Основные события жизни и творчества поэта
Тютчев появился на свет 5 декабря 1803 г. в родовом имении Овстуг Орловской губернии в дворянской семье старинного рода. Получил блестящее домашнее образование, одним из преподавателей был Семен Раич, популярный поэт и переводчик, который первый заметил исключительный поэтическую одаренность у своего ученика. Федор стихи начал писать в 10-летнем возрасте, с 12 лет занимается переводами с латыни древнеримского поэта Горация и подражает в своих сочинениях его одам. В 14 лет Федор становится членом Общества любителей словесности, спустя год его стихи печатаются. В 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета, курс окончил в 18 лет досрочно, в виде исключения сдав экстерном экзамены на степень кандидата наук. В 1822 г. его принимают на службу в Коллегию иностранных дел и направляют в столицу Баварии Мюнхен за штатным атташе в Русскую дипломатическую миссию. В Германии высоко оценили его выдающиеся способности, он знакомится с европейской мыслящей элитой. В свободное от службы время изучает философию, историю, языки.Тютчев практически лишен возможности говорить на русском языке, на службе и даже в быту изъясняется на французском или немецком, но стихи пишет только по-русски.
В 1826 г. обвенчался с Элеонорой Петерсон, в их гостеприимном доме часто бывают выдающиеся люди. Особо Тютчев был дружен с поэтом Генрихом Гейне, которого первым стал переводить на русский язык, и философом Фридрихом Шеллингом, написавшим труды по философии искусства и природы.
В 1937 г. был назначен первым секретарем Русской миссии в Италии. В 1838 г. овдовел, через год, ради венчания с Эрнестиной Дёрнберг, уехал в Швейцарию, без позволения покинув место службы в Турине, за что был отстранен от службы и поплатился дипломатической карьерой. Прожив более 22 лет на чужбине, возвращается в 1840 г. на родину, спустя полгода поступает на службу в Министерство иностранных дел.В 1857 г. Тютчеву присуждено звание члена-корреспондента Академии наук. С 1858 г. возглавляет Комитет иностранной цензуры.Хотя он не был карьеристом, дослужился до действительного тайного советника, самого высокого придворного чина; в правление Александра II оказывал значительное влияние на формирование русской внешней политики.
Жизнь Тютчева оборвалась в Царском селе 27 июля 1873 г. Погребен на Новодевичьем кладбище Петербурга.
Стихотворения Тютчева 20-30 г. не принесли известности на Родине. В 1836 г. в журнале «Современник» появились 24 текста под заголовком «стихотворения, присланные из Германии», подписанные «Ф.Т». Эти произведения неизвестного автора для публикации выбрал сам Пушкин из переданных ему друзьями Тютчева рукописей, отметив, что эти стихи русские по душевному настроению. Планировалось отдельное издание, но после смерти Пушкина Тютчева почти не публикуют. На гибель Пушкина он отзовется стихотворением «29 января 1837 г.», предсказав, что убитого поэта, «как первую любовь России сердце не забудет». Лишь в 1850 г. Некрасов написал о «первостепенном русском таланте» Тютчева в статье «Русские второстепенные поэты». Хотя к Тютчеву пришла литературная известность, он скрывался под псевдонимом до 1855 г., когда будет издана первая книга его стихов.
Тютчев никогда не помышлял о поэтической славе, стихи писал исключительно для души, пренебрежительно относился к своему творчеству. Тютчев думал стихами, выражал свои мысли поэтически, пользуясь особо изысканно-архаичным языком поэтов XVIII в. Часто свои озарения записывал на чем придется: на казенных листах во время заседаний, на обрывках бумаг во время балов, даже на клочках газет, оставляя там, где это было написано.В двух прижизненных изданиях своих стихотворений участия не принимал, не считая это значимым событием.
Поэзия Тютчева
Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина. Ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении «29 января 1837 года» (день гибели Пушкина) Тютчев дает оценку деятельности и личности великого поэта, называет его «живым органом богов», благородным, светлым и чистым гением. Стали крылатыми слова из этого стихотворения: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».
В общем определить лирику Тютчева можно как философскую. Философская мысль пронизывает стихи о поэте и поэзии, особенно посвященные Гейне, Жуковскому, Шиллеру, Байрону, чье творчество было близко Тютчеву романтическим пафосом и стремлением познать тайны Вселенной.
Философская печать лежит на стихах о природе. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» поэт гневно обрушивается на людей, равнодушных к красоте, неспособных увидеть естественность ее, познать ее язык:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тонкая наблюдательность, теплота и лиризм отличают тютчевские стихи «Есть в осени первоначальной…», «Тихо в озере струится…», «Как хорошо ты, о море ночное…». Природа в этих стихах одухотворена, она связана с человеком незримыми нитями. Человек — сам часть природы, «мыслящий тростник». Тютчев размышляет о гармонии природы, бесконечности Вселенной и конечной участи человека («Певучесть есть в морских волнах…»). Душа человека — тайна. В ней заключены стихии разрушения и саморазрушения. Любовь, творчество, рождаясь из глубин человеческого духа, могут разрушить цельность личности («Silentium!»).
Любовь у Тютчева — это «роковой поединок» и высочайшее счастье. Соединение родных душ связано с борьбой индивидуальностей. Жертвой борьбы часто оказывается женщина («Чему молилась ты с любовью…»). Драматизм, гибельная страсть, буря чувств воспеваются в любовной лирике Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Глубокая любовь к Е. А. Денисьевой — страстной, уязвимой женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию так называемого «денисьевского» цикла стихов. Главные черты этого цикла — исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.
В творчестве Тютчева тема любви к родине решается в духе Лермонтова как странная, противоречивая. Для поэта Россия глубока и непознаваема. Ее душа самобытна и не поддается анализу разума:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Тютчев в своих стихах рассуждает о быстротечности времени, о жизни и смерти, о счастье человека. Понимая, что время меняет акценты, подчеркивая многосторонность и глубину поэзии, Тютчев писал:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы — главные черты поэзии Тютчева.
На этой странице искали :
- поэзия Тютчева
- анализ стихотворения тютчева 29 января 1837
- поэзия тютчева кратко
- стихи тютчева из школьной программы
- сочинение по стиху 29 января 1837
Федор Тютчев — Из чьей руки свинец смертельный ( 29-ое января 1837 )
29-oye yanvarya 1837
Iz chyey ruki svinets smertelnyPoetu serdtse rasterzal?Kto sey bozhestvenny fialRazrushil, kak sosud skudelny?Bud prav ili vinoven onPred nashey pravdoyu zemnoyu,Navek on vyssheyu rukoyuV «tsareubytsy» zakleymen.
No ty, v bezvremennuyu tmuVdrug pogloshchennaya so sveta,Mir, mir tebe, o ten poeta,Mir svetly prakhu tvoyemu. Nazlo lyudskomu suyeslovyuVelik i svyat byl zhreby tvoy. Ty byl bogov organ zhivoy,No s krovyu v zhilakh. znoynoy krovyu.
I seyu krovyu blagorodnoyTy zhazhdu chesti utolil —I osenenny opochilKhorugvyu goresti narodnoy.Vrazhdu tvoyu pust Tot rassudit,Kto slyshit prolituyu krov. Tebya zh, kak pervuyu lyubov,Rossii serdtse ne zabudet.
29-jt zydfhz 1837
Bp xmtq herb cdbytw cvthntkmysqGjne cthlwt hfcnthpfk?Rnj ctq ,j;tcndtyysq abfkHfpheibk, rfr cjcel creltkmysq?,elm ghfd bkb dbyjdty jyGhtl yfitq ghfdlj/ ptvyj/,Yfdtr jy dscit/ herj/D «wfhte,bqws» pfrktqvty/
Yj ns, d ,tpdhtvtyye/ nmveDlheu gjukjotyyfz cj cdtnf,Vbh, vbh nt,t, j ntym gjnf,Vbh cdtnksq ghf[e ndjtve!//Yfpkj k/lcrjve cetckjdm/Dtkbr b cdzn ,sk ;ht,bq ndjq!//Ns ,sk ,jujd jhufy ;bdjq,Yj c rhjdm/ d ;bkf[/// pyjqyjq rhjdm//
B ct/ rhjdm/ ,kfujhjlyjqNs ;f;le xtcnb enjkbk —B jctytyysq jgjxbk[jheudm/ ujhtcnb yfhjlyjq/Dhf;le ndj/ gecnm Njn hfccelbn,Rnj cksibn ghjkbne/ rhjdm///Nt,z ;, rfr gthde/ k/,jdm,Hjccbb cthlwt yt pf,eltn!//
Начало литературного пути
В 1810—1820 гг. были написаны первые стихотворения Федора Ивановича. Как и следовало ожидать, они были еще юношескими, носили печать архаичности, очень напоминали поэзию ушедшего века. В 20−40 гг. поэт обратился к различным формам как русской лирики, так и европейского романтизма. Его поэзия в этот период становится более самобытной, оригинальной. В 1836 году тетрадь со стихами Федора Ивановича, тогда еще никому не известного, попала к Пушкину.
Стихи были подписаны только двумя буквами: Ф. Т. Александру Сергеевичу они так понравились, что были напечатаны в «Современнике». Но имя Тютчева стало известным только в 50-х гг., после еще одной публикации в «Современнике», которым тогда руководил уже Некрасов.
В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, а в 1848 ему предлагают должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел. В то время возникает кружок Белинского, в котором поэт принимает активное участие. Вместе с ним туда входят такие известные литераторы, как Тургенев, Гончаров, Некрасов.
В общей сложности за пределами России он провел двадцать два года. Но все эти годы в его стихах фигурировала Россия. Именно «Отечество и поэзию» молодой дипломат любил больше всего, как признавался он в одном из писем. В это время, однако, Тютчев почти не печатался, и как поэта его в России совершенно не знали.
История создания стихотворения Тютчева «29-ое января 1837 года»
Secret Искусственный Интеллект (898567) 9 лет назад
Александр Долинин (Университет Висконсина, Мэдисон) вписал стихотворение «29-ое января 1837» в надындивидуальный цикл «Смерть поэта». Поэтические некрологи, как правило, двухчастны и характеризуются специфической цитатностью (цитируют друг друга и стихи поэта, которому они посвящены). Тон цикла задан Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта». включающем реминисценции из «Кавказского пленника». «Андре Шенье». «Руслана и Людмилы» и др. Другое стихотворение цикла — «На смерть Пушкина» Э. Губера связано с лермонтовским и распространялось вместе с ним.
Стихотворение Тютчева написано только в июне 1837 года, во время краткого пребывания поэта в Петербурге, и является уже откликом на резонанс в связи с гибелью Пушкина.
У Тютчева, Лермонтова и Губера речь идет об «убийце» ; в «29-ое января» присутствует рудиментарная двухчастность («Но ты. ». «А вы. »). У Губера и у Тютчева прослеживается ветхозаветный мотив клейма на челе, восходящий к стихам о Каине и Авеле, причем у Тютчева он акцентирован («Тот, кто слышит пролитую кровь»).
Если у Лермонтова возникает мотив неудовлетворенной жажды мести, для Тютчева важно, что Пушкин защищал свое достоинство, не был рабом навязанных извне правил и его дуэль — семейное дело. В отличие от Лермонтова, Тютчев считал, что неважно, прав или не прав Дантес: убийство поэта приравнивается к цареубийству, а сам поэт к царю; этот мотив восходит к самому Пушкину — «Ты царь, живи один
» и Карамзину — «Ты царь на велелепном троне. » .
Смерть и наследие
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта). Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.
Любовная лирика. Любовь как стихия и «поединок роковой»
Любовную лирику Тютчева можно считать автобиографичной, она представляет собой лирический дневник. Личная жизнь Тютчева была трагичной, несмотря на то, что он не знал неразделенной любви и был любим необычайно красивыми, умными и незаурядными женщинами. Первой его любовью была юная графиня Амалия фон Лерхенфельд, которая по воле родителей вышла замуж за более выгодного жениха, но сохранила к Тютчеву дружескую привязанность на всю жизнь. Ей посвящены «Я помню время золотое», «Я встретил Вас – и все былое…», написанное на закате жизни в 1870 г. после случайной встречи и ставшее известным романсом.
В 1826 г. Тютчев женился на баварской аристократке, овдовевшей графине Элеоноре Петерсон, родившей ему трех дочерей. В 1838 г.на пароходе, на котором Элеонора возвращалась к мужу из России с детьми, случился пожар. Очевидцем этой катастрофы был находившийся среди пассажиров 19-летний Иван Тургенев, описавший события той страшной ночи в очерке «Пожар на море». Элеонора,спасая девочек,заболела от переохлаждения и нервного потрясения и умерла в возрасте 37 лет. Сидя у ее гроба, Тютчев за ночь стал седым. «Милому и незабвенному» образу умершей жены он посвятил «В часы, когда бывает так тяжко», «Еще томлюсь тоской желаний» и др.
Второй женой стала баронесса Эрнестина Дёрнберг, одна из первых красавиц Мюнхена, которой он увлекся, будучи еще женатым.Ей посвящено много стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой милый друг», «Все отнял у меня казнящий бог», «Не знаю я, коснется ль благодать», найденное ею случайно в гербарии спустя два года со смерти поэта.
Нести, как называл ее Тютчев,была ангелом-хранителем для своего Теодора до конца его жизни, заменила мать его дочерям от первого брака и подарила еще троих детей. Она приняла с пониманием его позднюю любовь к Елене Денисьевой и разделила страдания после утраты любимой. Злорадствующим она отвечала: «Его скорбь для меня священна, чтобы не послужило поводом для нее». Тютчев высоко ценил величие души и преданность Эрнестины, называл ее своим «земным провидением». Чувства свои и близкого человека в сложное время их отношений переданы в элегии «Она сидела на полу…» (1858г.). Лирическая героиня, перечитывая письма, полных «любви и радости убитой», чудно «на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», понимая невозвратимость прошлого счастья. Ее избранник, испытывая чувство страшной грусти, готов упасть на колени перед той, которая превратилась в «милую тень».
Воспитанница Смольного института Елена Денисьева стала последней и самой трагической любовью поэта. Они познакомились, когда ему было уже 47 лет, а ей 24. Тютчев написал девушке стихотворение «Предопределение» (1850 г.), в котором, словно предчувствуя, описал их взаимоотношения, как «союз с душой родной», роковое «соединение, сочетание, слияние» и «поединок роковой» двух любящих людей.
Их отношения продолжались 14 лет и осуждались в обществе. Денисьеву исключили из института, отказались принимать в обществе, ее положение было крайне унизительным, но она пренебрегла мнением света, приняв «жизнь отреченья и страданья», посвятив себя любимому человеку до самой смерти. Она скончалась на руках у Тютчева от туберкулеза в 38 лет, оставив троих детей, старшая дочь и младший сын умерли спустя год в течение суток.Ей, «свой подвиг совершившей», так «пламенно, так горячо любившей, наперекор и людям, и себе» Тютчев написал множество стихотворений, которые потом считали трагическим «романом в стихах», получившим название «Денисьевский цикл», в который вошли «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим» и др.В поэтическом мире Тютчева любовь — двойственное чувство, она часто губительна для любимых, делая жертвами тех, «кто сердцу нашему милей». Словарь любовной лирики «Денисьевского цикла» насыщен словами, связанными с роком, страданием, смертью, самоубийством. Любовь, словно жребий судьбы, она не зависит от воли человека, обладает властью таинственной, роковой, прекрасной и ужасной одновременно.
Федор ТютчевРассвет
Комментарий:Автографы (3) — РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Л. 192 об.; Альбом Тютч.-Бирилевой (с. 73); Муран. альбом. С. 81–83. Список с поправками Ф. И. Тютчева. Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 57–58 (цензурное разрешение — 28 февраля 1853 г.). Затем — сб. «С нами Бог! Вперед!.. Ура!.. Собр. стихотворений на нынешнюю войну, изд. В. Дементьевым». М., 1854. С. 45–46 (цензурное разрешение — 29 марта 1854 г.); Изд. 1854. С. 138–139 (цензурное разрешение — 30 мая 1854 г.); сб. «Братьям-славянам». М., май, 1867. С. 49–50; Изд. 1868. С. 125–126; Изд. СПб., 1886. С. 150–151; Изд. 1900. С. 154–155.
Печатается по авторизованному списку в Муран. альбоме.
В первом автографе перед текстом в скобках — «(Посвящено Фуад-Эфенди)». В этом автографе 2-я строка — «Кричит он бодро, живо, смело». Вторая строфа («Еще молчат колокола») в этом варианте отсутствует, сразу после окончания первой строфы следует: «Вставай, о Русь — уж близок час…» и т. д.
В автографе из Альбома Тютч.-Бирилевой есть название — «Рассвет» и в скобках помета — «(ноябрь 1849)». Вторая строка — «Кричит он бодро, живо, смело», мотив бодрости в обоих автографах выдвинут на первое место. 15-я строка — «О Русь, к тебе взывает он».
В списке Муран. альбома Тютчевым исправлены описки, а также некоторые выражения и знаки препинания в конце строк. В 12-й строке был пропущен предлог «в» перед словом «колокол», предлог был вставлен. В 14-й строке — правка в слове «огласился», зачеркнуто второе «л», получилось слово «огласися». В конце этой строки поэт поставил восклицательный знак и многоточие (пять точек), первоначально здесь не было никакого знака. В 15-й строке зачеркнуто «О Русь, к тебе взывает» и сверху написано — «Тебя зовет и будит». Г. И. Чулков справедливо полагал: правка вызвана тем, что в стихотворении трижды использовано обращение «О Русь». В конце этой (15-й) строки поставлено тире (раньше здесь был восклицательный знак), в конце 16-й строки поставлена запятая вместо восклицательного знака. В конце 18-й строки к восклицательному знаку, стоящему здесь, дописано многоточие. Правка сделана синими чернилами, а другие стихотворения в этом альбоме написаны черными чернилами, поэтому поправки резко выделяются. Синтаксическая правка снова свидетельствует о том, что поэт придавал значение интонационному рисунку и для него были важны многоточия, тире, восклицательные знаки.
В Муран. альбоме сразу после пятой строфы была переписана строфа «Не гул молвы прошел в народе». Тютчев отделил эту строфу синей чертой от предыдущей, а сбоку написал название нового стих. — «Пророчество».
Первая публикация отличается от автографов 2-й строкой — «Кричит он живо, бодро, смело» (в автографах — «бодро, живо»). В следующих изданиях принят вариант первого. Издания не имеют текстовых отличий, во всех название «Рассвет», но в Изд. 1854 и в Изд. 1868 есть подзаголовок — «(писано в 1850 году)», в последующих — подзаголовок снят, а в Изд. СПб., 1886 в конце указан год — «1849», в Изд. 1900 и его нет. В сб. стихотворение подписано — «Ф. Тютчев». Во всех указанных изданиях поправки Тютчева, касающиеся синтаксического оформления, не учтены. Обилие прижизненных переизданий стихотворения, особенно в 1854 г., во время Крымской войны, свидетельствовало о его актуальности. В первый сб. кроме стих. Тютчева вошли патриотические стихотворения П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, А. Н. Майкова, А. П. Ознобишина, Н. П. Огарева, С. Е. Раича, Е. П. Ростопчиной, С. П. Шевырева и других; во второй — близкие по теме стих. К. С. Аксакова, Ф. Н. Берга, П. А. Вяземского и А. С. Хомякова. Так вырисовывается общий социальный и литературный контекст стихотворения Тютчева.
Датируется на основании указания в автографе — 1849 г.
В. Я. Брюсов по поводу этого стихотворения, а также «Море и утес», «Смотри, как запад разгорелся», «Ужасный сон отяготел над нами», отметив их символическую основу, подчеркнул, что стихотворения «говорят даже больше, чем хотел сказать сам поэт». Р. Ф. Брандт привел отзыв о стихотворении «Рассвет» П. И. Капниста, сделанный в 1865 г.: «Основной смысл этой пьесы не утратил своего значения, и она совершенно свежа теперь, спустя 15 лет, тогда как столько стихов, навеянных другим поэтам тою же крымскою кампанией, теперь уже — анахронизмы…» Таково свидетельство связи стихотворения в глазах современников с событиями Крымской войны, хотя оно было создано в 1849 г. Такого рода стихотворения и давали основания говорить о «пророчествах» Тютчева.
Тематика
Основная тема стихотворения «Я встретил Вас…» – это возрождение любви к жизни в человеческой душе и счастья, тёплые воспоминания о прошлом, которое, правда, прошлым так и останется. Герой стихотворения – молодой человек или, скорее, мужчина, словно уставший от самого себя. Чувства в нём почти мертвы, они притупились со временем и ослабли. Для него жизнь теперь статична, не изменчива, размеренна и спокойна. Но неожиданная встреча переворачивает его мир с ног на голову, возрождая в нём давно забытое. Эту девушку он когда-то любил, с ней по-настоящему жил, испытывал пылкую страсть и нежность. Эта встреча – встреча с его собственной молодостью, когда он ещё что-то чувствовал и давал живой отклик каждому незначительному изменению. Она взбудоражила его. Тютчев тонко характеризует волнение молодого человека: всё было так просто и неизменно, как вдруг… сердце снова ожило.
Лирическое произведение «Я встретил Вас…» — это история о душевных преобразованиях, мимолётных и скорых, невероятных, значимых. Воспоминания побуждают его понять, что хочется жить, дышать снова, чувствовать, радоваться, надеяться на счастье и вдохновение.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Основная мысль
Главная мысль стихотворения заключается в том, что лишь искренняя любовь способна подарить человеку невероятную жизненную силу. Так получилось, что в молодости поэту пришлось отречься от своей любви, навсегда расставшись с дорогой женщиной. Она связала себя узами брака с другим мужчиной. И вот, на закате своих дней, поэт встречает ту, кого сердце не отпускало всю жизнь. Его чувства оживают вновь, давая понять, что время над ними было не властно.
Автор начинает вспоминать свои молодые годы, ведь именно в то время он был безумно счастлив рядом с любимой девушкой. Но счастье длилось не долго, и паре влюбленных пришлось расстаться.
Даже сейчас, будучи мужчиной преклонного возраста, он с обожанием смотрит на любимую женщину, утверждая, что со временем она совсем не изменилась. В глазах влюбленного она осталась такой же молодой и прекрасной. Он ощущает невероятный приток жизненных сил и энергии – вот что способна творить любовь с людьми. Поэтому никогда не стоит говорить, что ваше время прошло, и чувства остыли. Нет! Если любовь была настоящей, то даже спустя большое количество лет даже мимолетная встреча способна воскресить былое.
Своим произведением автор пытается убедить читателя в том, что любви все возрасты покорны. Поэтому даже на закате дней человек должен жить и любить, наполняя свое сердце теплом и счастьем!
Анализ стихотворения Тютчева «29-е января 1837»
Между гибелью Пушкина и поэтическим отзывом Тютчева прошло несколько месяцев. Стихотворение, озаглавленное датой трагической кончины, появилось летом 1837 г., когда автор ненадолго приехал в Россию из Мюнхена, где находился на дипломатической службе. Этими обстоятельствами объясняется диалогичность поэтического текста, в котором запечатлены не только личные эмоции, но и общественный резонанс, вызванный скорбным известием.
Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Обнаруживаются интертекстуальные связи с произведениями Жуковского, Вяземского и других авторов, откликнувшихся на трагические события. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки – примеры перекличек многочисленны.
Череда риторических вопросов начинает эмоциональную речь лирического субъекта. Постепенно вырисовывается портрет преступника, растерзавшего «свинцом смертельным» сердце поэта. Апеллируя к ветхозаветным аллюзиям, герой клеймит его броским словом «цареубийца», как Каиновой печатью. Возникает категория высшего суда: она напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы.
Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения – с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта. Трагическая фигура последнего наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы: поэт причастен к божественному началу, наделен святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. На столь величественном фоне претензии противников-«суесловов» выглядят особенно ничтожными.
Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию.
Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов – торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Из общей картины выделяется лаконичный финальный прогноз. В афористичном двустишии светлая память о поэте сравнивается с трепетным и пронзительным чувством первой любви.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑