает нам автор и о простых людях, встреченных героем на фронте, и описывает воспоминания о мирной жизни, кажущейся теперь такой далекой и нереальной.

Центральный спор рассказа

В анализе рассказа «Срезал» Шукшина кратко нужно обязательно уделить внимание спору, который произошел между Глебом и Журавлевым. Они спорят на тему того, кто отдал приказ о поджоге Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Как только читатель узнает тему спора, он сразу начинает подозревать, что развязка у сюжета будет драматичной

Капустин делает все, чтобы «срезать» кандидата наук Журавлева. Остальные жители деревни уже давно наблюдают за подобными спектаклями и с нетерпением ждут каждое новое представление

Как только читатель узнает тему спора, он сразу начинает подозревать, что развязка у сюжета будет драматичной. Капустин делает все, чтобы «срезать» кандидата наук Журавлева. Остальные жители деревни уже давно наблюдают за подобными спектаклями и с нетерпением ждут каждое новое представление

Они спорят на тему того, кто отдал приказ о поджоге Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Как только читатель узнает тему спора, он сразу начинает подозревать, что развязка у сюжета будет драматичной. Капустин делает все, чтобы «срезать» кандидата наук Журавлева. Остальные жители деревни уже давно наблюдают за подобными спектаклями и с нетерпением ждут каждое новое представление.

В это время сам кандидат наук ничего не подозревает о предстоящем испытании. Появляется определенная двусмысленность. Журавлев предстает в роли кандидата наук и кандидата на очередное «срезание». Он жертва, которая еще не подозревает, что ей предстоит выдержать.

Срезал анализ произведения Шукшина

Срезал анализ произведения Шукшина по плану

1. История создания. Рассказ «Срезал» был написан В. М. Шукшиным в 1970 г. и впервые опубликован в журнале «Новый мир» (№ 7, 1970).

В рабочей тетради писателя сохранился набросок произведения: «Приехал в село некий ученый человек… пришли гости. А один пришел «поговорить». И такую ученую сволочную ахинею понес…».

Возможно, замысел рассказа возник под впечатлением от реакции односельчан на один из приездов прославившегося Шукшина на малую родину.

2. Смысл названия. «Срезал» — разговорный термин, означающий «сбить спесь», «поставить на свое место». В этом емком выразительном слове выражается весь иронический смысл рассказа: «победа» Глеба Капустина над «зазнавшимися» учеными.

3. Жанр. Юмористический рассказ

4. Тема. Главная тема произведения — столкновение городского и деревенского миров. Этой теме посвящено подавляющее количество произведений Шукшина. Сам писатель с горечью признавался, что «предал» деревню, переехав в Москву. Даже в наше время продолжает сохраняться огромная разница между культурным уровнем крупных городских центров и провинции.

В 60-70-е гг. основным источником информации для деревенских жителей были газеты, на основании которых даже у умного человека могло создаться превратное представление об окружающем мире. Глеб Капустин — умный и «начитанный» мужик. Из чтения газет он нахватал огромное количество никак не связанных между собой понятий и фактов.

Проблема «главного грамотея» деревни в том, что ему не с кем поделиться «равномерным потоком информации». Капустин находит выход в «срезании» прославившихся земляков. Ученые гости действительно рады односельчанам. У них нет даже желания выказать свое превосходство. Глеб сам идет на конфликтную ситуацию, задавая «кандидатам» каверзные вопросы.

Для гостей проблемы Капустина выглядят полной чепухой, но мужики приходят в восхищение. Их односельчанин с легкостью ведет ученый разговор о невесомости, проблеме шаманизма, установлению контактов с инопланетянами. С точки зрения мужиков кандидат Костя приперт к стенке. Победа Глеба отвечает их неосознанному желанию доказать горожанам, что и среди крестьян есть свои непризнанные «доктора все наук».

5. Проблематика. Культурное противостояние города и деревни — давняя проблема. В наброске к рассказу Шукшин замечает, что Глеб «впрочем, не такой уж идиот». Его поведение основано не на стремлении непременно унизить гостей, а на желании опровергнуть устоявшееся мнение о деревенских жителях, как о темной необразованной массе. Капустин, несомненно, умный человек. Вероятно, с глазу на глаз его разговор с гостями был бы совершенно другим. Но само положение вынуждает его вести туманную полемику и тем самым добиваться уважения земляков.

6. Герои. Глеб Капустин, Константин Иванович, Валя.

7. Чему учит автор. Шукшин испытывал большую любовь и уважение к деревенским жителям. Глеб Капустин относится к его излюбленному типу персонажей «с чудинкой». Его поведение вызывает смех, но заставляет задуматься о традиционном пренебрежительном отношении к простому трудовому народу.

Характеры главных героев

  • Филипп Кузьмич Березин – главный герой романа. Этот талантливый бригадир показывает себя как хитрый, настойчивый и предприимчивый мужчина. В своих делах он всегда находит выход из любой ситуации. Он умеет быть справедливым и строгим начальником, но в то же время добрым и заботливым отцом и мужем. Филипп Кузьмич по-настоящему проживает свою жизнь и никогда не останавливается на достигнутом.
  • Алтекин – закадычный друг Филиппа Кузьмича. Этот персонаж традиционно весел и жизнерадостен. Его присутствие на страницах романа всегда наполняет его энергией и позитивом. Алтекин – человек, способный вытаскивать из любой неприятной ситуации шутками и смешными историями. Он не только друг, но и поддержка, на которую можно положиться в любой момент.

Благодаря контрастной игре характеров этих двух главных героев, «Крепкий мужик» становится еще более интересным и захватывающим произведением. Вместе с Филиппом Кузьмичем и Алтекином мы погружаемся в жизнь сибирской деревни, где каждый персонаж имеет свою уникальную историю и характер.

Читая о приключениях и искушениях, с которыми сталкиваются эти герои, мы можем увидеть, как они растут и развиваются вместе с нами. Мы можем наблюдать, как они преодолевают трудности и проблемы, становятся сильнее и мудрее. И как результат, мы получаем не только захватывающую историю, но и некоторые ценные уроки, которые можем применить в своей собственной жизни.

Вариант 2

В своем творении «Крепкий мужик» автор показал главного героя как человека, утратившего связь с духовным миром. В одном из абзацев описана деградация жителей захудалой деревни. Главной завязкой рассказа является предложение Коли Шурыгина – бригадира колхоза «Гигант». Шурыгин предложил главе колхоза снести на кирпичи старую церковь и построить вместо нее складское помещение. Глава дает свое согласие. Все дальнейшие действия в рассказе происходят в один день. В воскресный день Коля привел 3 трактористов, несмотря на бунт сельчан.

Основной персонаж Шурыгин Николай показал себя с отрицательной стороны и описывается в повествовании как «крепкий мужик». Для читателя «крепкий мужик» представляется как сильный и русский мужчина

«Крепость» Коли основывается на исторической памяти важного героя как Василий Духанин. Василий в свое время стал влиятельным человеком. В коротком рассказе автор поместил почти все население деревни

Жена бригадира Кланька, его больная мать, приемщик Михайло и продавщица из местного магазина – все они ненавидели Колю Шурыгина. Кроме Коли главная роль принадлежит учителю. Молодой школьный учитель готов отдать жизнь ради спасения старой церкви

В коротком рассказе автор поместил почти все население деревни. Жена бригадира Кланька, его больная мать, приемщик Михайло и продавщица из местного магазина – все они ненавидели Колю Шурыгина. Кроме Коли главная роль принадлежит учителю. Молодой школьный учитель готов отдать жизнь ради спасения старой церкви.

В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Коля оправдывался перед матушкой тем, что в церковь давно никто не ходил и ее не замечал. При разговоре с больной матерью, Коля понял, что народ надеется только на милость царя. Несмотря на жалобы жителей и учителя, церковь уже была разрушена до основания.

В своем рассказе Шукшин сохранил просторечие, простоту и разговорность. В произведении церковь олицетворяется с домом и спокойствием, которых не хватает каждому человеку. Церковь давала людям силы. Она хранила в себе традиций и прошлое русского народа. Автор взял за основу главную деталь в виде кирпичей. Кирпичи являются основой всей церкви. При разрушении церковь не рассыпалась, а разрушалась на отдельные куски.

Шурыгин покушался не только на церковь, но и на людские традиции и вероисповедание жителей. Поэтому Коля испытывал одиночество в работе и в родном доме. Продавщица отказывается продавать Коле выпивку и еду. Упадок церкви считается кульминационным моментом всего повествования. В рассказе церковь погибала мучительно и быстро. После прочтения творения у читателей остается ненависть к главному герою Шурыгину за отсутствие жалости, души и разума.

Анализ рассказа Крепкий мужик Шукшина

Как известно, в Советском Союзе церкви не пользовались особенным почтением. Люди в существенной части отстранились от религиозных воззрений, но прежний дух все-таки имел некоторое значение, церкви могли быть объединяющим элементом.

Рассказ Крепкий мужик говорит о бригадире колхоза, который занимается сносом церкви. Для того чтобы получить новые кирпичи на свинарник, он решает разрушить прежнее здание, которое числилось как складское. Конечно, подобное поведение не вызывает ни в ком одобрения, но сам Шурыгин (бригадир) считает себя человеком, который поступает верно, он не слушает людей и тешит себя мыслью о собственном величии и приобретенной популярности.

В каком-то смысле ситуация имеет двоякое значение и Шурыгина тоже возможно понять, да и чрезмерный консерватизм жителей деревни, тоже создает определенные сомнения. Тем не менее, держатся жители этой деревни не столько за старые устои, сколько за символ, за определенное миропонимание. Церковь, быть может, и не пользуется популярностью, но сохраняет целостность деревни, является символом, который всем по нраву.

Поэтому, когда бригадир все-таки решает сносить церковь, он получает существенное порицание людей. Проблема заключается совсем не в здании как таковом, но в разрушении устоев и разрушении совершенно необдуманном. Шукшин описывает именно такой необдуманный поступок, который ведет к утрате чего-то ценного.

Образ главного героя представляет собой разрушительную силу русского человека, который может быть одержим какой-то идеей. Именно с этой идеей и сносили храмы в период революции и уничтожали друг друга люди, которые ранее в этих храмах рядом молились. Вероятно, в каком-то смысле Шукшин как знаток русского характера, описывает именно ситуацию, когда деструктивная идея овладевает русским человеком и он идет на поводу у приобретенной концепции, считая себя вершителем верного дела.

Такое предположение подтверждается заключительной частью рассказа, где Шурыгин описывается как любитель быстрой езды. В этом есть намек на известную поговорку. Соответственно, есть намек и на описание типичного русского характера, который длительно запрягает, быстро едет, но часто едет не туда.

Стилистические особенности

Этот до времени постмодернистский рассказ весь построен на таких стилевых приёмах, как реминисценция и аллюзия. Дело в том, что в 12-м номере журнала «Москва» за 1966 год и 1-м за 1967 год был впервые опубликован доселе никому не известный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», как это и обещал К.М. Симонову (главному ходатаю за роман) главный редактор «Москвы» Е.Е. Поповкин (1907 – 1968!). Симонов объяснял, что Поповкин очень болен, поэтому не боится никого и ничего, что он – человек слова. Сам же редактор на предостережения об опасности печатания романа отвечал, что для него это единственный способ остаться в истории литературы. Таким вот образом и вошла в наш литературный и философский быт знаменитая дилемма: «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с неё исчезли тени?» А Поповкин остался в истории литературы – в том числе в истории 60-летнего, смертельно больного попа в рассказе Шукшина, безбоязненно заявившего, что зло появилось вместе с родом человеческим, и только после этого появилось добро: « Другими словами, есть зло – есть добро, нет зла – нет добра».

Вообще этот небольшой рассказ на удивление насыщен знаками-аллюзиями: тут и «предатель родины» генерал Власов, и «любивший мужика» поэт Есенин… Но главная аллюзия – зловещая аллюзия-травестия: неверующий в христианского Бога поп импровизирует свой шутовской, «смеховой», «карнавальный» Символ веры, и эта травестия исполняется во время бешеной языческой пляски: «И трое во главе с яростным, раскалённым попом пошли, приплясывая, кругом, кругом». Этот сумрачный финал точно соотносится с философским выводом попа: «Круг замкнулся – мы обречены».

Характеристика алёши из повести «чёрная курица, или подземные жители»

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Одни», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Верую!»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Темы и мотивы в произведении «Крепкий мужик» Шукшина

1. Тема труда и смысла жизни

Одной из главных тем рассказа является тема труда и поиска смысла жизни. Главный герой, простой сибирский крестьянин, всю свою жизнь посвящает тяжелому физическому труду. Он работает на лесозаготовках, в лесу и на стройках. Несмотря на трудности, герой находит смысл в своей работе и стремится делать все максимально качественно. Его преданность труду и умение находить смысл в самой работе становятся важными мотивами в рассказе.

2. Тема любви и семьи

Еще одной важной темой в произведении «Крепкий мужик» является тема любви и семьи. Главный герой, несмотря на тяжелый труд и неблагополучие материальное положение, стремится создать семью и обеспечить своих близких

Он всегда помогает своей жене и детям, проявляет любовь и заботу. Именно благодаря этим межличностным отношениям он находит силы и вдохновение для продолжения своей нелегкой жизни.

3. Тема справедливости и борьбы с обидчиками

В рассказе также прослеживается тема справедливости и борьбы с обидчиками. Герой не терпит несправедливости и всегда защищает своих друзей и близких. Он готов пойти на любые жертвы, чтобы вернуть себе и другим честность и достоинство. Этот мотив представлен в рассказе через ситуации, в которых герой сталкивается с обидами и старается найти выход из них.

4. Тема природы и животного мира

Автор придает особое внимание природе и животному миру в своем произведении. Он описывает красоту сибирской природы, ее суровые условия и взаимодействие с животным миром

Это помогает читателю полностью погрузиться в атмосферу рассказа и лучше понять героев.

Приезд капитана Холина

Вернувшись, Гальцев увидел, что Бондарев уже не спит. Вскоре приехал капитан. Он бросился к мальчику, и только сейчас лейтенант узнал имя своего гостя. Иван тут же оживился и впервые улыбнулся. Холин сообщил, что его ждал Катасоныч. На это мальчик ответил: там были немцы, потому попасть к Диковке никак нельзя было. Еще добавил, что плыл на полене и чуть не утонул. Так постепенно раскрывает образ главного героя Богомолов. Иван (краткое содержание, к сожалению, может лишь поверхностно рассказать о герое) все еще казался лейтенанту маленьким и слабым.

Холин приказал убрать людей от землянки и тайком подогнать машину. Минут через десять мальчика, одетого в гимнастерку и шаровары, с медалью и орденом на груди, было не узнать. За столом они разговорились, и лейтенант выяснил, что Бондарева отправляли в суворовское, но он отказывался: не время. А когда Холин налил водки, мальчик произнес тост: «… чтоб я всегда возвращался» — и пригубил из кружки. Вскоре Иван встал и потребовал: «Поехали!» Холин растерялся, но противоречить не стал.

Перед отъездом Гальцев пожал мальчику руку и произнес: «… Ванюша, прощай!» Однако Бондарев поправил: «Не прощай, а до свидания!» — и взглянул исподлобья. Эта сцена дает понять, что героям суждено встретиться. А еще становится загадочнее.

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Популярные сегодня пересказы

  • Станционный смотритель — краткое содержание повести Пушкина Размышляя о превратностях судьбы станционных смотрителей, рассказчик повести пребывает на небольшую станцию. Там он знакомится с ее начальником Самсоном Выриным, еще не старым крепким мужчиной
  • Круглянский мост — краткое содержание повести Быкова Произведение под названием «Круглянский мост» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится к военной литературе. Краткое содержание данной повести представлено в этой статье.
  • Сердечная недостаточность — краткое содержание книги Алексина Главная героиня, Галя Андросова, поступает в университет. Как только ее мать узнает это, то она со своим мужем планируют подарить дочери путевку в санаторий. У главной героини были проблемы с сердцем из-за этого ее решили отправить
  • Краткое содержание повести В недрах земли Куприн В недрах земли» — замечательный рассказ А.И. Куприна, в котором главным героем является мальчик Ванька.

Сюжет рассказа «Мастер»

«Мастер» — рассказ о человеке с золотыми руками. Рассказ написан в 1969 – 1971 годах, и его действие разворачивается именно в это время. Особенность этого времени в том, что, хотя СССР и был атеистическим государством, к шестидесятым годам двадцатого века разрушенные во время революции церкви начали реставрировать, как памятники культуры и искусства. Именно о такой, несостоявшейся, правда, реставрации, и идет речь в рассказе.

Главным героем рассказа является Семка Рысь, которому автор дает характеристику как человеку с золотыми руками, но при этом забулдыге и пьянице. И сам короткий рассказ начинается с того, что Семка хочет восстановить церковь. Изучив приемы, которыми работал строивший церковь архитектор, Семка начинает пытаться получить разрешение на реставрацию. Он обращается и к священнослужителям, и к правительству. Для него попытки получить разрешение – примерно то же самое, что для его предков – хождение за правдой, и текст стилистически выдержан Шукшиным в схожем стиле.

Кульминацией рассказа и одновременно с этим наиболее напряженным и тяжелым моментом становится разговор Семки с Завадским, который разбирается в архитектуре и убеждает мастера в бессмысленности и бесполезности его затеи. Эта церковь, которую он хочет восстановить, не несет исторической ценности: она построена в семнадцатом веке, таких церквей по всей России – полным-полно, а значит, восстанавливать ее нет необходимости.

Анализ произведения Шукшина Крепкий мужик

Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта», собравший в себе все плохое, скопившиеся в простых русских деревенских людях. Автор завуалировано критикует режим того времени, показав в одной сцене все проблемы советского колхоза.

В двух предложениях мастерски описан путь русского села до заброшенной советской деревни. Символично название колхоза «Гигант».

Главный герой – колхозный бригадир Колька Шурыгин, предложивший председателю разобрать на кирпичи старинную деревенскую церковь. Дальнейшие события укладываются в один день – воскресенье, когда Колька решил разрушить церковь, победив своей безумной упертостью сопротивление односельчан и протест местного учителя. Даже мать и жена проклинают его, и не найдя понимания, он гонит на мотоцикле в райцентр за водкой, так как в родной деревне ему не продали.

Василий Макарович называет героя «крепкий мужик», показав читателю его как бы с положительной стороны. Вот ведь кирпич экономит. Позже становится понятно, что он просто упрямый.

На двух страницах уместилась вся деревня. Колькина жена, мать, кладовщик Михайло и сельский учитель. Все они протестуют против «крепкого» бригадира.

В судьбе деревенской церкви читатель легко может увидеть судьбу России. По словам матери героя, она и объединяла и «сил прибавляла…». Однако тут же и безысходность того времени. Церковь разрушена, надежды нет – а ты «пиши, пиши».

Шукшин писал этот рассказ в 1969 – 1970 годах, целых два года. Он несколько раз редактировал и переписывал текст. Произведение было можно сказать отшлифовано до мелких деталей. К примеру, церковная кладка – не кладка, а «литье». За церковь «всем миром» просили. Автор использует явно библейскую лексику, Колька – антихрист постоянно «чертыхается» в словах. Это тоже очень уточняет характер героя.

В нем воплощена вся разрушительная сила русского мужика, одержимого какой – либо идеей, пусть даже негативной и в Российской истории много тому примеров.

В итоге самодур Шурыгин, хоть и завершил задуманное, оказывается посрамленным и социально отверженным. Своим поступком он только добился бойкота односельчан и членов семьи. Человек, оторвавшийся от корней, не имеет будущего.

Шукшин «Крепкий мужик» — анализ произведения

В произведении «Крепкий мужик» широко раскрываются важные аспекты жизни и характера настоящего мужчины. Шукшин воссоздает образ простого сибирского крестьянина, который сочетает в себе физическую силу, ум и доброту.

Одной из ключевых тем, затронутых в произведении, является труд и его цена. Главный герой, Седых, честно и неутомимо работает на своей земле, сумевший собрать небольшое состояние за свою жизнь. Через труд, Шукшин показывает, как человек может добиться самоуважения и счастья, даже несмотря на несправедливость и трудности окружающего мира.

Важной темой является также смысл жизни и радость от малого. Шукшин убеждает нас, что счастье не обязательно заключается в материальных богатствах, но в простых искренних радостях

Герой видит красоту в каждом маленьком чуде жизни — в подаренной ему горстке золота или в случайной встрече с девушкой. Этот подход к жизни вдохновляет и заставляет задуматься, насколько мы перенасыщены материальными ценностями и упускаем возможность наслаждаться настоящим.

Произведение также затрагивает сложные вопросы межличностных отношений. В романтической линии повествования, Шукшин показывает истинную любовь и преданность героя. Вокруг Седыха ткается паутина взаимоотношений, но его честь и доброта перевешивают все трудности и делят его настоящих друзей от лживых.

  • Сильные стороны произведения:
    • Реалистичные и убедительные герои
    • Глубокие и универсальные темы
    • Искренняя и человеческая манера повествования
  • Слабые стороны произведения:
    • Некоторые моменты в сюжете могут показаться предсказуемыми
    • Некоторые переходы между событиями не очень плавные и связные

В целом, произведение «Крепкий мужик» Шукшина является вдохновляющим и глубоким произведением, которое заставляет задуматься о смысле жизни и ценности простых радостей. Убедительно показывая силу характера и доброту главного героя, Шукшин вдохновляет нас быть лучше и наслаждаться каждым моментом жизни.

Проблематика

Судьба России – вот подлинная, всеобъединяющая проблема рассказа, а тема его – вся история её, начиная со «дня народного единства» – XVII века, когда и была построена церковь. На слова оправдания Кольки перед матерью, что церковь-де никто не замечал, та возражает, что усталый путник ещё издали её замечал, «она сил прибавляла…»

В разговоре с матерью выясняется и главная надежда народа – на доброго царя. Да, Васька Духанин с церкви крест своротил и большим человеком стал – но «тада время было другое. Кто тебя счас-то подталкивал – рушить её?.. Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Учитель-то… напишет куда следоват – узнаешь».

Однако чёртово дело сделано – церковь разрушена: «…свет фары выхватил из тьмы безобразную груду кирпича…

…- Вот он, твой семнадцатый век! Писать он, видите ли, будет. Пиши, пиши».

И вот он, завет «щуплой» интеллигенции – конечно, не Колькин завет, а самого Шукшина: пусть всё разрушено, пусть нет надежды – а ты «пиши, пиши».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: