Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений
Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере
«авто», и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.
Он часто называл свои произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо», «Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия», «Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия», «Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма — песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной», «Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня), «Серенада». Есть и колыбельные песни — «Berceus сирени», «Малиновый berceus», «Berceus томления».
Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез», «Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия. Анализ стихотворений: 1) Стихотворение «Град».
Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым.
В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие.
Продолжение на след. странице
Биография 3 Анализ творчества 5 Анализ стихотворений 6 1) Стихотворение «Град». 6 2) Стихотворение «Ананасы в шампанском». 7 Заключение 8 Список литературы 11 Игорь Северянин (Настоящее имя Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941 гг. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Характеристика автора Слова о полку Игореве складывается из трех разных частей из его исторических взглядов по данным самой поэмы, из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта историка с другими современными ему историками летописцами.
В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко
Мои размышления над строкой Северянина
Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили тогдашнюю публику.
Литературный псевдоним этого гениального, на мой взгляд, человека — Игорь Северянин. Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, волею судьбы поэт провел значительную часть жизни за ее пределами. Он умер непонятым. Спустя годы многие обнаружили, что слишком плохо знали его. Так кем же на самом деле был Игорь Северянин? Он был и мечтателем, постоянно разочаровывающимся в этом мире, и лириком, и «ироником»:
Ведь я лирический проник:
Ирония- вот мой канон.
Кстати, за смешивание в любых соотношениях лиризма и иронии Северянина достаточно сильно и часто критиковали, так как немногие могли различить, где у него была ирония, где лиризм, где высмеивание пошлости, а где сама пошлость. Этот талантливый поэт мог смело бросить вызов обществу, воспевая «ананасы в шампанском» и провозглашая себя гением:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утвержден!
Но все это было только маской, за которой скрывалось совсем другое лицо. На самом деле в стихотворениях Северянина звучит тревога о людях, о судьбе России. «Упоение» победой в «Эпилоге» только поверхностное. В конце стихотворения есть такие строчки:
В ненастный день взойдет,
как солнце, моя вселенская душа.
Это не очередная самопохвала автора, нет, этим он показывает не что иное, как «всемирность» своей души, поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства.
Очень часто Игоря Северянина упрекали в пошлости, на что он ответил в стихотворении «Двусмысленная слава»:
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.
Автор часто обращается к вопросу о добре и зле:
И в зле добро, и в добром злоба,
Но нет ни добрых, нет ни злых.
И правы все, и правы оба, —
Их правоту поет мой стих.
Граница между правдой и неправдой не только зыбкая и неопределенная, эта граница — личностная. Главным критерием для Северянина является нравственность.
В своем творчестве он раскрывается как философ:
Жизнь человека одного –
Дороже и прекрасней мира.
Все для него, все для него –
От мелкой мошки до тапира…
Этими строчками поэт-философ высказывает свою мысль о том, что человеческая жизнь дороже любых материальных ценностей, она превыше самого мира.
Вершины славы поэт достиг в феврале 1918 года, когда его избрали «королем поэтов». По этому поводу Северянином было написано стихотворение «Рескрипт короля». Вскоре после этого «королю поэтов» пришлось уехать в Эстонию. Нахлынувшие исторические события заставляют его практически безвыездно жить в деревне. С этого периода начинается угасание творческой славы Игоря Северянина. Несмотря на то что он продолжает писать, его труды все меньше и меньше интересуют кого-либо. Люди вообще начинают забывать о поэзии, они не чувствуют надобности в ней. Народ постепенно утрачивает моральные ценности, и это беспокоит неисправимого мечтателя. О своей тревоге по этому поводу Игорь Северянин написал в стихотворении «Люди ли вы?..» Свою надежду на то, что Россия все-таки найдет выход, автор выразил в стихотворении «Классические розы»:
Но дни идут — уже стихают грозы…
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Но поиски этой тропы растянулись в России на многие годы. Вместе с этим задержалось и возвращение в русскую культуру поэта Игоря Северянина. Увидим ли мы теперь за маской эгофутуриста страдающую душу мечтателя, лирика и поэта? Мы обязаны, так как этот человек слишком долго ждал нашего понимания.
«Град», анализ стихотворения Северянина
Имя Игоря Северянина, поэта Серебряного века, стало широко известно читателю сравнительно недавно. В советское время его стихи были запрещены как идеологические вредные. Сейчас нам доступно все творчество поэта, и можно изучать его, наслаждаться, давать свою оценку.
В начале двадцатого века среди мастеров художественного слова существовал такой вид развлечений, как литературная дуэль. Один из участников такой дуэли должен быль задать тему и в стихотворной форме выразить ее своему оппоненту. Второй «дуэлянт» в ответ готовил свое стихотворение. Иногда такой поединок мог длиться несколько лет.
Игорь Северянин однажды стал участником такого соревнования. Его напарником был Дмитрий Николаев, который публиковался под псевдонимом Дорин. Так в 1909 году появилось стихотворение «Град». История сохранила для нас описание случая, когда Игорь Северянин, будучи на даче у своих знакомых, написал за несколько минут это стихотворение и вручил его своему другу с дарственной подписью. Этот экспромт оказался удачным, в чем мы можем теперь убедиться, спустя много лет.
Из названия произведения «Град» сразу становится понятно содержание, это описание стихии природы, а именно града. Тема — единство природы с человеком, ее влияние на духовное состояние творческой личности. Динамично и необыкновенно точно изображена погода в момент начала и развития дождя с градом: качнуло небо громом, затем метнулась молния, и следом запрыгал по воде у парома град. Примечательно, что автор использует контраст в описании каждого явления: гром называет гневным, молния «метнулась», а град – наоборот ласково определил как «серебристый».
Во второй строфе показано состояние души поэта в момент вдохновения, вызванного картиной природы и погоды. Как будто зима на миг впорхнула в июльский день. И это вызвало у автора новые мысли, которые сложились в стихотворение.
И вот, автор поднимает высоко бокал, в нем тает град, плещется вино, а поэт торжественно излагает в строках своего произведения увиденное им.
Конечно же, автор выступает лирическим героем, который сумел даже опасное стихийное явление град описать мелодично и красочно, передать читателю влияние погоды на состояние его души. Удивительный миг, несмотря на грозность этого яркого и эмоционального явления, искренне восхищает автора. Любуясь красотой стихии, Игорь Северянин радуется тому, что наблюдает за ней, и не может не поделиться своим восторгом с окружающими его людьми. Природа живет своей собственной таинственной жизнью, а человек становится к ней причастным на вершине своего духовного развития.
Четкий ритм, плавность и соразмерность перекрестной рифмы характерно для стихотворения «Град». А то, что оно написано в энергичном стиле, с ударением на четные слоги, дает нам право утверждать, что применен такой распространенный стихотворный размер, как ямб.
Романтичность этого лирического произведения передается с помощью использования множества эпитетов, сравнений и метафор. Практически из троп «соткано» все стихотворение: небо качнуло, гром гневный, град запрыгал, град «как серебристый виноград», «вспорхнула искорка», «июль дохнул», мысли блеснули, грезы сока.
Игорь Северянин, воспевая красоту природы и стихии, показал и красоту своей души. Его искренний, чувственный , глубокий стих нашел отклик в сердцах читателей.
Стихотворение «Град» еще раз подтверждает гениальность его автора. Это произведение создано в манере, не свойственной поэту. В этот раз стиль его написания не новаторский, а скорее классический. Тем не менее, можно смело утверждать, что Игорь Северянин превзошел своего соперника в литературной дуэли, а мы, читатели, теперь имеем возможность наслаждаться прекрасным литературным произведениям автора.
- «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Град»
По писателю: Северянин Игорь
Новое в блогах
Дорогие пиквикцы! Сегодня в нашем клубе творчество поэта Серебряного века Игоря Северянина. Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился в Санкт-Петербурге в 1887 году, а ушёл из жизни в Таллине в 1941, и было ему всего 54 года… Я влюбилась в его стихи за их мудрость, за чувственность и высокую поэтичность.
Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «Королем поэтов» — он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского.
Любовная лирика Игоря Северянина – одного из самых ярких и самобытных поэтов серебряного века – наполнена яркими красками и ароматами. Северянин напевно твердит о нежно-грустной любви, о томлении неразделённой страсти и жестокости разлуки.
Северянин умел покорить воображение небывалыми соцветьями образов. Упоенные переживания, «чувства без названия» доносит поэт до своего читателя и слушателя. Лирический герой в его стихах «упоенно молится», его «сердце крылит к раздолью».
Народная
Солнце Землю целовало — Сладко жмурилась Земля. Солнце Землю баловало, Сыпля злато на поля.
Солнце ласково играло В простодушной похвальбе. И Земля его избрала В полюбовники себе.
И доколе будет длиться Их немудрая любовь, Будет мир в цветы рядиться, В зелень вешнюю лугов!
На необитаемом острове
Ни в жены, ни в любовницы, ни в сестры: Нет верности, нет страстности, нет дружбы. Я не хотел бы с ней попасть на остров Необитаемый: убила глушь бы.
Когда любим и любишь, счастьем рая Глушь может стать. Но как любить такую? Как быть с ней вечно вместе, созерцая Не добрую и вместе с тем не злую?
Вечерние меня пугали б тени, Не радовал бы и восход румяный. Предаст. Расстроит. Омрачит. Изменит. Раз нет мужчин, хотя бы с обезьяной.
Не завидуй другу…
Не завидуй другу, если друг богаче, Если он красивей, если он умней. Пусть его достатки, пусть его удачи У твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге, Улыбайся шире от его удач: Может быть, блаженство — на твоем пороге, А его, быть может, ждут нужда и плач. Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек! Не препятствуй другу ликовать успехом: Это — преступленье! Это — сверхпорок!Стихотворение «Эпилог» появилось, когда Игорь Северянин вошёл в моду, его и хвалили, и поругивали критикииЭпилог 1 Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! Я — год назад — сказал: «Я буду!» Год отсверкал, и вот — я есть! Среди друзей я зрил Иуду, Но не его отверг, а — месть. «Я одинок в своей задаче!»- Прозренно я провозгласил. Они пришли ко мне, кто зрячи, И, дав восторг, не дали сил. Нас стало четверо, но сила Моя, единая, росла. Она поддержки не просила И не мужала от числа. Она росла в своем единстве, Самодержавна и горда,- И, в чаровом самоубийстве, Шатнулась в мой шатер орда… От снегоскалого гипноза Бежали двое в тлен болот; У каждого в плече заноза,- Зане болезнен беглых взлет. Я их приветил: я умею Приветить все,- божи, Привет! Лети, голубка, смело к змию! Змея, обвей орла в ответ! 2 Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным наудачу Завоевателя порыв. Но, даровав толпе холопов Значенье собственного «я», От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор — стезя моя. Схожу насмешливо с престола И, ныне светлый пилигрим, Иду в застенчивые долы, Презрев ошеломленный Рим. Я изнемог от льстивой свиты, И по природе я взалкал. Мечты с цветами перевиты, Росой накаплен мой бокал. Мой мозг прояснили дурманы, Душа влечется в примитив. Я вижу росные туманы! Я слышу липовый мотив! Не ученик и не учитель, Великих друг, ничтожных брат, Иду туда, где вдохновитель Моих исканий — говор хат. До долгой встречи! В беззаконце Веротерпимость хороша. В ненастный день взойдет, как солнце, Моя вселенская душа!Найдите стихи Игоря Северянина, я уверена, что они вам понравятся.
Заключение
Игорь Северянин. Истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Сам по себе Северянин был действительно выдающимся талантом. Он — единственный из всех футуристов, о ком восторженно отзывался Валерий Брюсов: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок». Помимо Брюсова, об истинности и серьезности поэтического дарования Северянина в разное время говорили и писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, Вл. Маяковский, А. Толстой, Вс. Рождественский и многие другие.
Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово «футуризм», вернее «эго-футуризм», выпустив в 1911 году сборник «Пролог. Эго-футуризм».
В 1912 году он и К. Олимпов выпускают листовку-манифест «Скрижали Академии эго-поэзии (Вселенский футуризм)». В этом же году он со своей группой — «Ассоциацией эго-футуристов», в которую входили: К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и другие, опубликовал в газете «Дачница» несколько статей. В этих статьях «Ассоциация», образованная еще в 1911 году, объявила себя футуристами. Два положения в этих статьях раскрывали основы программы эго-футуристов. Первое — истинно футуристическое расширение границ языка, так как «существующими в нашем богатом языке словами они не могли бы передать всех обуревающих их головы идей, впечатлений и понятий». Второе положение — принятие треугольника в качестве своего символа, так как он «является эмблемою посредника между нашими «Ego» и Вечностью».
По мнению Валерия Брюсова, который, правда, весьма пренебрежительно относился к футуристам, как ни старался смотреть на них непредвзято, успехи эти были более чем сомнительны. По его мнению, рядовые эго-футуристы вовсе не создали ничего стоящего, тем более нового, все их творчество — лишь перепевы того же Игоря Северянина и прочих. К сожалению, творчество этих поэтов практически не сохранилось до наших дней, о них, собственно, и известно лишь потому, что среди них был Игорь-Северянин.
Как бы то ни было, об Игоре-Северянине стоит сказать вне зависимости от его вклада в футуризм. Это был выдающийся поэт, вспыхнувший ярчайшей звездой на сияющем небосклоне Серебряного века. Звезда, которая вспыхнула и угасла, поскольку, как писал в 1922 году все тот же Брюсов, «Северянин чрезвычайно быстро «исписался». Ну так что же? Вечная память поэту, да останутся с нами его творения.