Сочинения
Король Лир — одна из знаменитых работ Шекспира, которую с удовольствием читают как взрослые, так и школьники. Это трагедия, которая рассказывает о короле и трех его дочках. За сюжет произведения была взята история короля Британии, который под старость решил поделить нажитое и разделить власть между детьми. Как итог, пренебрежительное отношение со стороны детей и обострение политической ситуации. Шекспир берет за основу эту историю, дополняя ее еще одной сюжетной линией. В трагедии Шекспира мы встречаем разных героев и их образы, однако сегодня, изучив произведение Король Лир, дадим характеристику монарху.
Характеристика короля Лира
Король Лир в работе Шекспира предстает перед нами величественным, гордым и самоуверенным государем. Он настолько уверен в своей власти, причем и в отцовской, что решает поделить царство между дочками, надеясь на их дальнейшую благодарность. Вот только критерием выбора он выбирает лесть. Та дочь, что будет щедра на похвалы и признания в любви, получит большую долю. Как оказалось, две старшие дочки не скупились на лесть, а вот младшая очень сильно любила отца. Да только не видит этой любви король Лир и неверно оценил свою младшую дочь, которая не желала показывать свои чувства к отцу на публике. В итоге, младшая не получает ничего, а две другие получают все. Вот только они же и предают своего отца. Как пишет Шекспир, тот кто ценит деньги и в беде всегда изменит.
Король Лир это понимает, но поздно. И в этом заключается его трагедия, ведь в роли короля он позабыл о своей человечности. Лишившись всего, Лир сумел увидеть мир не сквозь призму королевского величия, он смотрит на жизнь по-другому и начинает понимать искренность человеческих чувств, размышляя над вопросом, кто такой человек. Как оказалось, человек — это и шут, и обездоленный, и нищий. Они такие же, как он. И эти люди также жертвы несправедливой судьбы.
История короля — это большой путь, что проходит Лир в своей жизни
Это и бремя власти и ее потеря, которая приводит к важному пониманию. Король научился видеть, что ложно, а что является истинным, в чем заключается мудрость и подлинное величие
На своем жизненном пути монарх приобретает врагов, и что самое страшное, главными врагами становятся дочери, а друзей он находит в лице верных Шута и Кента. Путь сложный и несет в себе тяжелые потери. Так, король стал изгнанником. А когда прозрел и оказался с любящей дочерью Корделией, он вновь ее теряет. Его младшую дочь убивают. Впрочем, и финал жизни короля Лира завершается его смертью. Радует лишь то, что умер Лир духовно просветленным.
Раздел наследства
Главный герой – король, которому надоело властвовать. Он решил уйти на покой, но прежде следует передать бразды правления детям. У короля Лира три дочери. Как же разделить между ними владения? Главный герой принимает, как ему кажется, мудрое решение. Он собирается каждой из дочерей завещать владение соразмерно ее любви, то есть той, которая любит его больше всех, достанется большая часть королевства.
Старшие дочери начинают соревноваться в лести. Младшая же — Корделия — отказывается лицемерить и заявляет, что любовь не нуждается в доказательствах. Глупый Лир разгневан. Он прогоняет Корделию со двора, а королевство делит между старшими дочерьми. Граф Кент, попытавшийся заступиться за младшую дочь, тоже оказывается в опале.
Проходит время, король Лир понимает, что совершил страшную ошибку. Отношение дочерей резко меняется. Они уже не столь обходительны с отцом, как прежде. К тому же в королевстве назревает политический конфликт, что тоже немало огорчает Лира.
Переводы на русский язык
: неверное или отсутствующее изображение | В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 июля 2012 года |
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) Существует несколько переводов пьесы на русский язык. Известными являются переводы:
- Николая Гнедича, перевод-переделка под назв. «Леар» (по франц. переработке Жан-Франсуа Дюси) (СПб, 1808);
- Александра Дружинина (СПб, 1857);
- Сергея Юрьева (М., 1882);
- Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (М.-Л., 1937);
- Бориса Пастернака (М., 1949; Шекспир У. Полное собрание соч. / под общей ред. А. Смирнова и А. Аникста. Т. 6. — М., 1960);
- Григория Кружкова (М., 2013; готовился с конца 2000-го).
Примечания
- Шекспир В. Трагедии. Сонеты. — М.: Художественная литература, 1968. — С. 364
-
Адаптации Лир • Тысяча акров • Ран • Король Техаса Экранизации Фильм, 1910 • Фильм, 1953 • Фильм, 1970 • Фильм, 1971 • Фильм, 1983 • Фильм, 1987 • Фильм, 2008 Комедии Бесплодные усилия любви •Буря •Венецианский купец •Виндзорские насмешницы •Два веронца •Два знатных родича •Двенадцатая ночь •Зимняя сказка •Как вам это понравится •Комедия ошибок •Конец — делу венец •Мера за меру •Много шума из ничего •Перикл •Сон в летнюю ночь •Укрощение строптивой •Цимбелин
Хроники Король Иоанн •Эдуард III •Ричард II •Генрих IV, часть 1 •Генрих IV, часть 2 •Генрих V •Генрих VI, часть 1 •Генрих VI, часть 2 •Генрих VI, часть 3 •Ричард III •Генрих VIII
Поэмы Сонеты • Венера и Адонис •Обесчещенная Лукреция •Феникс и голубка •Страстный пилигрим •Жалоба влюблённой
Апокрифы Поэзия To the Queen •A Funeral Elegy
Шахматные партии Партия против Бена Джонсона (на картине Карела ван Мандера) Разное Чандосовский портрет • Честеровский сборник • Шекспировская библиотека Фолджера • Картины по сюжетам произведений Уильяма Шекспира • Адаптации • Shakespeare (язык программирования) • Шекспировский Глобус • Стратфорд-на-Эйвоне • Скульптуры • Надгробный памятник Шекспиру • Экранизации произведений • Something wicked this way comes •Королевский шекспировский театр •ShakespeaRe-Told • Шекспировские персонажи • Театральная техника в эпоху Шекспира • Жена Шекспира •
Категория • Портал
Трагедия — это очень печально
Шекспировский рассказ о дочерней неблагодарности и корысти не щадит никого. Гибнет и сам Лир, и все его дочери — Регана, Гонерилья и Корделия, и Глостер, и его сын Эдмунд, и даже, видимо, шут.
В силу непревзойденной мрачности «Король Лир» давно стал наглядным пособием для любых попыток понять нравственный смысл шекспировской трагедии. Изучив всю теорию этого жанра со времен Аристотеля, британский литературовед Терри Иглтон пришел к непритязательному выводу: «Из всех определений трагедии по-настоящему работает лишь одно: трагедия — это очень печально».
Критическое осмысление «Короля Лира» точно так же снова и снова выходит к вопросу: насколько там все мрачно? Начиная с самых ранних попыток анализа в XVII веке, читатели и критики (включая и самого Шекспира) пытаются разглядеть в пьесе некий жизнеутверждающий момент, который можно было бы противопоставить общей безысходности. Как правило, такой поиск проходит три фазы: 1) пьеса чересчур жестока, 2) в конце все-таки есть надежда, 3) нет, все же пьеса жестока, но это потому, что жестока сама жизнь.
Показательно и место, которое «Король Лир» исторически занимает в шекспировском каноне. На протяжении XIX века величайшей шекспировской трагедией считался «Гамлет»: снедаемые модной скукой интеллектуалы видели в нелюдимом, рефлексирующем герое самих себя.
Пьесу начали воспринимать как остро современную трагедию разрушения и отчаяния, в которой, по словам герцога Альбани, люди вот-вот «станут пожирать друг друга, / Как чудища морские».
Изменившееся отношение к пьесе может многое поведать о том, как мы представляем себе трагедию, чего хотим от Шекспира и от искусства в целом. Начиная книгу «Удовольствие от трагедии» с этих вечных вопросов, британский литературовед Энтони Наттолл прослеживает переход от искусства как нравственного руководства к искусству как провокации. «Сейчас уже почти невозможно вообразить, чтобы рецензент, хваля новую пьесу, написал, что она дает утешение и вселяет надежду. И наоборот, эпитеты проблемная и неуютная автоматически прочитываются как комплимент автору».
Своеобразие трагедий у.Шекспира. Анализ «Макбета».
Шекспир
отказывается от идеализации человека.
Человек противоречив. Нет положительных
героев (кроме Карделии). Время не терпит
лучших (козни низких людей раскрывают
в хороших героях противоречия). Человек
в безумном мире (человек в разуме –
безумные поступки; человек безумный –
прозрение). Стиль маньеризм – кричащие
контрасты, противоречия, не находящие
разрешения. Каждый из героев обладает
богатой натурой. Герои трагедий Шекспира
– необыкновенные люди, наделенные
титаническими душевными силами. Они
могут заблуждаться, совершать ошибки,
но они всегда вызывают интерес. В них
есть такие человеческие качества,
которые не могут не привлечь внимания.Шекспир
пытается не выносить каких-то нравственных
оценок – Шекспир призывает нас приблизится
к пониманию человеческой природы.В
большинстве трагедий написанных в
зрелые годы жизни зло торжествует.
Внешне оно может терпеть поражение.
Человек далек от совершенства. Взор
всегда на людей значительных, интересных,
энергичных, волевых. Шекспировское
понимание человека: человек, личность,
во всем его многообразии.Макбет понимает
различия между добром и злом. Он сознает,
что совершая убийство, он преступает
нравственные законы, в которые верит.
Совершив убийство, Макбет навсегда
теряет покой: он перестает верить другим,
им овладевают подозрения. Он добился
власти, но лишил себя возможности
насладиться ею.Трагедия Макбета в том,
что он, некогда прекрасный и благородный
человек, подлинный герой по своим личным
качествам, подпал под влияние дурной
страсти и властолюбие толкнуло его на
множество коварных преступлений. Но
Макбет не сражается до конца, не сдается,
даже когда все против него, ибо в нем до
конца живет душа героя, хотя и запятнанная
его кровавыми преступлениями. Макбет –
талантливый полководец, волевой и
несгибаемый человек, бесстрашный в бою,
жестокий и одновременно душевно тонкий
во всем, что касается его самого. У.Шекспир
создает трагедию «Макбет», главным
героем которой становится подобная
личность. Трагедия была написана в 1606
году. «Макбет» — самая короткая из
трагедий У.Шекспира – в ней всего 1993
строки. Ее сюжет заимствован из «Истории
Британии». Но ее краткость нисколько
не отразилась на художественных и
композиционных достоинствах трагедии.
В этом произведении автор поднимает
вопрос о губительном влиянии единоличной
власти и в особенности — борьбы за власть,
которая превращает храброго Макбета,
доблестного и прославленного героя, в
ненавистного всем злодея. Еще сильнее
звучит в этой трагедии У.Шекспира его
постоянная тема – тема справедливого
возмездия. Справедливое возмездие
обрушивается на преступников и злодеев,
— обязательный закон шекспировской
драмы, своеобразное проявление его
оптимизма. Его лучшие герои погибают
часто, но злодеи и преступники погибают
всегда. В «Макбете» этот закон проявляется
особенно ярко
У.Шекспир во всех своих
произведениях уделяет особое внимание
анализу и человека и общества – в
отдельности, и в их непосредственном
взаимодействии.Конфликтом является в
Макбете то, что в нем боролись 2
мировоззрения.с одной стороны человек
служит себе,но с другой он и член общества,служащий ему
Основная идея пьесы
В основе произведения извечная проблема отцов и детей, изображенная на примере двух семей – короля Лира и графа Глостера. В обоих случаях отцы унижены и преданы своими детьми. Но нельзя сказать, что они невинные жертвы произошедшего. Самолюбие и спесь короля Лира, неспособность увидеть истину, склонность к необдуманным и категорическим решениям привели к трагической развязке. Незаконность зачатия сына, который чувствовал себя второсортным и любыми способами пытался завоевать положение в обществе, – причина поведения Эдмунда.
В
«Короле Лире» проблематика семейных
отношений тесно сплетена с проблематикой
общественной и политической. В этих
трех планах проходит одна и та же тема
столкновения чистой человечности с
бездушием, корыстью и честолюбием. Лир
в начале трагедии -король средневекового
типа, подобно Ричарду II, упоенный иллюзией
своего всемогущества, слепой к нуждам
своего народа, распоряжающийся страной,
как своим личным поместьем, которое он
может делить и раздаривать, как ему
вздумается. От всех окружающих, даже от
дочерей, он требует вместо искренности
одной лишь слепой покорности. Его
догматический и схоластический ум
требует не правдивого и непосредственного
выражения чувств, а внешних, условных
знаков покорности. Этим пользуютс две
старшие дочери, лицемерно уверяющие
его в своей любви. Им противостоят
Корделия, знающая лишь один закон — закон
правды и естественности Но Лир глухк
голосу правды, и за это он терпит жестокое
наказание. Его иллюзии короле отца и
человека рассеиваются. Однако в своем
жестоком крушении Лир обновляется.
Испытав сам нужду я лишения, он стал
понимать многое из того, что раньше было
ему недоступно стал иначе смотреть на
свою власть, жизнь, человечество. Он
задумался о «несчастных, нагих бедняках»,
«бесприютных, с голодным брюхом, в
дырявом рубище», которые вынуждены,
подобно ему, бороться с бурей в эту
ужасную ночь (акт III, сцена 4). Ему стала
ясна чудовищная несправедливость того
строя, который он поддерживал. В этом
перерождении Лира — весь смысл его
падения и страданий.
Рядом
с историей Лира и его дочерей развертывается
вторая сюжетная линия трагедии -история
Глостера и двух его сыновей. Подобно
Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг
все родственные и семейные связи,
совершив еще худшие злодеяния из
честолюбия и корысти. Этим параллелизмом
Шекспир хочет показать, что случай в
семье Лира не единичный, а общий, типичный
для «духа времени», когда, по словам
Глостера, «любовь охладевает, дружба
гибнет, браги восстают один на другого,
в городах и деревнях — раздоры, во
дворцах — измены, и узы расторгаются
между детьми и родителями». Это распадение
феодальных связей, характерное для
эпохи первоначального накопления.
Отмирающий мир феодализма и нарождающийся
мир капитализма гуртрге»»»
противостоят в згой трагедии правде и
человечности.
Акт первый
История начинается с того, что граф Глостер и граф Кент обсуждают раздел королевских богатств. Они приходят к выводу, что земли разделены на равные части и невозможно определить, какая из них лучше.
Первая сцена описывает действия, происходящие в тронном зале. Король Лир является туда в сопровождении дочерей и их супругов. Он отдает приказ, чтобы немедленно позвали короля Французского и герцога Бургундского.
Король решил, что уже очень стар и необходимо переложить все заботы на своих дочерей. При этом он задает вопрос, как сильно они его любят. Гонерилья заверяет папеньку, что на свете нет ничего дороже и сильней, чем ее любовь к нему. За такие теплые слова царь подарил ей солидную долю своих богатств.
Вторая дочь также повествует о своих теплых чувствах к отцу. За это она была награждена такой же долей богатств, как и ее сестра. Младшая дочь Корделия признается, что не умеет так красноречиво говорить, но отца своего она любит, как повелевает долг.
Ее ответ не понравился королю, он очень разозлился и отказался от нее. В это время в разговор встревает граф Кент, он пытается сказать Лиру, что тот неправ, но получает по заслугам. Король велел ему уехать со двора в течение пяти дней.
После этого король Французский был впечатлен искренностью и нежностью девушки, которая попалась в немилость к Лиру. Он сделал ей предложение, и она согласилась. Теперь Корделия стала королевой и вскоре покинула двор. Король при этом озвучил, что теперь по месяцу будет находиться у каждой из своих дочерей. Старшие сестры подумали, что это странно, и для того чтобы не потерять свои богатства, решили ослабить власть короля.
Следующая сцена раскрывает образ Эдмунда, который, находясь в замке отца, рассуждает о своих правах на наследование. Для того чтобы стать единственным приемником, он готов пойти на любую подлость и даже на убийство.
Когда прибыл отец, Эдмунд показал письмо, в котором Эдгар просит вступить с ним в заговор против отца и забрать все богатства.
Таким образом, юноше удается повлиять на отца и изменить его отношение к сыну.
- В то время пока король находился в гостях у своей старшей дочери, ее раздражало, что он недоволен по пустякам. Она приказала слугам, чтобы они не обслуживали отца как раньше, а относились к нему холодно. Девушка подумала, что ему не понравится такое гостеприимство и он уедет к сестре.
- Кент переодевается, меняет прическу, манеры и устраивается прислугой к Лиру. Освальд пренебрежительно относится к королю, который изгнал своих старших дочерей, а младшую подтолкнул на необдуманный поступок.
- Тем временем Гонерилья злиться на отцовскую свиту из-за недостойного поведения и просит отца распустить своих людей. После этих слов Лир взбесился, проклял свою дочь и отправился гостить к Регане. Гонерилья отправляет своего гонца с письмом к сестре.
Акт четвертый
Глостер встречает Эдгара, принимая его за бездомного, и предлагает стать ему проводником.
- Подъезжая к замку, Гонерилья была удивлена, что супруг не вышел ей навстречу. Освальд говорит, что хозяин дома, но он сильно злится. Женщина приказывает Эдмунду вернуться и возглавить армию.
- Герцог Альбанский упрекает жену в том, что она и сестра довели короля до безумия. В ответ супруга начала оскорблять и унижать мужа. Он, в свою очередь, едва сдерживался, чтобы не ударить женщину.
Спор между супругами прекратился в тот момент, когда в комнату зашел слуга и сообщил о смерти Корнуола.
Кент узнает, что граф был вынужден бросить войска и отправиться домой для решения проблем дома.
А командовать своей армией он поручил Лафару. Кроме этого, Кенту становится известно, что королева получила сообщение, в котором рассказывалось о подлости сестер и о несчастной судьбе отца.
- Корделия обращается к врачу и говорит, что готова заплатить любую сумму, лишь бы ее отец поправился. Доктор сообщает, что больному нужен уход и прием целебных трав. В этот момент приходит гонец и говорит, что британские войска начали наступления.
- Регана приказывает Освальду раскрыть письмо, которое накануне ее сестра передала Эдмунду. Она заметила, что девушка проявляет некий интерес к молодому человеку, с которым она уже была обвенчана после смерти мужа.
- Когда Освальд попытался убить графа, Эдгар стал на его защиту и лишил жизни врага. Забрав письмо, мужчина узнал, что Гонерилья просит Эдмонда тайком убить ее мужа и занять его место.
Постановки и экранизации
Первое театральное представление пьесы «Король Лир» произошло в 1606 году, а за ним последовала вереница постановок на сценах разных уголков мира. В России трагедия дебютировала в 1807 году – презирал английского короля и сочувствовал ему петербургский высший свет. В разное время на сцену выходили в гриме Лира актеры Василий Самойлов, Павел Мочалов, Юрий Юрьев и другие. В Советском Союзе образ короля примеряли Илларион Певцов, Василий Софронов, Николай Мордвинов, Константин Райкин. В современной постановке Льва Додина, которая стартовала в 2006 году, Лира играл Петр Семак.
Аль Пачино в роли короля Лира
«Королю Лиру» повезло и в кинематографе – в копилке произведения десяток фильмов. Лучшей экранизацией по праву считается советская картина Григория Козинцева, представленная зрителю в 1970 году. Пальму первенства лента заслужила за точность передачи атмосферы шекспировского труда. Главная роль досталась эстонскому актеру театра и кино Юри Ярвету. Любопытен еще один персонаж – шут. Текст роли этого героя увеличен, а блестящий выбор актера тоже сыграл роль в успехе фильма – образ преданного слуги короля гениально воплотил Олег Даль.
Энтони Хопкинс в роли короля Лира
Предложение примерить одеяние властного диктатора получал Аль Пачино. А осенью 2020 года стартовали съемки сериала по мотивам пьесы Шекспира для канала «BBC», в котором снимается Энтони Хопкинс.
Сладостный ужас
Читатели эпохи романтизма открыли для себя сладостный ужас настоящего Шекспира. Неоклассицизм, тяготевший к «гармонии», «правдоподобию» и моральным нормам, согласно которым добродетель должна быть вознаграждена, а порок наказан, пал под натиском романтизма с его любовью к эмоциональным потрясениям как разновидности возвышенного.
В «Философском исследовании о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) Эдмунд Бёрк писал: «Все, что каким- либо образом устроено так, что возбуждает идеи удовольствия и опасности, — другими словами, все, что в какой-либо степени является ужасным или связано с предметами, внушающими ужас или подобие ужаса, является источником возвышенного, то есть вызывает самую сильную эмоцию, которую душа способна испытывать».
Задача искусства отныне состоит в том, чтобы изображать аффект — предельное напряжение чувств — с помощью «предметов, внушающих ужас». «…Нет такого зрелища, за которым мы бы так жадно следили, как за картиной какого-либо необычного и тяжелого бедствия», — отмечает Бёрк.
В такой оценке Шекспира отображается вся суть новой, радикальной романтической эстетики: «возвышенное» становится абсолютной ценностью, соизмеримой разве что с грозной, величественной стихией природы, к которой неприменимы ничтожные человеческие понятия морали и справедливости.
Таким образом, «Король Лир» превращается в пьесу, чей масштаб не позволяет подойти к ней с убогой мещанской меркой. Спрашивать, почему Корделия должна умереть, — все равно что спросить у грозы, не могла бы она бушевать немного тише.
По материалам книги «И всё это Шекспир» (18+).
Акт пятый
Регана ревнует своего супруга к сестре и пытается выведать правду об их отношениях. Но мужчина утверждает, что у них нет ничего общего.
- Когда герой получил письмо, стал рассуждать, кого из них предпочесть, но пришел к выводу, что не будет спокойствия пока они обе живы.
- Британское войско захватывает Лира и его младшую дочь.
- Эдмунд считает себя победителем и приказывает пленных поместить в тюрьму. В это же время две сестры между собой затеяли спор и обсуждают свои права на Эдмунда. Со временем Регане стало плохо — родная сестра отравила ее.
Эдмунда вызывают на битву, и для того чтобы оправдать свою честь, он соглашается на бой. Его противником оказался родной брат, который с легкостью одержал победу и публично признался, кто он на самом деле.
Слуга говорит, что Гонерилья покончила жизнь самоубийством, заколов себя ножом. Эдмунд до своей кончины приказал казнить Лира и Корделию. Эдгар не успел, и девушку убили, а царь умер от горя.
Краткое содержание «Король Лир» Шекспира раскрывает проблему благородства и человечности. Далеко не каждый в произведении смог пройти проверку властью и богатством.
https://youtube.com/watch?v=jqit6uKNEqQ
История создания
Творчество Уильяма Шекспира основано на заимствованных сюжетах – английский драматург не стеснялся брать идеи из уже существующих литературных трудов и народных сказаний, а после перерабатывал их, презентуя миру уже новое произведение, приближенное к современности и обогащенное художественными деталями. Вот и у трагедии «Король Лир» имеется историческая основа, а у главного персонажа – прототип.
Уильям Шекспир
Прообразом стал Леир, 11-ый правитель Британии, живший на стыке 10 и 9 веков до н.э. Король воспитывал дочерей Гонерилью, Регану и Корделию, которым в старости решил отдать правление государством. Владения разделил между двумя старшими наследницами, но позже спохватился – дамы, сговорившись со своими влиятельными мужьями, начали постепенно сокращать войска отца.
Испугавшись смерти от рук родственниц, Леир бежал к младшей дочери Корделии, единственной наследнице, искренне любящей отца. Объединив силы, король с дочерью свергли с трона Гонерилью и Регану. Правитель вновь взял власть в свои руки еще на три года, а затем поставил у руля государства Корделию.
Король Лир
Английская легенда дебютировала в литературной обработке летописца Гальфрида Монмунтского в «Истории бриттов». Изучая историю создания произведения, исследователи также увидели в работе Шекспира связь с «Хрониками» Холиншеда и кельтским фольклором – в ирландском народном творчестве живет Лер (Ллир), предок короля Артура.
Английский поэт и драматург презентовал современникам пьесу в 1606 году, но годом ранее свет увидело произведение «Истинная история о короле Лире», авторство которого до сих пор не установлено.
Композиция
При проведении в пьесе «Свои люди – сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.
В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.
Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.
Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.
В развязке автор подводит итог своей комедии, разоблачая перед читателем главную ее идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком
Акт второй
Вторая часть произведения основывается на том, что Эдмунд узнает о скором прибытии герцога Корнуэльского с женой и возможной войне между ним и Альбанским.
Эдмонд осознает, что все идет по плану в его пользу. Он наносит небольшое ранение ножом и говорит отцу, что это сделал его брат. Якобы Эдгар хотел напасть на Глостера, но сын защитил его. Такой поступок рассердил графа, и он решил отыскать беглого сына.
В это время приезжают герцог с женой Реганой. Они выражают сочувствие графу и рассказывают о том, что уехали из своего замка, чтобы не встречаться с королем.
- Когда произошла встреча Освальда и Кента они начали оскорблять друг друга. На крики и доносящийся шум сбежались слуги. Корнуол, выяснив суть раздора, приказал заковать Кента. Глостер всеми силами старался защитить слугу, но Корнуэльский был непоколебим.
- Эдгару удается уйти от погони, он спрятался в дупле трухлявого дерева. Мужчина понимал, что его ждет страшная кара и решил перевоплотиться в обезумевшего бродягу.
- При въезде в поместье Глостера Лир заметил закованного Кента, который поведал, что его дочь вместе с мужем покинули замок не пожелавшие принимать короля. Лир не хочет в это верить и считает такое поведение недостойным.
- При встрече король начинает жаловаться Регалии на сестру, но она, недослушав его, сказала, чтобы он возвратился и извинился перед старшей дочерью. В это время в замок прибыла сама Гонерилья. После долгих разговоров и препирательств они пришли к выводу, что отцу не нужно иметь свою свиту, ему вполне хватит прислуг дочерей.
Король понял замысел сестер и уезжает. Но напоследок он сказал им, что отомстит за подлость.