Веселый солдат — краткое содержание произведения В.П. Астафьева
Роман В.П. Астафьева состоит из двух частей. В первой части, которая называется «Солдат лечится», главный герой Сергей попадает в госпиталь для лечения полученной боевой травмы. Здесь для лечения от всех болезней применяют универсальный рецепт, способ лечения – гипс, под которым у больных заводились паразиты – клопы и вши. С неприятностями такого рода пациенты боролись самостоятельно, так как медицинскому персоналу не было никакого дела до больных. Занимавшихся самолечением солдатам запугивали штрафбатом. Все без исключения, в госпитале создавали образ занятых людей, не делая при этом абсолютно ничего.
Наряду с этими отрицательными героями, существуют добрые отзывчивые люди, которые никогда не бросят в беде. Это – девушки-санитарки Аня и Клава, Петя Сысоев, которые не бросил своего раненого друга на поле боя, лаборантка Лиза, морально поддерживающая упавших духом людей.
Во второй части романа, которая называется «Солдат женится», показаны все сложности и непреодолимые преграды обыденной жизни Сергея. Он женится. Обустраивая семейную жизнь, он одновременно учится в вечерней школе и работает. Достатка в семье нет. Даже для того, чтобы сфотографироваться на паспорт, Сергею приходится продать бельё. В это же время заболевает его дочь. Из-за некомпетентности и безразличия врачей она умирает, а у Сергея даже нет денег, чтобы справить поминки. Брат жены Вася из-за тяжёлой жизни повесился в своём сарае. Сестра жены умирает при родах, а муж её сбегает, оставив ребёнка. Все эти печальные события наталкивают автора на поиски ответов на множество вопросов – что стало с людьми? Почему в мире столько зла?
В романе показана тяжёлая жизнь главного героя – обыкновенного солдата и его окружения. Государственные власти, медицинские работники обесценили своими поступками человеческую жизнь. Роман учит тому, что, несмотря на всю трагичность ситуации, нужно стараться находить положительные моменты, и жить дальше.
Краткое содержание – Веселый солдат – Астафьев
В. Астафьев – роман «Веселый солдат». В этом романе представлена «окопная правда» солдат, атмосфера военных и гражданских будней, того мира, в котором пришлось жить героям Астафьева. Книга выходит за рамки традиционно-литературного изображения воинского быта, мы видим, что солдаты, героически защищающие Родину, фактически никому не нужны, что жизнь человеческая обесценена. В романе широко представлены так называемые отрицательные персонажи, представители власти, системы, медицинские работники.
Таковы у Астафьева санпоездники, замполит госпиталя Владыко, начальница госпиталя Чернявская, Черевченко, капитан, муж Калерии. Первая часть романа носит название «Солдат лечится». В действительности же в том госпитале, куда попадает герой романа, не происходит никакого лечения. Основной рецепт для всех больных в этом заведении – наложение гипса, под которым у бойцов заводятся клопы и черви. «Главное лечение здесь был гипс. Его накладывали на суставы и раны по прибытии раненого в госпиталь и, как бы заключив человека в боевые латы, оставляли в покое. Иные солдаты прокантовались в этом «филиале» по годику и больше, гипс на них замарался, искрошился в сгибах, на грудях – жестяно-черный, рыцарски посеребренный, сверкал он неустрашимой и грозной броней. Под гипсами, в пролежнях, проложенных куделей, гнездились вши и клопы – застенная зараза приспособилась жить в укрытии и плодиться. Живность из-под гипсов выгоняли прутиками, сломленными в саду, и гипсы, как стены переселенческих бараков, щелястых, плохо беленных, были изукрашены кровавыми мазками давленых клопов и убитых трофейных вшей, которые так ловко на гипсе давились ногтем, так покорно хрустели, что вызывали мстительные чувства в душах победителей». Раненым приходилось самостоятельно бороться с этим явлением, так как медперсонал госпиталя больными фактически не занимался. Так, раздобыв марганцовки, бойцы помогли одному из раненых – Васе Саратовскому, потому что под гипсом у него завелись черви. Отвратительна сцена с начальницей госпиталя Чернявской, где она, возмущенная самоуправством и самолечением больных, пытается запугать их, угрожает им штрафбатом. Так же безобразен и замполит госпиталя Владыко, низкий, трусливый, лицемерный человек. Он создает лишь видимость деятельности, ничего не предпринимая в реальности. Все новости он узнает, играя с солдатами в шахматы.
Другая группа образов – это персонажи, сумевшие сохранить в себе человечность, честность, доброту, милосердие. Таковы в романе санитарки Клава и Аня, Петя Сысоев и Анкудин Анкудинов, лаборантка Лиза, Семен Агафонович, тесть главного героя. Петя Сысоев не бросил своего друга Анкудина, когда его ранили, помог переправить его в госпиталь. Лиза поддерживала Сергея, когда весь госпиталь потешался над ним из-за того, что он избегает женщин.
Мы видим, что Сергея угнетает сознание совершенного им убийства. Точно так же страдал Петя Ростов, вспоминая убитого им француза, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Григорий Мелехов у Шолохова не мог забыть первого убитого им австрийца. Так и герой Астафьева. Он связывает это обстоятельство со своим ранением. Таким образом, мы видим осмысление рассказчиком своих поступков с позиций философских, жизнь – это и есть подлинная ценность, по мысли рассказчика.
Во второй части романа продолжает развиваться тема немецкого солдата. Один из пленных немцев, располагая свободным временем, постучался в дом Сергея. И тот впустил его кдом, накормил. Именно тот немец назвал героя «веселым солдатом». Так проясняется смысл названия романа. Он скорее ироничен, чем буквален. Очень мало веселого было в жизни Сергея, главного героя романа. Мирная жизнь «брала его за горло», заставляла действовать, требовала от него нравственных усилий, борьбы, умения противостоять злу, лжи, равнодушию.
Таким образом, война обнажала в персонажах героизм внешний, мирная жизнь же требовала героизма внутреннего – умения сохранить совесть, человеческое достоинство. Герой же Астафьева так и остался «веселым солдатом», простым русским человеком, которому, по словам Лескова, «умирать привычно». И писатель глубоко исследует это явление национального духа. Человек у Астафьева чудовищно унижен властью, начальством, государством, голодной и нищей жизнью, но он не сдается, сохраняет в своей душе свои понятия о нравственности и духовную самостоятельность.
↑ Часть вторая
1. Алексей попадает в специальный военный госпиталь, во главе которого стоит заслуженный деятель науки Василий Васильевич. Летчик случайно узнает, что у него на ногах начинается гангрена.
2. Алексей быстро познакомился с остальными обитателями палаты. Распространение его опухоли на ступнях удалось приостановить, но врачи все чаще заговаривают об ампутации. Отчаяние летчик усилилось, после того как он прочитал письма от матери и любимой девушки Оли.
3
Однажды в палату внесли нового больного — тяжело контуженого Семена Воробьева, который сразу же обратил на себя внимание
4. Семен, которого прозвали Комиссаром, пытался поднять дух своих новых знакомых. Он сам подавал пример неиссякаемой бодрости и жизнерадостности, скрывая от всех приступы мучительной боли.
5. Откладывать операцию дальше было невозможно: Алексею ампутировали ноги. Весь ужас положения летчика заключался в том, что ему уже никогда не суждено подняться в воздух.
6. Раны Алексея быстро затягивались, но сам он все больше падал духом, не представляя, как жить дальше.
7. Обитатели палаты постепенно поправлялись. Танкист Гвоздев «ожил», после того как с ним начала переписываться студентка Анюта. Хуже становилось лишь Комиссару и Мересьеву.
8. Умирающий Комиссар перед смертью сумел подарить надежду Алексею. Он показал ему заметку о летчике царской армии, который продолжил летать без одной ступни. Мересьев решил для себя, что даже без обеих ног сможет повторить этот подвиг.
9. Комиссар держался только на морфии и камфаре. С ним постоянно случались тяжелые припадки.
10. Загоревшись мечтой вернуться в небо, Алексей стал лежа заниматься своеобразной гимнастикой. Он не стал писать Оле о том, что потерял ноги, надеясь все рассказать после возвращения в строй.
11. Первого мая неожиданно умер Комиссар. Вместо него в палату вселили майора Стручкова.
12. Вскоре был выписан Константин Кукушкин. Он служил в полку Алексея и сообщил командиру, что безногий летчик твердо намерен вернуться в авиацию.
13. Мересьеву принесли протезы. Первые шаги дались ему очень тяжело. Превозмогая чудовищную боль, Алексей стал ежедневно ходить на костылях по коридору, совершая определенное число «рейсов».
14. Выписался танкист Гвоздев, который очень переживал, что шрамы от ожогов на лице испугают Анюту. Алексей впервые попробовал пройтись без костылей. Ходить ему пришлось учиться заново. Василий Васильевич подарил мужественному летчику старинную палку.
15. Алексей каждый день увеличивал нагрузку и стал добиваться заметных успехов. Он уже не сомневался, что сможет не только ходить на протезах, но бегать и, конечно, летать на самолете.
Части речи на позициях в предложении
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 18.84 | 24.00 | 25.53 | 30.29 | 31.65 |
Глагол | 15.94 | 28.00 | 17.55 | 19.43 | 24.05 |
Местоимение-существительное | 18.36 | 12.00 | 12.23 | 8.00 | 10.13 |
Предлог | 14.98 | 8.00 | 12.77 | 10.29 | 12.03 |
Союз | 8.21 | 3.50 | 6.91 | 7.43 | 6.33 |
Прилагательное | 1.93 | 3.00 | 4.79 | 9.71 | 8.23 |
Наречие | 8.70 | 6.50 | 6.91 | 6.86 | 3.16 |
Местоимение-прилагательное | 1.93 | 6.50 | 4.26 | 2.29 | 2.53 |
Частица | 5.31 | 3.00 | 4.79 | 4.00 | 0.63 |
Местоименное наречие | 3.86 | 3.50 | 2.66 | 0.00 | 0.63 |
Числительное | 0.48 | 2.00 | 1.06 | 1.14 | 0.63 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.53 | 0.57 | 0.00 |
Междометие | 1.45 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 30.34 | 20.45 | 35.59 | 33.02 | 27.96 |
Глагол | 19.31 | 21.21 | 19.49 | 15.09 | 24.73 |
Местоимение-существительное | 10.34 | 6.82 | 5.08 | 12.26 | 6.45 |
Предлог | 13.10 | 13.64 | 11.86 | 14.15 | 8.60 |
Союз | 6.21 | 9.09 | 6.78 | 5.66 | 9.68 |
Прилагательное | 7.59 | 11.36 | 5.93 | 5.66 | 5.38 |
Наречие | 3.45 | 5.30 | 6.78 | 5.66 | 3.23 |
Местоимение-прилагательное | 3.45 | 7.58 | 4.24 | 6.60 | 8.60 |
Частица | 2.76 | 3.03 | 2.54 | 0.00 | 3.23 |
Местоименное наречие | 1.38 | 0.76 | 0.00 | 0.94 | 1.08 |
Числительное | 1.38 | 0.76 | 1.69 | 0.94 | 1.08 |
Числительное-прилагательное | 0.69 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 34.44 | 27.63 | 26.39 | 22.03 | 17.65 |
Глагол | 20.00 | 15.79 | 25.00 | 25.42 | 23.53 |
Местоимение-существительное | 5.56 | 6.58 | 8.33 | 10.17 | 5.88 |
Предлог | 14.44 | 3.95 | 12.50 | 13.56 | 17.65 |
Союз | 11.11 | 11.84 | 9.72 | 5.08 | 9.80 |
Прилагательное | 3.33 | 9.21 | 4.17 | 3.39 | 7.84 |
Наречие | 2.22 | 9.21 | 6.94 | 3.39 | 3.92 |
Местоимение-прилагательное | 4.44 | 6.58 | 4.17 | 5.08 | 1.96 |
Частица | 4.44 | 6.58 | 2.78 | 8.47 | 7.84 |
Местоименное наречие | 0.00 | 2.63 | 0.00 | 1.69 | 3.92 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 1.69 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Астафьев, «Последний поклон». Анализ
Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» – одно из них. Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь. Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.
Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой. И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга. Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.
Сюжет
Жила на свете капризная, сердитая царица, которая вечно была чем-то недовольна. Как-то раз она проходила мимо караула, и солдат при виде ее ухмыльнулся. Царица вышла из себя – как это простой солдат смеет смеяться над ней? И приказала каждый день давать наглецу по двадцать ударов палками.
Так солдата били целый год, и совсем невмоготу ему стало. Обратился он за помощью к дураку, который предложил ему свой план спасения. Выяснилось, что жена сапожника была как две капли воды похожа на царицу. Дурак пообещал солдату ночью совершить обмен – сонную царицу отнести в дом сапожника, а на ее место поставить простую, добрую женщину, которая уж точно не будет наказывать солдата.
Обмен получился, и началась у царицы тяжелая жизнь – ей приходилось много работать, и сносить побои от сапожника. Она подумала, что ночью умерла и попала в ад.
Тем временем жена сапожника проснулась во дворце, и решила, что попала в рай. Она издала указ, чтобы никого в царстве больше не били. Но на третий день привольной жизни женщине стало скучно, и она отправилась к своему мужу. Увидев его под ручку с царицей, она что есть силы ударила муженька. Сапожник сразу понял, что это его настоящая жена, и бросила царицу.
А тем временем царица вернулась во дворец и рассердилась, что больше нельзя бить поданных. Она хотела было по привычке ударить кухарку, но увидела свою руку в мозолях, и передумала. Так и остался указ жены сапожника в силе, но надолго ли?..
Популярные сегодня пересказы
- Кавказский пленник — краткое содержание поэмы Пушкина Произведение Пушкина «Кавказский пленник» начинается с того, что в черкесский аул привезли парня, который находился при смерти. Когда он очнулся, то заметил, что закован в кандалы. Его взяли в плен. Парень напуган.
- Сельская честь — краткое содержание оперы Масканьи Действие оперы происходит в одной сицилийской деревне в конце 19 века во время празднования Пасхи. На родину вернулся солдат, который влюблён в Лолу. Он поёт серенаду своей возлюбленной, которая является женой сельского возчика.
- Краткое содержание баллады Вересковый мед Стивенсона Действие баллады Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мед» происходит в раннее средневековье. Шотландцы последовательно завоевывали территорию острова, уничтожая местное население
- Пьяный корабль — краткое содержание стиха Рембо Стихотворение Артюра Рембо представляет собой метафорическое изображение жизненного пути через образ корабля, который скитается по мировому океану. Как известно, автор был склонен к авантюризму и приключениям
В ролях
- Деннис О’Киф в роли Майка Джейсона
- Рут Терри в роли Бонни Форбс
- Глория Диксон в роли Клео Арден
- Роман Бонен в роли Тома Форбса / Джимми Валентайна
- Джордж Э. Стоун в роли Мыши
- Спенсер Чартерс в роли Чиверса Сноу
- Уильям Б. Дэвидсон в роли Сайруса Балларда
- Роско Атес в роли Дэна Кэди
- Бобби Ларсон в роли Микки Форбса
- Джо Каннингем в роли Чарльза Стэнтона
- Гарри Шеннон в роли Пинки
- Джед Праути , как Максвелл Б. Титус
- Пэтси Парсонс в роли Марлен Титус
- Линда Брент в роли Летиции Хинкль
- Уэйд Ботелер в роли надзирателя Карла Джонса
- Эммет Воган — окружной прокурор
- Рэй Эрленборн , как специалист по звуковым эффектам
- Олаф Хиттен , как дворецкий
- Лоис Коллиер в роли администратора
- Уильям «Билли» Бенедикт в роли посыльного
- Дороти Кристи в роли миссис Апдайк
- Гай Ашер , как инспектор
- Дуглас Эванс , как диктор
- Свен Хьюго Борг , как Олаф
- Эл Бридж как попечитель
- Фред Бернс , как житель Запада
- Мэри Дэвенпорт — телефонистка отеля
- Вирджиния Фармер , как миссис Брайтон
- Дик Эллиотт , как Тим Миллер
- Чарльз Уильямс в роли Питчмена
- Мэри Карриер в роли Феличе Винтерс
- Джоэл Фридкин
- Джек Рэймонд в роли хот-дога
- Джимми Фокс в роли мойщика окон
- Эдмунд Кобб , как сержант
- Фрэнк Фэннинг, как Уилбур
- Бен Холл , как помощник
- Ральф Питерс
- Сада Симмонс
- Морган Браун
- Маргарет Маркиз
- Рэнд Брукс
В чем основная идея сказки
В традициях русского фольклора смерть представляет собой неизбежную силу, забирающую души. В то же время считается, что неотвратимому событию не следует покоряться: есть возможность побороться со смертью, породниться с ней, подружиться со смертью, вступить с ней в договорные отношения. Однако при этом нужно помнить, что старуха с косой подчиняется Господу. Человеку свойственно поднимать на смех то, что вызывает у него страх, чтобы избавиться от этого чувства. Считается, что отвага, удаль и смелость могут справиться со злом. Таким образом в сказке восхваляют русский национальный характер.
Сказка учит искать выход из любой ситуации, никогда не сдаваться, не покорятся смерти, сражаться с ней, а если нужно — подружиться, чтобы потом одолеть ее.
Новая жизнь и «Духовный путь»
В 2008 году Грегори Робертс вышел на свободу и начал всё с нуля. Наладил отношения с дочерью, переехал в Бомбей и занялся благотворительностью: основал фонд помощи бедным, вкладывал средства в защиту окружающей среды, открыл мастерскую по ремонту велосипедов, создав новые рабочие места для бедных индусов. Вскоре он снова женился и перестал общаться с журналистами. Это решение прозаик аргументировал тем, что в своих книгах сказал всё, что хотел.
Робертс решил сосредоточиться не на публичности, а на духовном развитии, и, конечно, как истинный писатель он не мог не аккумулировать этот опыт в книге. В автобиографии, получившей простое название «Духовный путь», Грегори много говорит о своей ментальной работе.
Он утверждает, что в каждом человеке есть духовность, и у каждого свой путь. Чтобы встать на него, нужно лишь намерение. Писатель анализирует, какие средства понадобились ему для развития, какие трудности стояли на его пути, от чего пришлось отказаться ради истинного пути, и стоили ли результата эти жертвы. Робертс обращается ко всем, кто стоит перед выбором и надеется помочь читателям найти силы, чтобы обрести истинное «я».
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 12546 букв |
Всего знаков препинания | 1234 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 453 | 85.46 |
. точка | 406 | 76.59 |
— тире | 168 | 31.69 |
? вопросительный знак | 44 | 8.30 |
! восклицательный знак | 34 | 6.41 |
… многоточие | 2 | 0.38 |
!.. восклицательный знак с многоточием | 0.00 | |
?.. вопросительный знак с многоточием | 0.00 | |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 0.00 | |
» кавычка | 112 | 21.13 |
() скобки | 0.00 | |
: двоеточие | 10 | 1.89 |
; точка с запятой | 5 | 0.94 |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 1031 | 8.22 |
Б | 236 | 1.88 |
В | 576 | 4.59 |
Г | 207 | 1.65 |
Д | 448 | 3.57 |
Е-Ё | 1067 | 8.50 |
Ж | 207 | 1.65 |
З | 224 | 1.79 |
И-Й | 1019 | 8.12 |
К | 403 | 3.21 |
Л | 652 | 5.20 |
М | 505 | 4.03 |
Н | 823 | 6.56 |
О | 1310 | 10.44 |
П | 301 | 2.40 |
Р | 547 | 4.36 |
С | 684 | 5.45 |
Т | 733 | 5.84 |
У | 350 | 2.79 |
Ф | 32 | 0.26 |
Х | 98 | 0.78 |
Ц | 31 | 0.25 |
Ч | 183 | 1.46 |
Ш | 82 | 0.65 |
Щ | 40 | 0.32 |
Ь-Ъ | 238 | 1.90 |
Ы | 238 | 1.90 |
Э | 40 | 0.32 |
Ю | 67 | 0.53 |
Я | 219 | 1.75 |
Зачем читать?
Грегори Робертс знает свою аудиторию: читатели «Шантарама» — это обычно не просто любители хорошей литературы, но в первую очередь ищущие и думающие люди, которых интересует тема саморазвития и работы над собой. И в «Духовном пути» они точно найдут для себя ответы на многие вопросы, а ещё смогут ближе познакомиться с любимым автором.
Но и тех, кто читал «Шантарам» и «Тень горы» ради увлекательного сюжета и приятного слога, новая книга Робертса наверняка заинтересует. Во-первых, конечно, это всё тот же Робертс с его фирменным слогом и полётом мысли. Во-вторых, «Духовный путь» тоже можно воспринимать как своеобразный роман: историю человека, который через тернии, потери, инсайты приходит к настоящему себе. В конце концов, все хорошие произведения в мировой литературе — именно об этом.
Часть 3
Склад, где Коля пил чай под утро 22 июня, накрыло первым же взрывом.
Пока Коля воевал, они пробрались по подвалам в этот изолированный бункер с двумя выходами — на поверхность и в оружейный склад.
Плужнников решает пробраться к засевшим в дальних подвалах остаткам гарнизона, но опаздывает: на его глазах немцы взрывают укрытие и уничтожают последних защитников крепости. Теперь в развалинах остаются только разрозненные одиночки.
Плужников возвращается в подвал и долго лежит на скамье, вспоминая тех, с кем воевал все эти дни.
Коля выносит себе смертный приговор и решает застрелиться. Его останавливает Мирра. На следующее утро Плужников окончательно приходит в себя, вооружает оказавшихся в его подчинении мужчин и устраивает вылазки на поверхность, надеясь найти хоть кого-то из своих. Коля верит, что Сальников ещё жив, и постоянно ищет его.
Во время одной из вылазок начинается перестрелка и старшину ранят в ногу. На следующий день пропадает Федорчук. Коля вместе с Васей Волковым отправляется его искать и видит, как тот добровольно сдаётся немцам в плен. Плужников убивает предателя выстрелом в спину.
Вася начинает бояться своего командира. Тем временем в крепость заходят немцы и начинают зачищать развалины. Коля и Волков отступают и натыкаются на пленных, среди которых Плужников видит знакомого красноармейца. Тот сообщает Коле, что Сальников жив и находится в немецком лазарете. Пленный пытается выдать его. Коле приходится убегать, и он теряет Волкова.
Плужников замечает, что в крепость пришли немцы другого рода — не такие хваткие и быстрые. Одного он берёт в плен и выясняет, что это — мобилизованный немецкий рабочий из караульной команды. Коля понимает, что должен убить пленного, но не может этого сделать и отпускает его.
Рана старшины загнивает, он чувствует, что протянет недолго, и решает дорого продать свою жизнь. Старшина взрывает ворота, через которые враг попадает в крепость, вместе с собой и большой группой немцев.
Сейчас читают
Сергей Васильевич Никитин – молодой учитель словесности в городской гимназии. Он холост и делит квартиру со своим коллегой – преподавателем истории и географии Ипполитом Ипполитовичем.
Действие пьесы происходит в небольшом уездном городке, живущем тихой мещанской жизнью. Привычный ход вещей нарушает приезд столичных инженеров для строительства железной дороги.
Время, о котором повествуется в рассказе, это Абхазская война. Тогда повествователь рассказа вместе с отцом жил в Гаграх у дяди. В гости к дяде главного героя пришел Валико. Ему было двадцать пять лет
Действие произведения разворачивается в маленьком шведском селе, где проживал обычный мальчик по имени Нильс. Как и большинство его сверстников, он был непоседой и проказником. К учебе не проявлял никакой охоты, получал плохие оценки
У одного человека был друг, охотник. Как-то собирался он на Север, и спросил этого человека, что ему оттуда привезти. А тот возьми да и попроси живого волка.
Рецензии на книгу « Веселый солдат » Виктор Астафьев
Очень интересная, тяжелая книга. Все ужасы войны, вся правда. Автор пишет так, как есть. Такие книгу нужно читать каждому
добавлю фотографии. Обложка плотная,крепкая.Без иллюстраций
Часто спрашиваю себя: что заставляет нас, сегодняшних, – поколение, не знавшее войны, – возвращаться к страницам Второй мировой? Причина, без сомнения, в генетической памяти. Именно она не отпускает. Всё пытаемся ответить себе на вопрос: как они, такие молодые и неопытные, выживали на войне? Что чувствовали? Где брали силы? Что помогло им среди ужаса сохранить в себе человеческое? Как потом, несмотря ни на что, смогли поставить на ноги детей, дарить безграничную любовь подрастающим внукам и правнукам? В поисках ответов вновь заглядываем в архивы, смотрим хронику, читаем писателей-фронтовиков. В книге три замечательные повести: «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка», «Веселый солдат». Каждая хороша по-своему. «Где-то гремит война» – небольшая повесть. В ней нет боёв-сражений. Кажется, что всё спокойно и никакой войны вовсе нет: далёкий сибирский край, убаюканный тысячевёрстной тишиной, и обворожительный зимний лес не дают поверить, что где-то стреляют пушки и люди убивают друг друга. И всё же чувство тревоги не покидает. Оно неотвратимо, оно преследует, оно оглушает. Война во всём. В подозрительно молчащей Тайге (Виктор Астафьев всегда очеловечивал Природу), в гнетущем ожидании горя на постаревших лицах родных, в нужде и голоде, в опустевшем и полном воспоминаний Доме бабушки. В повести «Пастух и пастушка» Виктор Астафьев пронзительно пишет о Любви. По-настоящему. Тонко. До мурашек, до холодного пота. Кто-то очень верно отметил «невероятную плотность переживания» в произведениях Виктора Петровича. Как он это делал?! Как ему удавалось так писать?! Главные герои повести лейтенант Борис Костяев и его Люся. Но есть и ещё один роковой персонаж, который вероломно вторгается в жизнь, разрушая, переворачивая, разбивая её, – это Война. Она уводит любимых друг от друга. Но свет любви остаётся в них навсегда. Повесть «Пастух и пастушка» потрясла. Так о любви на войне не писал никто. В книге «Весёлый солдат» вы не найдёте сладкого плакатного пафоса. Астафьев не терпел фальши. Писал жёстко, иногда грубо, «солёно». Не может быть иначе, когда рассказываешь про жизнь кругом виноватого ваньки-взводного. Писатель видел в нём прежде всего Человека. А Судьба его не щадила, вообще никто не щадил. С горечью, без прикрас, описывая ад боёв и сводящий с ума ужас госпиталей, пишет об этом Виктор Астафьев. Авторский темперамент изматывает читателя откровенностью. Но эта астафьевская натуралистичность и жёсткость оправдана любовью и уважением к простым солдатам-окопникам (меня, например, ошеломил эпизод с солдатской ложкой, котелком и макарониной). Начинаешь читать и не в силах оторваться, прирастаешь к героям душой и сердцем, будто живёшь рядом с ними.
Издание объёмное, стандартного книжного формата; бумага серая газетная, тираж больше 10 тысяч экземпляров. Шрифт с засечками; не мелкий, поэтому удобный для чтения. Спасибо издательству «Амфора» за хорошую книгу. Теперь жду переиздания повести Виктора Астафьева «Последний поклон».
О книге «Веселый солдат» Виктор Астафьев
Вся правда о войне. Без пафоса о героизме и подвигах. Правда, как она есть. Жестокая, разрушающая, грязная и голодная. Исповедь очевидца, прошедшего все круги ада Великой Отечественной войны.
Книгу «Веселый солдат» — русского писателя, фронтовика Виктора Астафьева можно считать автобиографической. Пройдя всю Великую Отечественную войну, автор только на исходе своих лет решился выложить на бумагу свою правду. Его всегда возмущало, как завуалированно в советское время описывалась война, представлялась героической, священной, победоносной. Никто не хотел излагать военные события объективно. Или цензура не позволяла.
Уже в конце 90-ых годов по мотивам произведения был снят документальный фильм «Веселый солдат», в котором сам Виктор Астафьев сыграл ведущую роль. Пожилой писатель на камеру делился своими воспоминаниями и рассказами боевых товарищей. Фильм режиссера Никиты Михалкова тяжело воспринимался пораженными правдой зрителями, заслуженно собрав многочисленные награды.
С первых страниц книга повествует о том, как солдат воюет и получает ранения. Грязь и антисанитария госпиталя, где раненые мрут «пачками». Отсутствие самых необходимых медикаментов. Ко всему этому главный герой трагически переживает совершенное им убийство врага. Как это – смотреть в глаза убитого тобой человека?
Со всеми подробностями повествуется о форсировании Днепра при наступлении Красной Армии. Операция абсолютно не была подготовлена, в итоге только на участке главного героя из 25 тысяч солдат дошло до берега лишь чуть более трех тысяч. Ведь цена человеческой жизни была ничтожна. Людские потери не интересовали государство. Главное — результат, победа любой ценой.
Также тяжело читать об описываемых автором чрезвычайно сложных условиях жизни во время и после войны для его семьи, близких и большинства людей.
Много, много смешного солдатского юмора и быта, песни и танцы. Может, поэтому Виктор Астафьев назвал свою книгу «Веселый солдат»? Присутствуют нецензурные слова. А как без них на войне?
Исповедь под названием «Веселый солдат» трогает душу учит радоваться каждому дню. Ведь у героев книги не было ничего, кроме боли, страха, слез. Но была непреодолимая воля к жизни, которая помогла им выжить и победить.
Второстепенные герои и их характеристика
- Паша — молодая статная женщина с выразительными бедрами, на несколько лет старше Саши, пригласившая его переночевать у себя. Другие женщины отзываются о ней, как о первой красавице на деревне.
- Зина — медсестра из санитарной роты, с которой Сашка познакомился во время очередной бомбежки. Привлекательная, но довольно легкомысленная девушка.
- Владимир — лейтенант, с которым Сашка отправляется в деревню за пропитанием. Умный и находчивый, но слишком вспыльчивый парень.
- Тоня — одна из девушек-москвичек, которые по пути на фронт остановились в той же деревне, что и Сашка, и поделились с ним хлебом и колбасой.
- Комиссар — военный с внимательным и добрым взглядом, пришедший в палату госпиталя, поздравить раненных с 1 мая.
- Степанида — грузная и крупная, но добродушная женщина средних лет. Жительница деревни, в которой остановились переночевать Сашка и Володя.
- Комбат — командир Сашкиного батальона, всегда поражавший главного героя своей смелостью и отвагой, поднимавший солдат в бой. Статный и высокий мужчина с пронзительным взглядом.
- Жора — второй попутчик Сашки в деревню за пищей. Жизнерадостный и простодушный молодой человек, которого восхищала каждая мелочь. Иногда раздражал своей чрезмерной простотой Володю.
- Раненые бойцы — солдаты, встретившиеся Сашке в эвакуационном госпитале.
- Толик, ординарец — связной комбата. По словам главного героя, он «труслив, но любит похвастаться», довольно равнодушный и корыстный парень, готовый торговаться с Сашкой даже в очень неудобный момент, чтобы заполучить трофей в виде часов пленного немца.
- Ротный командир — справедливый и рассудительный мужчина, начальник роты, в которой служит Сашка.
- Военврач — врач, работающий в госпитале, куда попадает Сашка.
- Немец — вражеский солдат, которого главный герой берет в плен, но спасает от расстрела.
- Связной — военный, встретивший Сашку, когда тот привел немца. С виду расторопный, но нахальный парень, некогда служивший вместе с Сашкой в одной части.
Рассказ Драгунского Заколдованная буква: что писать в читательский дневник?
Рассказ Виктора Драгунского о том, как трое детей не смогли правильно произнести одну букву в простом слове «шишки». Дениска, Аленка и Мишка гуляли перед Новым годом во дворе. Рабочие привезли елку и Аленка сказала, что на ней растут «сыски». Мальчишки стали смеяться над девочкой, поддразнивая ее, что ей уже пять лет, а слово правильно сказать не может. Мишка сказал, что правильно надо говорить не «сыски», а «хыхки». Теперь над Мишкой смеялись Аленка с Дениской. Дениска, идя со двора домой, думал о том, что только он может правильно произнести это слово не «сыски», не «хыхки», а правильно «фыфки». Но над ним никто не посмеялся, не было друзей рядом.
Сколько стоит долг
Очень кратко: В приграничный северный посёлок на заработки приезжает тринадцатилетний мальчик. Он мечтает помочь своей семье и отдать долги всем, кто ему помогает.
В северном приграничном посёлке, где каждый человек на виду, экскаваторщик Роман Панкевич встречает странно одетого мальчишку лет тринадцати, Павлуху. Павлуха живёт километрах в ста от посёлка с матерью, младшими братом и сестрой. Мать работала в рыбном колхозе, теперь из-за болезни рук её перевели в другое место.
Несовершеннолетний Павлуха тоже хочет работать в колхозе, но председатель не позволил, только подарил огромные рыбацкие сапоги-бахилы, привлекавшие всеобщее внимание. Мальчик обращается в райисполком, но там предлагают устроить его в городской интернат
Отец от них уехал и алименты не платил
Когда Павлуха был маленький, отец его испугал, и после этого мальчик стал заикаться
Отец от них уехал и алименты не платил. Когда Павлуха был маленький, отец его испугал, и после этого мальчик стал заикаться.
Продолжение после рекламы:
Так как Павлухе ещё нет пятнадцати лет, его не могут взять на работу. Он живёт у Романа, отвергая всякую материальную помощь комсомольцев посёлка. Видя, что мальчик страдает, Роман рассказывает ему про своё детство. В шесть лет, во время войны, он остался сиротой. Его подобрал неизвестный старик со скрипкой, у которой не хватало одной струны. Старик везде искал недостающую струну, и люди смотрели на него как на сумасшедшего — война идёт, до струны ли — но когда он играл, даже без струны, солдаты плакали. Старик определил Романа в детдом, а сам погиб в блокадном Ленинграде. Роман многим людям обязан за то, что его вырастили.
Геодезист Виктор Николаевич берёт Павлуху на работу — во время школьных каникул он может привлекать школьников. Мальчик привязывается к геодезисту и мечтает, как с получки пошлёт матери деньги и отдаст долг Роману.
Брифли существует благодаря рекламе:
Как-то во время работы Виктор Николаевич рассказывает Павлухе, что у него долг перед младшим сыном: когда он работал на Камчатке, сын попал в тюрьму. Вдруг Виктор Николаевич падает без сознания. Павлуха выбегает на дорогу, чтоб попросить помощи, но никто не останавливается. Тогда мальчик преграждает трассу треножником. Останавливается грузовик с пограничниками и солдаты помогают доставить геодезиста в больницу. Павлуха жалеет, что у него нет денег, чтобы купить им хотя бы папиросы «Казбек».
В день получки кассирша высчитывает у всех на подарок Виктору Николаевичу. Павлуха хочет подарить ему свои сапоги вместо его стоптанных башмаков, но у него берут, как со всех, деньги.
Павлуха идёт к Роману, чтоб с ним рассчитаться, и застаёт там его друзей, которые пришли поздравить с рождением сына. Павлуха хочет дать деньги, но потом решает отдать сапоги.
Благородный вор
Грегори Дэвид Робертс появился на свет в Мельбурне (Австралия) в 1952 году. Прозаик не любит вспоминать о детстве: говорит, что оно было совсем не безоблачным, наполненным постоянными скандалами родителей.
Разумеется, такое взросление не могло не сказаться на его будущем: юноша рано женился, но крепкую семью создать не смог. Впоследствии пристрастился к алкоголю и наркотикам, развёлся с женой, утратил опеку над ребёнком. С тех пор герой сегодняшнего материала ступил на дорогу преступности: начал грабить страховые компании и банки.
У него был свой «почерк»: на преступления он шёл в безупречном облике и обращался к жертвам подчёркнуто вежливо. За это и получил прозвища «преступник-джентльмен», «самый благородный грабитель», «самый честный вор».