Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.
Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.
- Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
- «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
- «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.
Сочинение Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А. А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: « Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…. Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими. В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха – весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно. » представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития. Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов,- это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений. Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное – уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: « звал утешно», «иди сюда», « оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины: Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид… Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину – значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Это кульминация стихотворения.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Лирический язык
Одного не забрал у Ахматовой Бог – самобытного поэтического дара, ставшего драгоценным достоянием России, которую она так любила. Характерная черта ее лирики – диалог с воображаемым собеседником. Этот художественный прием присутствует в ее ранних стихах, в которых лирическая героиня объясняется с любимым или описывает свое внутреннее состояние. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» дает понять: теперь в ее творческом диапазоне появляются новый масштаб и интонация. Но поэтика не меняется. По-прежнему есть невидимый собеседник, который знает все ее тайны и подробности жизни и у которого есть власть решить ее судьбу. И таким же емким и образным, как во всех предыдущих и последующих стихах, оказывается финал произведения: зрительно ощутимая и поражающая красотой картина великолепной и знакомой каждому человеку метаморфозы, когда мрачную тучу внезапно пронзают изнутри солнечные лучи, и она вдруг превращается в ослепительно сияющее облако.
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже, и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор… И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет… Шатается… Одна. Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940 г.
Библейские стихи: Рахиль
И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921
Средства выразительности
Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.
В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
«Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар»
Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.. До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени
Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов»
До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».
Темы, проблемы, настроение
Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу.
Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны.
Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников.
Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви.
Тема и проблематика
Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.
В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения. Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей. Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.
В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России. Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух. Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.
Проблематика произведения:
- Проблема чести и бесчестия.
- Проблема нравственного выбора.
- Проблема патриотизма.
- Роль войны в истории государства.
Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена. Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств. Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.
Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Смысл
Главная мысль произведения «Мне голос был…» может быть сформулирована следующим образом: нельзя предавать свою Родину. Никакие сладкие речи и обещания не должны перевешивать любовь к своей стране и верность ей. Подобному искушению поддались другие люди: только в эмиграции они видели своё спасение. Кто-то устроился благополучно и больше не возвращался, а кто-то страдал от бедности и невозможности вернуться домой.
Основная идея стихотворения «Мне голос был…» – через столкновение лирической героини и голоса-искусителя выразить патриотический подъём, что испытывала сама Ахматова и люди, что не покинули страну в те страшные годы. Это стихотворение – о конфликте мелочных и трусливых мыслей с огромной любовью к Родине.
Стоит сказать, что благодаря добавочным строфам стихотворение «Мне голос был…» становится сильнее, главная мысль проступает ещё ярче. Сначала перед читателем разворачивается картина уничтожаемого города и людской беды, равнодушия и безверия, и только потом мы слышим голос искусителя. В такой обстановке крайне сложно не думать о побеге, о спокойной жизни в никем не захваченном городе, в стране, которая не сотрясается одной трагедией за другой. И потому отказ лирической героини вызывает ещё больше уважения.
Эпиграмма
Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить! 1958 Мурка, не ходи, там сыч На подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, Дедушка услышит. Няня, не горит свеча, И скребутся мыши. Я боюсь того сыча, Для чего он вышит? 1911 Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей. Июль 1917, Слепнево Тот город, мной любимый с детства, В его декабрьской тишине Моим промотанным наследством Сегодня показался мне. Все, что само давалось в руки, Что было так легко отдать: Душевный жар, молений звуки И первой песни благодать — Все унеслось прозрачным дымом, Истлело в глубине зеркал… И вот уж о невозвратимом Скрипач безносый заиграл. Но с любопытством иностранки, Плененной каждой новизной, Глядела я, как мчатся санки, И слушала язык родной. И дикой свежестью и силой Мне счастье веяло в лицо, Как будто друг, от века милый, Всходил со мною на крыльцо. 1929 Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть. Вот уж сердце мое осторожней Замирает, и больно вздохнуть. Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть, И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь. Все глядеть бы на смуглые главы Херсонесского храма с крыльца И не знать, что от счастья и славы Безнадежно дряхлеют сердца. Осень 1913 В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла. 1917
История создания
Произведение Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» является потоком мыслей поэтессы о насущном. Автор описывает то, что творилось у неё на душе в момент написания и то, что происходило с обществом в то время. В 1917, когда поэтесса написала своё стихотворение, в России был разгар революции. Однако в литературе это произведение считается интерпретацией того, что было в стране в начале XX века. Анна Ахматова застала изматывающий голод и красный террор. Она с горестью понимала, что может не пережить вместе со своим сыном это время.
В тот период поэтессе практически не на что было жить, так как её всё реже и реже публиковали в журналах. И это случилось тогда, когда у женщины на руках был маленький пятилетний сын. Муж Ахматовой, поэт Гумилев, на тот момент жил во Франции. Он пытался договориться, чтобы поэтесса смогла эмигрировать к нему. Однако к этому времени они уже были в состоянии разлада, их семейная жизнь как таковая прекратилась, поэтому Ахматова отказалась от такого предложения.
Особенности композиции
Композиция стихотворения проста. Оно представляется как монолог, крик души главной героини, подразделяющийся на 3 смысловые части: повествование о чудовищных исторических обстоятельствах, описание таинственного голоса и реакция протагонистки на оклик.
Композиция имеет определенные особенности. Женщину окликает некто неизвестный, прося покинуть Родину, неумолимо превращающуюся в жалкие руины. Россия «глуха и грешна», все, кто ей предан, обречены на гибель. Читатели понимают, что голос искушает страдалицу, зовет ее и говорит о неизбежности печального расклада. Он клянется: сбежавший легко забудет о своем предательстве, столкнувшись с комфортом и успокоением. Нужно лишь избежать невзгод, а измена не имеет значения.
Кульминация наблюдается во второй части произведения. Главная героиня решает разделить с родной страной все тревоги и тяжелые испытания. Ей не хочется отделяться от мест, в которых посчастливилось родиться и найти свое призвание. Протагонистка беспощадно противостоит голосу, не видя заманчивости в услышанном предложении.
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
Основная мысль произведения
Недопустимо мерзко поддаваться искушению покинуть родные места, поддавшись мимолетному порыву. Это предательство по отношению к отчизне, не заслуживающее прощения. Разумеется, представители интеллигенции не участвовали в военных действиях и поэтому становились невинными жертвами обстоятельств. Но Ахматова вспоминает, что оставшиеся в России отчаянно сопротивлялись жестоким распорядкам. Их невозможно было сломить, ведь они объединились и упорно сражались за освобождение от гнета.
Многие беженцы, даже добившиеся успеха, до конца жизни винили себя, что трусливо избежали ответственности. Им хотелось вернуться и бороться вместе со всеми. Анна Андреевна не желала им уподобляться и отвергала любые предложения, связанные с бегством.
История создания
Анна Андреевна Ахматова – ярчайший представитель Серебряного века. Особенной чертой всех представителей данного периода в литературе было стремление уйти от идеализма, позитивизма. Поэты-серебряники не пытались оправдать поведение человека социальными условиями существования, напротив, они придерживались устоев русской поэзии, для которой был важен именно человек, как он есть, с характерными только для него чувствами, мыслями.
В этом же году Ахматова пишет стихотворение «Молитва», которое изначально предназначалось мужу. Но отправить его на фронт она так и не решилась. Многие женщины молятся лишь о том, чтобы их возлюбленные вернулись домой целыми и невредимыми, а Анна Андреевна готова принести страшную жертву, отдав ребёнка и мужа («друга») ради окончания войны, ради победы России.
Жанр, направление, размер
Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым. Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины. Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!
Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма. Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».
Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).
Композиция и конфликт
Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.
- Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
- В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
- Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
- Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
- В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
- «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
- В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».
Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.