«Прохожий»: содержание
Данное стихотворение было написано 3 мая 1913 года в Коктебеле. Возможно, в этот период поэтесса гостила в доме поэта Максимилиана Волошина. Краткий анализ стихотворения Цветаевой позволяет заключить, что повествование ведётся от первого лица
Если попытаться передать сюжет, то очевидно, что это монолог, с которым героиня обращается к случайному прохожему, забредшему на кладбище, с целью привлечь внимание к своей могиле. При этом интрига не раскрывается почти до самого конца
С первых строк непонятно, что голос героини звучит «из-под земли». Она советует анониму ознакомиться с надписью на надгробии, узнать о том, кто здесь лежит, прочитать имя и дату рождения, а также возложить у могилы букет из маков и куриной слепоты. По всей вероятности, Цветаева сама ассоциирует себя с героиней, поскольку упоминает собственное имя и пытается обнаружить различные сходства между собой и первым встречным — опущенные глаза, вьющиеся кудри, но главное — факт существования в этом мире. Впрочем, не стоит забывать о том, что в любом художественном произведении вымысел всегда доминирует над реальностью, и настоящий талант кроется именно в том, чтобы заставить поверить в недействительное.
Эстетика Марины Цветаевой
В поэзии Марины Цветаевой очень часто фигурирует тема смерти. Словно поэтесса издавна готовилась к печальному финалу своей жизни и даже стремилась его приблизить. Своим знакомым и близким людям она часто сообщала, где и каким образом хотела бы быть похоронена (на тарусском кладбище или в Коктебеле). Но после самоубийства её тело так и осталось на татарстанской земле. Тема смерти проявляется в различных воплощениях, и если сделать анализ стихотворения М. Цветаевой, обнаруживаются следующие мотивы: смерть духа («В сиром воздухе загробном…»), смерть ребёнка («У гробика»), возможно, имеющая отношения к погибшей дочери Ирине. Но самое главное — смерть её самой. И наиболее полно и сильно это проиллюстрировано в произведении «Прохожий». Анализ стихотворения Цветаевой по плану будет представлен ниже.
Да будут помыслы чисты
19 августа, во второй день Цветаевского фестиваля, его участники вновь собрались в Феодосийском городском доме культуры, где состоялся литературно-музыкальный вечер, прошедший в камерной и уютной обстановке.Ведущие вечера – директор Феодосийского музея сестер Марины и Анастасии Цветаевых Владимир Чешуин и научный сотрудник музея Елена Суразакова чередовали свой рассказ о жизни и творчестве сестер Цветаевых с представлением участников встречи.Открыло программу выступление постоянного участника цветаевских встреч – гитариста и исполнителя Игоря Ковалевского. В этот вечер в исполнении авторов прозвучали стихи феодосийских поэтесс Натальи Вершининой, Руфины Максимовой и Галины Кондратовой. Украшением первой части литературно-музыкального вечера стали выступления севастопольских поэтов Георгия и Алёны Ленжетовых и московского поэта и барда Александра Андрюхина, встреченного зрителями с особой теплотой.А затем с музыкально-поэтической программой «Да будут помыслы чисты» перед участниками фестиваля выступили гости из Санкт-Петербурга – представители творческого объединения «Антракт» Марина Мельникова, Татьяна Чижовкина и Эдуард Гиршов.В минувшее воскресенье, 20 августа, в день закрытия фестиваля на гостеприимной сцене городского Дома культуры литературно-музыкальную программу открыло прекрасное выступление Егора Шаповалова, который проникновенно исполнил замечательную песню Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского «Ноктюрн».Душевный настрой, заданный выступлением Егора, был поддержан членом Союза писателей Республики Крым из Белогорска Ларисой Афанасьевой. А затем – и остальными участниками этой встречи: Светланой Литвиновой (вокал, гитара), Игорем Вяловым и Еленой Винокуровой (вокал, гитара), Сергеем Потапенко (фортепиано, вокал), феодосийскими поэтами Владимиром Спиртусом и Александром Альянаки. В программе встречи также прозвучали выступления режиссера-документалиста Евгения Лопатина и поэтов Ирины Киселёвой из Томска и Татьяны Гордиенко из Московской области.А завершился последний день Цветаевского фестиваля концертом «Вечный монолог. Виолончель – соло», в ходе которого свою программу представил виолончелист, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных Николай Егоров.XII Цветаевский музыкально-поэтический фестиваль «Моя божественная лира с твоей гитарою – сестра», посвящённый 110-летию пребывания в Феодосии Марины и Анастасии Цветаевых, уже стал историей.Напомним, что 14 октября 1982 года советскими астрономами Людмилой Журавлёвой и Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории был открыт астероид главного пояса, который 31 мая 1988 года был назван в честь русской поэтессы Марины Цветаевой.Конечно, это небесный объект, это материальное тело обычному смертному непросто увидеть на небосводе. Но настоящей яркой путеводной звездной для нынешних и будущих поэтов остается высокая поэзия Серебряного века. И свет этой далекой и прекрасной звезды – негасим!
Елена ЗАДОРОЖНАЯ, Василий ЕЖОВ, фото авторов
«Кто создан из камня, кто создан из глины, а я серебрюсь и сверкаю…»
К микрофону один за одним стали выходить поэты. Стихи Марины Цветаевой и свои произведения читала Галина Яковлева, член Союза русских писателей Восточного Крыма (пгт Приморский):– Феодосия знала очень многих замечательных людей, и она благодарно хранит память о них. Подтверждением этому является наш фестиваль, – обратилась поэтесса к залу. Она назвала свое выступление «Прикосновение к Марине», взяв четыре стихотворения из раннего периода ее жизни и творчества и присоединив к ним то, что рождалось под её собственным пером, близкое по теме.С творчеством Цветаевой поэт из Приморского познакомилась в 1968 году, когда стали выходить сборники Марининых стихов в Советском Союзе. Она вспоминает, как была потрясена поэзией и ее трагической судьбой, испытав горькую боль.…Звучали стихи, посвященные дочери Ариадне, о жизни, особенно о периоде пребывания в нашем городе. Феодосия, как друг, принимала Цветаеву, разделяя с нею и радости, и горести. В один из вечеров Марина шла по узким тропинкам Карантина и написала стихотворение «Над Феодосией угас навеки этот день весенний…»Феодосия помнит Марину, и неслучайно каждый год 8 октября мы встречаемся во дворе музея, а в вазе лежат яркие осенние цветы – пылающий цветаевский костер…
Стихотворение Цветаевой М. И. «Зимой»
Снова поют за стенами Жалобы колоколов. Несколько улиц меж нами, Несколько слов! Город во мгле засыпает, Серп серебристый возник, Звездами снег осыпает Твой воротник. Ранят ли прошлого зовы? Долго ли раны болят? Дразнит заманчиво-новый, Блещущий взгляд. Сердцу он (карий иль синий?) Мудрых важнее страниц! Белыми делает иней Стрелы ресниц. Смолкли без сил за стенами Жалобы колоколов. Несколько улиц меж нами, Несколько слов! Месяц склоняется чистый В души поэтов и книг, Сыплется снег на пушистый Твой воротник.
См. также Марина Цветаева — стихи (Цветаева М. И.) :
Змея оправдана звездой Змея оправдана звездой, Застенчивая низость — небом. Топь — водопадом.
Знакомец! Отколева в наши страны. Знакомец! Отколева в наши страны? Которого ветра клясть? Знакомец! С.
О поэзии
С 6 лет Марина Цветаева писала стихи, не только на русском языке, но и на французском и немецком. Свой первый сборник она опубликовала в возрасте 18 лет, он назывался «Вечерний альбом». Её творчество заинтересовало известных поэтов, среди которых Валерий Брюсов, впоследствии привлекший Цветаеву в круг символистов. В 1912 году поэтесса стала женой публициста Сергея Эфрона и родила дочь Ариадну.
В период гражданской войны 1917 года у Цветаевой появилась ещё одна дочь — Ирина, которая погибла от голода, будучи трёхлетней малышкой. Какое горе испытала поэтесса, можно представить, если сделать анализ стихотворения Цветаевой «У гробика». Сын Георгий родился в 1925 году. Некоторое время Марина Цветаева имела романтическую связь с поэтессой Софьей Парнок и даже посвятила ей цикл стихов, но после двух лет отношений вернулась к мужу.
Тёплые отношения поддерживала с писателем Борисом Пастернаком. Марина Цветаева прожила действительно нелёгкую жизнь, познав нищету и горе в годы войны, бессилие и боль после смерти второй дочери, отчаяние и страх во время арестов мужа и обоих детей.
Свою жизнь поэтесса закончила самоубийством в возрасте 49 лет, повесившись в чужом доме в Елабуге. О том, что она представляла такую кончину и ранее, сообщает анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство». Долгое время могила поэтессы оставалась официально непризнанной, но затем её узаконили по настоянию младшей сестры — Анастасии Цветаевой. По просьбе её же и диакона Андрея Кураева Цветаеву отпели в церкви по всем правилам, несмотря на добровольный уход из жизни, противоречащий православным канонам.
«Тепе-Оба морщинистые щёки»
В творчестве друга музея Ирины Игнатовой, поэта из Феодосии, есть замечательные стихи, посвященные любимому городу начала XX века.– Плывет над Итальянской запах кофе… – читает стихи Ирина. – А начиналось все с Коктебеля…Так странно, но так таинственно волшебно осознавать, что стопы великих поэтов ступали по вот этим вот улицам, открывали двери вот этих вот домов… И все было, как сейчас. Но их нет среди нас. Нам не посидеть с ними у костра. Не услышать голоса. Не поймать восторг от найденного сердолика. И лишь вот здесь, в доме Цветаевых, на бывшей улице Анненской на склоне Тепе-Оба (ныне улица Шмидта), в коктебельском доме Волошина, где в мастерской возникает ощущение, что Максимилиан Александрович стоит за своей «кафедрой» и пишет…Как все это дорого. А здесь мы вместе!
Анализ стихотворения М. И. Цветаевой
— “Всё перемелется, будет мукой!” Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской! Нет, лучше мукой! Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны над скукой. Все перемелется! Будет мукой? Нет, лучше мукой!
В этом замечательном стихотворении интереснейшим образом соединены два слова-омографа: мука и мука. Поэтесса говорит о фразеологизме, известном каждому: всё перемелется. Его употребляют в разговорном стиле, при каких-либо затруднениях, сложных жизненных обстоятельствах, дабы поддержать человека и сказать, что все завершится благополучно. Все пройдет, перемелется, тоска превратится в муку, и будет хорошо. Именно такую позицию людей и отвергает автор стихотворения. Для Цветаевой хуже, чем скука, быть ничего не может. И, в принципе, для каждого человека, на мой взгляд, скука является убийственной почвой, в которой постепенно завянут даже самые сильные цветки
Поэтесса предупреждает: Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны И здесь специальное выделение, чтобы каждый человек обратил внимание, над скукой. Стоит точка
Такое утверждение сразу привлекает своей строгостью и категоричностью. И хотя стихотворение написано довольно непринужденно и в шутливой форме, в нем есть ярко выраженная антитеза, присутствующая во многих стихотворениях этой поэтессы. Цветаева бросает вызов толпе, общественному мнению. Она — выступающая против скуки – ставит себя на один берег реки. На другом же берегу оказываются все остальные люди, которые “утешены этой наукой”, которые абсолютно бесцельное существование готовы влачить до конца своих дней, лишь бы не испытывать мук. Для Марины же такой образ жизни неприемлем. Она возмущена, о чём свидетельствуют многочисленные восклицательные знаки. Для нее лучше жить в мучениях, испытывать постоянные терзания и сомнения, только бы не скучать. (Слово “тоска” выступает именно в таком значении в этом стихотворении, а не в роли синонима “скуки”, поэтому они будут контекстными антонимами.) Конечно, какой-нибудь идеалист-романтик, никогда не показывающий своих глаз из-под ярко-розовых очков, и скажет, что есть множество средств избавления от скуки: любовь, дружба, общение с добрыми людьми. Но для человека, уже реально оценивающего этот мир и всю его отрицательность хотя бы на четверть в той мере, которую давно избрала для себя Цветаева, станет понятно, что существует только две формы жизни: страдания, муки и т. п. и скука. На мой же взгляд, такое мышление для человека творческого абсолютно естественно. И если бы Марина Цветаева не была восприимчивой, эмоциональной, если бы не присущая ей постоянная “тоска”, всепоглощающая и манящая, то великолепнейшие стихотворения так и не нашли бы лазейки (и имя ей – страдание), с помощью которой они обрели свои заслуженные почтение и славу.
Юлия Стервозная. 2006 206013100066
–
Скажите пж-ста кому посвящено это стихотворение Цветаевой. Нигде не могу найти анализ этого стихотворения ( Помогите
Софико. Ученик (48), закрыт 4 года назад
пожалуйста. Осыпались листья над Вашей могилой, И пахнет зимой. Послушайте, мертвый, послушайте, милый: Вы всё-таки мой.
Смеетесь! — В блаженной крылатке дорожной! Луна высока. Мой — так несомненно и так непреложно, Как эта рука.
Опять с узелком подойду утром рано К больничным дверям. Вы просто уехали в жаркие страны, К великим морям.
Я Вас целовала! Я Вам колдовала! Смеюсь над загробною тьмой! Я смерти не верю! Я жду Вас с вокзала — Домой!
Пусть листья осыпались, смыты и стерты На траурных лентах слова. И, если для целого мира Вы мертвы, Я тоже мертва.
Я вижу, я чувствую, — чую Вас всюду, — Что ленты от Ваших венков! — Я Вас не забыла и Вас не забуду Во веки веков!
Таких обещаний я знаю бесцельность, Я знаю тщету. — Письмо в бесконечность. — Письмо в беспредельность. — Письмо в пустоту.
Чулин Костя Высший разум (137346) 5 лет назад
П. Э. обозначает сокращённо Пётр Эфрон, имя брата мужа Марины Цветаевой Сергея Эфрона. В 1913 году вернулся из эмиграции старший брат Сергея — Петр Яковлевич Эфрон. Потерявший маленькую дочь, переживший развод с женой, которая его оставила, больной туберкулезом. Цветаева впервые встретилась с ним летом 1913 года, когда ненадолго приехала по делам из Крыма в Москву. Братья были очень похожи. Встреча произвела на Цветаеву неизгладимое впечатление: …шаги вдали. Скрип раскрывающейся двери — и Вы вошли. И было сразу обаянье. Склонился, королевски-прост. — И было страшное сиянье.
Марина относилась к Петру очень тепло. Она искренно переживала смерть его ещё маленькой дочери и написала стихотворение «ЕГО ДОЧКЕ»
С ласточками прилетела Ты в один и тот же час, Радость маленького тела, Новых глаз.
Через год в Коктебель из Москвы идут дурные вести: здоровье Петра все ухудшается и ухудшается. В начале июля семья Эфрон перебирается в Москву. Петр — в больнице, его положение безнадежно. Ему нужна любовь. Но не любовь физическая, а любовь-нежность, любовь-забота, которая скрасила бы его последние дни на этой земле. В душе Цветаевой возникает сильное чувство к умирающему Петру. Можно ли его назвать любовью? Свои чувства к братьям лучше всего объяснила сама Цветаева в письме к Петру от 14 июля 1914 года:
«Мальчик мой ненаглядный! Сережа мечется на постели, кусает губы, стонет. Я смотрю на его длинное, нежное, страдальческое лицо и все понимаю: любовь к нему и любовь к Вам. Мальчики! Вот в чем моя любовь. Чистые сердцем! Жестоко оскорбленные жизнью! Мальчики без матери. «
Марина проводит в больнице все дни, но свое чувство к Петру вовсе не считает изменой мужу. Неизвестно, как развивались бы события дальше, но 28 июля Петр Эфрон умер. «Маринина рана сочилась. Она говорила мне только о нем. Рассказы смешивались со стихами ему, их цикл рос. Она рассказывала мне каждое его слово, ей или при ней сказанное, передавая каждую интонацию, и я слушала, замерев, ее боль, все росшую от часа встречи (зачем так поздно! ) до часа утраты, до лицезрения посмертной маски» (из «Воспоминаний» А. Цветаевой).
4 октября 1914 Марина Цветаева написала стихотворение:
Осыпались листья над Вашей могилой, И пахнет зимой. Послушайте, мертвый, послушайте, милый: Вы все-таки мой.
Смеетесь! — В блаженной крылатке дорожной! Луна высока. Мой — так несомненно и так непреложно, Как эта рука.
Опять с узелком подойду утром рано К больничным дверям. Вы просто уехали в жаркие страны, К великим морям.
А 5 июня 1915 написано последнее стихотворение из цикла посвящений П. Э. Милый друг, ушедший дальше, чем за море! Вот Вам розы — протянитесь на них. Милый друг, унесший самое, самое Дорогое из сокровищ земных.
Я обманута и я обокрадена, — Нет на память ни письма, ни кольца! Как мне памятна малейшая впадина Удивленного — навеки — лица.
Как мне памятен просящий и пристальный Взгляд — поближе приглашающий сесть, И улыбка из великого Издали, — Умирающего светская лесть.
Милый друг, ушедший в вечное плаванье, — Свежий холмик меж других бугорков! — Помолитесь обо мне в райской гавани, Чтобы не было других моряков.
Всем, кому дорога память о Цветаевой
Прозвучало приветственное слово от Министерства культуры Республики Крым «Участникам XII Цветаевского фестиваля «Моя божественная лира с твоей гитарою – сестра». Минкультуры РК приветствовало участников, отметив, что эти традиционные встречи с каждым годом завоевывают все больше людей, знакомя с великим наследием творца. Это помогает каждому радостно открыть для себя великое поэтическое слово. Отметили, что Феодосия всегда привлекала творческих людей, и в продолжении традиций прошлых лет и их сохранении играет важную роль Музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Слова благодарности были направлены и в адрес Администрации города Феодосии, которая предоставляет площадки для проведения мероприятий в рамках фестиваля.С приветственным словом к собравшимся обратился генеральный директор Музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина» Олег Осадчий. Олег Владимирович пожелал участникам успехов, творческий свершений и сохранения прекрасной традиции.– Фестиваль двенадцатый, и я думаю, он далеко не последний: и в следующем году, и еще много-много лет эту традицию будут поддерживать работники музея и наши феодосийские творческие люди, поэты, музыканты – все, кому дорого творчество Марины Ивановны Цветаевой, – сказал Олег Осадчий.
«И будет всё, как будто бы под небом И не было меня…»
8 декабря 1913 года в Феодосии 19-летняя Марина Цветаева написала стихотворение, полное трагизма, в котором она, недавно похоронившая отца, заглядывает в то будущее, пытаясь сама исчезнуть с поверхности земли. Прощаясь со всем, что ей дорого, Цветаева еще раз подчеркивает ценность того, что есть здесь и сейчас. Она не хотела уходить бесследно, все это есть в ее стихотворении – с требованием веры, без которой очень трудно оставить добрую память о себе. В конце стихотворения Цветаева обращается к читателю с просьбой о любви. Она просит любить ее за всю совокупность положительных и отрицательных качеств, за молодость и гордость.Романс на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» композитора Марка Минкова исполнила Екатерина Житарь, Заслуженная артистка Московской области. Каждое слово проходит через сердце, думаешь: как в 19 лет можно было так много понять про жизнь? Испытать столько душевных мук и, только начиная жить, осознать неизбежность бытия.