Полуденный пейзаж
Перед нами предстает летний день во всей его прелести. Утомленная зноем природа лениво отдыхает, ни одного движения не передано в этой миниатюре. Ее объемлет «дремóта жаркая». Что мы видим, делая анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев включил, как любил в эти годы, в две последние строки античные мотивы: великого Пана, который дремлет в пещере нимф. Пан олицетворяет душу природы.
Эллины считали, что в полдень человека, всех божеств и природу охватывает покой. Что показывает анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев объединил их состояния словом «лениво», использовав его три раза, что придает остроту высказыванию. Полдень дышит лениво, так же катится река и тают облака. Спокойно дремлющий в Аркадии в прохладе пещеры нимф Пан создает особый настрой: вместе с ним после игр, забав, трудов все заснуло.
Тема
Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.
В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но всё же это не дружеские отношения, лишённые романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине. Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность
Он суеверно бережёт его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится
Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность. Он суеверно бережёт его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.
Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг. »
В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все – мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций. В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.
Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть. В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент. Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.
Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды. Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой». В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранниц, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина. Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Возвращение на родину»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Воспоминание»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Восход солнца»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Вот оно, глупое счастье»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Вот уж вечер. Роса»
Люблю глаза твои, мой друг.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.
Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».
Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.
«Она сидела на полу…»
Принято считать, что стихотворение автобиографично и посвящено эпизоду, когда вторая супруга поэта, Эрнестина, бросает в пламя письма Тютчева к молодой возлюбленной – Елене Денисьевой. Любящая жена очень страдала из-за измены мужа. И хотя брак не распался, ревность и сплетни в обществе принесли Эрнестине немало «горестных минут».
Лирические герои переживают момент наивысшего эмоционального напряжения. Мы видим, что стихи Тютчева о любви не только воспевают возвышенное чувство, но и говорят об опустошении, «убитой радости» и душевном надломе. Любовь способна превратиться в пепел так же, как груда сожженных писем.
Средства выразительности призваны акцентировать чувство утраты и подавленное состояние героев: эпитеты «невозвратимо-пережитая жизнь», «убитая радость», «горестные минуты». Письма сравниваются с остывшей золой, а взгляд героини на них уподобляется взгляду отлетевшей души на мертвое тело.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Она сидела на полу…»
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:
- Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом.
- Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени.
- На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
- Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую а, «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.
Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»
Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.
Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.
Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», — так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению
. Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа. Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.
Основная идея
Природа одухотворяется автором, в ней есть живое и божественное начало. В этом мире живут незримые силы, облаченные в фольклорные образы — нимфы, лесные духи, которых охраняет Пан. Все вокруг находится в вечном слиянии и взаимодействии, гармонии. Это и есть главная мысль стихотворения «Полдень».
Стихотворение проникнуто нежностью, ощущением легкости, оно похоже на дневной сон с мечтательными грезами в жаркий летний день. Сразу ощущается дуновение теплого ветра, шелест трав, стрекот насекомых, журчание лесного ручья, солнечные блики, играющие на листьях, сияющие и искрящиеся в водоемах. Представляется идиллическая, застывшая во времени картина, медовые луга и образы из греческих мифов и легенд. Ощущение красоты и божественности природы, окружающей нас, — это и есть смысл стихотворения «Полдень».
«Я встретил вас, и все былое…»
Стихи о любви Тютчев писал не только в молодые, но и в зрелые годы, черпая вдохновение из юношеских увлечений. Пример такого стихотворения – «Я встретил вас…». В нем отразилась история влюбленности поэта в Амалию Крюденер и их встреча после многолетней (выражаясь поэтическим языком – «вековой») разлуки. Он с упоением вспоминает «время золотое».
Произведение наполнено глубиной и сильными эмоциями любящего сердца. Душевное состояние лирического героя показано на контрасте времен года: осени «отжившего сердца» и весеннего дуновения любви. Кроме того используется мотив сна: герой словно пробудился и в то же время глядит на возлюбленную «как бы во сне».
Стихотворение, наполненное символами и образами, принадлежит к романтическому направлению любовной лирики. Оно сочетает в себе элегические, личные мотивы с размышлениями, присущими философской поэзии.
Тютчевские строки были положены на музыку – так появился известный романс, перепетый многими исполнителями. Особенное звучание и мелодичность достигается с помощью приемов звукописи: аллитерации согласных: «з», «с», «д», «т», «б», «п» ассонанса гласных «о», «а», «е».
Смотрите это видео на YouTube
Слушать романс «Я встретил вас, и все былое…»
Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»
Стихотворение было написано через год после смерти Елены Денисьевой. В нём поэт вспоминает о счастливой жизни с возлюбленной и трагическую смерть девушки. Это стало для него потрясением, которое невозможно забыть. Поэт думает, что Елена дала ему возможность любить, вдохнула в него свою душу. Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта. Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.
Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня.
В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.
О незабываемой красоте заката
Безусловно, все видели заходящее солнце. Ниже мы собрали для вас самые красивые цитаты о закате.
- Как только солнце сядет, наступает то самое время, когда освещение и оттенки цветов делаются невероятно красивыми. Всего несколько коротких секунд длится этот эффект, когда солнце только что зашло за горизонт, а его длинные лучи продолжают освещать планету (Роберт Уоллер).
- Полыхнул закат и потух. И каждый его миг казался вечностью, несмотря на то что переход от ярко-красного к пепельному длился не более нескольких демонических секунд (Мервик Пик).
- Знаешь, что я недавно заметил? В Москве солнышко заходит так, словно унесли остывший самовар. В Питере, как будто за рукав спрятали петровскую монету. В Одессе — словно на большом барабане ушастого прокатили… А в Астрахани, например, закат такой красивый, словно на нем жарят красную рыбу. В Архангельске — как будто рыбой угощали, да все же мимо тебя пронесли. В Рязани — как немного поеденная муравьями колода. В Риге — словно под язык таблетку положили (так говорит герой романа «Обитель» З. Прилепина).
- Во всех мирах это удивительное явление природы почти всегда кроваво, багрово и залито красивым расплавленным золотом. Есть в закате что-то тревожное и драматическое… Этакие богатые похороны прошедшего дня по всем канонам классики. А вот рождение нового дня неярко и негромко. Чуть заметная розоватость, едва ощутимая позолота. В море белизны утра светло и нежно, все внушает надежду и радость, прогоняет тьму безо всякого напряжения и нажима. И нечасто наблюдаемое таинство: во время заката мы не спим, словно совы, а на рассвете видим сны. Наверное, по этой причине на белом свете оптимистов гораздо меньше, чем пессимистов (Макс Даллин).
Листья. Тютчев Ф.И.
Фонохрестоматия
Судьба листьев здесь описывается, как судьба возможных людей: все мы живём и стареем, но каждый хочет прожить яркую жизнь, полную прекрасных моментов. Каждый хочет добиться чего-то в жизни, занять своё место под солнцем, оставить после себя след. Так и листья, очеловеченные Тютчевым, не хотя висеть на ветках, когда наступила осень, они хотят улететь с ветром, посмотреть мир напоследок.
Эмоциональная окраска первой строчки печальная, а вот во второй присутствует радость и воспоминая о теплых днях, в третьей — размышления о судьбе, некое тревожное настроение, в четвёртой — уже бодрее, словно призыв к действиям, обращение к ветру.
3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?
После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.
Учимся читать выразительно
2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
После прочтения этого стихотворения в целом остаётся радостное и приподнятое настроение, ведь листья не сдаются, не падают духом с приходом холодов и зимы, они по-прежнему активны, бодры, и даже решительны! Они собираются лететь в тёплые края вместе с ветрами.
Читаем стих выразительно.
Совершенствуем свою речь
«Неохотно и несмело…»: пламень белый и летучий — визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые — звук грома; смятенная земля — земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля — из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;
«С поляны коршун поднялся…»: два живых крыла — крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать — природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;
«Листья»: тощая зелень — иголки сосен и елей; легкое племя — листья; буйные ветры — сильные ветры.
Стихи Ф. И. Тютчева о любви
Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.
Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:
И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.
Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:
И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)
Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:
В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)
Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).
Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:
О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.
Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)
По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
На этой странице материал по темам:
- ранние стихотворения тютчева о любви
- тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
- стихи ф.и.тютчева о любви
- читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
- анализ стихотворения чему молилась ты с любовью