Миф о золотом руне (краткое содержание)
Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса . Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу , а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса , приставив сторожем к нему могучего дракона.
Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм
Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.
Вождь аргонавтов, Ясон
Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом
Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование
Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.
Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.
«Медея»: краткое содержание трагедии Еврипида
Царь Коринфа предлагает Ясону взять в жену его дочь Главку, на что он отвечает согласием. Поступки его жены Медеи иногда начинают пугать героя, и он не прочь оставить ее на произвол судьбы. Разъяренная женщина называет бывшего супруга неблагодарным, ведь именно с ее помощью он добыл золотое руно и вернул себе былую славу. Однако Ясон говорит, что перед ней он свой долг совершил. Он подарил ей двух сыновей, и теперь может доживать жизнь так, как ему самому угодно. Быть может, эта позиция покажется непонятной женщинам, поэтому о трагедии «Медея» отзывы о Ясоне могут быть отрицательными.
Коринфский царь изгоняет Медею, но та пытается отомстить неблагодарному мужу и решается на отчаянный поступок — убить детей, чтобы Ясон погиб от отчаяния. Злодейка подговаривает своих мальчиков отнести Главке свадебный подарок — отравленную корону, которая вмиг разъедает лицо прекрасной царицы. Отчаянный отец, решившийся спасти дочь, погибает вслед за ней. Медея обрекает своих детей на смерть: разгневанные коринфяне разорвали бы их на части, поэтому несчастная мать сама решается их убить и даже не позволяет Ясону с ними проститься.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Шекспир Много шума из ничего Действие пьесы начинается в Сицилии, во главе города Мессина находится губернатор Леонато. В город приезжает гонец и сообщает, что к ним скоро прибудет дон Педро, он же принц Арагонский.
- Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет. Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению
- Краткое содержание Персидские письма Монтескье В книге описывается период от 1711 до 1720 года. Произведение полно остроумия и иронии описания жизни персидских гаремов. В произведении автор затронул проблемы внешней и внутренней политики, религию
- Краткое содержание Катаев Флаг В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.
Задача его философии — научить жить и научить умереть, дать внутреннюю независимость и душевный покой при сохранении форм жизни, привычных для римской верхушки. Теоретически Сенека признает всех людей равными: «Они — рабы. Нет — люди! Они — рабы. Нет — товарищи! Они — рабы. Нет — скромные друзья!» В действительности, однако, его проповеди обращены только к высшим кругам рабовладельческого общества, и только для них пригодны те практические советы, которые он дает. «Толпы» Сенека не любит и избегает ее. Приспособляя моральное учение Стои к потребностям римской аристократии, он многое смягчает и часто рекомендует компромиссы. Особенно характерно отношение его к богатству. Сенека восхваляет простоту нравов и скромные радости бедняка и не щадит.красок при описании пресыщенности богачей. Должно, конечно, пренебрегать богатством, но пренебрежение это состоит, по Сенеке, не в том, чтобы отказываться от богатства или не стремиться к нему, а только в том, чтобы уметь отказаться от него и не страдать при его потере. Мудрец «не любит богатства, но предпочитает его. Не отдает ему своей души, но принимает в свой дом. Обладает им, но не становится его рабом». Более того, только при обладании богатством можно проявить истинное пренебрежение к нему. На компромиссы приходится идти мудрецу и в отношениях с власть имущими. Чтобы смягчить кричащее противоречие между моральными принципами и их осуществлением, Сенека вынужден или ссылаться на слабость человеческой природы, на всеобщую греховность, или прикрываться гордой позой. Последнее прибежище пассивного сопротивления — смерть, и смерть — одна из постоянных тем Сенеки. Идеальной фигурой является для него любимый герой аристократической оппозиции, Катон Младший, избравший добровольную смерть в момент поражения республики, и это несмотря на то, что Сенека отнюдь не разделяет политических убеждений Катона Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти: «дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть». Ради этого надо учиться переносить труды, опасности, лишения, муки, ради этого жизнь должна быть «войной», «сопротивлением», борьбой со страстями, слабостями и искушениями; и героическая поза гладиатора нередко служит у Сенеки иллюстрацией философского идеала жизни.
На новизну философского содержания учение Сенеки не претендует. «Лекарства для души найдены древними; наше дело решить, как и когда их следует употреблять». При склонности Сенеки к компромиссам, практическая приложимость моральных теорий оказывается зависящей от обстановки и от возможностей отдельного человека в его нравственном становлении. Эта установка приводит к более углубленному анализу индивидуальных душевных состояний, каждый раз требующих специфического «лечения». Момент руководства индивидуальной совестью занимает большое место в моральном учительстве Сенеки, и оно нередко развертывается как интимная беседа двух душ. Личный тон, который мы находили уже у Горация (стр. 388, 397), становится еще более заметным в произведениях Сенеки. Сознательное отношение к душевной жизни, собственной и чужой, подымается у него на более высокую ступень, несмотря на то, что отвлеченный образ мудреца и отвлеченные представления о психологии продолжают оставаться идеальным масштабом для классификаций и оценки душевных состояний.
(Отрывки)
Перевод Сергея Соловьева
О главной героине
Медея не способна мириться с унижением, поэтому она начинает ненавидеть мужа и ищет способ мщения. Она не сразу принимает решение убить детей, но воспитатель мальчишек мгновенно догадывается о ее планах. К Медее является Креонт – отец будущей жены Ясона приказывает уйти ей из Коринфа вместе со своими отпрысками.
Окончательное решение об убийстве она принимает после встречи с бездетным афинским царем Эгеем. Она понимает, как страдает мужчина без потомства, поэтому решает отнять у своего мужа самое дорогое. Медея и Ясон были когда-то счастливой супружеской парой, пока не наступил роковой день, в который предводитель аргонавтов не принял свое суровое решение. Главная героиня думает о том, чтобы ей покинуть город одной – Эгей предлагает ей убежище, но жажда мести гораздо сильнее: с помощью своих малюток она хочет отомстить сопернице. Согласно мифу, детей Медеи убивали жители Коринфа, а Еврипид изменил концовку и изобразил, будто несчастная мать сама берет на себя этот грех и успокаивает себя тем, что мальчики умерли менее страшной смертью. В пьесе Медея четырежды меняет свое решение — в этом и проявляется исключительное психологическое мастерство Еврипида, который показывает сложность человеческой натуры.
Медея — мифы Древней Греции
Кто такая Медея в мифологии известно по сказаниям о похождениях аргонавтов. Когда бравые мореплаватели во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, боги-покровители внушили красавице-царевне страстную любовь к предводителю. Возлюбленный Медеи обещал ей жениться, а взамен она помогла преодолеть испытания, которые устроил гостям ее отец. Наперекор воле родителей девушка бежала из дома на корабле «Арго» и жестоко расправилась с родным братом Апсиртом, чтобы задержать погоню. С именем дочери Ээта связаны такие личности, как:
- женщина-аргонавт Атлантида (ее богиня излечила во время странствий по воде);
- правитель Иолка – Пелий, которого она погубила ради любви к Ясону;
- Зевс, влюбившийся в нее, но отвергнутый;
- царь Эгей, второй муж Медеи;
- его сын Тесей, претендовавший на трон;
- Геракл, излеченный солнечной богиней;
- брат Ээта, Перс, которой силой завладел властью, но был свергнут и убит героиней;
- Ахилл – по некоторым мифам он тоже был супругом царицы.
Медея и Ясон
Часто, когда вспоминают волшебницу из Колхиды, называют имя ее мужа Ясона, в кого влюбилась Медея не по своей воле. После того, как девушка помогла аргонавту добыть вожделенное Золотое руно, усыпив охранника дракона, она сбежала вместе с героем и плавала по свету, неся с собой добро и справедливость. На корабле «Арго» они и сочетались узами брака, родили двух сыновей, но позже, в Коринфе, местный правитель Креонт захотел выдать за Ясона свою дочь Главку. Аргонавт не был против. Тогда разгневанная Медея убила детей от него, отравила соперницу и скрылась на крылатой колеснице.
Медея и Тесей
Странствия солнечной богини привели ее в Афины, где она стала женой Эгея и родила сына Меда. Семейную идиллию нарушило появление наследника – Тесея, который рос в тайне ото всех в Трезене. Даже царь не знал о том, что перед ним его сын, а супруга почувствовала угрозу и убедила отравить гостя. Яд насыпали в кубок, но только Тесей поднес его к губам, Эгей выбил отраву из рук, увидев на поясе свой меч, который оставил в наследство отпрыску.
Здесь возникают некоторые противоречия и нестыковки. Как мог аргонавт Тесей встречаться с мачехой до похода за золотым руном? Если миф о Медее и Тесее верен, то только в случае, если:
- Тесей не плавал на «Арго»;
- в греческих сказаниях присутствовала другая женщина с таким же именем – она и пыталась отравить царевича.
Действующие лица. Отрывки из биографии
У Еврипида героями трагедий могли быть боги, полубоги или простые смертные. Медея – внучка бога солнца Гелиоса, дочь царя Ээта и океаниды Идии, чьи родители – Океан и Тифида. Любопытно, что в трагедии волшебница не в состоянии исправить ситуацию без кровавой расправы, ведь если бы она наказала Ясона и его невесту без вмешательства детей, конец был бы менее трагичным. Однако Медея становится человекоподобной носительницей пороков.
Смотреть галерею
Главные герои прожили в браке двенадцать лет и породили на свет двух мальчиков – Мермера и Ферета. Их женитьба была организована с участием волшебной силы: боги насылают на Медею любовные чары и она помогает Ясону и аргонавтам раздобыть золотое руно. В благодарность герой женится на ней. Ясон хоть и не был богом, но происходил из знатного рода и приходился сыном царя Эсона, правителя города Иолка.
После встречи с Ясоном Медея сразу проявляет свою жестокость: она бежит из Колхиды вместе с ним и, чтобы задержать разгневанного Ээта, убивает своего брата Апсирта, который был ее путником. Куски тела была разбросаны на морском берегу –из-за этой жестокости, которую проявила Медея, отзывы об этой легенде очень неоднозначные.
Главка – дочь коринфского короля Креонта. По словам Ясона, он женится на ней не из большой любви, а для того, чтобы обеспечить своим сыновьям счастливое будущее. Породнившись с королевскими наследниками, мальчики в дальнейшем могли бы жить среди знатных людей.
Философия Еврипида
Древнегреческий драматург Еврипид утверждал, что человек мудрее богов, поэтому одним из первых решается на критическое отношение к жителям Олимпа. Любая сверхъестественная сила, как он считал, является плодом людской фантазии.
Смотреть галерею
Еврипид пишет свою известную трагедию под названием «Медея», отзывы о которой до сих пор очень неоднозначны. Главная заслуга автора – изобразить не идеального человека, а порочного, который страдает и совершает страшные преступления. Персонажи в пьесе отрицательные. События развиваются таким образом, что на первый план выходят человеческие страдания.
Короткий пересказ «Медеи» Еврипида
Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг. Ему предстоит отплыть на “Арго” в далекие земли и вместе с верными друзьями привезти волшебное золотое руно из Колхиды. Путешествие опасное, ведь ценный трофей охраняет дракон.
У царя Колхиды была дочь Медея, которая отлично владела заклинаниями и волшебством. Она полюбила Ясона и решила ему помочь пройти все испытания. А они были не из легких. Для начала юноше предстояло вспахать землю при помощи быков, которые извергали пламя. Затем он должен был забрать руно у дракона. Для этого Медея передала Ясону зелье, способное усыпить чудовище. Но царь все равно не хотел отдавать чужеземцам волшебное руно.
Когда аргонавты с трофеем отплывали из Колхиды, Медея решила пожертвовать ради любви к Ясону жизнью брата. Она убила его и разбросала останки по всему берегу. Это задержало преследователей. Ясон, пообещавший взять Медею в жены, отплыл назад в Иолк.
В родном для Ясона городе Медея помогает ему захватить власть. Она подговаривает дочерей Пелия убить своего отца, обещая его потом воскресить и омолодить. Но она обманула девушек, прежний правитель мертв, а трон для Ясона свободен. Дочерей, убивших собственного отца, с позором изгоняют. Но местные жители возмутились и против коварства Медеи. Поэтому она, Ясон и их дети вынуждены уехать в Коринф.
Местный правитель побаивается колдунью, да и самого Ясона уже пугает коварство и жестокость жены. Царь Коринфа предлагает Ясону порвать с Медеей, жениться на своей дочери и вместе с ней царствовать. Тот соглашается. Он объясняет жене, что новый брак решит их проблемы, пойдет на пользу их детям.
Медея вынуждена уйти, но она не может понять Ясона и думает, как отомстить мужу за свое изгнание и позор. Она скрывается в Афинах у царя Эгея. Тот удручен отсутствием наследника трона. Медея обещает наколдовать ему сына, если он позволит ей жить в Афинах.
Через своих детей Медея передает новой царице свадебный подарок – красивый плащ и повязку на голову. Одежда эта была пропитана ядовитой смесью, поэтому молодая царевна сгорела заживо вместе со своим отцом, который попытался ей помочь.
Жители обозлились на детей, принесших смертельные дары. Медея понимает, что если она сама не лишит их жизни, то это сделают другие. Кроме того, она хочет окончательно отомстить Ясону и прервать его род. Мать убивает своих детей.
Ясон проклинает Медею за все убийства. Он напоминает ей, какой жестокой ценой она добилась места его жены: предала отца и убила брата. Медея же винит мужа в предательстве, смерти детей и предрекает ему страшную, мучительную смерть. После чего, забрав тела детей, взмывает в небо на колеснице, запряженной драконами.
Medea Lines 1317-1419 Сводка и анализ
Сводка
Дворец открывает свои двери, показывая Медею и двух мертвых детей, сидящих в колеснице, запряженной драконами. В нетерпении Медея советует Ясону сказать то, что он должен сказать, и закончить испытание — колесница, предоставленная ее дедом, богом Солнца, скоро увезет их.
Джейсон проклинает себя за то, что женился на Медее. Джейсон считает, что должен был осознать ее способность ко злу и предательству, когда она бросила свою семью и родину, даже убив собственного брата. Он хочет, чтобы сейчас его оставили в покое, чтобы оплакать свои трагические потери. Медея больше не чувствует необходимости оправдываться. Она ранила Джейсона, и этого достаточно.
Джейсон делает последнюю просьбу: ему будет позволено позаботиться о надлежащем захоронении его детей. Медея отказывает ему в праве и решает, что похоронит их и сама искупит преступление. Затем она рассказывает о своих планах бежать в Афины с Эгеем и заканчивает предсказанием «негероической смерти» (строка 1388) Ясона, который погибнет от удара по голове бревном со своего знаменитого корабля «Арго». Когда колесница Гипериона исчезает из виду, Ясон оплакивает этот «тяжелый день» (строка 1409) и призывает богов засвидетельствовать бедствие, которое Медея наложила на его жизнь. Хор завершается утверждением, что боги действуют таинственно и часто приводят события к неожиданному концу.
Комментарий
Помимо перефразирования предыдущих аргументов Джейсона и Медеи, завершение пьесы дает новый опыт наблюдения за тем, как Джейсон выражает себя без какой-либо снисходительности.
Финальные строки пьесы, произносимые хором, утверждают, что боги работают таинственным образом и что они вызвали непредвиденные события. Ссылка может быть просто на волшебный спасательный корабль, который Гиперион предоставил Медее, но повышенный тон предполагает большее значение, заключающее в себе всю историю Медеи. С одной стороны, центральные события пьесы можно объяснить, не апеллируя к судьбе или другим сверхъестественным принципам. Мелкий личный интерес мотивировал развод Ясона с Медеей, а сильный гнев, который она испытывала из-за того, что он бросил ее, заставил ее убить их детей назло. Базовая человеческая психология — понятная цепь настроений и мотиваций — может полностью объяснить эти явления. Однако греки не просто призывали своих богов вместо естественных объяснений; скорее, боги засвидетельствовали способность природы превосходить обычное человеческое понимание и ожидания.
Еврипид «Медея» в сокращении
Еврипид «Медея» краткое содержание для читательского дневника:
Греческий герой Ясон приплывает в Колхиду, чтобы добыть Золотое Руно. Однако добыть его не так-то просто. Ему на помощь приходит дочь царя Медея, которая знает колдовство. С ее помощью Ясон получает Руно и отплывает, забрав с собой Медею. Чтобы задержать преследователей, девушка убивает брата и раскидывает куски его тела по берегу.
Возвратившись на родину Ясона, Медея уговаривает дочерей царя убить их отца. После этого колдунья якобы сможет возвратить его молодым. Однако после убийства она ничего не делает, а народ изгоняет бесчестных дочерей правителя. Теперь правлению Ясона ничего не угрожает, но через какое-то время жители города восстают против Медеи.
Забрав детей, Ясон и Медея убегают в Коринф. Но царь этого полиса, боясь власти колдуньи, уговаривает Ясона развестись с ней и жениться на его дочери. Этим якобы герой сможет спасти не только себя, но и своих детей. Ясон, который сам начинает бояться жены, соглашается. После этого Медею просят уйти из Коринфа, но идти ей некуда.
Приют она находит у правителя Афин Эгея, который страдает от отсутствия наследников. Воспользовавшись этим, ведьма обещает, что если царь приютит ее, то у него появится сын. Обретя новый дом, она решает отомстить Ясону. Еще перед отъездом из Коринфа она сделала вид, что смирилась с выбором мужа.
Теперь же она готовит подарок для его молодой жены. Отравленный плащ и повязку женщина просит своих детей отнести мачехе, что те и делают. По возвращению детей, Медея плачет, прощается с ними и убивает их, понимая, что если этого не сделает она, то сделают другие.
Новая жена Ясона примеряет плащ, но вдруг он вспыхивает огнем. К ней на помощь бросается отец, но заколдованное пламя обвивает их обоих, и они сгорают. Ясон бежит к Медеи, но она с телами детей убегает от него на колеснице.
Главная мысль:
Основная идея трагедии – показать, как душу человека могут растерзать страсти до такой степени, что разрушается его человеческая личность.
Это интересно: Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку по античной литературе. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.
Подробный пересказ Медея Еврипида
В поисках Золотого Руна, Ясон, герой древнегреческого эпоса, добрался до царства под названием Колхида. Здешний царь не собирался так просто расстаться со своим сокровищем и придумал для Ясона смертельное испытание. Но герою на помощь пришла дочь царя, которую звали Медея. Она влюбилась в Ясона и была готова сбежать с ним. Заполучив Руно Ясон забрал с собой Медею, но их стали преследовать слуги царя во главе с братом девушки. Она убила брата и это остановило преследователей.
Вернувшись на родину к Ясону, Медея помогла ему взойти на трон. Для этого она обманом призвала дочек местного царя убить его, обещая воскресить его в новом теле и молодым. Но не выполнила свое обещание. Царь погибает от рук своих дочерей, и разгневанные горожане изгнали отцеубийц.
Ясон стал царем, Медея его женой, у них родились дети. Но счастье длится не долго. Местные жители считали Медею ведьмой и подняли восстание. Нашим героям вместе с детьми пришлось спасаться бегством и укрыться в городе Коринф. Там местному правителю тоже не нравилось, что Медея имеет колдовские навыки, и он долго настраивал Ясона против своей жены. Со временем ему это удалось. Ясон сам начинал бояться свою супругу. Он развелся с Медеей и взял в жены дочку царя Коринфа. После этого Медею заставили покинуть город. Она сделала вид, что смирилась с выбором мужа и не держит на него зла.
Приют она нашла в Афинах. Местный царь не мог иметь детей. Царь Афин приютил Медею, дал ей новый дом, потому что она пообещала, что приютив ее он со временем обретет наследника. Получив новое убежище Медея решила отомстить бывшему супругу. Ради него она покинула родину, предала семью и свой народ. А он поменял ее на новую жену, когда подвернулась возможность заключить выгодный брак. Она придумала изощренный план мести и приступила к его выполнению.
Появившись вновь в Коринфе, Медея сделала вид, что счастлива за молодоженов и даже приготовила подарок для новой жены Ясона. Она решила подарить плащ и повязку. Но перед этим покрыла их чарами. Она попросила своих детей вручить подарки своей мачехе. Те с радостью выполнили просьбу. Новая жена Ясона тут же решила примерить красивый плащ, но чары незамедлительно подействовали и тот вспыхнул пламенем, а в месте с ним и женщина. На помощь к той бросился отец и тоже стал жертвой волшебного пламени. Отец и дочь сгорели заживо. Тем временем дети вернулись к Медее. Она плакала прощаясь с ними, а затем, испытывая сильные душевные муки, убила. Тем самым она хотела лишить Ясона всего, что у него тогда было: детей, супруги и власти. Она хотела, чтобы он испытал те же мучения, что и она. В конце повествования Ясон бежит за Медеей, но она схватив тела убитых детей скрывается от него на колеснице.
В этом произведении автор хотел показать нам как душа человека борется между местью и любовью. Главная героиня сосредотачивает вокруг себя все эмоции и читателя завораживает эта сильная на поступки женщина. Медея показывает, как тяжело бывает контролировать свои чувства и действия, когда твоя жизнь рушится, а ты не в силах воспрепятствовать этому.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Мифы и легенды
Миф о похождениях аргонавтов дошел до современных читателей в разных вариациях, поэтому характеристика Медеи в них преподносится в разном свете. Девушка всегда входит в число главных действующих лиц повествования, ведь подвиг Ясона не состоялся бы без ее помощи. Из мифа о Ясоне образ царицы перешел в легенду о Тесее. Героиня представала перед публикой в разных образах: ее видели убийцей собственных детей, страстной и гибнущей от разочарования женщиной.
Миф о Ясоне гласит, что предводителю аргонавтов Медея помогла завладеть золотым руном благодаря волшебному зелью. Все испытания, подстроенные царем, Ясон преодолел с помощью советов девушки. Он вспахал поле на огнедышащих волах, засеял его драконьими зубами, из которых выросли воины, и смог победить их, стравив друг с другом. Медея усыпила дракона, и Ясон похитил руно. Происхождение чувств между героями сомнительно. Одна версия гласит, что любовь между Ясоном и Медеей стала делом рук его покровительниц – Геры и Афины.
Медея сбежала из дома вместе с Ясоном и аргонавтами, забрав с собой брата, Апсирта. Он стал жертвой девушки, когда корабль их отца начал преследование аргонавтов. Медея расчленила брата, и царю Колхиды пришлось остановить погоню, чтобы подобрать его останки. По альтернативной версии брат возглавлял погоню за Медеей и был убит Ясоном. Молодые люди вступили в брак на острове Схерия. Медея нашла спасение от тяжких грехов у тетки, Цирцеи.
Судно аргонавтов направилось в Средиземное море и у Крита столкнулось с бронзовым гигантом Талосом. Воин, созданный , обходил остров трижды за день и метал камни в тех, кто грозил атакой. Непрошенные гости становились жертвами огненных потоков, которые Талос направлял на них. Медея помогла расправиться с воином, вытащив гвоздь, затыкавший отверстие в его организме, и ихор, бывший для Талоса живительной жидкостью, вытек. Существуют разные интерпретации этого мифа, но их финал одинаков: Медея способствовала гибели воина.
Добравшись до родины, Ясон передал дяде Пелию золотое руно, которое было условием получения трона. Царь отказался уступать власть. Медея уверила его дочерей, что они могут подарить отцу молодость. Результатом ее уговоров стала смерть Пелия, воскресить которого было невозможно. Герои сбежали в Коринф. Славящаяся магическими способностями, Медея изобрела краску, способную омолаживать. Кроме того, в Коринфе она остановила голод. Медея и Ясон стали правителями города.
В альтернативных вариациях в женщину влюбился , но она отвергла его притязания, за что дети Медеи обрели бессмертие. Ясон узнал об этом и уехал в Иолк. Медея убила своих отпрысков – так описывают это Еврипид и Сенека.
По другой версии царь Коринфа Креонт предложил Ясону в супруги свою дочь. Медея отравила царя и бежала. Так как взять с собой детей она не могла, женщина убила их, чтобы невинные души не были попраны коринфянами.
Третья вариация повествует о чувствах, вспыхнувших между Ясоном и молодой дочерью Креонта. В порыве мести Медея сделала волшебное платье, которое в качестве подарка преподнесла сопернице. Наряд загорелся, и девушка сгорела вместе с отцом.
Женщина в гневе убила своих детей, рожденных от Ясона, и сбежала в Фивы. Оттуда ее изгнали горожане, знавшие о совершенном преступлении.
Фильмы про Медею
Есть предположение, что Медея – это древнегреческая богиня, героиня сказок и коринфского эпоса, то есть собирательный образ нескольких персонажей. В творчестве греческих и римских писателей ее черты претерпевали изменения, поздние авторы, художники и кинорежиссеры представляли ее по-разному. Увидеть воплощение мифической героини можно в таких фильмах, как:
-
«Медея»
, 1988. Драма Ларса фон Триера, представляющая подлинную трагедию матери-убийцы. -
«Ясон и аргонавты»
, 1963. Приключенческая лента о похождения искателей Золотого руна. -
«Веселая хроника опасного путешествия»
, 1986. Советская музыкальная экранизация мифа о мореплавателях на «Арго». -
«Medea»
, 1969. Вольное изложение древнегреческих сказаний от Паоло Пазолини.
Медея – кто это?
Согласно древнегреческим сказаниям богиня Медея была дочерью океаниды Идии и царя Ээта, приходилась внучкой солнечному божеству Гелиосу. Она считается частью легенд об эллинах героического века, который предшествовал Троянской войне. Вместе с Ясоном, Гераклом, Персеем, Тесеем и другими персонажами женский образ – это пограничная фигура, которая одновременно находится в старом мире хтонических божеств и шаманов и новом бронзовом веке Греции. Образ царевны описывается в таких произведениях, как:
- одноименной трагедия Еврипида;
- поэмах «Аргонавтика» Аполлония Родосского и Гая Валерия Флакка;
- пьеса Сенеки;
- поэма «Метаморфозы» Овидия.
Глава 2. Луций Анней Сенека трагедия «Медея»
Художник эпохи духовного упадка и нравственного разложения императорского Рима Луций Анней Сенека любил яркие краски, и ему лучше всего удавались картины пороков, сильных аффектов, патологических состояний.
Герои «Медеи» Сенеки (попытки точно датировать трагедии Сенеки (4 — 65 гг. н.э.) остаются не более чем гипотезами) — люди огромной силы и страсти, с волей к действию и страданию, мучители и мученики, на мягкие чувства эти герои редко бывают способны.
Персонажи Сенеки однотонны, женщины не уступают мужчинам в силе страстей и жестокости.
«Медея» повторяет сюжет популярный у греческих и римских трагических поэтов.
Колхидская колдунья Медея, последовавшая за Ясоном в Грецию, мстит ему за то, что он собирается покинуть ее и жениться на дочери царя Коринфа Креусе.
Медея посылает сопернице одежду, пропитанную ядом, и несчастная погибает (у Сенеки же одежда сгорает). Затем Медея убивает своих детей от Ясона и улетает на крылатой колеснице.
Как отмечают исследователи, Сенека уже рассчитывает на знание читателями мифа.
Сенека с самого начала представляет героиню мстительной фурией на пике эмоционального напряжения, что имеет сильный эффект, но теряется в правдоподобии.
Более того, Медея знает, какая ей участь уготовлена: кроме разного рода намеков на ужасный «грех» в диалоге с кормилицей проскакивает фраза: «Медея!» — «Стану ею». То есть героиня уже знает, что произошло с Медеей Еврипида.
Сенека, конечно, не исключает полностью метания героини: она не убивает детей хладнокровно, а мучается и убийство происходит в некотором состоянии бреда. Медея убивает сына во время монолога, что, конечно, кажется более жестоким.
Мы видим, что с психологических и нравственных проблем Сенека переносит свое внимание на эффектность трагедии, ее страстность и эмоциональность, и достигает своей цели. Для этого он дает характер сразу, во всей его полноте, убирая традиционное развитие персонажа и появление в нем новых граней. Для этого он дает характер сразу, во всей его полноте, убирая традиционное развитие персонажа и появление в нем новых граней
Для этого он дает характер сразу, во всей его полноте, убирая традиционное развитие персонажа и появление в нем новых граней.
В центральных партиях большое место занимают патетические монологи (или длинные речи) и описания ужасов. Магический обряд, бури, убийства — ни одна трагедия не обходится без какого-либо из этих элементов, предназначенных потрясти привычного к «ужасам» римского читателя времен империи.
Но сцены ужаса не ограничиваются описаниями или рассказами вестника: убийства и самоубийства выносятся на сцену
В диалоге обращают на себя внимание быстрые обмены короткими репликами, оформленные в заостренные сентенции
И персонажи Сенеки в «Медее» не столько переживают, сколько рассказывают.
«Время» движется очень порывисто: длинные монологи, в которых герои рассказывают о своих чувствах, сменяются короткими репликами, некими сентенциями: «Гнетет фортуна робких, — храбрый страшен ей», «Фортуна все отнимет — но не мужество», «Но прочной не бывает власть неправая» и т.п.
Миф о Медее и Ясоне
Достигнув Кавказа, аргонавты увидели прикованного к скале Прометея и услышали его стоны. Войдя через устье реки в Колхиду, они оказались во владениях царя Ээта. В то время покровительствовавшая им Афродита попросила своего сына Эроса, чтобы он воспламенил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к Ясону. И когда Ясон со спутниками пришел во дворец, увидевшая его Медея мгновенно воспылала к нему страстью. Ээт, узнав о цели путешественников, рассвирепел и предложил им сначала вспахать священное поле на огнедышащих быках бога войны Ареса и засеять его зубами дракона. Ясон справился с этой задачей. Но не успел он закончить работу, как из зубов дракона стали на его глазах вырастать вооруженные воины.
По наущению Медеи Ясон бросил в них камень, а сам затаился. Воины начали сражаться друг с другом, Ясон уничтожил оставшихся и вместе с бежавшей к нему Медеей, которую он пообещал взять в жены, отправился на корабле к тому месту, где страшный змей охранял золотое руно. Медея усыпила змея, и Ясону удалось похитить руно. В погоню за аргонавтами бросился сын Ээта, требовавший вернуть Медею. Аргонавты были готовы оставить ее в храме богини Артемиды на одном из островов, но Медея напомнила Ясону о его обещании и решила заманить корабль брата в ловушку. Кончилось дело тем, что Ясон предательски убил сына Ээта, за что навлек на себя гнев Зевса, который пригрозил, что аргонавты не вернутся назад, пока их не очистит от злодеяния Цирцея.
Достигнув того района Средиземного моря, где жила Цирцея, некогда целый год державшая в плену Одиссея, они добились от нее очищения. По пути назад аргонавты оказались близ острова поющих сирен и спаслись только тем, что в их команде был сладкозвучный Орфей, который своей песней заглушил голос сирен. Затем они, как и Одиссей, благополучно миновали узкий пролив между Сциллой и Харибдой, но здесь их достиг еще один корабль, посланный Ээтом. Тогда Ясон и Медея обвенчались на близлежащем острове, воспользовавшись помощью его гостеприимного правителя, но и после этого долго еще блуждали по отмелям Ливии, затем в районе озера Тритона, который помог им выбраться к морю. Когда аргонавты вернулись домой, они встретили отпор со стороны коварного Пелия, уверенного, что Ясон не вернется. Конфликт кончился тем, что сам Пелий погиб, а его сын сумел изгнать Ясона и Медею из Иолка.