Тема родины в творчестве А. Блока
Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали людей, любящих свою страну. Великий поэт Александр Блок — не исключение. И неудивительно, что тема любви к родине проходит через всё творчество этого поэта двадцатого века. Одним из первых произведений подобного рода стало его стихотворение «Гамаюн, птица вещая». В данном стихотворении автор обращается к истории России, её сложному и подчас трагическому пути. Здесь птица Гамаюн становится певцом и вещает свою песню:
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, Гибель правых…
Автор прекрасно понимает, что исторический путь родины всегда был тернист и, возможно, будет таким всегда, ибо такова судьба всего, что стремиться к истине, к какой-то высшей правде:
Но вещей правдою звучат
Уста, запёкшиеся кровью!
Я думаю, что, говоря о теме родины в творчестве Блока, нельзя не вспомнить его цикл «На поле Куликовом». Он полностью посвящён именно родной земле, ее истории.
Важно отметить кардинально новый подход поэта к данной теме. Автор отказывается от традиционного образа родины – матери
Здесь появляется совершенно новый образ России – жены, в котором поэт раскрывает своё отношение к данной проблеме:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
Для Блока родина удивительна и непредсказуема. И этим он и восхищается в первую очередь:
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Её одежды не коснусь.
В стихах Блока создаётся некий ореол святости родины. Так, в стихотворении «Россия» любовь к родной земле сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
События той эпохи, в которой жил поэт, были очень сложными и противоречивыми. И естественно, что автор не мог оставаться равнодушным к происходящему. Стихотворение «Сытые» стало своеобразной реакцией Блока на революцию 1905 года. В нем автор, несмотря ни на что, всё же надеется на перемены к лучшему:
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит не освещён,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамён!
Пусть доживут свой век привычно –
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям – неприлично
Их старой скуке подрожать.
Стихотворение «Рождённые в годы глухие…», посвящённое З. Н. Гиппиус, также пронизано желанием перемен. Автор предельно объективен к действительности. Он ясно осознаёт обречённость своего поколения, обреченность детей страшных лет России. Отсюда естественно стремление поэта к лучшему, к обновлению:
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьётся с криком вороньё, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твоё!
Восприятие родной земли неоднократно менялось у Блока, но любовь к ней он пронёс через всю жизнь. Именно это чувство, на мой взгляд, спасало в самые трудные моменты его жизни. В стихотворении «Последнее напутствие» автор говорит о том единственном, что спасет его от безысходности жизни. Этим единственным является родина:
И просёлки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе.
Думаю, данные строчки, как никакие другие, характеризуют искренность чувств Блока по отношению к России.
Тема России в творчестве А. А. Блока
По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн
вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных. Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых.
Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:
Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль.
Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!
Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:
Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить — У ней особенная стать, В Россию можно только верить.
Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:
И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.
Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:
Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши.
К-во Просмотров: 3026
Если вы ищите где нийти или скачать Тема России в творчестве А. А. Блока. то Вам точно к нам!
Александр Блок
Александр Блок «Обыкновенная» сегодня в духе… Балаганчик Барка жизни встала… Бегут неверные дневные тени… Бедная, клонишься ты… Бежим, бежим, дитя свободы… Без веры в бога, без участья… Без Меня б твои сны улетали… Без слова мысль, волненье без названья… Белой ночью месяц красный…
Белый конь чуть ступает усталой ногой… Бесцельный путь синеет предо мной… Благовещение Благословляю всё, что было… Благоуханных дней теченье… Блаженно ты, былое время… Блаженный, забытый в пустыне… Бледные сказанья Блеснуло в глазах.
Метнулось в мечте… Боги гасят небосвод… Боец Боже, как жизнь молодая ужасна… Болотистым пустынным лугом…
Болотные чертенятки Болотный попик Бред Брожу в стенах монастыря… Будет день — и свершится великое… Будет день, словно миг веселья… Буду всегда я по-прежнему молод… Бушует снежная весна… Был вечер поздний и багровый…
Была и страсть, но ум холодный… Была пора — в твоих глазах… Была ты всех ярче, верней и прелестней… Былая жизнь, былые звуки… Было то в темных Карпатах…
В бездействии младом, в передрассветной лени…. В болезни сердца мыслю о Тебе…. В высь изверженные дымы…. В голодной и больной неволе….
В голубой далекой спаленке…. В городе колокол бился…. В густой траве пропадешь с головой…. В день холодный, в день осенний…. В дрожащем эфире….
В дюнах В жаркой пляске вакханалий…. В кабаках, в переулках, в извивах…. В лапах косматых и страшных…. В минутном взрыве откровений…. В моей душе больной и молчаливой…. В море одна лишь волна — быстротечная…. В небе — день, всех ночей суеверней…. В неуверенном, зыбком полете….
В ночи, исполненной грозою…. В ночи, когда уснет тревога…. В ночь молчаливую чудесен…. В огне и холоде тревог…. В октябре В передзакатные часы… В полночь глухую рожденная… В ресторане В северном море В седую древность я ушел, мудрец…. В серебре росы трава… В синем небе, в темной глуби… В снегах В сумерки девушку стройную… В сыром ночном тумане… В те дни, когда душа трепещет… В те ночи светлые, пустые… В туманах, над сверканьем рос…
В углу дивана В фантазии рождаются порою… В час глухой разлуки с морем… В час, когда пьянеют нарциссы… В часы безмолвия ночного… В часы вечернего тумана… В часы недавнего паденья… В чужбину по гудящей стали… В эти желтые дни меж домами… В этой мрачной гробнице Капрани В этот серый летний вечер… Валерию Брюсову Валкирия Ваш взгляд — его мне подстеречь…
Вдали мигнул огонь вечерний… Венеция Вербная суббота Вербочки Вербы — это весенняя таль… Верю в Солнце Завета… Веселые годы… Весенний день прошел без дела… Весна в реке ломает льдины… Весна несла свои дары… Ветер принес издалёка…
Ветер стих, и слава заревая… Ветер хрипит на мосту меж столбами… Ветр налетит, завоет снег… Вечер мой в красном огне… Вечереющий день, догорая… Вечереющий сумрак, поверь… Вечерний свет заутра снова… Вечность бросила в город… Взлетая к вышинам, орел покинул долы… Взморье Видение Видно, дни золотые пришли… Вися над городом всемирным… Владимиру Бестужеву Вложив безумство вдохновений… Влюбленность И опять….
Влюбленность Королевна жила… Внемлю голосу свободы… Ворожба Вот — в изнурительной работе… Вот девушка, едва развившись… Вот на тучах пожелтелых… Вот он — ветер…