Краткое содержание
Герой-рассказчик свои детские годы проводит в деревне, там он узнает о местных нравах и обычаях из историй дедушки Ильи, тамошнего блаженного. Этот пожилой человек так реалистично рассказывает предания о волшебстве и чудесах, что в них верят ребята всех окрестностей. Рассказчик также верит в леших и кикимор и однажды даже в процессе предполагаемой погони портит обувь, за что ему родители не разрешают знакомиться с «демонологией» у блаженного старика. Но герой налаживает отношения с дедушкой Ильей, получившим выговор от его матери, и снова слушает его байки. Самой интереснейшей была история о местном колдуне Селиване. Обитал знахарь в ветхом лесном постоялом дворе. Он был одинок, ни с кем не поддерживал отношений, а люди старались его обойти стороной, пугаясь его чар.
Прозвище злого персонажа русских сказок шествовало за ним неотступно, невзирая на то, что колдун оказал помощь держателю постоялого двора, продемонстрировав свой добрый нрав. Когда-то Селиван занимался продажей хлебных изделий, и еще тогда за его родимое пятно, мужчину сельчане считали меченным особым знаком, называли его «плутом».
А потом колдун неожиданно куда-то исчез по непонятным причинам вместе со своим семейством, не взяв даже денег с собой. Объявился Селиван спустя 3 года. Мужчина и его больная супруга жили в отведенном для них владельцем постоялого двора месте. Это была его благодарность за оказанную колдуном услугу. Жизни купца угрожала опасность от переворачивающейся подводы, а Селиван ему помог.
Крестьяне издали наблюдали за отшельником, разносили о нем слухи, что он совсем без денег, что, наверное, он продал сатане свою душу.
Также дед Илья дополнил свою байку тем, что в одно время с колдуном исчезла и девочка-сирота, дочка палача. Крестьяне не принимали старика, служившего в прошлом палачом, и его ребенка тоже не подпускали к себе. Старик, не найдя для себя и своего ребенка пристанища, отчаялся и вскоре скончался, а девочка осталась одна. Сельчане даже уничтожили пса, который согревал ночами ребенка. Потом дочь палача неожиданно исчезла. Ее пропажу крестьяне также связали с проделками колдуна.
Как-то раз жители округи решили устроить облаву на страшного чародея. С взрослыми в лес отправились и дети, среди них был и рассказчик. Выходка деревенских жителей носила шуточный характер, но всех ее участников напугал пронзительный крик Аполлинария, углубившегося в лесную чащу. Люди разбежались, и юный герой и его братик оказались в лесу одни. У детей не было возможности переправиться через ручей самостоятельно, а их настигала большая туча, и только сам смелый Селиван спас мальчиков. Мужчина вытащил детей из ручья и принес к селению. Перепуганная прислуга, бросившая в опасности детей господ, во всем обвинила Селивана и выругала несчастного.
После этого случая, перед рождеством, тетка героя, он сам и другие члены его семейства, путешествовавшие по делам, из-за разыгравшейся метели вынуждены были остановиться на постоялом дворе, в котором и жил колдун. Когда они прибыли в свое поместье, тетя обнаружила, что пропала шкатулка, в которой были деньги. Подозрение явившихся полицейских сразу же пало на Селивана, причиной тому стали его компрометирующая репутация и множество сплетен и слухов вокруг имени этого человека. А когда полиция приблизилась к дому колдуна, маг сам вынес шкатулку с деньгами, забытую в комнате тетей рассказчика. Мужчина отказался от награды, но близкие рассказчика не оставили без внимания его и проявили участие в его жизни – оказали помощь Селивану в организации официального постоялого двора, в котором люди уже не боялись бы остановиться. Так изменилось, наконец, мнение народа о местном маге. Его репутация полностью очистилась после истории со шкатулкой. Теперь он и его супруга получали от постояльцев подарки. Оказывается, Селиван с семьей тогда покинул деревню потому, что решил помочь дочери палача, дать ей приют и защиту от гнева людей.
История пугала
Рассказ «Пугало» Н. С. Лесков рассказывает историю о том, как матушке-земле пришлось придумывать новые способы, чтобы заставить людей работать на ней.
Однажды весной высокое пшеничное поле засохло, и люди перестали работать на земле, который устал давать плохой урожай. Матушка-земля решила сделать пугало и поставить его на поле, чтобы оно смогло напугать ворон, которые поедают пшеницу. Пугало было сделано из бревна, и одето в старую одежду мертвого мужика. Однако, пугало не смогло запугать ворон, и они продолжали выедать урожай.
Однажды, когда на поле был святой день, пугало ожило и начало разговаривать. Оно попросило проходящего мимо крестьянина убрать с него старую одежду и одеть его в навозную мешку. Также он попросил выгнать всю мелочь с поля, которая мешает зерну расти. Услышав его команды, крестьянин поспешил выполнить запросы пугала. Когда крестьянин вернулся на поле на следующий день, он обнаружил, что пугало переодето и выглядит как новое. На поле царила живость, а пшеница выросла здоровой.
Так пугало стало живым, и каждый год оно помогает крестьянам ухаживать за полем. Оно научило их многим полезным вещам, и они с благодарностью продолжали работать на земле. Эта история показывает, что уважение и забота о земле могут привести к хорошим результатам.
Анализ произведения
Несмотря на то, что «Сон смешного человека» представляет собой всего лишь небольшой рассказ, большинство литературоведов сходятся во мнении о том, что это произведение занимает одно из наиболее значимых мест в творчестве писателя.
Образ Утопии
Достоевский считает свой рассказ «фантастическим». Однако никакой фантастики в произведении читатель так и не находит. В рассказе описана вполне заурядная действительность, в которой пришлось жить и самому автору. Каким бы необычным ни был сон, он не даёт право считать произведение фантастическим, поскольку странные сновидения могут присниться каждому. На вопрос о том, почему Достоевский считает сюжет своего рассказа фантастическим, можно дать множество непохожих друг на друга ответов. Каждый критик ответит по-своему.
Роль снов в творчестве писателя
Писатель неоднократно уделял внимание снам в своём творчестве. Не стал исключением и «Сон смешного человека». Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно
Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма»
Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно. Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма».
Сон главного героя можно назвать скорее утопическим, чем фантастическим. В своём сновидении смешной человек видит тот мир, в котором ему хотелось бы жить. В «фильме» представлены ожидания главного героя.
Ошибка смешного человека состоит в том, что он воспринимает окружающую реальность только с одной стороны. В фантазиях главного героя живёт утопический образ мира, в котором царит безграничная любовь между людьми. Столкнувшись с одним из проявлений враждебности окружения, смешной человек словно убеждается: этот мир ужасен! Однако ни идеал главного героя, ни «горькая правда», с которой ему пришлось столкнуться, не могут охарактеризовать всю вселенную.
Символы в рассказе
Читателю нетрудно увидеть в произведении Достоевского несколько символов. Прежде всего, это звезда, по непонятным причинам, ставшая для главного героя руководством к роковым действиям. Пятиконечную звезду можно сравнить с пентаграммой, которую нередко связывают с сатанизмом.
Девочка, встреченная главным героем, становится вторым важным символом рассказа. Маленькое беспомощное существо символизирует ребёнка внутри самого главного героя. Несмотря на внешнее безразличие к жизни, окружающим и даже некоторую жестокость, смешной человек продолжает оставаться беззащитным и несчастным. По мнению самого главного героя, именно эта девочка и удержала его от рокового шага. Смешного человека начинают мучить вопросы, связанные с незнакомым ребёнком, что и заставляет его отложить самоубийство.
Сон главного героя основан на мифе о том, что человечество в своём развитии прошло несколько эпох. Миф возник ещё в античные времена и не является вымыслом Достоевского. Согласно легенде, первой эпохой, через которую прошло человечество, был так называемый «золотой век». Этот период сопоставим с библейским раем. Люди жили счастливо и ни о чём не заботились. «Золотой век» сменился «серебряным», который впоследствии сменился «медным». Последним настал «железный век», самая несчастная из всех эпох. Мимолётные упоминания о «золотом веке» можно найти во многих романах Ф. М. Достоевского. Измученным тяжёлой жизнью людям в какой-то момент удаётся почувствовать что-то похожее на радость и любовь ко всем ближним. В рассказе «Сон смешного человека» тема потерянного рая раскрыта наиболее подробно. Писатель создаёт картину идеального мира во всех подробностях.
Виновником деградации рая, согласно мнению Достоевского, становится сам человек. Идеальный мир был разрушен не стихийным бедствием, а действиями главного героя, научившего обитателей Утопии лгать и любить ложь.
3.3
5
(
54
голоса
)
Таинственные события в рассказе «Пугало» Н.С. Лесков
В рассказе «Пугало» автор описывает таинственную процессию, которая приводит героев к неожиданным событиям. Их задача — доставить пугало для украшения башни церкви. Но уже на первом же перекрестке герои замечают необычную гостиницу, которая появилась тут же, словно из ниоткуда. Они решают провести ночь там и продолжить путь на следующее утро.
Однако, ночь в гостинице принесла с собой множество необъяснимых явлений. Главный герой обнаруживает, что его сосед — тот самый богатый купец, который сопровождал их в процессии — превратился в крысу. Но это еще не все, на двери в комнату образовалось загадочное видение, а за окном появилось пугало, которое казалось охраняющим недоступную территорию.
Таким образом, автор создает атмосферу неопределенности и загадочности в рассказе «Пугало». Неожиданные события описываются таким образом, что читатель начинает верить в существование нечистой силы и ее влияние на жизнь героев.
- Итак, в рассказе «Пугало» мы видим:
- — таинственную процессию, которая приводит героев к неожиданным событиям;
- — необычную гостиницу со множеством необъяснимых явлений;
- — загадочное видение на двери в комнату;
- — превращение богатого купца в крысу;
- — появление пугала, которое казалось охраняющим недоступную территорию.
Характер персонажа
В своем нашумевшем романе Федор Достоевский четкую характеризует Мармеладова. Можно сразу выявить слабые стороны героя, понять, каким характером обладает персонаж. Об этом читателю рассказывает поведение Семена Захаровича, образ жизни, взаимодействие с другими книжными «жителями». Чиновник в отставке начал спиваться после утраты высокооплачиваемой работы и должности. Будучи ранее титулярным советником, он превращается в нищего человека, ищущего истину в вине.
Чем примечателен второстепенный персонаж романа (характеристика Мармеладова, анализ поведения):
- Любит своих детей, особенно родную старшую дочку Сонечку, которую воспитывает по своему уставу, делясь жизненным опытом. Приемных же мужчина обучает чтению, грамматике. Именно поэтому дети принимают его, называя папочкой. Будучи пьяным, он всегда достает из кармана малышам пряничного петушка.
- Уважает женщин, никогда не поднимает руку на супругу, хотя та всячески провоцирует изрядно выпившего мужа на скандал, пытаясь вразумить.
- Слабохарактерный человек. Он не способен противостоять жизненным виражам, поэтому спивается. Подчиняясь всему, что происходит, Семен пускает на самотек судьбу и признает этот факт.
- Добрый и благородный мужчина. Доверчивый Мармеладов постоянно попадает под влияние алкоголиков и развратных людей. При этом манеры его остаются неизменными, говорящими о хорошем воспитании.
- Скромный человек, в котором нет ни грамма зависти, наглости, хамства, развратности. Самокритичный герой постоянно ругает себя за отсутствие воли, часто рассуждает о жизни, но не навязывает свое мнение окружающим.
Совет № 1: изучи темы
В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.
Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.
Главные персонажи произведения «Пугало»
Митрич
Митрич – главный герой произведения, бедняк, который живет вместе с женой и маленьким сыном. Он – православный христианин и боится преступить закон. Митрич не умеет читать, но очень любит свою жену и ребенка, пытается защитить их и обеспечить лучшее будущее. Он стремится к духовному и материальному развитию.
Паша
Паша – сын бедного рабочего, сильный и здоровый парень. Он чувствует неприязнь к Митричу, потому что тот – бедняк и не умеет читать. Паша мечтает о лучшей жизни, о богатстве и власти. В произведении он выступает как символ материальных ценностей и стремления к власти.
Степан
Степан – аферист и кумир для Паши. Он олицетворяет жадность, склонность к богатству и власти любой ценой. Он фиктивно женится на Аглае ради наследства и пытается избавиться от нее с помощью Митрича.
Аглая
Аглая – молодая вдова, бездетная. Она влюбляется в Митрича и готова на все ради него, даже жертвовать своим наследством. В произведении она символизирует чистоту души, верность и любовь.
Символика и метафоры в «Пугало»
В рассказе «Пугало» Н. С. Лескова метафоры и символы становятся главными компонентами темы произведения. Автор описывает пугало не только как физический объект, но и как символ, который можно толковать на различных уровнях.
Первый уровень толкования связан с символикой сельской жизни, которая занимает важное место в рассказе. Лесков описывает пугало как неотъемлемую часть хозяйства, как символ трудолюбия и заботы о своей земле
Второй уровень толкования связан с символикой смерти и ничтожества человеческой жизни. Пугало может быть рассмотрено как символ нашей смертности, как намек на то, что наша жизнь тоже скоротечна и в конечном итоге не имеет особого значения.
Третий уровень толкования связан с темой отчаяния и беспомощности. Пугало может быть интерпретировано как символ беспомощности перед силой природы и жизненными обстоятельствами, на которые мы не имеем никакого влияния.
Таким образом, метафорическое значение пугала в рассказе Лескова является многоуровневым и обладает глубоким символическим смыслом, который передает различные темы, связанные с нашей жизнью и человеческой судьбой.
Сюжет рассказа «Пугало» Лескова
Детство рассказчика проходит в Орле. Каждый день он видит картины жестокой армейской жизни, которые пугают его. Престарелая няня Мария Борисовна водит ребёнка на берег реки, туда, где маленькие дети ловят рыбёшку.
Эта рыба, как и своеобразная рыбалка малышей, тянула рассказчика к свободе, которая, по доводам няни, была бы ему доступна лишь в деревне. Радости мальчика не было границ, когда его благородные родители приобрели именьице в Кромском уезде, куда вся семья и переехала.
В деревне мальчик заводит множество знакомств. Старый мельник, дедушка Илья, стал и главным другом, и наставником. Он верил в водяного, с которым имел «близкое соотношение», и в домового, и в лешего, и в кикимору. Дедушка Илья открывал для городского мальчика другой мир, полный сказочных фантазий. Все герои становились настолько реальны, что стали пугать ребёнка. В особенности боялся он чародея Селивана, который имел власть над всем краем.
«Пустой дворник» Селиван — кромский мещанин, который рано осиротел. С детства он продавал калачи, зарабатывая себе на жизнь. Но люди его побаивались, потому что на лице у паренька была красная метинка. Говорили: «бог плута метит», ждали от него подвоха. А в то время в Кромы пришёл «отслуживший палач» с дочерью.
И его люди принимать не хотели, отовсюду прогоняли. Старик палач помер, и девочка осталась одна. Про неё все забыли, она пропала. А вместе с ней исчез и Селиван. Герой ничего с собой не унёс, даже оставил все деньги, вырученные за калачи. Только через три года узнали, что бродяжка Селиван спас купца, а тот ему в благодарность отдал в аренду пустой двор на развилье. Он поселился на дворе со своей калекой женой, которая не выходила из дома.
Много времени прошло, а Селиван исправно платил аренду, хотя на его двор никто не заезжал. Жил бедно, но не голодал. Стали ходить слухи, что связался он с нечистой силой — продал душу дьяволу, а тот приводил заплутавших странников на двор. Но назад никто не возвращался. Все смотрели на Селивана, как страшное пугало.
Снова вспомнили про Селивана, когда вблизи его двора замёрз мужик Николай. Стали припоминать и старые проделки. Окрестные люди мстили ему за колдовство. Мальчик не верит всему тому, что говорят про Селивана люди. Он считает, что подружится с ним. Он ждёт не дождётся, когда столкнётся с чародеем.
Однажды все собрались пройти тот страшный лес и пленить Селивана. В лесу все испугались и убежали, а детей оставили на произвол судьбы. Надвигалась гроза, дороги домой никто не знал. Увидав в кустах страшное лицо мужика, мальчик со своим маленьким братиком в испуге побежали.
Добежав до ручья, который был велик для детей, они в оцепенении стояли под дождём. И вдруг крепкие руки подхватили ребятишек. Селиван (а это был именно он) вынес детей на своих плечах к самой усадьбе. После этого случая, дворовые ополчились на Селивана ещё больше, утверждая, что это именно он всё подстроил.
Однажды экипаж, в котором был рассказчик с тёткой, накрывает метель. Доехать до дома невозможно. Судьба привела путников прямиком на селиванов двор. Страшно было ночевать у Селивана, да ещё тётушка везла с собой шкатулку с большой суммой денег. Но делать было нечего. Никто ночь не мог сомкнуть глаз, кроме мальчиков. Все беспокоились за шкатулку. Утром, не скрывая ужаса, весь экипаж поспешно отправился в дорогу.
Дома спохватились — шкатулки нет. Стали наговаривать на Селивана, как вдруг он сам принёс пропажу и даже не взял положенного вознаграждения. После того случая к герою стали относиться с уважением. Тётушка предложила ему постоялый двор в своём новом имении.
Через несколько лет, уже после смерти Селивана, тётушка открыла тайну бывшего «пустого дворника». Пожалев маленькую сиротку, дочь палача, он скрывал её от посторонних глаз, зная, что злые языки не дадут ей житья из-за прошлого ее отца.
Заключение
Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Рассказ «Старый гений» Н. С. Лесков написал в 1884 году и в том же году он был опубликован в журнале «Осколки». На нашем сайте представлено краткое содержание «Старого гения» по главам: краткий пересказ произведения.
Предыдущая запись Краткое содержание романа «Бегущая по волнам» А. Грина
Следующая запись Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца
Глубокий анализ произведения «Пугало» Н. С. Лескова
«Пугало» – одно из наиболее ярких произведений Н. С. Лескова, написанное в форме повести. В нем рассказывается история о бедном крестьянине, который, ради спасения своей жены, вынужден был стать пугалом на поле. Автор откровенно и без цензуры показывает жестокий мир, в котором люди вынуждены жить, а также отмечает, что даже в такой ужасной ситуации остается место для героизма и любви.
Главными темами произведения являются социальная несправедливость и многогранность человеческой природы. Лесков резко критикует традиционное социальное устройство России начала ХІХ века, в котором крестьяне оказывались абсолютно беззащитными перед своими помещиками. Он также противопоставляет обображенное в произведении жестокое общество человеческой душе, где еще есть место духовности, подвигам и героизму.
Пугало как символ
Символика в произведении – один из самых ярких методов Лескова. Пугало является лейтмотивом всей повести. Это не просто образ, но и символ, отражающий реальность человеческой жизни. Оно становится метафорой бедности и безнадежности, но также символизирует определенный вид переплетения человеческих судеб, который невозможно разрешить.
В целом, «Пугало» — глубокое произведение, содержащее многозначные символы и звучащее вопросы, которые до сих пор актуальны в наше время. Оно выдержало проверку временем и является одним из наиболее значимых произведений русской литературы конца ХIХ века.
Контекст произведения в литературе того времени
Н. С. Лесков был представителем литературы конца XIX века, который в своих произведениях отражал духовное состояние русского общества того времени. Все произведения наполнены глубоким пониманием простых людей, их потребностей и страданий. В «Пугале» Лесков показывает, как исторические события влияют на жизнь человека. Главный герой – мальчик, который живет в бедной семье в условиях крестьянской России. «Пугало», которое стоит в поле, оказывает на него сильное влияние и становится символом его внутреннего мира.
В контексте литературы того времени, произведение Лескова выступает как типичное представление в реалистическом жанре
Внимание уделяется не только глубокому погружению в духовный мир главного героя, но и описанию крестьянской жизни, пейзажей и быта того времени. Литературный мир того периода характеризуется преобладанием традиционных ценностей и любовью к родной земле
Именно это находит свое отражение и в произведении Лескова.
Несмотря на подчеркнутую локальность, произведение Лескова имеет свой культурный и исторический контекст. Кроме того, в нем прослеживается влияние философских идей на творчество писателя. Однако, главной ценностью произведения является глубокое погружение в душу человека, которое говорит о том, что в любой эпохе человеческая душа остается неизменной.
«Мещанин во дворянстве» характеристика героев
Главными действующими лицами произведения являются зажиточные люди и их слуги
Присваивая характеристику герою книги «Мещанин во дворянстве» важно учитывать детали, которые помогут лучше понять причины поступков каждого из персонажей
Господин Журден
Наивный и простодушный господин Журден мечтает стать дворянином и членом высшего общества. Глупец, у которого много денег, хочет купить для себя аристократическое происхождение. Изысканные манеры неучу должны привить учителя, которым он готов платить любые деньги. Журден тратит баснословные средства на нелепые костюмы, которые должны придать ему лоска и изящества.
Характеристика г-жи Журден
Супруга главного героя — умная и практичная женщина трезво смотрит на жизнь. Она толково использует то, что имеет. Говорит мужу, что он: «… помешался на всех этих причудах…», когда начал «…водиться с важными господами…». Дочь хочет выдать замуж не за: «…дворянина нищего да нескладного…», а за честного статного и богатого благородного Клеонта.
Характеристика Клеонта
Молодой человек, не имеет дворянских корней. Рассказывая о себе говорит, что отслужил 6 лет в армии и нажил состояние которое позволяет ему «…занять не последнее место в свете…». Он беззаветно любит Люсиль и готов ради нее на все.
Характеристика Николь
Служанка четы Журден высмеивает глупые наряды своего господина, помогает Люсиль выйти замуж за любимого. Сама Николь влюблена в слугу Клеонта — Ковьеля.
Характеристика Ковьеля
Главной характеристикой этого героя комедии «Мещанин во дворянстве» можно назвать находчивость. Слуга может найти выход из любой ситуации и выручить своего хозяина. Сообразительный Ковьель придумал, как перехитрить отца Люсиль. Сделал так, что Журден сам соединил руки своей дочери и, переодетого турецким вельможей, Клеонта.
Характеристика учителей Журдена
В произведении «Мещанин во дворянстве» показаны жадные и льстивые по своим характеристикам учителя. Главная задача этих героев — получить с ученика побольше денег. Они говорят, что Журден плохо разбирается в их науках, но: «…зато хорошо платит…».
Характеристика Доранта
Граф дружит с недотепой Журденом, преследуя свои меркантильные цели. Он льстит Журдену, называя его нелепый костюм «верхом изящества». Просит у богатого мещанина в долг большие суммы и не возвращает, называет Журдена своим самым дорогим и лучшим другом. Говорит, что «боится обидеть», если попросит деньги у других. Подарки богатого мещанина, предназначенные маркизе, он преподносит ей, выдавая их за свои собственные.
Характеристика маркизы Доримены
Вдовствующая маркиза — представительница именитого дворянского рода
Ей льстит внимание Доранта и Журдена. Она пользуется подарками и ходит на роскошные обеды, устраиваемые Журденом. Мольер в «Мещанине во дворянстве» демонстрирует, что знатная дворянка по своей характеристике такая же тщеславная и лживая, как и Дорант
Мольер в «Мещанине во дворянстве» демонстрирует, что знатная дворянка по своей характеристике такая же тщеславная и лживая, как и Дорант.
Приведенная с цитатами характеристика главных героев «Мещанин во дворянстве» показывает, что нельзя стремиться всеми силами стать тем, кем не являешься, иначе можно превратиться в объект насмешек и все время попадать в неловкие ситуации.
Проблемы
- Отсутствие сострадания и человеколюбия – одна из главных проблем рассказа. Когда Лесков описывает холодные морозные вечера и то, как дочку палача не пускают погреться, то возникают многочисленные вопросы: «Почему у людей черствеет сердце? Ребенок же ни в чем не виноват. Разве он должен отвечать за поступки отца?». В итоге девочка получает сильнейшие обморожения, подорвавшие ее здоровье.
- Основная проблема рассказа – взаимоотношение праведника и общества. К сожалению, имеет место негативное отношение к человеку, отличающемуся от большинства. Селиван, ведя отшельнический образ жизни, не оправдывался, слыша о себе различные небылицы, и продолжал хорошо относиться к окружающим. Люди его не понимали, так как полностью полагались на истину суеверий, что порождало в них жестокость и непредсказуемость в поведении. Герой же не держал на них зла.
- Проблема доброты занимает одно из ключевых мест в рассказе. Лесков показывает, что именно доброе и бескорыстное отношение ко всем окружающим помогает добиться справедливости. Селиван творил благие дела не ради собственной выгоды, а по воле сердца. Первоначально этого не замечали, но со временем искренность героя помогла прозреть простым людям и излечить их душевную слепоту. Это один из тех рассказов, где все заканчивается благополучно. Автор тем самым вознаграждает главного персонажа за его гуманное отношение к враждебному обществу
- Другая проблема, поднятая автором — безжалостное отношение людей к животным. Так, убийство тощей собаки, согревающей девочку и отдающей ей часть своего тепла, рождает вопросы, на которые не находится в рассказе ответа. Почему люди считают, что могут спокойно убивать животных и вершить чужие судьбы? Во имя псевдоборьбы со злом были жестоко убиты ни в чем неповинные животные: кабан и петух. Били и телят, и овец, лишь бы поскорее разобраться с пронырливым «колдуном». Пощады не было никому.
- В рассказе автор поднимает проблему невежества и суеверий. Данная проблематика всерьез обеспокоила писателя в зрелости, когда он стал уже опытным путешественником и увидел, как глупы и жестоки некоторые провинциальные крестьяне. Темные, малообразованные люди часто оказываются под воздействием примет, сверхъестественных сил. Например, красная метинка на лице Селивана не давала ему спокойной жизни еще с самого детства. Как говорится, «бог плута метит». Только ленивый не указывал на то, что мальчишке доверять нельзя. Хотя калачник, у которого работал юноша, был им крайне доволен.
Религиозная символика в произведении
В произведении «Пугало» Н. С. Лесков используется множество религиозных символов, которые подчеркивают духовную составляющую повествования и насыщают его дополнительным смыслом.
Один из таких символов – крест, который является неотъемлемой частью хуторских пейзажей. Появляясь в различных эпизодах романа, крест напоминает о христианской вере, заложенной в основу русской культуры. Крест используется автором и для создания конкретных образов: например, Ипатия Павловна вышивает крестами на полотнах духовные сюжеты, а старуха Вайнушка предлагает возложить на крест свои беды.
Другой религиозный символ – икона, которая крепится над кроватями и на окнах хат. Иконы служат для защиты домов и жителей от злых сил, а также напоминают о вере, которая помогает им преодолевать трудности и отчаяние.
Также в романе используется символика праздника Покрова Божией Матери, который празднуется в начале осени. В этот день словно возможно почувствовать, как небесные силы нисходят на землю и защищают людей от бед и несчастий. Это символизирует и образ Покровителя, которого воспевают различные персонажи произведения.
Таким образом, использование религиозной символики в романе «Пугало» подчеркивает духовную составляющую повествования и обогащает его смысловыми нюансами.
Психологические особенности персонажей в произведении «Пугало»
В произведении «Пугало» Н. С. Лесков создал сложные и многогранные персонажи, которые отличаются своей психологической глубиной. Главный герой, Аким, характеризуется как человек, который постоянно мечтает о богатстве и лучшей жизни, но не обладает достаточной силой воли, чтобы добиться своих целей. Он боится рисковать и предпочитает оставаться в безопасности.
Другой герой произведения, Николай, представляет собой полную противоположность Акиму. Он является неуемным и энергичным человеком, который всегда готов к действию. Николай постоянно находится в поисках новых приключений и возможностей, которые помогут ему добиться успеха. Однако он также страдает от своих слабостей, которые приводят его к гибели.
В произведении присутствуют также другие персонажи, которые имеют свои особенности и психологические характеристики. Например, жена Акима, Пелагея, является примером традиционной женщины, которая жертвует своей личной жизнью для блага семьи. Она постоянно заботится о своих близких и готова пожертвовать собой для их благополучия.
Таким образом, Н. С. Лесков создал широкий круг персонажей, каждый из которых имеет свои уникальные психологические особенности. Они позволяют читателю лучше понять проблемы и мотивы героев, а также проникнуться моральными и духовными аспектами произведения «Пугало».
Выводы и мораль рассказа «Пугало» Н.С. Лесков
Одним из главных выводов рассказа является то, что люди, даже если они находятся на краю выживания, часто несправедливо обращаются друг с другом. Этот вывод подчеркивается в различных сценах, где люди распоряжаются имуществом других или угрожают им насилием.
Мораль рассказа заключается в том, что человеческое поведение имеет свои пределы. В конце рассказа пугало, которое было создано, чтобы защитить имущество, приводит к гибели своих создателей. Это убеждает нас в том, что если люди не будут справедливо обращаться друг с другом, они могут платить высокую цену за свои действия.
- Предостережение: Надо быть осторожным в обращении с другими людьми, чтобы избежать ненужных конфликтов и разногласий.
- Создание пугал: Иногда люди пытаются создать ширму для защиты своей собственности, но это может привести к необратимым последствиям.
- Справедливость: В любом обществе должна соблюдаться справедливость и принцип «око за око, зуб за зуб» не является единственным решением.
Вывод
Во все времена на русской земле встречались особенные люди, бескорыстно творящие добро и тихо молящиеся о светлом будущем России. Зачастую они молча сносили обиды и продолжали идти по пути света, согласия и христианской любви.
Эти праведники своим примером как бы давали уроки нравственности, способствуя объединению людей, готовых противостоять любым превратностям судьбы. Они говорили о том, что народ нуждается не в поклонении и не в осуждении, а, прежде всего, в понимании и сочувствии. Селиван, будучи носителем высокого душевного благородства, слушая зов своего сердца, доказал, что добрые поступки содействуют благу Родины и заставляют заблудшие души вернуться на путь истины.