Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Художественные особенности произведения
Стихотворение написано преимущественно простым, бытовым языком.
Правда, рассказывая о своих возвышенных чувствах, автор использует старославянские слова и формы «любовию», «грядущее», «внимал», «глава». Однако потом, описывая свое новое состояние, поэт уже не использует таких лексем.
Рассказывая о нежных отношениях, автор использует много вопросительных фраз:
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
Они идут от лица влюбленной женщины, показывая ее переживания. Предложения распространены, наполнены глагольной лексикой.
Тон повествования резко меняется при описании причин разрыва. Поэт использует только существительные, чтобы охарактеризовать неприятную ситуацию.
Причем, никакого пояснения он не дает, и читателю остается только догадываться, что же произошло на самом деле. Пушкин просто констатирует факты, приведшие к печальным для обоих влюбленных последствиям.
Композиционные особенности и жанр
Композиционно стихотворение представляет собой единое целое. Текст не делится на части, он построен как обращение-монолог. Автор как бы нанизывает просьбы одна на другую, разговаривая с вещицей. В стихотворении присутствует рефрен: одна строка повторяется в каждой строфе, а также присутствует в начале и конце стиха. Всего в произведении 5 катренов.
Жанр этого творения можно обозначит как послание. Лирический герой обращается к неодушевлённому предмету. Пушкин выбрал кольцевую рифмовку, которую схематично можно представить как АВВА: первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей. В качестве стихотворного размера автор использует четырёхстопный ямб. Произведение, похожее на молитву, проникнуто щемящей грустью и лёгкой тоской.
Тропы и образы
Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.
Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец
Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая
–печальный, одинокий . Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу:поздний хлад,зимний свист, веткаобнажённая ,запоздалый лист.
Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет
,обнажённый, венец, хлад .
На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец
»
Венец для Пушкина – это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта – его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств
Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.
Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это ещё усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз – в прямом смысле.
Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».
Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.
Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».
Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Когда, любовию и негой упоенный,Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,Я на тебя глядел и думал: ты моя, -Ты знаешь, милая, желал ли славы я;Ты знаешь: удален от ветреного света,Скучая суетным прозванием поэта,Устав от долгих бурь, я вовсе не внималЖужжанью дальному упреков и похвал.Могли ль меня молвы тревожить приговоры,Когда, склонив ко мне томительные взорыИ руку на главу мне тихо наложив,Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?Другую, как меня, скажи, любить не будешь?Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?А я стесненное молчание хранил,Я наслаждением весь полон был, я мнил,Что нет грядущего, что грозный день разлукиНе придет никогда… И что же? Слезы, муки,Измены, клевета, всё на главу моюОбрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,Как путник, молнией постигнутый в пустыне,И все передо мной затмилося! И нынеЯ новым для меня желанием томим:Желаю славы я, чтоб именем моимТвой слух был поражен всечасно, чтоб ты мноюОкружена была, чтоб громкою молвоюВсе, все вокруг тебя звучало обо мне,Чтоб, гласу верному внимая в тишине,Ты помнила мои последние моленьяВ саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Пушкин, 1825
Стихотворение обращено к Е. К. Воронцовой
.
Светлейшая княгиня Воронцова, Елизавета Ксаверьевна
, урождённая Браницкая (1792-1880) — статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины; адресат многих стихотворений А. С. Пушкина; жена Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова; сестра генерал-майора графа В. Г. Браницкого.
Слезы, муки, измены, клевета
— поводом к написанию стихотворения был вероломный поступок А. Н. Раевского
. Узнав от Пушкина о его любви к Е. К. Воронцовой
, заметив ее увлечение Пушкиным, Раевский, сам влюбленный в нее, сообщил об этом Воронцову, что, по предположению самого Пушкина, явилось причиной высылки его из Одессы в Михайловское.
Анализ стихотворения Пушкина «Желание славы»
Стихотворение «Желание славы» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Поэт сам опубликовал его в том же году в журнале «Соревнователь Просвещения и Благотворения». История создания этого произведения не менее драматична, нежели его сюжет. В 1823 году поэт добился перевода в Одессу под руководство графа М. С. Воронцова. Разумеется, он был представлен и жене графа, Елизавете Ксаверьевне. Существуют разные версии о том, какие отношения сложились между молодым поэтом и графиней, но известно, что этой женщине Александр Сергеевич посвятил множество рисунков и стихотворений, в том числе и данное произведение.
Разумеется, даже невинная платоническая связь поэта с замужней дамой не могла быть длительной. К тому же у Елизаветы Ксаверьевны были и другие, более ревнивые поклонники. Один из них, А. Н. Раевский, сообщил графу Воронцову о любовнике в лице Пушкина, и спустя некоторое время стихотворца выслали из Одессы. Так реализовалось предчувствие разлуки, о котором пишет в своих строках Александр Сергеевич.
«Желание славы» – это печальная летопись обречённой любви. Поэт от первого лица повествует о пережитых чувствах и о том, как они изменили его взгляды на жизнь. Он рассказывает о том, как был взаимно любим, но из-за беспечности потерял счастье.
В строках автор постоянно обращается к возлюбленной. Мы видим, с какой нежностью он относится к своей ненаглядной, благодаря ласковым эпитетам. Поэт обращается к ней словом «милая». Её взгляд он называет «томительные взоры», показывая, какой силой обладают глаза любимой. Такое восхищение, а также немного архаичная лексика, использованная поэтом («любовию», «на главу», «гласу … внимая»), напоминают отношение героев старинных рыцарских романов к своим прекрасным дамам.
Поэт показывает, как сильная связь между ним и его избранницей, с помощью анафоры:
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света…
Важный приём – градация. Благодаря тому, что образы без перерыва следуют один за другим, напряжение усиливается:
… Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою…
Кроме того, часто встречаются разорванные фразы (когда несколько слов предложения помещаются в конце одной строки, а продолжение – на другой). Они тоже способствуют нагнетанию атмосферы безысходности и обречённости любви.
Мы понимаем, что эта любовь – не очередное мимолётное увлечение юного любимца муз, а серьёзное чувство, ведь именно благодаря ему поэт переосмысливает своё отношение к славе. Он вспоминает, что прежде не гнался за популярностью. Александр Сергеевич пренебрежительно называет голоса критиков и поклонников «жужжаньем». Но испытав горечь разлуки, он наоборот, стремится сделаться знаменитым. Но не для того, чтобы потешить своё тщеславие. Благородный поэт мечтает, что постоянные упоминания о нём будут утешать возлюбленную, которая тоже страдает из-за расставания.
«Желание» А. Пушкин
Воронцовой, в которую Пушкин был влюблён в период южной ссылки. Предполагается, что это намёк на вероломный поступок друга Пушкина А. Раевского, рассказавшего графу Воронцову об увлечении Пушкина его женой. По мысли Пушкина, поступок друга стал причиной высылки из Одессы в Михайловское. Напечатано в 1825 г. Пережив череду несчастий, он не остался прежним, а изменился, у него появилась новая жизненная цель, тоже романтическая — поразить возлюбленную славой. Пушкин ассоциирует себя с лирическим героем. Стихотворение близко к романтическому направлению. Тема, основная мысль и композиция Стихотворение условно можно разделить на две части.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Желание» М. Лермонтов. Анализ стихотворения
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Когда, любовию и негой упоенный,Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,Я на тебя глядел и думал: ты моя, -Ты знаешь, милая, желал ли славы я;Ты знаешь: удален от ветреного света,Скучая суетным прозванием поэта,Устав от долгих бурь, я вовсе не внималЖужжанью дальному упреков и похвал.Могли ль меня молвы тревожить приговоры,Когда, склонив ко мне томительные взорыИ руку на главу мне тихо наложив,Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?Другую, как меня, скажи, любить не будешь?Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?А я стесненное молчание хранил,Я наслаждением весь полон был, я мнил,Что нет грядущего, что грозный день разлукиНе придет никогда… И что же? Слезы, муки,Измены, клевета, всё на главу моюОбрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,Как путник, молнией постигнутый в пустыне,И все передо мной затмилося! И нынеЯ новым для меня желанием томим:Желаю славы я, чтоб именем моимТвой слух был поражен всечасно, чтоб ты мноюОкружена была, чтоб громкою молвоюВсе, все вокруг тебя звучало обо мне,Чтоб, гласу верному внимая в тишине,Ты помнила мои последние моленьяВ саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Пушкин, 1825
Стихотворение обращено к Е. К. Воронцовой
.
Светлейшая княгиня Воронцова, Елизавета Ксаверьевна
, урождённая Браницкая (1792-1880) — статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины; адресат многих стихотворений А. С. Пушкина; жена Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова; сестра генерал-майора графа В. Г. Браницкого.
Слезы, муки, измены, клевета
— поводом к написанию стихотворения был вероломный поступок А. Н. Раевского
. Узнав от Пушкина о его любви к Е. К. Воронцовой
, заметив ее увлечение Пушкиным, Раевский, сам влюбленный в нее, сообщил об этом Воронцову, что, по предположению самого Пушкина, явилось причиной высылки его из Одессы в Михайловское.
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Сюжет
Стихотворение имеет довольно простой сюжет.
Сначала повествуется о двух влюбленных, которые настолько увлечены друг другом, что весь мир для них перестает существовать.
Затем что-то случается, вынуждая их расстаться. Лирический герой, помимо горечи и боли, ощущает еще и невероятное желание прославиться. Он хочет, чтобы возлюбленная постоянно слышала и знала о нем.
Вообще, авторский посыл стихотворения можно трактовать двояко.
С одной стороны, возможно, поэт имеет в виду некую месть. Его желание прославиться происходит от желания доставить боль, разбередить душу некогда любимой женщины.
С другой стороны, логично и иное толкование. Если учесть, что влюбленные в реальной жизни расстались из-за предательства друга Пушкина, то все меняется. Возможно, лирический герой хочет славы, чтобы бывшая возлюбленная не забывала о нем, всегда слыша о его успехах и радуясь этому.
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
Композиция
Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.
Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».
Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.
Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!
Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина
Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.
Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.
«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.
Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.
«Желание славы» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Желание славы» написано в 1825 г. в северной ссылке и посвящено Е. К. Воронцовой, в которую Пушкин был влюблен в период южной ссылки. В тексте упоминаются «слезы, муки, измены, клевета», павшие на главу лирического героя. Предполагается, что это намек на вероломный поступок друга Пушкина А. Н. Раевского, рассказавшего графу Воронцову об увлечении Пушкина его женой. По мысли Пушкина, поступок друга стал причиной высылки из Одессы в Михайловское.
Напечатано в 1825 г. в «Соревнователе просвещения
и благотворения».
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Желание славы» относится к жанру интимной лирики. Лирический герой, подобно любому романтическому герою, одинок, устал «от долгих бурь», оклеветан и находит отраду только в любви. Пережив череду несчастий, он не остался прежним, а изменился, у него появилась новая жизненная цель, тоже романтическая — поразить возлюбленную славой.
Пушкин ассоциирует себя с лирическим героем. Стихотворение близко к романтическому направлению.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой
части лирический герой равнодушен к славе, удален от суетного мира . Для героя важны только отношения с возлюбленной. Он даже забывает о грядущей разлуке. Вторая часть отделена от первой риторическими вопросами и восклицательным предложением.
После несчастий, обрушившихся на лирического героя, все затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.
Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни — желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.
Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения — сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоенный любовью не желает славы.
Последнее — о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.
Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.
Тема стихотворения — любовь и слава. Основная мысль: поглощенный любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нем.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.
Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.
Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.
Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.
Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придёт ли мой конец?» Конец, конечно, придёт, но его можно отсрочить.