Лужинская теория
Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.
Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.
Биография Владимира Набокова
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) — русско-американский писатель, поэт, литературовед и переводчик. Родился в Санкт-Петербурге в семье знатного аристократа. В 1917 году Набоков окончил гимназию и начал заниматься литературой. В 1919 году он покинул Россию и переехал в Крым, где начал писать на английском языке.
В 1940 году Набоков переехал в США, где преподавал литературу в различных университетах. В 1955 году он получил американское гражданство. В 1961 году Набоков опубликовал свой самый известный роман «Лолита», который вызвал много скандалов и критики.
Интересный факт: Набоков был известен своими необычными хобби, включая коллекционирование бабочек и игру в шахматы.
Набоков был известен своими яркими и оригинальными произведениями, которые часто были написаны на нескольких языках. Он также был известен своими переводами на английский язык русских классиков, включая «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
Набоков был номинирован на Нобелевскую премию по литературе несколько раз, но никогда не получил ее. Однако его вклад в мировую литературу остается значительным.
Дата рождения | 1899 год |
---|---|
Место рождения | Санкт-Петербург, Россия |
Гражданство | Россия, США |
Известные произведения | «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Палата №6» (перевод) |
Владимир Набоков — выдающийся писатель, переводчик и литературовед, чьи произведения остаются актуальными и интересными для читателей по всему миру.
Тема, идея, проблематика
В предисловии к англоязычному изданию романа 1964 года Набоков говорит о нём как о «шахматной задаче одной из известных разновидностей», а именно ретроспективной, где, видя результат игры, требуется, например, доказать, что последний ход чёрных не мог быть таким-то или таким-то.
Тема романа – жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати… Но кто «таинственный противник»? Назовём его Рок.
Анализ романа Набокова «Защита Лужина»
В романе о гениальном шахматисте — что совершенно невозможно для Набокова «позднего»- угадываются даже отдельные черты вполне реального прототипа, разумеется, глубоко переосмысленные в согласии с художественной методикой писателя. Друживший в эмиграции с великим Алехиным Л. Д. Любимов замечает в своих мемуарах «На чужбине»: «Лужин не знал другой жизни, кроме шахматной. Алехин же был богатой натурой — он хотел взять от жизни как можно больше, во всех областях. Но когда, уже на родине, я перелистывал роман Сирина, мне показалось, что, быть может, Алехин тоже болезненно ощущал, как уже одни шахматы были способны дать ему на чужбине иллюзию действительно полнокровной жизни».
В романе удачно совместился предмет изображения с его методом: «Защита Лужина» в значительной степени выросла из увлечения молодого Набокова шахматами и, главным образом,- шахматной композицией (род строительства из невидимого материала, очень близкий пониманию им задач строительства словесного) «В этом творчестве,- говорит он об искусстве составления шахматных задач,- есть точки сопряжения с сочинительством» Особенностью сюжетных сплетений в «Защите Лужина» есть обратный мат, поставленный самому себе героем — гением шахмат и изгоем обыденности. Все это, впрочем, изложено в предисловии, которое написал в 1964 году сам Набоков для американского и английского изданий: «Русское заглавие этого романа «Защита Лужина»: оно относится к шахматной защите, будто бы придуманной моим героем. Сочинять книгу было нелегко, но мне доставляло большое удовольствие пользоваться теми или другими образами и положениями, дабы ввести роковое предначертание в жизнь Лужина и придать очертанию сада, поездки, череды обиходных событий подобие тонко-замысловатой игры, а в конечных главах настоящей шахматной атаки, разрушающей до основания душевное здоровье моего бедного героя».
Здесь, как мы видим, говорится о структуре, формостроении. В содержании же «Защиты Лужина» легко открывается ее близость едва ли не всем набоковским романам. Она в безысходном, трагическом столкновении героя-одиночки, наделенного одновременно душевной «странностью» и неким возвышенным даром, с «толпой», «обывателями», грубым и тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром. В столкновении, от которого защиты нет.
В романах Набокова, мы сталкиваемся с одной и той же, просвечивающей сквозь изощренный стиль схемой. Тип «непонятого обывателями гения», гонимого, одинокого, страдающего (а на деле зачастую жестоко глумящегося над «толпой»), стал очень популярным — и уже не только в западной литературе, театре и т. д. Так, Лужин-школьник чувствовал «вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью». Именно в «Лолите» происходит как бы разрушение дара, обладание которым у других, более ранних героев, скажем, у Лужина, носило подлинно трагический характер. Зачем он явился в «этот» мир со своим бескорыстным и самопожирающим шахматным гением, под обломками которого и гибнет герой? Кстати, одного Лужина Набоков уже успел «убить» в забытом им (не потому ли, что фамилия понадобилась для повторного, но куда более крупного «умерщвления») рассказе 1924 года «Случайность», где лакей в столовой германского экспресса, он же одинокий отчаявшийся наркоман Алексей Львович Лужин, бросается под паровоз, не подозревая, что выбравшаяся из России жена едет в том же поезде, чтобы спасти его. Вообще, надо сказать, счастливые концовки — редкость для набоковских произведений, и, безусловно, в этом отражается — пусть очень далеким и порою искаженным образом — трагедия и обреченность русской эмиграции.
Тогда в закладки — » Анализ романа Набокова «Защита Лужина»
Новые сочинения:
Увлечение
Апрель. Именно в это время у Лужина появилась тяга, которой он был увлечен всю жизнь. Во время одного музыкального вечера, тоскующая тетушка дала пару простых уроков шахматной игры. С тех пор прошло несколько дней, и Лужин увидел шахматную партию среди школьников. Именно тогда и пришло осознанием, что мальчик знает об игре больше чем те ребята, что соревнуются.
Со временем, успеваемость в школе начинает падать, потому что Лужин часто прогуливая занятия, отправляется к тетушке поиграть в очередную партию. Таким образом, прошла неделя. Дома раздается звонок, с просьбой объяснить отсутствие сына на школьных занятиях. Родители приходят в ужас, и глава семейства требует от сына объясниться. Но, мальчишке скучно и он на все упреки лишь устало зевает. Его отправили в комнату. После этого в семье начинается скандал, где мать думает, что ее все вокруг обманывают, а отец тем временем раздумывает о собственной тяжелой ноше.
Художественное своеобразие
Тщательность и как бы даже реалистически добротная описательность, выписанность самых мелких деталей, самых незначительных эпизодических персонажей, вкупе с усложнённой композицией, в которой, как в имитируемой ею шахматной партии, нет мелочей, – вот главные составляющие художественного своеобразия набоковского романа. Более того, иллюзия реальности, которую должна вызвать эта добротная описательность у просвещённого читателя, двойственна.
Кроме погружения в особый, ярко выглядящий и остро пахнущий, мир Лужина (ведь он и будучи ребёнком, и будучи взрослым воспринимает этот мир с одинаково детской непосредственностью) – мы одновременно должны пребывать в мире мифов и архетипов, хотя и угаданных русской классикой XIX века, но вечных по своей онтологической сути.
К вышеупомянутым Тургеневу, Толстому, Чехову можно здесь прибавить Гоголя, у которого автор романа позаимствовал умение оборвать затянувшееся повествование резким поворотом к финалу, когда с Валентиновым все силы зла должны ворваться в тот уютный мир, который Лужина очертила для Лужина и в который сам шахматист отчаянно пытается эти силы не допустить, спрятаться, стать невидимым. Но тут с виду безобидный швейцар, к которому в поисках Лужина обратился Валентинов, оборачивается всевидящим Вием, буквально повторяя Виевы жест и слова: «… вдруг протянул палец и крикнул: «Вот он!». Подобных сюрпризов-реминисценций немало приготовил остроумный автор для просвещённого читателя, а их поиск превращается в увлекательную игру.
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Машенька», анализ романа Набокова
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Камера обскура», анализ романа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
-
«Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Гроза», анализ рассказа Набокова
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Защита Лужина»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Герои: безымянные и именуемые
В пользу второй версии говорит не только судьба главного героя – выдающегося шахматного гроссмейстера, но и попытка «спрятать» его под определённым именем, вообще концепция имени в этом романе. Он начинается с утраты героем имени, которое автор нам даже не сообщает: зачем, если с понедельника он станет взрослым гимназистом и будет называться Лужиным, как и его взрослый отец (детский писатель), у которого, кстати, имени тоже нет. Таким образом, с именем дело обстоит примерно так же, как со смертью в известном софизме Эпикура «смерти нет»: оно, как смерть, появляется у наших героев уже тогда, когда их нет (причём не только имя самого Лужина, но и имя его отца – отчество Лужина):
Не было, ибо пока выбивали запертую им дверь, он успел выпрыгнуть из окна и разбиться насмерть.
Нет имени и у женщины, которую Рок приготовил для Лужина и которая по ходу сюжета именуется сначала просто «она», потом «его невеста» и наконец «Лужина». Но тут автор идёт ещё дальше – не сообщает и девичьей фамилии: зачем, если ей всё равно суждено стать Лужиной? Если всё равно другие знакомые ей молодые люди её мало ценят, смутно думая о ней примерно так: ей 25 лет, у неё мелкие, правильные черты лица, но чего-то недостаёт, чтобы можно было сказать, что она хороша собой. Зато она обладает редкой способностью «воспринимать в жизни только то, что когда-то привлекало и мучило в детстве, в ту пору, когда нюх у души безошибочен». Не понимая природы этой редкой душевной способности, знакомые говорят о ней, что она обожает собак и всегда готова дать взаймы денег. Наконец эта способность «постоянно ощущать нестерпимую, нежную жалость к существу, живущему беспомощно» находит себе достойный объект, а именно Лужина.
Соответственно нет фамилии и у родителей Лужиной, как нет у них и имён. Зато они полностью вышли из русского ХІХ века, что собственно не скрывают: отец работает под Штольца, мать контаминирует в себе женские образы «Войны и мира» или, можно сказать, перерастает Наташу Ростову (каковой была в молодости) и становится Марьей Дмитриевной (об этом она тоже радостно заявляет).
Нет имён ни у жены Лужина-старшего (матери Лужина-младшего), ни у его любовницы («рыжеволосой тёти»). Имена же эпизодических персонажей (а именно несметное их количество превращает простую лужинскую повесть в усложнённый всеми 32-мя фигурами шахматный роман), именно тех, у кого имена есть (ибо есть далеко не у всех), сразу сообщают им невыносимую резкость сюжетного звучания, а их сюжетным ходам – неслыханную дерзость. У Валентинова – злого шахматного демона лужинской жизни – имя (по отзыву другого персонажа) слащавое. Подставной соперник Лужина Турати – всего лишь тура (это неправильное имя ладьи в начале романа произносят гимназисты). Уже в самой фамилии Петрищев трещит по швам книжка Лужина-отца, разорванная Петрищевым со товарищи в насмешку над Лужиным-сыном. Безымянна приезжая из Ленинграда, а вот её сын – Митька – резко врывается в лужинскую жизнь, гасит свет и когда вновь его включает – оказывается страшным двойником Лужина-ребёнка, для которого впервые расставлены шахматы…
Трагедия Лужина
Главными художественными принципами В. Набокова являются субъективизация повествования и ориентация на сознание своего героя. Этот прием позволяет писателю показать, как драматически герой романа балансирует между реальной жизнью и шахматной доской, которая чаще и чаще подменяет для него реальность. Подобная проблематика обусловлена особым типом личности, который Набоков ставит в центр своего произведения. Лужин по психологическому складу интроверт и обладает аутистическим мышлением.
Именно такой психологический тип и становится предметом исследования культуры 20 века, ее открытием. Здесь аутизм рассматривается не как психическое заболевание, а как следствие гениальной одаренности своего носителя. Такой аутистический тип сознания с защитной установкой и является предметом изображения в романе «Защита Лужина».
В начале произведения, в описании школы, где учится главный герой, Набоков подчеркивает его невнимание ко всему тому, что интересует его сверстников. Лужин чужд шумных игр на большой перемене, он не имеет друзей
Все попытки отца познакомить его с детьми своих друзей у Лужина вызывают настоящий ужас и заканчиваются крайне неприятно. Герой одинок, но это одиночество его не тяготит. Лужин всегда к сверстникам повернут спиной, он не представляет, о чем с ними говорить.
Действительность для Лужина скучна, неинтересна. У него возникает лишь одно стремление – уйти от нее, спрятаться, взаимодействовать только в целях самообороны. Подлинный интерес в жизни Лужина составляют только шахматы. Шахматная доска с запутанными и разнообразными интригами фигур становятся средой внутренней жизни героя романа. целью Лужина становится «перемещение» из реальности в шахматный мир.
И эта жизнь в ином мире и ином измерении делает Лужина глухим, равнодушным к естественным чувствам. Он не может испытать, что такое сыновняя любовь или любовь к женщине. Лужин словно лишен нравственного императива. Герой отстранен от мира, невнимателен к близким, не знает проблем, не замечает родных. Смерть первого шахматного партнера вызывает у Лужина только раздражение и обиду.
Лужин остается таким же равнодушным к смерти матери, которая дана сквозь призму отстраненного сознания героя, наблюдающего за истерикой отца с недоверием.
Отец воспринимает погруженность сына в свой мир как нравственную глухоту, и она поражает его.
Такая жизнь, протекающая в другом измерении, характеризует Лужина с детства. Протекание романного времени в двух реальностях, двух плоскостях, двух пространствах и организация художественного пространства характерны для романного сознания 20 века.
Кто такой Лужин
Пётр Петрович Лужин — обеспеченный дворянин, служащий адвокатом. Он дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, что ещё раз подтверждает его внутреннее «родство» с Аркадием Свидригайловым. Он хочет жениться на сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне), но получает решительный отказ. Его неоднократные встречи с Раскольниковым и его родственниками постоянно превращаются в ссору.
Когда умирает Мармеладов, Лужин пытается оговорить Соню — видимо, с тем, чтобы её потом «спасти». Он незаметно засовывает ей в карман купюру, а потом обвиняет её в воровстве. Однако Лужина быстро разоблачают и выгоняют.
Ф. М. Достоевский о Лужине
Вот таким видится читателям Лужин. «Преступление и наказание» (характеристика персонажа представлена в нашем обзоре весьма коротко) — сложное произведение. Его герои, тема и проблематика не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы вникнуть в саму суть, мало просто прочитать книгу. Полезно будет и ознакомиться с работами критиков, и полистать заметки самого автора. В черновых материалах к роману Ф. М. Достоевского о Лужине сказано немало. Вот как автор описывает будущего персонажа: он невероятно тщеславен, влюблён в самого себя до кокетства, мелочен чрезвычайно и имеет непреодолимую страсть к сплетням. Кроме прочего, ещё и жаден, и в этом имеет некое сходство с героем Пушкина – Скупым бароном. Отношение к деньгам сродни идолопоклонничеству, ибо всё тленно, кроме средств. Когда у человека есть деньги, он на самой вершине, он господин! К нему никто и никогда не проявит непочтительности, неуважения или пренебрежения. Значит, деньги надо уважать и восхвалять… Что ж, каким его видел писатель изначально, таким он и предстал перед читателями.
Школьная пора и большие надежды
Отец Лужина имел склонность к писательству. В своих очерках он часто видел белокурого мальчугана, способного играть на скрипке или писать картины. Отец часто думал о сыне – какое будущее ждет недюжинного и неразгаданного мальчика? Именно поэтому было решено отправить Лужина на обучение, где тот смог бы раскрыть таланты, ведь школьное учреждение славилось особенной внимательностью к каждому обучающемуся. К сожалению, после поступления в школу, преподаватели заявляли, будто мальчик вялый и даже если имеет способности, то он их пока не проявляет. Преподаватели никак не смогли понять ученика.
Лужин даже на переменках не проявляет никакого участия в ребяческих играх, предпочитая оставаться наедине с собственными мыслями. Одноклассники часто подшучивали, называя мальчика героем отцовских книжек по имени Антоша. В попытке поговорить дома с сыном на школьную тему, тот с бешенством опрокинул чашку с блюдцем на стол.
Первые потери и начало шахматной карьеры
Через неделю юный Лужин узнает о смерти старика, у которого он брал уроки игры. Это известие тяжелым бременем ложится на неокрепшую психику мальчика. Родители вынуждены увезти Сашу за границу, чтобы обеспечить лечение затянувшегося нервного срыва.
Через какое-то время мать возвращается в Россию, Саша остается с отцом. Лужин-старший часто появляется в обществе с молодой дамой, в которой мальчик узнает свою троюродную тетку. Вскоре из Петербурга приходит телеграмма, извещающая о смерти матери Саши.
Отец, проникнувшись увлечением сына шахматами, позволяет ему участвовать в различных турнирах. Подрастающий юноша одерживает одну победу за другой, это занятие начинает приносить не только славу, но и деньги. Организацией шахматных поединков и сеансов одновременной игры занимается специально привлеченный человек – господин Валентинов.
Жанр, литературное направление
Однако вышеуказанная проблематика рассматривается автором не в жанре притчи или философского эссе
Перед нами добротный психологический роман, местами переходящий во вполне «реалистическую» историю болезни шахматиста-аутиста (при этом нужно всё-таки принять во внимание, что явных признаков аутизма до знакомства с шахматами у маленького Лужина не было), жанром и сюжетом напоминающий чеховского «Чёрного монаха». И всё было бы просто, если бы Лужин оказался уникум, исключение не только в психологическом, но и в экзистенциальном плане. Но что если судьба Лужина – это судьба каждого живущего, разгаданная великим шахматистом благодаря его искусству? Что если «таинственный противник» разыгрывает свою партию с каждым из нас? В таком случае перед нами типичный модернистский роман-парабола
Но что если судьба Лужина – это судьба каждого живущего, разгаданная великим шахматистом благодаря его искусству? Что если «таинственный противник» разыгрывает свою партию с каждым из нас? В таком случае перед нами типичный модернистский роман-парабола.
Портрет Лужина
Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.
Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.
…Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…», «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду
В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин
Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.
– Достоевский не случайно даже портрет Лужина расписывает очень подробно, словно это портрет главного героя, хотя Петр Петрович таковым вовсе не является.
Вся суть описания этого господина сводится к той же двойственности: «для параду» все в Лужине имеется, а за фасадом – просто тьма и отрицание.
Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.
Интерпретация финала
Финал «Защиты Лужина» оставляет много вопросов у читателя. Некоторые исследователи считают, что Лужин покончил с собой, другие — что он просто ушел из отеля. Однако, если внимательно проанализировать текст, можно прийти к определенным выводам.
Важно отметить, что далее будет раскрыт сюжет финала, поэтому, если вы не читали книгу, рекомендуем вернуться к началу статьи. В конце романа Лужин оставляет записку, в которой говорит о том, что он «выиграл»
Это может означать, что он добился своей цели — победы в шахматном турнире. Однако, в следующем абзаце автор описывает, как Лужин «вышел на балкон и, не глядя на землю, сделал шаг вперед». Это может указывать на то, что Лужин покончил с собой
В конце романа Лужин оставляет записку, в которой говорит о том, что он «выиграл». Это может означать, что он добился своей цели — победы в шахматном турнире. Однако, в следующем абзаце автор описывает, как Лужин «вышел на балкон и, не глядя на землю, сделал шаг вперед». Это может указывать на то, что Лужин покончил с собой.
Также стоит обратить внимание на то, что в конце романа автор описывает, как Лужин «вышел на балкон и, не глядя на землю, сделал шаг вперед». Это может указывать на то, что Лужин покончил с собой
Еще один интересный момент — это то, что в конце романа автор описывает, как Лужин «вышел на балкон и, не глядя на землю, сделал шаг вперед». Это может указывать на то, что Лужин покончил с собой.
В целом, финал «Защиты Лужина» оставляет много вопросов, но, скорее всего, Лужин покончил с собой. Это может быть связано с тем, что он не смог преодолеть свои внутренние демоны и не нашел другого выхода из сложившейся ситуации.
Аргументы за | Аргументы против |
---|---|
Записка Лужина о том, что он «выиграл». | Некоторые исследователи считают, что Лужин просто ушел из отеля. |
Описание того, как Лужин «вышел на балкон и, не глядя на землю, сделал шаг вперед». | Некоторые исследователи считают, что Лужин покинул отель, но не покончил с собой. |
В целом, финал «Защиты Лужина» оставляет много вопросов, но, скорее всего, Лужин покончил с собой. Это может быть связано с тем, что он не смог преодолеть свои внутренние демоны и не нашел другого выхода из сложившейся ситуации.