Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвеё.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых
Поет преданья старины…
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
24 сентября 1906 года
*****
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.
Образ, тема и проблемы
Молодой герой-романтик, который идеален и ищет идеал во всем, верит в «Вечную Женственность», ищет «Прекрасную даму. Таким описан лирический герой. В основу главного образа положены любовные отношения со своей избранницей. В стихотворении читается провидение автора на светлое и счастливое будущее. Но есть и строки сомнения, что его женщина не поймет и не примет его мировоззрения. Так и вышло в будущем. Блок не принимал жену как обычную женщину и она ушла от него к его другу. Все произведение автор говорит образу «Ты», что показывает их близость, но в то же время его поклонение ей. Главной темой стихотворения «Предчувствую тебя» является тема любви, предчувствия любовных позитивных перемен в жизни. Описана тема, актуальность которой будет всегда. Проблема заключается в том, что человек не может полностью наслаждаться счастьем, так как постоянно боится потерять его. Так и в этом произведении радость и любовь омрачается страхом непонимания в будущем. Настроение на протяжении стихотворения часто меняется. Автор верит в светлое и счастливое завтра, предчувствует приятные изменения, но сомнение и беспокойство не дают радоваться во всю силу.
Цикл стихов о Прекрасной даме
Увлечённый идеями символистов и мистической философией Вл. Соловьёва, молодой талант Александр Блок посвятил свои первые произведения поиску воплощения идеального женского образа
Итогом этого творческого периода стала книга «Стихи о Прекрасной даме», большая подборка символических текстов о чувствах, о женственности и о мировоззрении влюблённого человека, которая сразу привлекла внимание к творчеству поэта и получила высокую оценку специалистов и публики
Стихотворение о предчувствии любви было написано летом 1901 года в подмосковном имении родителей матери поэта, в деревне Шахматово, где студент Петербургского университета обычно проводил каникулы. Светлые, тёплые, беззаботные летние месяцы на природе отзывались самыми лучшими воспоминаниями, согревая его сердце на протяжении долгой зимы.
Не удивительно, что именно здесь Блок встретил любовь всей своей жизни: соседнее имение принадлежало семье известного учёного Д. Менделеева, поэтому с его дочерью Любой Александр был дружен с детства. В 1903 году она приняла его предложение, и они обвенчались.
На протяжении лет влюблённости и ухаживания за будущей супругой было написано немало чудесных стихов о любви, которые составили первый большой сборник поэта — цикл о Прекрасной даме.
Анализ стихотворения «Северною сказкою»
Данное произведение современного блогера и поэта представляет художественное видение сюжетов зимы. Взволнованный красотой природы, автор выражает красивыми словами свои чувства. Замечательная композиция играет важную роль в восприятии произведения. Здесь сюжеты не передаются в ряд, а как будто расширяют представление читателя, дарят формы и краски. Читая стихотворение, можно домыслить сюжет.
Одарённый способностью вести диалог с природой и слышать послания звёзд, автор стихотворения как будто дружит с волшебницей зимой и ведёт свою речь, ярко и живо передавая события, в которые погружена вся наша земля. В этом удивительном стихотворении мы находим совершенно ясные и лучистые слова, которые согревают душу и пробуждают сладкие воспоминания картин родного края. Стихотворение было написано 3 января 2016 года. Зима, снег искрится на солнце, хорошая погода. Автора переполняют светлые чувства, и мы это можем наблюдать в красивых словах великолепного произведения «Северною сказкою».
Стихотворение построено из коротких фраз, чередующихся строк в 7 и 5 слогов, что создаёт красивую плавную мелодию. Вместе с тем это не убаюкивающий шёпот, но прекрасный обмен, в котором открывается новое видение, новый мир. Послушайте, как сладко звучит начало произведения:
Голубою краскоюРазукрашен свод,Северною сказкоюЗимушка цветёт.
Отметим, что чувства радости играют в сознании автора, что побуждает по-доброму ласково называть зиму «зимушкой». Все мы знаем цвета зимы, и в стихотворении автор собирает все зимние краски в одну интересную зимнюю сказку. Зимушка цветёт северною сказкою. Удивительное сочетание! Автор нашёл тот удивительный аккорд, который возрождает в душе целый мир. И этот мир наполнен белым соцветием зимних красок.
Эпитеты данного произведения говорят о богатом духовном мире автора. Здесь «кремовое утро», «золотой рассвет», «льдины шепотливые», «солнце ненаглядное».
В стихотворении «Северною сказкою» зимнее солнышко приветствует автора стихотворения. Такой приём олицетворения рассказывает читателю об ощущениях автора и передаёт настроение.
Это произведение перекликается с произведением Александра Александровича Блока «Ночью вьюга снежная…» и, по мнению автора, является его рерайтом.
Анализ стихотворения А. А. Блока «Ночью сумрачной и дикой…»
Это раннее стихотворение Блока написано в 1901 году и идеально укладывается в рамки символистского направления. Оно посвящено О. М. Соловьевой, известной русской благотворительнице из Крыма. В произведении четко угадывается авторский почерк, характерная блоковская отвлеченность. Стихотворение пронизано предчувствием беды, тревогой. Вместе с тем его музыкальность убаюкивает, завораживает читателя.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- лексику высокого стиля – «чертог», «мгла», «бледноликий», «девственницы», которая придает изложению патетические ноты;
- инверсию – «ночью сумрачной и дикой», «бродит призрак бледноликий», «во мгле великой», «мелькает много девственниц», создающую акцент на заключительном слове;
- олицетворения – «дикая ночь», «поля чужды», делающие речь доступной;
- катахрезу – «гонит сны» – несовместимость буквальных значений помогает усилить производимое впечатление;
- эпитеты – «бездонная глубина», «великая мгла», «блаженная сторона», «чистые девственницы», «призрачные сны» – характеризуют явления с неожиданного ракурса;
- метафоры – «сын глубины», «дочь стороны», «девственницы весны»;
- контекстуальные антонимы – «сын – дочь»;
- контекстуальные синонимы – «страна, сторона, чертог» – позволяют избежать нежелательных повторов;
- лексический повтор – «на полях … страны, и поля во мгле…» – выделяет ключевое слово «поля» как пространство действия;
- ряды однородных членов предложения – «сумрачная, дикая», «чужды, хладны, темны» – помогают читателю представить нарисованную автором картину.
Слово «блаженная» употребляется в значении «счастливая, невозмутимо радостная».
Автор-повествователь не представлен в тексте, но он вносит в текст черты субъективного авторского сознания (фраза «на полях моей страны»). Произведение включает элементы мистики: в текст введены сверхреальные женские персонажи – «чистые девственницы» являются продолжением «дочери блаженной стороны».
Идея произведения – преходящий характер всего земного. Произведение можно условно разделить на две части, и в основе такого деления – контрастность настроения: первая строфа – нарастание психологического напряжения, вторая строфа – описание предпосылок, дающих надежду. В стихотворении противопоставлено призрачное, неопределенное и потому особенно страшное и богоданное, божественное. Частотность в произведении метафор не является не столько произвольной поэтической игрой, сколько подлинным прозрением таинственной сущности жизни.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Направление, размер и жанр
Написан стих в стиле философской лирики, которая предполагает такую форму восприятия мира, где мировоззрение людей редко одинаковое. У Блока философия идеалистическая, это хорошо видно в его первых работах. Еще в произведении есть элегические признаки, которые отражены в описании внутренних переживаний и предчувствий автора. Основным признаком элегии считается стихотворная строка двустишие, что также характерно для «Предчувствую тебя». Стихотворение можно отнести к модернистскому направлению. Блок был символистом, и все его произведения имеют основу символистического движения. Он ссылался на идею Ницше о сверхчеловеке, старался спасти мир и человечество. Размер – пятистопный и шестистопный ямбы, сменяющие один одного. Присутствует чередующаяся женская и мужская рифма.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.
Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.
Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.
Анализ стихотворения Блока «Ночью вьюга снежная…»
Таинственная героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться лирическому субъекту в зимнем антураже. Иногда снежный пейзаж подчеркнуто символичен и представляет собой «белый храм», купающийся в небесной лазури. Однако в текстах цикла встречаются фрагменты, которые лишены столь выраженной семантики недоступности, хотя и обладают волшебным контекстом. В произведении «Я долго ждал — ты вышла поздно…» женский образ наделяется колдовским началом. Он возникает в свете «белой вьюги» и звуках колокольного звона. Для характеристики магического облика своего идеала автор избирает глагол «всплыть».
Необычная, сказочно прекрасная атмосфера зимнего утра воссоздана в стихотворении 1901 г. Погожее начало дня, сменившее вьюжную ночь, получает эпитет «нежное». Гармоничную умиротворяющую картину поддерживают соответствующие колористические решения: розовые оттенки предваряют появление красных, знаменующих восход яркого солнца. Свет утренних лучей озаряет снежные покровы и возрождает к жизни «яркое и страстное» — надежду, волнующую душу лирического «я».
Пейзажные зарисовки динамичны: в финальной части происходит смена основных цветовых характеристик. Здесь господствуют холодные снежно-белые и синие тона. Они формируют особый фон, на котором происходит встреча романтической пары. Чудесный пейзаж, изменивший сумрачное и тревожное художественное пространство, влечет за собой преображение души лирического «я». Она воспаряет ввысь, разделяя ликование природного мира. Намерение повторить движение льдины, отколовшейся от берега, символизирует этот процесс.
Обозначая собственные планы, субъект речи использует глагол «всплыть» — тот самый, что характеризует идеальную героиню «Я долго ждал…» Лексема указывает на общие точки структуры двух образов, оправдывая их дальнейшее сближение.
Оказавшись в волшебном измерении и изведав на себе его благотворное влияние, герой наконец удостаивается долгожданного свидания. Возлюбленная на этот раз оборачивается Снежной Девой, и «зимняя» ипостась Вечной женственности предвосхищает развитие образа лирической героини в блоковской поэтике.
Оптимистическая концовка произведения подкреплена уверенными интонациями. Субъект речи, смело смотрящий в будущее, может сообщить и конкретное время, когда он повстречает реальное воплощение возвышенной любви.
Цикл стихов о Прекрасной даме
Увлечённый идеями символистов и мистической философией Вл. Соловьёва, молодой талант Александр Блок посвятил свои первые произведения поиску воплощения идеального женского образа
Итогом этого творческого периода стала книга «Стихи о Прекрасной даме», большая подборка символических текстов о чувствах, о женственности и о мировоззрении влюблённого человека, которая сразу привлекла внимание к творчеству поэта и получила высокую оценку специалистов и публики
Стихотворение о предчувствии любви было написано летом 1901 года в подмосковном имении родителей матери поэта, в деревне Шахматово, где студент Петербургского университета обычно проводил каникулы. Светлые, тёплые, беззаботные летние месяцы на природе отзывались самыми лучшими воспоминаниями, согревая его сердце на протяжении долгой зимы.
Не удивительно, что именно здесь Блок встретил любовь всей своей жизни: соседнее имение принадлежало семье известного учёного Д. Менделеева, поэтому с его дочерью Любой Александр был дружен с детства. В 1903 году она приняла его предложение, и они обвенчались.
На протяжении лет влюблённости и ухаживания за будущей супругой было написано немало чудесных стихов о любви, которые составили первый большой сборник поэта — цикл о Прекрасной даме.
Смысл названия
Стихотворение так названо не случайно. Одним из центральных образов перед читателем предстаёт образ древнего свободолюбивого народа — кочующих скифов, благодаря которым зародились и многие другие народности. В 1894 году философ-идеалист Владимир Соловьёв в своём одноимённом произведении впервые вводит понятие «панмонголизм». Именно оно положило начало идеологии скифства, своего рода слияния западничества и славянофильства, и теории о том, что Россия является некой «третьей силой», занимающей промежуточное и связывающее положение между Востоком и Западом.
Очевидно, что Блок разделял подобный взгляд на роль Советского государства и тоже придерживался взглядов об отличии и оригинальности России, живущей в тесной связи с остальным миром и значительно влияющей на него. В качестве эпиграфа к блоковским «Скифам» выступают строки из соловьёвских «Скифов».
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908 года
«Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.
Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма. чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).
В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.
Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал — действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Анализ стихотворения А.Блока «Ночью вьюга снежная…»
В этом произведении перед читателем предстаёт картина зимы. Автор рассказывает от первого лица о том, что он видит на прогулке. Это яркие краски, которыми залито всё вокруг. Ранним утром ощущаются покой, умиротворение, ничто не мешает наблюдать красивые пейзажи.
Мелодия стихотворения плавная, лёгкая, нежная и вместе с тем воодушевляющая, пробуждающая приятные чувства. Плывучесть достигается чередованием длинной строки в 7 слогов и короткой в 5 слогов. Нежное звучание — это особенно составленный звукоряд, то есть в стихотворении обилие шипящих звуков: ночью, снежная, нежное, встречу — и слов с двумя гласными подряд: снежная, розовое, нежное, озаряя, инее, наяву.
В стихотворении наблюдается преобладание эпитетов. Александр Блок рисует зимний пейзаж короткими фразами, состоящими преимущественно из эпитетов и глаголов: «Розовое, нежное Утро будит свет», «Встали зори красные, Озаряя снег». Так передаётся спокойствие и уединение, в котором автор впечатлён изящными картинами, необычными причудливыми красками. Такое можно видеть только зимой.
Мы находим определённый композиционный строй стихотворения: эпитеты употребляются до основы предложения. Композиция стихотворения способствует правильной расстановке акцентов. Таким образом главную роль приобретают краски, и второстепенными являются сами события: «Яркое и страстное Всколыхнуло брег», «Вслед за льдиной синею В полдень я всплыву», «Деву в снежном инее Встречу наяву».
В зимней картине есть четыре основных сюжета: 1. заснеженные просторы, 2. красная заря, 3. встревоженный берег, 4. синие льдины. Также здесь появляется загадочный образ «девы в снежном инее». Три четверостишия показывают эти главные части пейзажа.