Краткое содержание рассказа «Малиновая вода» подробно
Август. Жара нестерпимая. Редкий человек выйдет из дома в такую погоду, если только по большой надобности. Охотник решился, собака лениво плелась следом и «чистила ему шпоры»(идет за ним шагом).
Удушливый зной лишал последних сил. Герой и его верный пес дотащились до реки Исты, а потом спустились в тенистый овраг к ключу под названием Малиновая вода. Какой-то мужик заботливо оставил тут черпалку из бересты. Охотник с жадностью припал к воде, а потом развалился на бархатной травке.
Там, где источник впадал в реку, уютно устроились два старика. Один высокий и плотный в зеленом кафтане, удил рыбу, второй – худенький и низкорослый в заплатанном сюртучке, держал на коленях банку с червями. Охотник вгляделся в худощавого и узнал в нем шумихинского Степушку.
Герой припомнил и пожар в селе Шумихино. Когда разом сгорели хоромы богатых помещиков и все их многочисленные пристройки. На пепелище разбили огород, а из подручных материалов сколотили избушку. На службу поставили садовника Митрофана с женой Аксиньей. Семья усердно трудилась, доставляя хозяевам «за полтораста верст зелень и овощи». Аксинья еще следила за «тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги», и за ленивым дымчатым селезнем.
Охотник часто захаживал к Митрофану. Там познакомился со Степушкой и глухим Герасимом, «проживавшего Христа ради в каморочке у кривой солдатки». Никто не знал, кто такой Степан и откуда родом. Ходили слухи, что когда-то он служил камергером, а всезнающий дедушка Трофимыч поговаривал, что Степану «приходится родственницей турчанка, которую покойный барин Алексей Романыч из похода изволил привезти».
Степушка держался особняком, ни с кем не разговаривал. В праздники к барской руке не припадал, к угощениям не притрагивался. И даже на Пасху с соседями не христосовался в обмен на крашеное яичко.
Никто бы и не заметил, если бы старик пропал. Но Степушка жил вопреки, то на сеновале, то за курятником, и каждый день был занят добычей пропитания.
У реки компанию Степану составил «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича, Михайло Савельич, по прозвищу Туман». Добродушный старик опрятной наружности когда-то служил дворецким. Сохранил манерность графского прислужника и обращался к людям с крайним почтением.
Охотник заговорил с рыбаками. Расспросил о знакомых, а те в свою очередь посетовали на плохой клев
Михайло Савельич, обратив внимание на собаку охотника «аглицкую али фурлянскую», припомнил покойного графа Петра Ильича. С улыбкой бывший дворецкий рассказывал, как был бит помещиком, но и жалован ни раз безмерной добротой
Восхищался размахом его балов, оркестров и угощений, но сетовал на метрессок (любовниц), которые в конец его разорили. Особенно лютой была Акулина. Девица из простых, с дурными манерами. Графа по щекам била, а слугам по чем зря лбы забривала.
Вспоминая былые времена, Михайло Савельич заключил, что «теперь, вестимо, лучше…». Но в это время к собеседникам подошел крестьянин в запыленных лаптях. Мужика лет пятидесяти звали Власом. Шел он из Москвы, от барина. Там схоронил сына извозчика, который платил за него оброк. А теперь с голоду придется пухнуть без кормильца, и оброк платить старики не в силах.
Влас говорил с улыбкой на губах, но в глазах стояли слезы… Граф Валериан Петрович, наследный сын Петра Ильича обложил непосильным оброком – 95 рублей с тягла. На другом берегу реки кто-то затянул грустную песню, и несчастный Влас совсем приуныл.
Вскоре собеседники попрощались и разошлись с миром в разные стороны…
Особенности сборника «Записки охотника» и рассказа «Малиновая вода»
Иван Сергеевич Тургенев обладал особенным художественным мироощущением, которое развивалось на основе школы немецкой классической философии. Именно эта школа была пройдена во время получения высшего образования в университете Берлина.
Россия по-особенному отзывалась на философскую мысль Западной Европы. Как удалось отметить, бремя сложностей реализации мечтаний людей было впитано по-особенному.
Иван Тургенев и его друзья в Берлине посещали кружок Станкевича. Русские традиции оповещают, что юные писатели рассказывали о преимуществах народного представительства в государстве. При этом было отмечено, что многие русские люди по-прежнему остаются крепостными, и они не в состоянии пользоваться государственными, общечеловеческими правами. В связи с этим делался особенный акцент на необходимость избавления обычных людей от крепостной зависимости и дальнейшего умственного развития.
В январе 1847 года в журнале «Современник» появился очерк «Хорь и Калиныч», который успел завоевать положительные отклики у читателей. Именно в этом очерке Тургенев представил главные силы русской нации: практичность и стремление к поэзии, духовное развитие, понимание ценности свободы. Другие рассказы, напечатанные в журнале «Современник», оказались поистине достойными литературными произведениями. К тому же в 1852 году сборник «Записки охотника» впервые вышел отдельным изданием и получил вторую жизнь для себя.
Рассказ «Малиновая вода» соответствует другим произведениям, включенным в сборник «Записки охотника». Предусматривается использование литературных образов провинциальной России, причем Тургенев раскрывает кулисы и позволяет понять, какой может быть реальная жизнь многих людей. Вчитываясь в рассказ «Малиновая вода», можно понять, что крепостнический уклад жизни является несообразным и нелепым, так как он предусматривает ущемление прав многих крестьян.
Очень краткий пересказ рассказа «Малиновая вода»
В жаркий августовский день случилось охотнику с собакой выйти на рябчика. К полудню запарились, спустились к речке Исте, а там и прохладный источник под названием Малиновая вода. Напился охотник и откинулся на бархатную травку. Но тут приметил двух рыбаков – один высокий и плотный, опрятно одетый старичок удил, а второй худощавый в заплатанном сюртучке подавал ему червячков. Охотник узнал рыбаков. Тот, что поплотнее, бывший дворецкий графа Петра Ильича, отпущенный на волю еще при жизни помещика – Михайло Савельич. Худощавый старик – Степушка из села Шумихино, ютившийся на ферме сгоревшей усадьбы у садовника Митрофана и его жены Аксиньи.
Поздоровался охотник, разговорились. Стали вспоминать былые времена, когда жил да не тужил старый граф Петр Ильич. Улыбчивый Михайло Савельич с молодости носил прозвище Туман. Он с удовольствием вспоминал, как кутил его покойный хозяин. С размахом устраивал балы для петербургских щеголей и содержал любовниц – метрессок.
Вскоре к собеседникам присоединился крестьянин по имени Влас. С улыбкой на губах, но со слезами на глазах рассказал, как похоронил сына и теперь не сможет тянуть непосильный барский оброк.
Автор жалеет бедных русских мужиков, выказывая антикрепостнические настроения.
Реализация темы искренней любви
В произведении «Малиновая вода» Тургенев исследует различные аспекты любви, но особое внимание уделяется искренней и чистой любви, которая возникает между двумя главными героями — барышней Лизой и Кирсаномовым. С самого начала их знакомства автор показывает, что их отношения основаны на взаимном уважении и искренних чувствах
Лиза испытывает глубокое влечение к Кирсанову, но ее чувства не связаны с материальными интересами или внешней привлекательностью. Вместо этого, она ценит его душевные качества и искренность, а также его способность быть добрым и заботливым
С самого начала их знакомства автор показывает, что их отношения основаны на взаимном уважении и искренних чувствах. Лиза испытывает глубокое влечение к Кирсанову, но ее чувства не связаны с материальными интересами или внешней привлекательностью. Вместо этого, она ценит его душевные качества и искренность, а также его способность быть добрым и заботливым.
Тургенев умело развивает и раскрывает отношения между Лизой и Кирсановым, показывая, как их любовь проходит через испытания и преграды. Несмотря на то, что Кирсанов невероятно богат, а Лиза — простая девушка из деревни, их любовь преодолевает социальные и материальные различия.
Кроме того, оба героя проявляют готовность жертвовать ради своей любви. Кирсанов готов бросить все свое богатство и привилегии, чтобы быть с Лизой, а Лиза готова покинуть свой родной дом и спокойную жизнь, чтобы быть с ним. Это демонстрирует искренность и силу их чувств.
Тема искренней любви в произведении подчеркивается также через сравнение отношений между Лизой и Кирсановым с другими любовными связями в романе. Например, отношения между Кирсановым и Наташей или Бибисаровым и Марией являются просто поверхностными привязанностями, основанными на материальных интересах или физической привлекательности. В то время как отношения Лизы и Кирсанова глубокие и искренние.
Таким образом, «Малиновая вода» Тургенева является прекрасным примером реализации темы искренней любви. Автор показывает, что истинная любовь может возникнуть даже между людьми из разных социальных сфер и преодолеть любые преграды. Искренняя любовь, основанная на взаимном уважении и чистых чувствах, является наиболее ценной и сильной формой человеческих отношений.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.
Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Анализ главных персонажей
Первым героем, который оказывается центральной фигурой рассказа, является молодой дворянин Григорий Александрович Печорин. Он обладает сложным характером, который включает в себя черты самоуверенности, цинизма, апатии и иронии. Печорин стремится к свободе и независимости, но в то же время испытывает чувство одиночества и пустоты. Он скрывает свою реальную эмоциональную составляющую за рассудочностью и интеллектом. Из-за своей сложной натуры Печорин становится объектом восхищения и привлечения для многих женщин в рассказе.
Вторым главным персонажем является прекрасная принцесса Марья Витальевна Горницына, которая влюбляется в Печорина. Она изображается как женщина восторженная, привлекательная и впечатлительная. Она пытается осознать себя через любовь и отношения, но в конечном итоге ее чувства остаются безответными. Марья Витальевна страдает от тяжелого эмоционального спада после расставания с Печориным.
Третьим героем, который играет важную роль в рассказе, является герцог Максим Максимыч Шатилов. Он представляет собой типичного представителя помещика, обладающего благородством и честностью. Шатилов верит в идеалы истинной любви и дружбы, и его отношение к Печорину является противоположностью холодности и цинизма Героя. Однако в конце рассказа мы видим, что Шатилов не способен справиться со своими эмоциями и разочарованиями, и это приводит его к трагическому событию.
Четвертым героем, который вносит значительный вклад в развитие сюжета, является Шаталина дочь Вера. Она представляет собой энергичную и свободолюбивую женщину, которая сражается за свои чувства и права. Вера честно делится своими чувствами с Печориным и заботится о его благополучии. Однако она сталкивается с отталкиванием со стороны Печорина, что приводит к ее разочарованию и горечи.
В целом, главные персонажи рассказа «Малиновая вода» представляют разные аспекты человеческой натуры и позволяют читателю задуматься о природе любви, дружбы, одиночества и искренности.
“Смерть”
Это будет завершающее произведение, на основании которого мы проведем анализ “Записок охотника”. В центре сюжета — краткие рассказы-воспоминания автора о том, как умирают русские люди, в основном крестьяне. Они умирают легко и просто, словно совершают ничем не примечательный обряд. Нет в них ни страха перед смертью, ни желания жить и бороться, а какое-то неподдельное безразличие к своей судьбе, к своей жизни, к своему здоровью.
Это видно на примере мужика, обгоревшего в овине и медленно умирающего у себя дома. Его родные, да и он сам, вели повседневную жизнь, нисколько не переживая за умирающего и даже не старясь предотвратить кончину, не говоря уже о том, чтобы облегчить страдания.
Василий Дмитриевич — еще один мельник по профессии, равнодушно относящийся к своей жизни. Он надорвался на тяжелой работе, получил грыжу, но не захотел находиться в больнице и сделать что-либо для своего выздоровления или облегчения состояния. Мужчина отправляется домой, чтобы решить финансовые дела со своим имуществом, и через четыре дня умирает.
Были и другие случаи. Например, старый знакомый главного героя по университету. Больной чахоткой, проживая у чужих людей из милости, он не думает о своей горькой судьбе, не страшится смерти, а живет воспоминаниями, навеянными ему его товарищем, и с увлечением слушает его рассказы. Через десять дней он умирает в мучениях.
Почему Тургенев описал эти происшествия в своих “Записках охотника”? Анализ “Смерти” показывает, что писатель сам недоумевает, откуда исходит такое безразличие. Скорее всего, это следствие многовекового крепостничества, впитанного несчастными людьми с молоком матери, которое стало вторым (если не первым и единственным) их существом. Их постоянный тяжелый труд, их сложные условия жизни притупляют в них все остальные чувства и переживания.
Почему такое название?
Дело в том, что Тургенев очень любил охоту, которая являлась его настоящей страстью. Он мог неделями, если не месяцами, не выпускать ружья из рук, преодолевая сотни километров в поисках дичи. Среди своих знакомых Иван Сергеевич считался самым знаменитым и удачливым охотником.
За всю свою жизнь он несчетное количество раз пешком прошел Тульскую, Орловскую, Тамбовскую, Калужскую и Курскую губернии. Благодаря своим путешествиям, писатель знакомился с простыми людьми, которые сопровождали его в охотничьих забавах, служили провожатыми или советчиками.
Дворянин Тургенев не стеснялся близко общаться с бедными крепостными. Ему нравилось их слушать, задавать им вопросы, наблюдать за их поведением. Иван Сергеевич видел в них своих братьев, своих сограждан, и очень хотел, чтобы другие богатые и влиятельные люди точно так же относились к подневольным крестьянам.
Вот почему он издал цикл рассказов “Записки охотника”, анализ которых мы сейчас проведем. В своем запечатлел то, что видел и слышал. Например, прототипом главного героя “Записок” он выбрал своего частого спутника по охоте — крестьянина Афанасия, рассказы которого очень любил послушать.
Вариант 2
“Малиновая вода” – одно из самых известных произведений Ивана Тургенева, написанное в 1872 году. Рассказ повествует о встрече двух старых друзей – Аркадия и Баженова, которые вместе с другими друзьями отправляются на рыбалку на реку Ока. В ходе поездки Аркадий влюбляется в молодую девушку, но его чувства не находят отклика. В конце рассказа Аркадий понимает, что его любовь была направлена не на девушку, а на природу и красоту окружающего мира.
Одной из главных тем произведения является тема любви и ее искажения. Аркадий влюбляется в девушку, которую видит впервые, и не может понять, почему она не отвечает ему взаимностью. Однако, в конце рассказа он осознает, что его чувства были направлены не на конкретного человека, а на красоту природы и окружающего мира
Таким образом, Тургенев показывает, что любовь может быть искажена и направлена не туда, куда нужно, но она всегда останется важной темой в литературе
Еще одной важной темой является тема дружбы и ее прочности. Аркадий и Баженов были друзьями с детства, но взрослея, они стали жить разными жизнями и перестали видеться
Однако, встреча на рыбалке показала, что их дружба осталась прочной и несмотря на все изменения в жизни, они все еще могут наслаждаться обществом друг друга. Тургенев показывает, что дружба может преодолеть все трудности и оставаться важной частью жизни.
Также в рассказе присутствует тема природы и ее красоты. Тургенев описывает природу с большой любовью и восхищением, показывая, что она может стать источником вдохновения и счастья для человека. Он описывает красоту реки Оки, леса и поля, показывая, что природа может быть источником умиротворения и внутреннего покоя.
Кроме того, в рассказе присутствует тема жизни и ее бесконечности. Аркадий понимает, что жизнь коротка и что нужно наслаждаться каждым моментом, который она дает
Он понимает, что красота природы и дружба – это то, что действительно важно в жизни
Тургенев также обращается к теме искусства и его роли в жизни человека. Аркадий любит музыку и играет на фортепиано, и это помогает ему находить вдохновение и счастье. Тургенев показывает, что искусство может стать источником вдохновения и помочь человеку находить смысл в жизни.
В целом, “Малиновая вода” – это прекрасное произведение, которое показывает, что любовь может быть искажена, но природа всегда останется источником красоты и вдохновения. Рассказ также обращается к темам дружбы, жизни, искусства и бесконечности, показывая, что все они важны для человека и могут помочь ему находить смысл в жизни.
Основа сюжета рассказа «Малиновая вода»
Главный герой рассказа – Михайло Савельев, известный как Туман. Михайло Савельев – это вольноотпущенный графа Петра Ильича, который раньше работал дворецким. Сейчас бывшему дворецкому уже 70 лет. Туман почитает покойного барина, на которого усердно работал. Степушка – это бедный безродный человек, у которого нет и дома, но он также сохранил глубокое почтение к барину.
Михайло и Степушка с особенной охотой рассказывают о своем барине:
•
угощение предлагал из Парижа;• держал музыкальный коллектив и капельмейстера;
•
старался проявлять особенный подход к приему каждого гостя.
Вспоминают главные герои любвеобильность графа. То как жили при нём метрессы, происходившие из низкого сословия. Особо запомнившуюся Акулину — девку простую и злющую. К сожалению, конец счастливой и размеренной жизни наступил после того, как барин разорился и уехал в Питер искать места. Планам не суждено было сбыться, причем барин скончался в обычном гостиничном номере.
Знакомые писателя Ивана Тургенева и провинциальное окружение отмечали, что образ графа из рассказа «Малиновая вода» оказался особенным. Читатели находили черты характера о богачах и самодурах, среди которых выделился Василий Иванович Протасов. На самом деле были существенные основания находить черты Протасова в барине из «Малиновой воды». Усадьбы обоих именовались Троицким, причем протасовская усадьба находилась рядом с устьем реки Иста, где стекал родник Малиновая вода. Именно соответствие названия сразу же вызывают ассоциации. К тому же Тургенев зачастую охотился рядом с рекой Иста, поэтому жизненный опыт впоследствии мог найти выражение в одном из самых известных рассказов, который был представлен под загадочным названием «Малиновая вода», обладающим взаимосвязью со знакомыми поэту краями и их географическими наименованиями.
Других причин для появления легенд о Петре Ильиче, который похож на Василия Протасова, оказалось достаточно. Судьба героя произведения напоминает жизнь Протасова, который умер в 1807 году и не мог быть знакомым для Ивана Тургенева. Однако многие жители губернии рассказывали об особенных выходках барина. Тургенев познакомился с многочисленными родственниками Протасова, поэтому мог составить правильное мнение и успешно его изложить в ярком рассказе.
“Хорь и Калиныч”
Анализ “Записок охотника” мы начнем именно с этого произведения. В нем писатель создает два различных образа, которые в точности отражают основные умонастроения простых людей.
А все началось с того, что рассказчик познакомился с мелким помещиком, господином Полутыкиным, и приехал к нему поохотиться. В имении хозяина главный герой и познакомился с двумя крепостными.
Примечательно, что в своем очерке, как и во многих других, Тургенев мало упоминает о дворянах
Все его внимание сосредоточено на поведении и психологии крестьян
Вот и в данном рассказе читателю намного интереснее наблюдать за жизнью крепостных, чем за бытием их хозяина.
Хорь выступает в произведении как зажиточный и практичный крестьянин. Он живет отдельно, имеет большой ухоженный дом и семью, платит оброк, но не хочет купить себе свободу. В это-то и есть вся примитивность мужика. Делец он — на все руки мастер, да не видит в своей жизни самого ценного. Он ограничен, не образован, узкодум, и в то же время смотрит свысока на барина и втихаря посмеивается над ним.
Калиныч же — закадычный друг Хоря и в то же время его полная противоположность. Этот мужик романтичный и задумчивый, непрактичный и мягкотелый. Он не имеет семьи и очень нуждается. Но в то же время Калиныч обладает огромными познаниями природы, за что его высоко ценят в округе. Он тонко чувствует прекрасное, способен размышлять и анализировать.
На основании размышления над характерами Хоря и Калиныча можно увидеть, что представляло собой крестьянство времен Тургенева.
Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей…» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.
Сюжет рассказа
Основная тема рассказа – взаимоотношения крестьянского населения и помещиков, раскрытие нецелесообразности крепостного права.
В самом начале рассказа история ведется с участием графа Петра Ильича, который обладал особенным характером:
Самодурство и неспособность признать явный недостаток;
Страстное почтение псовой охоты;
Стремление к проведению банкетов, на которые приглашались даже женщины из нижних слоев общества;
Частые организации фейерверков.
Культурный горизонт Петра Ильича ограничивается выписыванием парижского одеколона, который вызывал восхищение у Михайла и Степушки. Одновременно с этим выписывание одеколона из Парижа, столицы Франции, является проявлением невысокого культурного развития, а обычной расточительности.
Петр Ильич проявлял расточительность и безразличие к трагическим судьбам крестьянского населения. Можно сказать, что он становится жертвой собственного невежества. Его кончина в обычном гостиничном номере – пик проявления негатива, созданного на основе эгоизма графов и полной безразличности к крепостному праву.
Фамильными качествами в родне Петра Ильича являются бездеятельность и самодурство. Этим черты характера были переданы сыну Петра Ильича. Молодой барин проявляет жестокое отношение к своим крепостным. Это показано на примере с крестьянином Власом. Бедный человек, Влас просит уменьшить оброк, объясняя своё положение безысходностью, но сталкивается с удивительной жестокостью.
Одновременно с этим ведется рассказ относительно жизни вольноотпущенного Михайла Савельева (Тумана). Этот герой, который прежде был дворецким у барина, изображается человеком с высоким ростом. Степушка, еще один главный персонаж, описан, как худенький, тощий. Развитие истории подтвердило, что Тургенев старался по-особенному представить главных героев:
Высокий Михайло всегда стойко переносит жизненные трудности и проявляет силу характера;
Низкий Степушка прогибается под испытаниями.
Рассказ «Малиновая вода» подчеркивает, насколько жестоким может быть крепостное право. Различные судьбы героев, которые зачастую оказываются трагическими, объясняются самодурством и отсутствием умения услышать ближнего человека.
«Контора»
Примечательно, что данное произведение изобличало не только порабощение крепостных помещиками, но и издевательства богатых крестьян над своими собратьями. Например, центральный персонаж произведения, главный барский конторщик по имени Николай Еремеич, не стесняясь берет мзду со своих односельчан за некоторые поблажки и снисхождения.
Он пользуется своей властью с жадностью и бесстыдством. Злоупотребляя положением, Еремеич пытается наказать негодных ему людей или же тех, с кем он когда-либо повздорил. Интересным является и поведение барыни, которая могла бы восстановить справедливость в своем имении, но не хочет задумываться над жизнью своих крестьян и вникать в их личные дела.
Например, помещица несправедливо и бессердечно поступает с ни в чем не повинной девушкой Татьяной, из-за которой поссорились Николай Еремеич и местный фельдшер Павел. Вместо того чтобы здраво рассудить и найти виновных, барыня отсылает Татьяну, разрушая ее жизнь и жизнь влюбленного в нее Павла.
Как видим, мало того, что крестьяне терпели и страдали от угнетения богатых хозяев, их еще и бессовестно притесняли их же собратья, получившие какую-либо должность при господском дворе. Такое подавление человеческой воли разбивало судьбы и отрицательно сказывалось на умонастроении людей.