История создания
После выхода в свет стихотворения «На смерть поэта», которое Михаил Юрьевич посвятил гибели Пушкина, государь отдает приказ о его тюремном заточении. Именно там и появилось на свет в феврале 1837 года стихотворение «Узник». Даже там автор не переставал творить, используя обрывки бумаги, которую использовали, чтобы завернуть продукты, и спички. Но вышло в свет оно только лишь в 1840 году.
Больше всего автора томило одиночество, потому что посещения были ограничены. Камердинер – единственный человек, который навещал поэта и приносил ему продукты.
Именно острая необходимость в обществе, общении чувствуется в каждой строчке стихотворения, которое очень хорошо передает душевное состояние Михаила Юрьевича.
Смысл произведения
В стихотворении «Узник» легко можно узнать самого Лермонтова, который в момент написания находится под стражей. Главной темой является жажда свободы. Чтобы почувствовать себя узником, не обязательно находиться в тюрьме и сидеть взаперти. Запреты в творчестве и выражении мысли – вот настоящее заключение для творца. Как раз, так и ощущает себя автор. Ведь тюремное заключение – это так же отсутствие возможности свободно писать и выражать свои мысли, за что он и оказался в заключении. Лермонтов принимает свое наказание, хотя совершенно не согласен с данной позицией.
Если сравнить «Узника» Лермонтова с «Узником» Пушкина, то видно огромный контраст. Пушкин описывает камеру, как вольное небо, то в стихотворении Лермонтова бескрайние просторы сужаются до размера камеры. У Лермонтова нет романтического описания тюрьмы, как у Пушкина. У него все более реалистично, что очень хорошо показывает всю трагичность ситуации и передает настроение всех узников.
Данное стихотворение выступает своего рода обвинением тем, кто не дает возможности творить свободному художнику, сковывая его и вгоняя в определенные рамки. Но в душе поэт не собирается мириться с этим, и продолжает рваться к свободе. Ведь для поэта свобода является самым важным в жизни, и любое её ограничение вызывает в нем бурный протест.
В своих мечтах он видит идеальный мир – бесконечно свободный, красивый. Но это всего лишь мечты. Он готов принять поражение, поскольку за свою достаточно короткую жизнь он постоянно находился в состоянии борьбы за независимость, свободу слова и мысли.
LiveInternetLiveInternet
Михаил Юрьевич Лермонтов
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив…
Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.
«Смерть поэта» — пожалуй, самое известное произведение Лермонтова. Написано оно в 1837 году и посвящено трагической гибели Пушкина в результате дуэли с Дантесом. В свое время стихотворение вызвало недовольство властей. Михаил Юрьевич попал под арест. За расследованием следил лично Николай I. За молодого поэта вступились друзья Александра Сергеевича и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, пустившая в ход все свои связи. В итоге Лермонтов оказался в Нижегородском драгунском полку, действовавшем на Кавказе. В высшем обществе к ссылке отнеслись по-разному. Кто-то искренне сочувствовал Михаилу Юрьевичу, кто-то испытывал по отношению к нему враждебные чувства.
Согласно воспоминаниям троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, стихотворение «Узник» сочинено в феврале 1837 года. В это время Михаил Юрьевич как раз находился под арестом за «Смерть поэта». В тюрьме писать приходилось при помощи спичек, печной сажи и вина на клочках, сделанных из завернутых в серую бумагу кусочков хлеба. «Узник» представляет собой переработку стихотворения «Желанье», датируемого 1832 годом. От оригинала неизменными остались только начальные четыре строки. В «Желанье» тюремная тема раскрывается довольно абстрактно. Здесь преобладает условно-символическое изображение тягот жизни арестанта. «Узник» отличается большей конкретностью. В нем ощущается влияние автобиографического опыта. Изменения, которым подверглось стихотворение «Желанье» при превращении в «Узника», характерны для развития тюремной тематики в русской литературе девятнадцатого столетия. Романтического героя – абстрактного «пленника» или «узника» – постепенно вытеснил более конкретный образ «арестанта». На смену романтической «темнице» пришла вполне реальная тюрьма.
Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».
Критика девятнадцатого века к «Узнику» отнеслась неоднозначно. Например, Белинский отзывался о нем неодобрительно. Стихотворение это он считал недостойным имени Лермонтова.
Текст: pishi-stihi.ru
Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Узник»
Вариант 1
Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.
Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.
Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.
Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».
Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать, как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.
Вариант 2
Лермонтов также, как и Пушкин в “Узнике” в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».
Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.
«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».
Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.
История создания
Когда Михаил Юрьевич Лермонтов создал стихотворение «На смерть поэта», посвящённое дуэли Пушкина с Дантесом и трагической гибели русского гения, власти приняли решение отправить его под арест. При этом демократически настроенная часть населения воспринимала его как безвинно пострадавшего. Действительно, Лермонтов лишился свободы из-за убеждений, противоречащих позиции правящей верхушки.
Через некоторое время поэта сослали на Кавказ, где он и продолжил отбывать наказание. Однако период тюремного заключения, хоть он и был недолгим, Лермонтов использовал для того, чтобы изложить на бумаге мысли, которые диктовало ему вдохновение. Даже в такой мрачной обстановке поэт не переставал творить. За время пребывания в застенках он написал и другие стихотворения:
- «Сосед»;
- «Молитва»;
- «Когда волнуется желтеющая нива».
Кроме одиночества, автора угнетало и то, что писать нечем и не на чем. Он нашёл выход: стал выводить буквы обгоревшими спичками на клочках засаленной бумаги, в которой ему приносили еду. А. П. Шан-Гирей в своих воспоминаниях пишет, что заходить к узнику имел право только камердинер. Тюремная тематика, представленная в русской поэзии довольно широко, в исполнении Лермонтова получила неожиданное развитие.
Жанр и средства выразительности
Говоря о жанре, произведение можно охарактеризовать как лирическое. Проводя анализ, следует упомянуть, что в качестве стихотворного размера поэт избрал четырёхстопный хорей. Ритм подчёркивает не только трагичность условий, в которых оказался поэт, но и передаёт монотонность дней, похожих один на другой.
Хорей лучше всего отражает стук шагов часового, о котором пишет поэт в последней строфе, и показывает смирение лирического персонажа, граничащее с отрешённостью. Средства выразительности, использованные Лермонтовым для раскрытия темы и передачи угрюмой атмосферы:
- олицетворение («луч лампады» светит «умирающим огнём»);
- эпитеты («добрый», «младая», «пышный», «черноглазая»);
- метафоры («стены голые», «добрый конь», «пышный терем»).
В произведении «Узник» свобода противопоставляется неволе, конкретика — символичности, которая прослеживается в произведении «Желанье», а мечты — жестокой реальности. Темница Михаила Юрьевича лишена ореола романтичности, как в одноимённом произведении Пушкина, где прослеживается пафос. Напротив, лермонтовская тюрьма очень реалистична, со стенами, тусклой лампадой и звуком шагов безответного часового.
Значение стихотворения Узник в контексте творчества Лермонтова
В «Узнике» Лермонтов обращается к теме свободы, внутреннего конфликта и печали. Он раскрывает глубокий эмоциональный опыт своего героя, который заключен внутри своих собственных мыслей и эмоций. Главный герой стихотворения переживает тяжесть подавленности, пытается найти путь к освобождению и достижению гармонии с собой.
Символика стихотворения «Узник» обогащает и расширяет общую картину творчества Лермонтова. Она передает духовный мир поэта, его внутренние переживания и поиск смысла жизни. «Узник» является метафорой состояния, которое может переживать каждый человек, и символом борьбы с внутренними демонами и ограничениями.
Анализ стихотворения «Узник» помогает лучше понять и оценить тонкую душевную мелодию Лермонтова, его взгляды на мир и человека. Оно показывает его мастерство использования ритма, звука и словесной музыки, а также его способность выражать сложные эмоции и мысли с помощью стихотворения.
Таким образом, стихотворение «Узник» имеет важное значение в контексте творчества Лермонтова. Оно является не только отражением его собственного внутреннего мира, но и символизирует множество универсальных тем, которые актуальны для каждого читателя
Мне нравитсяНе нравится
Построение произведения
Произведение состоит из монолога главного героя. Оно относится к лирическим творениям автора с нотками романтизма. Композиционная структура текста построена на принципах антитезы. Писатель создает сравнительные нотки свободы и одиночества. Слова из первых строк он наполняет позитивным настроением и активной жизнью, которая, как он понимает впоследствии, быстротечна.
Поэт сливается с образом узника и сравнивает себя с сильным ветром, гуляющим по степи. Но следующие строки возвращают лирического героя к реальности. Несмотря на небольшой размер стихотворения, можно полностью понять, чего не хватало автору в тяжелый для него период. Ему хотелось свободы и общения.
Краткий анализ
Идея создания стиха родилась после заточения Лермонтова. Государь приговорил его в тюрьме за публичные чтения одного из своих произведений. Именно этот опыт и вдохновил автора на создания «Узника». Кратко анализ этого произведения следует делать по строфам, содержание которых противоречиво.
Первая строфа, которая и начинает небольшой «рассказ» поэта в стихотворной форме, отражает оптимистичный настрой героя. Прочтение в сравнении похоже на исполнение залихватской народной песни. Эти строки очень напоминают предыдущие творения Лермонтова. В них нет боли и тоски. Здесь только мысли, переполненные надеждой. Однако дальше все меняется.
Вторая строфа вносит разлад в позитивный настрой героя. Вызвано это атмосферой тюрьмы, мрачными стенами, заточением, отсутствием других людей. Герой начинает чувствовать тоску. Надежда медленно покидает его, поскольку к автору приходит полное осознание его положения.
Третья строфа — финальная. В ней нет ни одного намека на ту народную песнь, что можно было увидеть вначале. Остается только безнадежность и одиночество. Герой обречен. Несбыточные мечты причиняют большую боль. Приходит понимание того, что свободы он уже никогда не увидит.
Завершается произведение образом часового. Последняя строфа стихотворения описывает его мрачный образ. С ним нельзя поговорить. Часовой как смерть, которая неизбежно ожидает каждого.
Сначала все идет хорошо, есть надежда и стремления, но постепенно все понимают, каков конец. «Часовой» ожидает каждого.
https://youtube.com/watch?v=Hjx4SoBpBGM
Средства речевой выразительности
Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми
Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы
С самой первой строчки текста мы встречаемся с инверсиями. В начальном катрене поэт выделяет слова «молодой» и «под окном», тем самым показывая нам, что орёл, которого видит лирический субъект, обладает всем необходимым для того, чтобы улететь на волю. Птица не заперта в клетке, у неё есть запас сил и жизненно необходимой энергии. Однако «грустный товарищ» не может покинуть описываемое в произведении место, ведь он там вырос.
Александр Сергеевич Пушкин выносит существительное «окно» в конец строки и во втором четверостишии. Меняется лишь использованный поэтом предлог. Лирического героя и молодого орла разделяет только одно окно. Они находятся практически рядом. Птица и человек несут похожую ношу, не могут выбраться на волю. Персонаж чувствует, что их с орлом что-то роднит. Он называет птицу своим «грустным товарищем».
Кроме того, в первом катрене появляется такой приём, как аллитерация. В последних двух строчках он выделяет звук «к», придающий стихотворению особое звучание.
Произведение «Узник» строится на сильной антитезе. Сырая темница, полностью закрытое пространство, противопоставляется горам, морю и ветру, у которых нет никаких границ. Так поэт ещё раз обыгрывает конфликт свободы и несвободы.
Как мы уже отмечали в других пунктах анализа, прямая речь в тексте, слова, которые хочет вымолвить орёл, являются мыслями лирического субъекта, его внутренним монологом. В последней строке второго четверостишия и первой строчке третьего катрена читатели могут увидеть анжамбеман. Автор делит высказывание на несколько частей, выделяя слово «улетим» (основная мысль, тревожащая героя).
Восклицательные конструкции, использованные в монологе, увеличивают эмоциональность текста.
Когда поэт рисует картину идеального мира для своего персонажа, создаёт первозданный пейзаж, он прибегает к троекратной анафоре. Этот приём показывает читателям, насколько сильно «узник» хочет сбежать из заточения, оказаться свободным.
Кроме того, во втором четверостишии появляется сравнение. Орёл, словно разделяет проблему, «задумывает одно» с лирическим субъектом
Мы ещё раз обращаем внимание на то, как перекликаются образы птицы и человека.
Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.
Михаил Лермонтовпоэма«Гошпиталь»
1 Друзья! вы помните, конечно, Наш Петергофский гошпиталь; И многим, знаю я, сердечно С ним расставаться было жаль. Там, антресоли занимая, Старушка дряхлая, слепая Жила с усастым ямщиком… Но дело вовсе не о том! Ее служанка молодая Нескромной бойкостию слов, Огнем очей своих лазурных Пленила наших грозных, бурных, Неумолимых юнкеров. И то сказать: на эти очи, На эту ножку, стан и грудь Однажды стоило взглянуть, Чтоб в продолженье целой ночи Не закрывать горящих глаз И стрясть по меньшему — пять раз!
2
Однажды, после долгих прений И осушив бутылки три, Князь Б., любитель наслаждений, С Лафою стал держать пари. «Клянуся! молвил князь удалый, «Что нашу польку в эту ночь «Я уебу!» — Поди ты прочь! — — «Шесть штук шампанского?» — Пожалуй! — И разошлись. — Проходит день… Заря угасла. — Вечер ясный. У тесной лестницы, как тень, Наш князь вертится ежечасно. И вот на первую ступень Он ставит трепетную ногу: Доска проклятая скрипит, Боится он поднять тревогу. — Как быть? Вернуться? Страх и стыд. А хуй-то! Брандером стоит! Он осушает с ромом фляжку, Скидает всё: портки, рубашку. «Courage! mon cher! — allons, скорей!» Кричит Choubin из-за дверей.
3
И ободренный винным паром Наверх вскарабкался наш князь; Прижал защелку — входит с жаром. Руками за хуй свой держась; Чердак похабный, закоптелый Едва лампадой озарен, Говно и пыль со всех сторон. В широких креслах, в кофте белой, В очках, недвижна, как гранит, Слепая барыня сидит. Она чепцом почти закрыта… И мыслит пьяный волокита: «Она должна быть!.. подойду!» И вот, приближась с быстротою, Он дерзновенною рукою Хватил старушку за пизду: «Ага! Ну что? — Попалась, душка!» — Ах! боже мой! — Да кто же тут? Мариса, где ты? эй, Андрюшка! Сюда, — сюда, меня ебут!
4
В тот самый миг со свечкой сальной Всходил по лестнице мужик. Вдруг слышит он: в господской спальной Зовут на помощь, гам и крик! Он дверь геройски отворяет, Ударив кулаком сплеча, И что ж, о небо! озаряет Его дрожащая свеча?.. Худая мерзостная срака В сыпи, заплатках и чирьях, Вареного краснее рака, Как круглый месяц в облаках, Пред ним сияла!.. Свой огарок, Смутясь немного, мой Андрей Перекрестясь приставил к ней… Не вкусен князю был припарок, И он не медля с языка Спустил лихого ебука.
5
Меж тем мужик схватил дубину И лезет к князю… тот назад… Увы, на княжескую спину Удары сыплются как град! — «Эй, господа… ко мне! скорее!..» — Попался курвин сын… постой, В другой раз будешь поумнее! — Вот раз тебе — а вот другой! — «Ты знаешь ли, я князь!» — Вот штука! Когда ж князья ебут старух! — «Пусти же!» — Вишь какой петух! «Ебена мать!» — Вперед наука! Трещит окно, трясется дом, Шум, грохот, стулья вверх ногами, Удары вслед за ебуками Летят, встречаются — содом! И видит князь: в чуланчик темной Открыта дверь — туда скорей. За ним с дубиною огромной И со свечей спешит Андрей. В окно сквозь щели ветер свищет, Гнилая утварь на полу… Мужик врага повсюду ищет, И видит: что-то там в углу! Но только неуч размахнулся — Вдруг — точно чорт его схватил. Остановился, заикнулся, И тихо руку опустил. В шинели, с грозною шматиной, Марису обхватя рукой, Пред ним, кидая взгляд орлиной, Стоял Лафа, улан лихой! Огромный, красный прыщ звездою Блистал среди его чела; С хуя тягучею струею Еще заебина текла Закрыв глаза, младая дева, Бледна и трепетна, как Ева, Когда архангел Михаил Ее из рая проводил, Прижавшись к страшному улану, В рубашке, спущенной с груди, Шептала: «Боже! Аx, не стану… Не бей, Андрюша, погоди!»
6
Ужасней молнии небесной, Быстрее смертоносных стрел, Лафа оставил угол тесной И на злодея полетел; Дал в зубы, сшиб его — ногою Ему на горло наступил; — «Где ты, Барятинский, за мною, Кто против нас?» он возопил. И князь, сидевший за лоханкой, Выходит робкою стопой, И с торжествующей осанкой Лафа ведет его домой. Как шар по лестнице скатился Наш голожопый купидон, Ворчал, ругался и бесился И морщась спину щупал он.
7
Но в ту же ночь их фактор смелый Клянясь доставить ящик целый, Пошел Какушкин со двора С пригоршней целой серебра. — И по утру смеялись, пили Внизу, как прежде… а потом?.. Потом?! что спрашивать? забыли, Как забывают обо всем: Лафа с Марисой разошелся; Князь мужика простил давно И за разбитое окно С беззубой барыней расчелся, И, от друзей досаду скрыв, Остался весел и счастлив.
8
Промчались дни… Мариса, где ты? Где губишь ты младые леты? Она исчезла!… никогда Мы не найдем ее следа. Как храм, лишась своей святыни, Уныл наш бедный гошпиталь; Он стал мрачней ночной пустыни… Смешно вздыхать… а право жаль!
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Узник»
Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой
И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти
Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым
Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.
Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.
Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание. Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме
А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.
Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…
Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.
И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.
Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.
Проблемы
Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении
- Проблема принятия своей участи очень хорошо проиллюстрирована Александром Сергеевичем Пушкиным. Молодой орёл смирился со своей несвободой. Он сидит под окном лирического героя, а значит, спокойно может улететь на волю. Его не ограничивает клетка. Однако птица привыкла к заточению. Человек, наоборот, очень хочет сбежать, выбраться из своей «сырой темницы». Его бунтующий дух не может привыкнуть к заключению. Лирический субъект отказывается принимать сложившуюся ситуацию, в его сердце всё ещё теплится огонёк надежды.
- Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии . В данном пункте речь пойдёт о романтическом двоемирии. Герой находится «в темнице сырой», однако он жаждет поскорее убежать, мечтает о воле, в своих мыслях представляя свободную стихию, ветер, высокие горы. То место, где лирический субъект находится в момент, показанный читателям в стихотворении, полностью отличается от его идеальной картины мира. Но данный факт лишь раззадоривает бунтующую душу персонажа, заставляет его мечтать и верить в лучшее.
История создания
Произведение «Узник» Лермонтов написал в 1837 году. У автора не было плана при создании стиха. Идея посетила Михаила Юрьевича в период его нахождения в тюрьме, куда он был помещен за написание после смерти А. С. Пушкина еще одного известного произведения — «Смерть поэта». Поэта практически никто не навещал. Даже в тюрьме продолжал творить.
Поскольку к Лермонтову никто не мог приходить, он был вынужден использовать подручные средства, чтобы написать стихотворение. «Узник» пропитан чувствами, которые одолели поэта в период нахождения в тюрьме. В первоначальном виде текст произведения был написан на старой бумаге, в которой Лермонтову принес еду единственный человек, кто мог его навещать, — камердинер.
Поступки и мысли героя в стихотворении Узник
Станс 1. В первом стансе стихотворения герой описывает свои поступки и мысли. Он говорит о том, что встретил странника, который узнал его имя и историю. Герой чувствует себя пленником своего прошлого и говорит о своей заточенности. Он признает, что он не может идти дальше из-за своих ошибок.
Станс 2.
Во втором стансе герой рассказывает о том, что он хотел бы полететь в высь, но его крылья обломаны. Он жалуется на свою утрату и свою немощь. Он сожалеет о своем судьбоносном решении и говорит о том, что его мечты с тех пор разрушены.
Станс 3.
В третьем стансе герой продолжает говорить о своих поступках и мыслях. Он рассказывает о том, что он ждет своей кары и наказания. Он признает, что все его старания и мысли были напрасными. Он говорит о своей тревоге и страхе перед будущим.
Таким образом, герой стихотворения «Узник» описывает свои поступки и мысли, свою утрату и немощь. Он осознает свою заточенность в прошлом и ждет своей кары. Стихотворение передает чувство тревоги и страха перед будущим.
Стиль и язык стихотворения «Узник»
Стиль и язык стихотворения «Узник» Лермонтова отличаются высокой литературностью и глубоким эмоциональным насыщением. Поэт использует разнообразные языковые средства, чтобы создать особую атмосферу и передать свои мысли и чувства.
Язык стихотворения
Lермонтов использует архаичные слова и фразы, которые придают тексту особенную мелодичность и старинный характер. Он также избегает повседневной речи, предпочитая выразительные и поэтические обороты. Это помогает создать эффектное звучание и придает тексту своеобразный шарм.
В «Узнике» присутствуют множество лирических изображений, символов и метафор, которые обогащают текст и придают ему глубину. Разнообразие языковых средств используется для передачи внутреннего мира героя, его эмоций и состояний. Например, использование метафоры описывает тяжесть и удушье, которые испытывает герой под ношей своей судьбы.
Стиль стихотворения
Стиль «Узника» отличается высокой метрической сложностью. Лермонтов использует аллитерацию, повторы и параллелизм, чтобы усилить выразительность и ритмическую организацию текста. Также стихотворение написано в конкретной форме — трехстопном анапесте, что придает ему особую музыкальность и песенность.
Стиль «Узника» также отличается эмоциональностью и психологической глубиной. Поэт передает состояние души героя, его тоску и отчаяние, во всех нюансах. При помощи образов и символов Лермонтов создает атмосферу узничества, одиночества и безысходности.
В целом, стиль и язык стихотворения «Узник» созданы искусным писателем, который умеет передать свои мысли и чувства при помощи поэтических образов и изысканных выразительных средств.
«Узник», анализ стихотворения Лермонтова
Мотив узничества — один из ведущих мотивов романтизма — неоднократно обыгрывался в русской литературе. Чаще всего заключение воспринималось как условный символ, хотя иногда носило элементы автобиографического характера. Так, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» было написано поэтом во время его ареста, последовавшего после поэтического отзыва на смерть Пушкина. Заключенный под стражу, оторванный от родных и друзей, поэт не прекращал писать стихи. Доступ к нему имел только камердинер, приносивший еду. Лермонтов попросил заворачивать хлеб в бумагу, и на этих серых, засаленных клочках бумаги были записаны ставшие бессмертными строки.
Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника. Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:
Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.
Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма. За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.
Четырехстопный хорей как нельзя лучше подчеркивает трагизм поэтического мира Лермонтова.
Лермонтовский «Узник» — своеобразная литературная полемика с «Узником» Пушкина. Ведь композиционно Лермонтов строит строит свое произведение обратно одноименному. Если у Пушкина пространство темницы расширяется до масштабов вольного неба, то у Лермонтова от бескрайних просторов фокус смешается до одной комнаты, охраняемой безответным часовым.
В противоположность романтической темнице, изображенной Александром Сергеевичем, Лермонтов создает реалистичный образ.
Свобода мыслится в «Узнике» как недостижимая мечта, разрушившаяся от столкновения с жестокой реальностью.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Узник»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Тема стихотворения Узник
Строки стихотворения передают ощущение пустоты, тоски и отсутствия свободы, которые охватывают узника. Главный герой вынужден проводить свои дни в узкой камере, в которой нет окон и света. Это символизирует его изоляцию от внешнего мира и лишение самых простых радостей жизни.
Тема неволи также раскрывается через изображение мрачного и зловещего обстановки тюрьмы. Пространство узника заполняет мерзкий запах и холод, что создает душевный дискомфорт и еще больше усиливает его состояние печали и отчаяния.
Еще одним аспектом темы стихотворения является философский подтекст, который проявляется в игре противоположностей. Автор говорит о том, что несмотря на изоляцию и лишение свободы, узник несет в себе искру надежды и желание жить. Он мечтает о свободе и летит мыслями вдаль, где нет ограничений и крепостных связей.
Кроме того, стихотворение обращается к чувству любви и нежности. Узник вспоминает о своей возлюбленной, от которой он отделен стенами тюрьмы. Это добавляет глубины и эмоциональности произведению и одновременно подчеркивает бессилие героя.
Тема стихотворения Узник: | Свобода и неволя |
---|---|
Символы: | Узническая камера, мрачная обстановка тюрьмы |
Философский подтекст: | Игра противоположностей, надежда и желание жить в условиях лишения свободы |
Эмоциональность: | Чувство любви и нежности, бессилие узника |