Слайд 10Есенин, С. А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. —
Москва: Дрофа, 1995. — (Библиотека великих писателей).Т.1. Стихотворения. Поэмы. —
448 с.Т.2. Стихотворения. Статьи. Проза. Письма. — 416 с.
(ЦГБ, фил. 1, 2, 3, 6, 16, 17, 20)
Двухтомное издание великого русского поэта приурочено к 100-летию со дня его рождения.В первый том входят стихотворения 1910-1925 годов и поэмы. Второй том включает стихотворения, не вошедшие в основное издание, а также статьи, прозу и письма писателя.Значительную часть стихотворений составляют стихи о родине, природе, матери, о взаимоотношениях человека и мира природы.Это «Вот уж вечер. Роса» (1910), «Поет зима — аукает…» (1910), «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Русь» (1914), «Покраснела рябина» (1916), «Корова» (1915), «Лисица» (1916), «Письмо матери» (1924), цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925) и многие другие.
Рифмовка, средства выразительности
Стих написан в 9 строф перекрестной рифмовкой (знакома – дом – солома – окном), где есть место мужским и женским рифмам.
Олицетворения – август прилег, держат липы в лапах, печь завывала,
Несколько анафор – «Мир тебе…» и «Вспомнил я…», которые помогают поэту сделать акценты в нужных местах.
Метафоры – проводов голубая солома, золотые пески, стеклянная хмарь, зеленые лапы.
Эпитеты:
- Низенький дом.
- Деревенское детство.
- Родительский дом.
- Птичий гомон и т д.
На прощание предлагаем ознакомиться с ещё одним стихом, посвященным Константиново – «Задымился вечер, дремлет кот на брусе», которое написано на 11 лет раньше, но не менее лирично и красиво.
Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома…»
Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же и вовсе игнорировала столичного гостя, одетого в модное пальто и лакированные ботинки. Именно по этой причине Есенин неоднократно признавался, что, приезжая в Константиново, чувствовал себя так, словно бы он вернулся в детство. Воспоминания наслаивались друг на друга, и поэт с удивлением замечал, что и с него полностью слетает весь столичный лоск, он также становится обычным сельским парнем, лишенным амбиций и высокомерия.
В 1923 году Есенину дважды довелось бывать в Константиново, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них – произведение «Эта улица мне знакома…», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт.
Описывая это неказистое и уже порядком обветшавшее строение, Есенин отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная морщь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел.
Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Однако он понимает, что это уже невозможно, и после короткой встречей с родительским домом неизбежно наступит длительная разлука, во время которой ему придется жить одними лишь воспоминаниями. Спустя годы Есенин признается: «Не искал я ни славы, ни покоя, я с тщетой этой славы знаком». Спустя годы бегство в Москву кажется ему бессмысленным и ненужным, так как после этого жизнь поэта оказалась лишенной смысла. Оторванный от родного края, он только тогда смог в полной мере понять народную пословицу о том, что человек «где родился, там и пригодился», Но теперь уже Есенин ничего не в состоянии изменить, так как связь с домом почти окончательно утрачена, и здесь он чувствует себя чужим и никому не нужным. «Но угасла та нежная дрема, все истлело в дыму голубом», – признается поэт, сожалея о том, что его с виду успешная и благополучная жизнь сложилась таким тривиальным образом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Вариант №2
Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть», было написано в 1923 году и вошло в цикл «Любовь хулигана». В эти годы Есенин познакомился с актрисой и был ей очарован. Августа Миклашевская — возлюбленная молодого поэта работала в театре, где они часто виделись и общались. Но их любовь носила платонический характер, так хотела сама девушка. Поэт же был влюблен безответно, поэтому посвятил Августе несколько стихотворений, где говорил о своих чувствах.
В произведении говорится об упущенной возможности и сожалении. Лирический герой хотел бы исправить то, что сделал когда-то. Но время нельзя повернуть вспять, поэтому он вынужден принять жестокую реальность. О неправильном решении автор говорит в предложении «так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок». Поэт не отрицает своих неверных действий, а признает их и говорит об ошибках. Возможно, что Есенин бы изменился и эта влюбленность ему помогла бы, но, к сожалению, эта любовь стала для него последней. Спустя 2 года поэт умер. Многие считают, что отношения с Миклашевской могли спасти Есенина, но чудо не случилось.
В произведении используется метафора «берез изглоданные кости», «души омертвелой» или «радость открылась». Также присутствуют эпитеты — «смешная жизнь», «тихая жизнь» или «смешной разлад». Стихотворение состоит из шести строф, имеет перекрестную рифмовку, а размер — четырехстопный ямб.
В стихотворении поэт размышляет о жизни и ее быстротечности. Людей он сравнивает с цветами, чье время быстро заканчивается и подходит к концу. Они растут, расцветают и вянут. В период цветения они предстают перед миром во всей своей красе, показывая насколько они прекрасны и неповторимы, словно люди. Сергей Александрович Есенин понимал, что многое в жизни упущено, поэтому не пытался жить в иллюзиях и самообмане. Он прекрасно осознавал, что Августа не примет его любовь, но все равно хранил надежду. Они были друзьями, но не более. Поэт посвятил 7 стихотворений девушке в цикле «Любовь хулигана», но не получил ответа, девушка была непреклонна. После смерти поэта актриса рассказывала о Есенине и об их отношениях, где упомянула, что они были хорошими знакомыми. Также она говорила, что между ними не было романа, как считали многие. Кто знает, может этот роман дал бы толчок к изменениям, а может стал бы мимолетным развлечением? Этого не знает никто.
Мне грустно на тебя смотреть
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицу
Много домов расположено на нашей улице, но есть на ней один дом, мимо которого пройти всегда приятно. Такое ощущение возникает не только у меня. Таким домом любуются многие жители нашей улицы и просто прохожие.
-
Сочинение Сострадание (что такое сострадание) 9 класс 15.3 ОГЭ
Сострадание – это умение почувствовать страдания другого человека. Такое чувство могут испытывать только добрые и отзывчивые, внимательные по отношению к другим люди.
-
Сочинение Весна в лесу (весенний лес)
Весна является замечательным сезоном года. Весной природа оживает. Все вокруг становиться ярким зеленым и привлекательным. Солнышко освещает землю и согревает все живое вокруг.
-
Сочинение по картине Кипренского А.С. Пушкин 9 класс
Русский художник О. А. Кипренский, оставивший след в истории живописи, увековечив свои произведения. В его рисунках изображены портреты своих современников, в том числе и знаменитый поэт А. С. Пушкин.
-
Сочинение на тему Зимний день 4 класс
Я очень люблю зиму, к сожалению, теплые деньки – исключение. Приятно просыпаться зимним утром от того что твоего лица касается яркое солнышко. Именно такие дни приносят радость.
-
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в расказе Тарас Бульба сочинение
В этой повести, огромное количество героев, которые выполняют свою, собственную миссию, которая им была уготована свыше. У Тараса, было два сына, которых он очень сильно любил, но это были два свершено разных человека, так как имели разные характеры,
Слайд 3Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии
и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.Природа
— главная стихия творчества поэта и с ней лирический герой его произведений связан врожденно и пожизненно. Природа у него — это одушевленное существо, которое живет собственной жизнью: роща «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополя шепчут, а вербы плачут.Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», главный герой которого — клен, а героини — березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова» («Береза» (1913), «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» (1925); «Я по первому снегу бреду…» (1917); «Зеленая прическа…» (1918) и др.). Береза, во многом благодаря Есенину, стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин,_Сергей_Александровичhttp://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina
Разбор сюжета
В первой строфе лирический герой, за маской которого видны золотые кудри, словно бы, стоит на родной улице и узнает места своего детства.
Вторая и третья строфы отданы на откуп мини-исповеди автора, который признается, что родительский дом он не забывал никогда.
Била ли его буря жизни или волны выносила пеной на гребень – Есенин всегда помнил свои корни и не собирается от них отрекаться, даже в модном костюме денди.
Герой и сейчас, где бы он не находился, помнит, как выглядит сад из окна его дома детства, как горячи, нагретые солнцем за день морщинистые бревна хаты и как они делятся этим теплом с детскими ладошками Сергея.
Специально или интуитивно, Сергей сравнивает бревна дома с руками матери – они теплые и морщинистые, они защищают и навсегда сохранились в памяти, где бы не носила судьба поэта – и в песках Афганистана и в Бухаре.
В финале стихотворения Есенин низко кланяется родным местам и благодарит их за самые лучшие моменты жизни.
Эту полевую солому и деревянные бревна дома Сергей не променяет ни на какое злато, никакие бриллианты не заставят забыть милые сердцу места. Никогда.
Слайд 27«Мой край, задумчивый и нежный!» — так писал в своих
стихах Сергей Есенин о рязанском селе Константинове над Окой, где
родился и которое воспел в своей поэзии. «Изба крестьянская, хомутный запах дегтя, божница старая, лампады кроткий свет…» — эти и другие впечатления он сохранил в своей душе с детских лет, которые до конца дней помогали ему оставаться русским в жизни и творчестве.Рассказ о жизни и творчестве поэта сопровождается его лучшими стихотворениями, фотографиями Есенина, а также красочных пейзажей села Константинова, книжных экспонатов музея поэта.
Мой край, задумчивый и нежный!: Сергей Есенин в Константинове. Фотоальбом /авт.-сост. К. П. Воронцов. — Москва: Советская Россия, 1985. — 127 с.: ил.
(ЦГБ)
Слайд 26Прокушев, Ю. Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха /Ю. Л.
Прокушев. — Москва: Современник, 1986. — 432 с.: ил.(ЦГБ, фил.
4, 16)
Научно-публицистическая книга критика и литературоведа, Ю. Л
Прокушева, написанная на основе документально-архивного материала — итог его многолетнего изучения литературного наследия Сергея Есенина В книге есть фотодокументы.Анализируя творчество Есенина по темам, автор работы большое внимание уделяет теме природы, пейзажной лирики в ранних стихотворениях поэта.Природа для Есенина — не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком:Сыплет черемуха снегом,Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам,Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы,Пахнет смолистой сосной.Ой вы, луга и дубравы, -Я одурманен весной
Слайд 4Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны с возрастным течением человеческой
жизни — чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности
(«Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924); «Отговорила роща золотая…» (1924;) «Какая ночь! Я не могу…» (1925). Излюбленный мотив — разлука с отчим домом и возвращение на свою малую родину («Я покинул родимый дом…» (1918); «Исповедь хулигана» (1920); «Эта улица мне знакома…» (1923); «Низкий дом с голубыми ставнями…» (1914); «Я иду долиной. На затылке кепи…», (1925); «Анна Снегина» (1925).Описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами.Поэтический язык С. Есенина оригинален и самобытен. Недаром на стихотворения поэта создано столько песен и романсов.
Стихи Есенина о вере
О Матерь Божья…
О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.
1917 г.
***
Я странник убогий
Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.
На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.
Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.
Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.
1915 г.
***
За горами, за желтыми долами…
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
1916 г.
***
Твой глас незримый, как дым в избе
Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе.
Овсяным ликом питаю дух,
Помощник жизни и тихий друг.
Рудою солнца посеян свет,
Для вечной правды названья нет.
Считает время песок мечты,
Но новых зерен прибавил ты.
В незримых пашнях растут слова,
Смешалась с думой ковыль-трава.
На крепких сгибах воздетых рук
Возводит церкви строитель звук.
Есть радость в душах — топтать твой цвет,
На первом снеге свой видеть след.
Но краше кротость и стихший пыл
Склонивших веки пред звоном крыл.
1916 г.
***
Чую Радуницу Божью
Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
1915 г.
***
Не ветры осыпают пущи…
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста».
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
1914 г.
- Волчья метка Сергея Есенина
- Знаете ли вы Есенина? (викторина)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Слайд 31Соловей, Т. Г. «Потому, что я с севера, что ли…»:
анализ поэтического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина /Т. Г. Соловей
//Литература в школе. — 2005. — № 11. — С.23-29.
(ЦГБ, фил. 4, 6, 16)
Автор статьи, Т. Г. Соловей, анализируя цикл «Персидские мотивы» (1924-1925), останавливается на теме природы Востока. Какой предстает перед нами есенинская Персия? Это «голубая да веселая страна», где растут прекрасные розы-девушки, страна бархатных ночей и полной холодной луны, невиданных синих цветов и буйных тенистых садов, глухих заборов и потайных калиток, звонких соловьиных трелей и певучих старинных стихов…Персия очаровала лирического героя, он с восхищением бродит по «цветочным чашам», вдыхает «запах олеандра и левкоя», «ароматы, что хмельны, как брага», но сквозь экзотику Востока проступают черты «любимого края», знакомые с детства картины:Потому что я с севера, что ли,Что луна там огромней в сто раз,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий.Потому что я с севера, что ли?
Слайд 29Автор статьи анализирует цикл стихов о животных в творчестве Есенина,
который проявлял большую любовь к животному миру. Это стихотворения о
лошадях, собаках, кошках, ягнятах, коровах, лисице…: «Табун» (1915), «Голубень» (1916), «Отвори мне страж заоблачный…» (1918) «Разбуди меня завтра рано…» (1917), «Лисица» (1916), «Песнь о собаке» (1915), «Собаке Качалова» (1925) и др.Крестьянский мир с его хозяйством, двором, огородом, живностью воздействовал на поэта, рождал в его воображении метафоры:Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани.
Пустовойт, П. Гармония чувства и слова: «лирическое чувствование» в стихотворениях Есенина о животных /П. Пустовойт //Сергей Есенин. Проблемы творчества. Вып. 2-й /сост. П. Ф . Юшин, О. И. Юшина . — Москва: Современник, 1985. — С.129-147.
…И зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове. С. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…» (1924)
(ЦГБ)
Анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина «Эта улица мне знакома…»
Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же и вовсе игнорировала столичного гостя, одетого в модное пальто и лакированные ботинки. Именно по этой причине Есенин неоднократно признавался, что, приезжая в Константиново, чувствовал себя так, словно бы он вернулся в детство. Воспоминания наслаивались друг на друга, и поэт с удивлением замечал, что и с него полностью слетает весь столичный лоск, он также становится обычным сельским парнем, лишенным амбиций и высокомерия.
В 1923 году Есенинудважды довелось бывать в Константиново, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них – произведение «Эта улица мне знакома…», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт.
Описывая это неказистое и уже порядком обветшавшее строение, Есенин отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная мощь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел.
Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Однако он понимает, что это уже невозможно, и после короткой встречей с родительским домом неизбежно наступит длительная разлука, во время которой ему придется жить одними лишь воспоминаниями. Спустя годы Есенин признается: «Не искал я ни славы, ни покоя, я с тщетой этой славы знаком». Спустя годы бегство в Москву кажется ему бессмысленным и ненужным, так как после этого жизнь поэта оказалась лишенной смысла. Оторванный от родного края, он только тогда смог в полной мере понять народную пословицу о том, что человек «где родился, там и пригодился», Но теперь уже Есенин ничего не в состоянии изменить, так как связь с домом почти окончательно утрачена, и здесь он чувствует себя чужим и никому не нужным. «Но угасла та нежная дрема, все истлело в дыму голубом», — признается поэт, сожалея о том, что его с виду успешная и благополучная жизнь сложилась таким тривиальным образом.
Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома…»
Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же и вовсе игнорировала столичного гостя, одетого в модное пальто и лакированные ботинки. Именно по этой причине Есенин неоднократно признавался, что, приезжая в Константиново, чувствовал себя так, словно бы он вернулся в детство. Воспоминания наслаивались друг на друга, и поэт с удивлением замечал, что и с него полностью слетает весь столичный лоск, он также становится обычным сельским парнем, лишенным амбиций и высокомерия.
В 1923 году Есенину дважды довелось бывать в Константиново, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них – произведение «Эта улица мне знакома…», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт.
Описывая это неказистое и уже порядком обветшавшее строение, Есенин отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная морщь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел.
Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Однако он понимает, что это уже невозможно, и после короткой встречей с родительским домом неизбежно наступит длительная разлука, во время которой ему придется жить одними лишь воспоминаниями. Спустя годы Есенин признается: «Не искал я ни славы, ни покоя, я с тщетой этой славы знаком». Спустя годы бегство в Москву кажется ему бессмысленным и ненужным, так как после этого жизнь поэта оказалась лишенной смысла. Оторванный от родного края, он только тогда смог в полной мере понять народную пословицу о том, что человек «где родился, там и пригодился», Но теперь уже Есенин ничего не в состоянии изменить, так как связь с домом почти окончательно утрачена, и здесь он чувствует себя чужим и никому не нужным. «Но угасла та нежная дрема, все истлело в дыму голубом», – признается поэт, сожалея о том, что его с виду успешная и благополучная жизнь сложилась таким тривиальным образом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения Сергей Есенин — Мне грустно на тебя смотреть
С. А. Есенин родился в 1895 году в селе Константинове. Живописные пейзажи его малой Родины с самого детства вдохновляли поэта. Земскую школу мальчик окончил с отличием, потом продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе. Родители видели своего сына сельским учителям, но, вопреки их ожиданиям, Сергей Александрович устроился в книгоиздательство «Культура». Юный поэт отправлял собственные стихи в различные московские издания, но так и не видел их напечатанными. Он тяжело переживал финансовые трудности, но твердо решил вести самостоятельную жизнь.
Творческий путь С. А. Есенина был разнообразным и ярким. Он не боялся чередовать стили, смешивать их, искать что-то новое. Сначала поэт предпочитал новокрестьянскую литературу, затем окунулся в имажинизм. Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» было написано в 1923 году. В тот год молодой мужчина познакомился с актрисой Августой Леонидовной Миклашевской. Красивая девушка очаровала Сергея Александровича, пробудив в нем желание светлых перемен. Поэт посвятил этой женщине самые нежные стихотворения, основным смыслом которых был отказ от разгульной жизни ради чистой любви. Одним из таких произведений стало «Мне грустно на тебя смотреть». Автор анализирует моменты прошлого и их влияние на настоящее. Сквозь строки проскальзывает тема увядающей жизни.
В данном стихотворении С. А. Есенин использует яркие средства выразительности: метафоры («души немного омертвелой», «берёз изглоданные кости») , эпитеты («смешная жизнь», «Смешной разлад») и сравнения («отшумим, как гости сада»). Поэт пишет о любви, которая приносит ему страдания. Он сравнивает свои чувства с тоскливой осенью, забравшей все краски лета. Молодому человеку не нравится прошлое его возлюбленной, что слышится в словах «Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела», при этом признает и собственную греховность «Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок». Сергей Александрович не видит в будущего в данных отношениях, но хочет сохранить их в памяти светлым воспоминанием «Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо».
Сергей Александрович Есенин стал одним из самых выдающихся поэтов двадцатого века. Его умение видеть красоту в простых вещах рождало невероятно красивые произведения. Простой слог и открытость души Есенина позволили обрести мужчине широкую популярность. Его стихотворения год за годом восхищают читателей, не теряя своего шарма с течением времени.
Стихи Есенина о природе
Метель
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.
Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.
Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.
И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.
Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.
Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.
Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…
Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.
Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.
Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.
Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.
Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.
На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.
И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.
Декабрь 1924
***
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г.
***
Поет зима, аукает…
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1910 г.
***
Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
***
Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
***
Восход солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
1911-1912 гг.
***
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915 г.