Анализ пьесы «на дне» (1902) м. горького

История создания пьесы горького на дне, сюжет и постановки произведения

История создания

Мне нравитсяНе нравится

Начало работы над произведением уходит в далекий 1900 год, когда Горький, в разговоре со знаменитым режиссером и актером Константином Станиславским, выразил свое желание создать сцены, основанные на реалиях жизни ночлежки.

Первые наброски и идеи для пьесы начали появляться в конце 1901 года, и важно отметить, что автор был уверен в ясности своих персонажей, идей и мотивов действий. В одном из писем к издателю К

П. Пятницкому, Горький даже предупреждал, что созданная им пьеса будет “страшной”. Окончательный вариант произведения был завершен 25 июля 1902 года, и оно было впервые издано в Мюнхене, после чего вскоре поступило в продажу.

Однако, несмотря на литературное признание и популярность, пьеса столкнулась с преградами на пути к своей постановке на российских театральных сценах. Почти все театры были вынуждены получать специальное разрешение для ее постановки, и это свидетельствует о сложности и остросоциальном характере произведения.

Интересно, что само название пьесы несколько раз менялось в процессе ее создания. В издании были указаны такие варианты, как “На дне жизни: сцены”, но укороченное и уже ставшее классическим название “На дне” впервые появилось на театральной афише при ее первой постановке в Московском художественном академическом театре (МХАТ).

Первыми исполнителями ролей в этой знаменитой постановке был настоящий звездный состав МХАТа, среди которого выделялись имена таких выдающихся актеров, как Константин Станиславский, Владимир Качалов, Иван Москвин, Ольга Книппер и Мария Андреева.

История создания

Замысел написания пьесы о босяках-ночлежниках возник в 1900 г. Работа продолжалась до июня 1902 г. Пьеса впервые была издана в Германии на русском языке, позже, в 1903 г., в России и стала необычайно популярной. Было продано более 75 000 экземпляров. Первые три года театральной цензурой были запрещены любые постановки. Скука петербургских императорских театров с их академическим репертуаром перестала привлекать зрителей. Время диктовало свои интересы. Появилась новая читающая и думающая публика: мещане, разночинцы и студенты. Театральной столицей становится Москва, где появился Московский художественный театр, созданный из любительского кружка на частные средства с гениальным режиссерским и актерским составом: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. Там Горькому и удалось с некоторыми цензорскими правками добиться постановки. Премьера состоялась 18 декабря 1902 г. и имела оглушительный успех, автора вызывали аплодисментами более 15 раз. Впервые на подмостках появились сцены из жизни тех, кого никогда не считали достойными внимания: бывших людей, оказавшихся на дне общества, страдающих и мыслящих.

История создания

Над пьесой «На дне» Максим Горький работал целенаправленно, и написал ее за достаточно короткий промежуток времени (конец 1901 – начало 1902 года). Это не был творческий порыв творца – Горький создал пьесу специально для труппы актеров из Московского художественного театра. Писатель должен был написать пьесу о бедняках, представителей низших социальных групп, в которой бы было задействовано не менее двух десятков актеров. В результате Горький блестяще справился с поставленной задачей.

Уже после первой постановки пьеса «На дне» вызвала весьма неоднозначную реакцию у зрителей. Кому-то она сразу пришлась по душе, а кто-то люто критиковал противоречивое произведение, которому пришлось пережить на своем веку и цензуру, и запреты. Однако пьеса до сих пор регулярно ставится в современных театрах, и каждый человек воспринимает по-своему эту непростую историю.

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.

  1. Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
  2. «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
  3. Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив  смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
  4. Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.

Проблематика пьесы

Произведение наделено большим спектром проблем. В одном небольшом произведении Алексей Максимович затрагивает наиболее актуальные на то время вопросы, которые существуют и в наше время:

  • Столкновения между жильцами лачуги, а также со своей жизнью — одна из основных проблем. Общение этих людей показывает их отношения друг с другом: вечные ссоры, несогласование во мнениях, стычки по глупым причинам. Они должны научиться предотвращать конфликты, жить в мире и согласии, это облегчило бы существование. Бедные люди объединяются в пьесе одной общей проблемой, но вместо того, чтобы общими силами её решить, порождают новые. Главная причина заключается в том, что жильцы разучились разумно воспринимать жизнь и видеть в ней хорошее.
  • Отсутствие гуманизма — ещё одна серьёзная загвоздка в рассказе. На примере девушки Анны, которая находится при смерти, можно рассмотреть эту проблему: герои не замечают её, не приходят на помощь. В этом случае появляется мысль, что если человек опускается на дно, то ему больше не нужна помощь, каждый борется сам за свою жизнь. Жестокое отношение к себе и другим появляется из-за привычного образа существования — пьянок, драк, издевательств, которые только уменьшают желание жить и быть счастливым.
  • Безнравственность рассматривается из-за жизни, которую ведут герои по причине своего положения в обществе. Нищета негативно сказывается на обитателях ночлежки. К примеру, Настя работает девушкой по вызову, в большом количестве употребляет спиртные напитки, занимается воровством.

Анализ произведения

Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.

Основная идея пьесы

Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.

Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.

Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.

Проблематика

Основные проблемы:

  1. Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
  2. Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
  3. Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.

Композиция

Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.

Жанр

Жанр произведения: социально-философская драма.

Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.

Темы

Сюжет пьесы «На дне» только на первый взгляд может показаться простым и ясным. На деле произведение включает в себя множество острых тем, которые дают пищу для размышлений, заставляют переосмыслить жизненные ценности.

  1. Тема надежды является центральной в произведении. Она чувствуется в каждом диалоге, но ни один из героев не смеет открыто выражать ее. Они понимают, что очутились на дне по своей вине, и выбраться з этой западни практически невозможно. Однако в каждом персонаже все же теплится слабый огонек надежды на то, что жизнь изменится в лучшую сторону.
  2. Тема судьбы – одна из немаловажных тем в произведении, определяющая роль злого провидения в судьбах героев. Она является той неумолимой силой, которую невозможно ни изменить, ни направить в иное русло. Именно так считают обитатели ночлежки, которые даже не пытаются изменить свою судьбу. На самом деле у них нет ни сил, ни большого желания сделать это. Они смирились со своей горькой участью, и даже не пробуют сделать шаг навстречу светлому будущему. Возможно, таким образом автор хотел показать, что герои сами заслужили свою судьбу, ведь ни один из них не ничего не предпринимал, чтобы жить лучше.
  3. Тема смысла жизни красной нитью проходит через все произведение. Герои, оказавшиеся на самом дне, уже не видят никакого смысла в своем жалком существовании. Они оказались в топком смердящем болоте, которое все больше засасывало их, не давая никакой надежды на то, что что-то может измениться к лучшему. Герои пьесы утратили интерес  к жизни, которая превратилась для них в вереницу серых унылых будней. Лишь алкоголь способен на некоторое время осветить ее яркими красками. Именно по этой причине большинство героев  находят в нем утешение, и становятся алкоголиками.
  4. Тема правды и лжи является одним из важных философских вопросов, которые так любил ставить в своих произведениях Максим Горький. В уста героев он вкладывает собственные размышления по этому поводу. Он полагает, что только в истине кроется ключ к спасению Богом забытых отщепенцев. Однако вместе с тем предлагает не замечать правду, пусть и горькую, смотреть на мир сквозь призму собственных иллюзий. Так, безусловно, проще, однако привычка ко лжи и лицемерию отравляют сознание человека, не дают ему реально оценивать действительность. Так что же выбрать – путь сладкой лжи или горькой правды? Ответ на этот вопрос каждый человек должен сам выбрать для себя.
  5. Тема любви и искренних чувств позволяет лучше понять характеры героев, их внутреннюю мотивацию. В таком страшном месте, как ночлежка для нищих, любовь вряд ли может надеяться на существование. Здесь царят лишь такие чувства как уныние, равнодушие, злоба, раздражение, чувство острой несправедливости судьбы. Герои оживляются лишь только во время бесконечных перебранок. Утрата интереса к жизни, оскудение лучших человеческих качеств приводит к тому, что жители ночлежки превращаются в животных, ничего не знающих о таких чувствах как любовь, милосердие, дружба.

Проблематика

Мне нравитсяНе нравится

Произведение “На дне” Максима Горького охватывает широкий спектр социальных и моральных проблем, которые оставались актуальными в его времена и, к несчастью, остаются важными и в наше время.

Одной из главных проблем, поднимаемых в пьесе, является конфликт и столкновение интересов между жильцами лачуги. Отношения между ними характеризуются бесконечными ссорами, несогласованностью во мнениях и стычками по мелочным поводам. Эта беспокойная атмосфера и нежелание сотрудничать свидетельствуют о разрушительной природе бедности и социальной изоляции. Герои, вместо того чтобы объединиться, создают новые конфликты. Горький через это показывает, что люди, оказавшиеся на самом дне общества, часто утрачивают способность рационально воспринимать жизнь и видеть в ней добро.

Отсутствие гуманизма – еще одна заметная проблема, выделенная автором. Примером этой безразличности к страданиям других служит сцена с умирающей Анной, к которой никто не приходит на помощь. В такой среде каждый борется за собственную выживаемость, и человеческое сострадание и мораль начинают утрачиваться. Герои, погрузившиеся в жизнь ночлежки, часто становятся жертвами собственных обстоятельств.

Еще одной важной проблемой является безнравственность, которая исходит из бедности и отсутствия перспектив. Герои, подобно Насте, вынуждены заниматься деятельностью, которая нарушает нормы общественной морали

Нищета и социальная изоляция побуждают их к аморальным поступкам, и Горький через них демонстрирует, как суровые обстоятельства могут разлагать нравственные ценности.

Сюжет[]

Группа людей вынуждена сосуществовать совместно в ночлежке, в самом дешёвом варианте жилья. Все они оказались здесь не от лучшей жизни, у каждого своя трагедия, своя драма. Все они очень разные, разных возрастов и из разных слоев общества, и зачастую смотрят на жизнь с противоположных точек зрения.
Несмотря на то что они живут в замкнутом пространстве, они не образуют никакого единого сообщества. Их совместную жизнь характеризуют насилие и алкоголизм.

Герои находятся в тёмном подвале и периодически высказывают разные мнения на такие темы как устройство общества и христианский гуманизм.

Судьба героев[]

Пропавшая грамота
Раздел этой статьи не завершён или находится в стадии написания.
Вы можете помочь проекту и дополнить раздел этой статьи полезной информацией.
Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Михаил Иванов Костылев убит в ссоре с Васькой
Василиса Карповна Заводит отношения с Васькой Становится полновластной хозяйкой ночлежки
Наташа пропадает без вести из больницы
Медведев
Васька Пепел готовится идти на катаргу
Андрей Клещ
Анна умирает
Настя
Квашня Заводит открытые отношения с Медведевым
Бубнов
Барон
Сатин
Актер Вешается.
Лука Неожиданно покидает ночлежку
Алешка
Татарин
Кривой Зоб

История создания пьесы «На дне»

Горький задумал пьесу еще за год до создания. Однажды в беседе со Станиславским писатель упомянул, что размышляет о написании пьесы, посвященной постояльцам ночлежки, опустившимся на самое дно. В период с 1900 по 1901 год автор выполнил несколько набросков. В это время Максим Горький увлекался пьесами Чехова. Он интересовался их театральными постановками и актерской игрой. Это сыграло важную роль в том, чтобы попробовать себя в новом жанре.

Название

Во время работы Горький неоднократно изменял название своего произведения. В рукописных вариантах существовали версии «Ночлежка», «Без солнца», «Дно». Итоговое название «На дне» в первый раз появилось на афишах перед премьерой в Москве.

Жанр произведения

Горький создал уникальный жанр пьесы-диспута. В основе произведения лежит конфликт. Персонажи находятся в темном подвале. При этом его динамика обеспечивается столкновением противоположных точек зрения. Произведение Горького считается социально-философской драмой.

Основная идея

Перед написанием произведения в России случился кризис. Он сопровождался прекращением работы заводов и фабрик, ростом безработицы, голодом и нищетой. Основной задачей пьесы Горький считал подъем уровня культуры всех классов населения. Постановка произведения создала в обществе значительный резонанс. Он объяснялся гениальностью писателя и актуальностью поднятых им проблем.

Сюжет драмы

В основе сюжета пьесы лежат отношения героев, которые развиваются на фоне обстановки всеобщей ненависти, царящей в ночлежке. Это считается внешней канвой произведения. Параллельно автор занимается исследованием падения человека на самое дно.

Пьеса начинается и завершается сюжетной линией отношений двух героев – вора Пепла и Василисы, жены обладателя ночлежки. Вор влюблен в Наташу – младшую сестру своей любовницы. При этом Василиса испытывает ревность и все время избивает сестру. К тому же она мечтает избавиться от мужа и пытается подтолкнуть любовника к убийству.

В результате Пепел в разгаре ссоры расправляется с Костылевым. В конце пьесы от постояльцев ночлежки звучит фраза, что Ваське придется отправляться на каторгу, тогда как Василиса выкрутится.

Персонажи

В пьесе Горького описывается жизнь одной из ночлежек Москвы. Главными персонажами произведения являются постояльцы и хозяева заведения. Также там фигурируют лица, которые имеют отношение к жизни заведения. Среди них стоит выделить полицейского, продавщицу пельменей, грузчиков.

Шулер, каторжник Сатин и странник Лука считаются источниками соперничающих мыслей

Они говорят о необходимости сострадать людям, рассуждают о лжи во спасение и важности правды как доказательства человеческого величия

Конфликт произведения

В центре произведения “На дне” Максима Горького лежит глубокий конфликт, который связан с возможностью или невозможностью сделать выбор в сложных жизненных обстоятельствах. Герои проявляют веру в то, что они способны изменить свои жизни и исправить свое положение. Они получают подсказки от судьбы, олицетворенной старцем Лукой, но, несмотря на это, в конечном итоге оказываются бездействующими и беспомощными перед вызовами жизни.

Примером такого конфликта является решение актера покончить с собой вместо того, чтобы подвергнуться долгому лечению в клинике. Это демонстрирует его отказ от борьбы за жизнь и стремление к решениям, которые кажутся более краткосрочными и простыми.

Настя, в свою очередь, предпочитает постоянные ссоры, но при этом остается рядом с Бароном. Этот выбор подчеркивает сложность ситуации, в которой она находится, и неспособность сделать решительный шаг.

Пепел, мечтающий о честной жизни, продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки. Его действия отражают внутренний конфликт между его идеалами и реальностью, а также его недостаток силы внести изменения в свою судьбу.

Главный конфликт произведения выдвигает перед читателем вопросы о выборе, судьбе и способности человека влиять на свою жизнь, а также о внутренних конфликтах и противоречиях, которые могут определить его судьбу.

Краткая характеристика персонажей пьесы

Костылев, хозяин ночлежки, 54 года. Отличается злым, лицемерным нравом, жадный, подлый человек. Он груб с Василисой, своей женой, часто обижает ее сестру. Костылев скупает у Васьки краденые вещи.

Василиса, жена Костылева, 26 лет. Умная, жестокая, хитрая, бездушная и развратная женщина. Она издевается над родной сестрой и предлагает Ваське, своему бывшему возлюбленному, избавиться от Костылева.

Наташа, сестра Василисы, 20 лет, милая, добрая девушка. Терпит издевательства со стороны Василисы и Коростылева. За девушкой ухаживает вор Васька.

Васька Пепел, вор, 28 лет. Неоднократно сидел в тюрьме. В конце пьесы за убийство Костылева снова оказывается в тюрьме.

Лука, старик шестидесяти лет. Милый, жалостливый, добрый, умный старик. Отбывал на каторге срок, но оттуда сбежал. Поселившись в ночлежке, он старается помочь другим, дает им советы, утешает, однако вмешательство Луки приносит больше вреда, нежели пользы.

Актер – бывший театральный актер, ныне пьяница. Узнав от Луки, что в каком-то городе есть лечебница, бросает пить и копит деньги на дорогу. Однако после того, как Лука исчезает, не назвав города, Актер снова начинает пить и в конце кончает жизнь самоубийством.

Сатин – пьяница и шулер, пять лет отсидел в тюрьме за убийство по неосторожности. Привык жить за счет шулерства и жить честно не собирается

Образованный. Неглупый мужчина.

Барон – пьяница, по происхождению дворянин. Когда-то был состоятельным чиновником, однако за растрату казенных средств попал в тюрьму.

Настя – молодая девушка, состоит в любовной связи с Бароном. Любит читать любовные романы и часто придумывает истории, которые якобы произошли с ней. Зарабатывает на жизнь «непристойной работой».

Бубнов – когда-то был хозяином меховой мастерской. После развода оказался без средств к существованию и вынужден жить в ночлежке. Работает картузником.

Клещ – грубый, безразличный человек, бьет и обижает больную жену.

Анна – жена Клеща, смертельно больна чахоткой.

Квашня. Торговка пельменями. Восемь лет жила с человеком, который ее избивал.

Медведев – дядя Василисы и Наташи. Покрывает «темные дела» Костылева, Василисы и Васьки.

Алешка – нечастный, запутавшийся молодой человек. Пьяница, любит петь, играть на гармошке.

Татарин – честный законопослушный человек, работает грузчиком.

Кривой Зоб – приятель Татарина. Оправдывает нечестную игру Сатина и Барона, любит петь песни с другими жильцами ночлежки.

Главная идея и мысль

Главная идея пьесы “На дне” Максима Горького утверждает универсальность и неизменность человеческой природы, независимо от социального статуса и материального положения. Автор приходит к выводу, что все люди, несмотря на различия в воспитании и характере, обладают общей человеческой сущностью. Они состоят из плоти и крови и реагируют на сложные ситуации и вызовы жизни по-разному.

Горький подчеркивает, что никто не застрахован от потери всего, что было в прошлом, и от вероятности оказаться на дне общества. Главные герои пьесы становятся жертвами жизненных обстоятельств, их души разлагаются, и они теряют смысл существования. Когда человек теряет ценности и оказывается в безвыходном положении, он может отказаться от общепринятых норм и стандартов поведения.

Однако автор также указывает на то, что ответственность за свою жизнь и выборы лежит на самих героях. Они могли бы попытаться изменить свою судьбу, но выбирают путь равнодушия, жестокости и безразличия, что дополнительно обостряет их ситуацию.

Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что жизнь может испытать каждого человека и сломать его, превратив в равнодушного и жестокого человека

Это напоминает нам о важности человеческой сострадательности и моральных ценностей, которые могут помочь преодолеть трудности и сохранить человеческое достоинство даже в самых сложных ситуациях

Композиция

Композиция пьесы “На дне” Максима Горького мастерски структурирована и разделена на несколько ключевых этапов, что способствует глубокому раскрытию сюжета и тематики произведения.

Завязка произведения позволяет зрителям познакомиться с одним из главных персонажей – Лукой, и пролить свет на его несчастную и незадачливую жизнь. Этот начальный этап устанавливает тон и атмосферу произведения, показывая жизнь на дне общества через призму Луки.

Развязка в пьесе представляет собой ключевое событие, в котором обычные жители лачуги сталкиваются с жестоким планом Василисы, одной из центральных героинь. На этом этапе разворачивается драматический конфликт и поднимаются вопросы о морали и человеческой природе.

Кульминация является высшей точкой напряжения в пьесе. С ее наступлением сюжетные повороты и конфликты переносятся на второй план, уступая место диалогу, который переосмысляет суть жизни и человеческого существования в реальности. Это насыщенный и философский этап произведения.

Финал пьесы “На дне” становится трагическим заключением, в котором происходит уничтожение важного понятия – “надежда”. Этот завершающий момент оставляет зрителей с глубокими размышлениями о смысле жизни и судьбе человека на дне общества

Критика

Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.

Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.

Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: