Лермонтов и Байрон
Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном как отклик на творчество Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:
М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» является своеобразным признанием в форме монолога.
Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. Впоследствии эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.
Работа над сочинением
Перед написанием важно определиться с произведением, о котором хочется рассказать. У многих школьников есть свой любимый стих поэта
В случае сомнений следует рассмотреть основные темы стихотворений Лермонтова:
- для детей — «Два великана», «Солнце осени»;
- о любви — «Тамара», «Оправдание»;
- о Кавказе — «Люблю я цепи синих гор», посвящение «Аул Бастунжи»;
- про осень — «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Блистая, пробегают облака…»;
- о свободе — «Узник», «Сосед»;
- о войне — «Юнкерская молитва», «Бой»;
- о жизни — «Мое грядущее в тумане…», «Листок»;
- грустные — «Свиданье», «Воздушный корабль».
Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом.
Факты из биографии
Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно. Его жизнь была короткой, однако он успел создать много ярких поэтических и прозаических трудов. Поэт родился в 1814 году и воспитывался бабушкой — Елизаветой Александровной Арсеньевой. Его род восходил к Томасу Лермонту — полумифическому барду-пророку (персонажу кельтского фольклора XIII века). Своим шотландским корням впоследствии Михаил посвятил стих «Желание».
Благодаря бабушке юноша получил хорошее образование. Он окончил Московский университет, Школу гвардейских прапорщиков и кавалерских юнкеров, после чего стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. Будучи современником Александра Сергеевича Пушкина, очень тяжело пережил его гибель на дуэли, выразил эмоции в стихотворении «На смерть поэта». За это произведение он был отправлен в ссылку на Кавказ.
Впоследствии поездки в горный регион стали частыми. Возвращаясь домой, Лермонтов привозил много впечатлений, рисунков, поэтических работ. В 1841 году, во время отдыха в Пятигорске, он погиб на дуэли с майором в отставке Николаем Мартыновым. По словам очевидца событий, князя А. И. Васильчикова, в молодом мужчине уживались два разных человека. Один — добродушный, для узкого круга близких людей. Другой — заносчивый, для всех остальных знакомых. Задорный нрав и нетерпимость к чужим недостаткам сгубили вольнолюбивого поэта.
https://youtube.com/watch?v=ZnZGPCqezAA
Анализ стихотворения Лермонтова «Никто моим словам не внемлет… я один…»
У этого стихотворения весьма необычная история, так как оно было опубликовано лишь в 1935 году, спустя почти век после его написания. Все дело в том, что Михаил Лермонтов обладал не только очень живым умом, но и умел молниеносно формулировать свои мысли, облекая их в стихотворные строки. С учетом того, что настроение у поэта могло меняться кардинально в течение нескольких минут, свои ощущения он нередко фиксировал на первых попавшихся листах бумаги. Один из таких автографов со стихотворением «Никто моим словам не внемлет… я один…», датированный приблизительно 1837 годом, и был обнаружен в архивах Елизаветы Карлгоф-Драшусовой. К ней он, в свою очередь, попал от Сергея Раевского, который подарил листок со стихами Лермонтова своей хорошей знакомой уже после смерти поэта. К слову, автограф включает в себя несколько произведений, а также рисунки Лермонтова – профилями людей и фигурами лошадей.
Судя по всему, написаны эти стихи были в Раевке – родовом поместье Сергея Раевского, где в 1837 году гостил Лермонтов. Это подтверждают и строки произведения, в которых поэт описывает атмосферу, царившую в дом друга. «День гаснет… красными рисуясь полосами, на запад уклонились тучи и камин трещит передо мной», – отмечает поэт. Однако в его душе нет покоя, потому что даже среди близких людей он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Задаваясь вопросом о смысле жизни, Лермонтов тщетно пытается найти на него ответ. Постоянное преуменьшение своих литературных способностей, замкнутость и агрессивность заставляют поэта испытывать чувство тоски и безысходности. Поэтому окружающий мир кажется ему враждебным, а сама жизнь – бессмысленной.
Автор признается, что не перестает мечтать о будущем, которое кажется ему радужным и светлым. Однако все чаще и чаще он приходит к выводу, что «дни мои толпой однообразною проходят предо мной». Лермонтов мечтает стать героем, поэтому к собственным стихам относится с определенной долей пренебрежения, даже не предполагая, что именно они принесут ему мировую известность. Однако поэту кажется, что признание на литературном поприще – всего лишь фикция, и среди однообразной вереницы дней он пытается найти хоть «один, отмеченный судьбой». Правда, внутреннее недовольство собой очень скоро сменяется легкой грустью, и на листе появляется новое стихотворение «Мое грядущее в тумане», романтичное и наполненное предвкушение счастья.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Пример собственного литературного труда
Рассмотреть, как писать сочинение, можно на примере творческой работы «Мое любимое произведение Лермонтова». Она посвящена стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен…». План проекта выглядит так:
- Вступление.
- Краткий анализ.
- История литературной работы.
- Тема творческого одиночества.
Одно из первых стихотворений М. Ю. Лермонтова, с которыми я познакомился — «Как часто, пестрою толпою окружен». Оно полюбилось мне больше других. Произведение было задумано автором зимой 1840 г. Никто из его близких людей тогда не предполагал, что спустя год цветущий и полный сил молодой человек погибнет на дуэли.
Рассматриваемый стих написан в зрелый период творчества поэта. Он основан на конфликте представлений о природе и жизни из ранних воспоминаний и тех, что существовали в реальности. Действительность описана как «мир приличного светского общества», а его члены представлены как «приличьем стянутые маски».
Подзаголовок «1 января» указывает на то, что произведение было создано под впечатлением от новогоднего бала, устроенного царской семьей. На нем побывал и поэт, где (по слухам) повел себя дерзко. Существует мнение, что публикация этого стихотворения привела к новой волне неприязни со стороны государя.
Стих исполнен в замкнутой цикличной форме. Вначале Лермонтов описывает обстановку праздника, однако в строках чувствуется, насколько ему чужда напыщенная показная роскошь. Он пишет о том, что ощущает блеск и суету лишь поверхностно, а в душе лелеет давнюю мечту и воспоминания. Автор мысленно обращается к годам детства и юности — времени чистоты, первых открытий, встречи с женским идеалом («мечты моей созданье»).
Беззаботные времена прошли и поэт столкнулся с опостылевшим «высшим светом». Он на балу, среди «шума толпы людской». Последние строки стихотворения наполнены злостью против сытых, эгоистичных, веселящихся людей. Ему хочется высказать свое отношение, бросить им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью».
Произведение состоит из семи шестистиший. Поэтом поочередно использован шестистопный и четырехстопный ямб. С помощью этих стихотворных размеров выражается основная мысль — одиночество личности, не признанной современниками. Михаилу были чужды ценности царского двора. Однако то, что задевало его душу, не интересовало окружающих.
Будущее и прошлое
Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических масштабов, заставляя глобально задуматься о том, что нас ждёт.
Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:
На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.
Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в созерцании которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции Байрона и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической, народной точкой зрения.
Проведённый анализ творчества раскрывает образ лирики поэта и её своеобразие. Эта информация поможет учащимся 9-10 классов при подготовке к сочинению на тему «Лирика Лермонтова».
Самые популярные материалы апреля для вашего класса:
Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого
Анализ «Человек в футляре» Чехов
Пьер Безухов
Чичиков у Собакевича
«Война и мир» 4 том – краткое содержание
Тихон Щербатый в романе «Война и мир»
Семья Курагиных
Краткое содержание «Последний срок»
«Преступление и наказание» главные герои
Характеристика Ноздрева
Тематическое эссе
Первое мини-сочинение эссе «Мой Лермонтов» ребята пишут в седьмом классе. К этому времени они проходят «Бородино», «Парус», «Утес», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Ашик Кериб», «Листок». Знакомство с творчеством классика позволяет составить собственное мнение, выразить которое можно в кратком повествовательном рассказе. С каждым годом знаний становится все больше, мысли и понимание — глубже, поэтому содержание усложняется.
Кратко эссе для учеников 7 класса можно написать по такому плану:
- Лермонтов — русский классик.
- Удивительная история любви — сказка «Ашик Кериб».
- Рассуждения о трагической судьбе автора.
Изучив биографию поэта, я узнал, что слава пришла к нему после распространения в узких кругах стихотворения о гибели А. С. Пушкина. Следующий труд («Бородино») подтвердил талант автора и он стал регулярно печататься в журналах. Наиболее плодотворными для драматурга были месяцы, проведенные на Кавказе. Горы и целебный климат вдохновляли его, помогали максимально раскрыться.
В Тифлисе была написана сказка «Ашик Кериб». Вдохновением для нее стали местные легенды и фольклор. Теперь это произведение переведено на многие языки мира, его обожают дети и взрослые. Я читал ее два раза, представляя все, что описал классик — хрупкую Магуль-Мегери, ее счастливчика-возлюбленного, их чувства на фоне хрустально чистых рек и седых гор.
Изучая лермонтовскую поэзию и прозу, я все больше восхищаюсь автором. Ему была уготована короткая, но яркая, мистическая, наполненная внутренними метаниями жизнь. Своими искренними литературными трудами Лермонтов навеки прославил русскую литературу.
Тематическое сочинение — повод еще раз обратиться к творчеству великого классика. Созданные им герои спустя многие годы волнуют современных людей, побуждают задуматься о ценности и смысле происходящего вокруг.
Раннее творчество
Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:
Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.
Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.
На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:
Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, на что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.
Творчество автора
Труды писателя посвящены нравственности, правам свободного гражданина, отсутствию внутренних оков души. Ранняя лирика адресована романтике, противоречию пылкой героической натуры действительному положению в обществе. Зрелые творения наполнены чувством любви ко всей вселенной, чуждым миру желанием обрести единство с историей, природой. В этом периоде автор скупо выражает эмоции, анализирует точно, жестко и холодно.
В основном поэт реализовывал себя в рамках романтизма — направления, которое не обходит стороной тему одиночества. Творческим натурам часто приходится по душе «Парус», написанный в 1832 году
В лирических строках акцентируется внимание на изоляции, непринятии окружающего мира. Описанный пейзаж вызывает волнение, мечты о несбыточном, ставит вопросы о смысле жизни.
В пророческом произведении «Нет, я не Байрон…» (1832) Михаил Юрьевич сравнивает себя с человеком, который всегда был для него авторитетом. Он заявляет, что станет «гонимым странником». В скандальном «На смерть поэта» автор обвиняет общество в том, что оно погубило Пушкина. Эти стихи наполнены глубокими чувствами, поэтому затрагивают душу читателей.
Любовная лирика занимает немало места в творчестве классика. Будучи талантливым человеком с непростым характером, он изливал свои чувства и переживания на бумаге. В послании «Я не унижусь пред тобой» видно отчаянье лирического героя. В произведении «Нищий» он сравнивает свои чувства с ощущениями человека, который просит подаяние. По описанию двух ситуаций понятно, что объект обожания относится к нему жестоко.
Грусть и драматическое настроение пронизывают большинство тем стихов поэта — о природе, о море, о Родине, о войне и смерти. Позитивные ноты отражены в трудах, посвященных дружбе и Кавказу. Красота гор восхищала Михаила, что выражалось не только в литературном творчестве, но и в создании красивых картин.
«Гляжу на будущность с боязнью…» М.Лермонтов
«Гляжу на будущность с боязнью…» Михаил Лермонтов
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной; Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей, Поведать — что мне бог готовил, Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла; Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.
Анализ стихотворения Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…»
Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.
Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.
Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума » (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.
В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.
Кавказские мотивы
При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.
Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот через мгновение появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.
А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становятся ещё драматичнее.
Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединяются философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:
Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).
Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот неразрешим.
В стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта: