Анализ рецепции рассказа
Анализ рецепции рассказа является важным этапом в изучении литературного произведения. Он позволяет оценить, как читатели воспринимают текст, какие эмоции и мысли вызывает у них произведение, какие интерпретации возникают у разных людей.
Рассказ А. П. Чехова о крыжовнике является одним из наиболее известных произведений писателя. Он вызывает разные эмоции у читателей: от грусти и тоски до радости и надежды
Многие читатели отмечают, что рассказ напоминает им о важности мелочей в жизни, о том, что даже самые незначительные вещи могут иметь большое значение
Однако, есть и те, кто считает, что рассказ А. П. Чехова о крыжовнике не имеет ярко выраженной сюжетной линии и не вызывает у них сильных эмоций. Они отмечают, что произведение скорее является наблюдением за жизнью, чем историей с ярко выраженными персонажами и событиями.
Таким образом, анализ рецепции рассказа А. П. Чехова о крыжовнике показывает, что произведение вызывает разные эмоции и интерпретации у разных читателей. Однако, все они согласны в том, что рассказ является важным произведением в литературе и заслуживает внимания и изучения.
Вот она — желанная ягода
Анализ «Крыжовника» Чехова — это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.
Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова — это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.
Что нужно человеку для счастливой жизни?
Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу
Именно на этом акцентирует внимание А. П
Чехов.
Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.
«Крыжовник» анализ рассказа Чехова
Если говорить о рассказе «Крыжовник» Чехова, то в анализе данного произведения будут задеты такие важные темы, как смысл жизни, человеческое счастье и эгоизм, и, безусловно, затронута тема любви.
Крыжовник: краткий анализ рассказа
Рассказ повествует о старом человеке, который поделился с автором историей из собственной жизни, о былых мечтах и целях. К слову, Антон Павлович Чехов свой «Крыжовник» написал, основываясь на реальных событиях, хоть и рассказчик этой истории остался неизвестным. Однако, сама история гласит о мечте чиновника сшить себе золотой мундир. Мечта осуществилась, да только мундир так и остался не ношенным: сперва не было времени и повода, а потом человек попросту скончался.
Сам «Крыжовник» Чехова скрывает в себе простой смысл: скоротечность жизни и ее смысл. Как известно, данная тематика давно волновала Чехова, поэтому он решился на написание «Крыжовника». А сегодня восьмиклассники читают «Крыжовник» Чехова и пишут сочинение по нему.
Жанр и композиция
Рассказ написан в излюбленном для автора жанре — рассказ. В данном жанре Антон Павловичу всегда было проще работать. Его произведения отличаются лаконичностью и минимализмом в отношении персонажей, а все благодаря малой эпичной форме произведения.
А вот если говорить о композиции, то сразу в глаза бросается отличительная черта произведения — рассказ в рассказе. Главные герои оказываются в гостях, и хозяин ведает им историю своей жизни, которая иногда прерывается мыслями рассказчика.
Проблематика произведения
В рассказе Чехова «Крыжовник» проблематикой можно смело считать тему деградации личности. Если смотреть более широко, то под этой проблемой в «Крыжовнике» Чехов подразумевает преследование собственных целей, наплевав при этом на потребности и желания близких людей.
Главный герой всю жизнь мечтал о собственной усадьбе с крыжовником, ради этого он загнал себя в немыслимые рамки, которые не выдержала даже его покойная жена. Безусловно, рассказчик цели своей достиг, но только жизнь для него в этот момент закончилась. Она как бы прошла мимо него за все эти годы. Поэтому Чехов говорит о том, что нельзя в жизни размениваться по мелочам, а надо просто жить. Жить каждым днем и радоваться жизни, а так же правильно расставлять приоритеты.
Крыжовник — смысл названия
Название произведения достаточно иронично, под которым прячется глупость и ограниченность главного героя. Автор самим названием высмеивает цель жизни героя, говоря о ее ничтожности и то, что такая цель не стоит даже сил, которые герою пришлось потратить для ее достижения.
В погоне за своей целью этот старый одиночка, которым и представлен главный герой произведения, очерствел и потерял способность сочувствовать и сопереживать людям. При том до такого состояния он довел себя сам.
Главные герои
В сущности в данном рассказе всего два главных героя: Иван Иванович и Николай Иванович. В произведении Антона Павловича Иван Иванович олицетворяет самого Чехова, и именно через него автор говорит с читателем и доносит до него свои размышления по тематике произведения. Николай же Иванович это сам герой рассказа
Это именно тот черствый мещанин, который всю жизнь мечтал о доме с крыжовником, и на пути к этой цели потерял то, что на самом деле важно. Именно его жизненную цель Антон Павлович высмеивает, завуалированно называя ее не стоящей траты времени и сил.
Главные герои и их характеристика
- Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
- Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».
Значение рассказа «Крыжовник» в литературе и общественном сознании
Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова – это произведение, которое имеет значительное значение в литературе и общественном сознании. С одной стороны, рассказ является примером высокого мастерства автора, демонстрирующим его тонкий поэтический почерк и умение выдерживать проводимые им линии. С другой стороны, «Крыжовник» отражает актуальные проблемы жизни и общества, которые нашли отражение в литературе.
Одним из главных тем многослойного рассказа является идея несовершенства и человеческой жалости. А.П
Чехов глубоко размышлял над тем, как часто наши убеждения и желания не соответствуют реальности, и как в таком случае важно сохранять человеческое отношение к окружающим нас людям. Рассказ «Крыжовник» – это прекрасный пример того, как автор, используя множество художественных средств, мистических образов и символов, обращается к человеческим ценностям
Кроме того, «Крыжовник» был важным произведением для литературного мира начала XX века. В то время, когда художественная литература стремилась к универсализму и объективности, автор рассказа ставил на первое место жизненные проблемы и объективный экран бытия. Рассказ «Крыжовник» стал новым этапом в художественном развитии А.П. Чехова и был одним из первых произведений советской эпохи, попавших в канон литературного образования.
Конфликт и его разрешение
В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» мы видим конфликт между двумя героями — старым крестьянином и его сыном. Конфликт возникает из-за разных взглядов на жизнь и на то, как нужно относиться к природе. Старый крестьянин считает, что нужно бережно относиться к природе и не уничтожать ее, а его сын считает, что нужно использовать природу в своих интересах и выжимать из нее максимум выгоды.
Конфликт между героями достигает своего пика, когда сын начинает выкорчевывать крыжовник, который старый крестьянин высадил много лет назад. Старый крестьянин не может понять, почему его сын так безжалостно относится к природе и к его труду. Он чувствует гнев и обиду, но не знает, как разрешить этот конфликт.
В конце рассказа мы видим, что конфликт между героями не разрешен. Старый крестьянин остается один на своей земле, а его сын уезжает в город, оставляя за собой разрушенный крыжовник и разбитое сердце отца
Этот конфликт показывает, как важно уметь находить компромиссы и уважать мнение других людей, особенно когда речь идет о природе и охране окружающей среды
2 вариант
Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.
Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.
Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.
На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.
То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».
В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.
А. П
Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться
Анализ произведения Крыжовник 10 класс
Антон Павлович Чехов покорил русскую литературу в 80-е годы XIX столетия как автор коротких рассказов, которые печатались в различных журналах. Его рассказ с наименованием «Крыжовник» входит в «футлярную» трилогию и считается витком последнего периода творчества Антона Павловича
Акцентирует он своё внимание в этом произведении на негативных преобразованиях человека в худшую сторону, игнорирующую гуманизм, добродетель и возводящую в основной принцип бутафорное, искусственное чувство наживы, обывательщины и эгоизма
Сюжет повествования незамысловат : врач-ветеринар Иван Николаевич делится рассказом-историей о своём брате Николае Ивановиче, который на протяжении всей своей сознательной жизни холил и лелеял единственную мечту, суть которой заключалась в покупке имения с небольшим участком в придачу, где он будет жить тихой жизнью аскетичного помещика. Атрибутом такого существования мнится ему крыжовник как некий символ отрешённости, спокойствия и защищённости.
Сам же автор произведения в лице сюжетного повествователя с опасностью и недовольством транслирует своё отношение к такому выбору, уверяя, что такого рода отрешённость и уединённость обусловлено крайним эгоизмом, влечёт за собой окоченение души, низвергающееся в пропасть исключительно обывательского устремления. Граничит такой выбор Николая Ивановича с добровольным желанием пойти на попятную, испариться, отказаться от того спектра прелестей, достигающихся в процессе прений и извечной борьбы. Таким образом, Чехов трактует данный выбор преступным деянием. В мире, где человек может опробовать свой потенциал, на практике осуществить заветное, в теории запечатлеть своё слово выбирать «футлярный» образ жизни недопустимо. Целиком закономерно угрюмое негодование Антона Павловича, привыкшего созидать, строить, достигать, совершенствовать, а не бесцельно прозябать дни и ночи, довольствуясь серостью и посредственностью.
В итоге Николай Иванович потерял прежнюю физическую форму, обрюзг, потолстел, зачерствел и абстрагировался до космических масштабов, не позволяющих трезво и адекватно смотреть на мир. Тем не менее, продолжал стоять на своём убеждении, приняв это за истинный смысл жизни.
Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов)
Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова — это история о семейной паре, живущей в деревне и страдающей от бездетности. Они делают все возможное, чтобы задуманное ими чадо появилось на свет, но даже после многих лет ожидания и медицинского лечения их желание не исполняется.
Особенностью рассказа является насыщенность его символизмом. На фоне густого кустарника крыжовника автор показывает жизненную ситуацию героев: они как бы застряли в своих стремлениях и не могут прожить радостную жизнь, у них есть цель, к которой они стремятся всей душой, но у них нет опоры и их жизненный путь одинок и бесплодный, как кустарник, который не дает плодов и не поселяет птиц.
Важную роль в рассказе играет образ тетушки Марьи, которая представлена как реальное человеческое существо, которое помогает героям в их страданиях. Тетушка Марья — это символ надежды, солнечного света, который вскрывает на природе цветок крыжовника и заставляет героев смотреть в будущее с внутренней уверенностью в своих силах и целенаправленности.
Автор использует эмоциональную окраску рассказа, чтобы привлечь внимание к проблеме бесплодия.
Символизм крыжовника и цветка усиливает эффект сюжета.
История обращается к глубинным человеческим чувствам: надежде, страданию, вере, целеустремленности.
Образы и символика в рассказе «Крыжовник» (А.П. Чехов)
Одним из основных образов в рассказе является образ Тугайга, который символизирует отчаяние и безысходность. Он живет в дороге, бродит по чужим землям, не имея никакой опоры и поддержки. Тугайга никому не интересен и не нужен, он просто вынужден жить своей безнадежной жизнью.
Крыжовник, который растет возле дома Александра Петровича, также является символом одиночества и печали. По мере того, как развивается сюжет, крыжовник становится все более знакомым и понятным герою, как будто они оба испытывают одни и те же чувства.
Дом, в котором живет Александр Петрович, отражает его внутреннее состояние и смутные чувства, которые он переживает. Этот дом представляет собой убежище от внешнего мира, но в то же время создает ощущение тесноты и замкнутости.
- Образы Тугайги, крыжовника, и дома Александра Петровича ярко иллюстрируют тему одиночества и боли;
- Каждый символ имеет свой контекст и значение и помогает читателю лучше понять и пережить настроение рассказа;
- Чехов использует в рассказе различные символы и образы, чтобы передать сложность и многомерность человеческих чувств и ситуаций.
Описание сюжета и главные персонажи
Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова рассказывает о жизни простой семьи и их столкновении с настоящими мужчинами города. Семья живет за городом и вынуждена заниматься садоводством и животноводством, чтобы выживать. Их жизнь меняется, когда в их деревню приезжает группа охотников на кабанов. В этот день они узнают о гибели соседа, который был убит кабаном.
Главным персонажем является Кирилл Иваныч, хозяин дома. Он является типичным представителем крестьянского класса того времени. Его личность характеризуется простотой и добротой. Кирилл Иваныч женился на Наталье, которая является центральной фигурой в их семье. Ее судьба также отражает жизнь простых людей на рубеже веков. Она рожает много детей и вынуждена заниматься домашним хозяйством, чтобы содержать свою семью.
Охотники на кабанов, которые приехали в деревню из города, являются определенным контрастом к крестьянской семье. Они производят впечатление более успешных и уверенных в себе людей. Однако, в последующих событиях, становится ясно, что у них также есть свои проблемы и слабости.
- Кирилл Иваныч: хозяин дома
- Наталья: жена Кирилла
- Охотники на кабанов: представители городской элиты
Персонаж | Описание |
---|---|
Кирилл Иваныч | Хозяин дома, типичный представитель крестьянского класса. Простой и добрый. |
Наталья | Жена Кирилла, занимается домашним хозяйством. |
Охотники на кабанов | Представители городской элиты. Уверенные в себе, но имеют свои проблемы и слабости. |
История создания
Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась и мундир сшили, человеку было некогда надеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.
Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.
Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Основная идея
Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.
Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:
Критика
Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:
Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:
Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»
Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.
Язык и стиль автора: особенности и приемы использования
Антон Павлович Чехов был мастером слова и использования языка. «Крыжовник» – один из примеров его мастерства. Особенность авторского языка в этом произведении заключается в том, что Чехов использовал короткие и простые предложения, что позволяет легко и быстро читать этот рассказ.
Однако, вместе с тем, в произведении «Крыжовник» присутствуют некоторые сложные и приближенные к научным терминам слова, которые отображают философический подход автора. Чехов не старался украшать свой рассказ словесными играми, но при этом он насыщал текст неповторимыми, запоминающимися образами и оригинальными сравнениями.
Стиль автора характеризуется умеренным употреблением эмоциональных слов, дело в том, что Чехов считал, что не нужно усиливать достоинства рассказа и фактических деталей, излишней эмоциональной окраской. Но настрой рассказа остается чувственным и глубоким.
Среди особенностей языка и стиля в рассказе «Крыжовник» отмечается использование повторов, множественного числа, параллелизмов, они тем самым создают повторяющийся ритм, который подчеркивает важность образа и идеи рассказа. Благодаря множественному использованию даже мелких и детальных описаний, автор создал уникальное и точное восприятие мира героя
Символика крыжовника
Крыжовник – это не только растение, но и символ, который А. П. Чехов использовал в своем рассказе. Он является символом жизни, выносливости и надежности. Крыжовник – это растение, которое может расти в любых условиях, даже на сухих и бедных почвах. Он не боится засухи и морозов, и всегда остается зеленым и живым. Это символизирует выносливость и жизненную силу, которые помогают человеку преодолевать трудности и препятствия на своем пути. Крыжовник также является символом надежности и стабильности. Он всегда остается на своем месте, несмотря на любые изменения в окружающей среде. Это символизирует верность и преданность, которые помогают человеку сохранять свои ценности и принципы в любых условиях. В целом, крыжовник – это символ, который помогает нам понять, что жизнь может быть трудной и непредсказуемой, но если мы будем выносливыми, надежными и верными своим принципам, то мы сможем преодолеть любые трудности и достичь своих целей.
Чему учит?
Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого
Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник»
Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».
Исторический и социальный контекст произведения
Рассказ «Крыжовник» был написан Антоном Павловичем Чеховым в 1888 году. В это время в России происходили существенные изменения. Перед русской интеллигенцией стояла задача развития общества и культуры. В связи с этим возникла идея о «новой жизни», которая предполагала переосмысление ценностей и создание новых социально-экономических моделей.
Произведение А.П. Чехова отражает и эту тенденцию эпохи
Рассказ подчеркивает необходимость повышения моральных качеств личности, обращает внимание на благородство и самоотверженность героя
Надо отметить, что в те годы на Руси существовали сильные социальные противоречия, формировались новые социальные классы, развивались ремесла и промышленность. В это время продолжала бушевать экономическая кризис, который приводил к массовым бедствиям и нестабильности в обществе.
В контексте данного произведения следует отметить, что оно рассказывает о трудностях сельской жизни и о невозможности преодоления бедности и лишений в нашей стране. С помощью главного героя рассказа, живущего скромной и вынужденной жизнью, автор хочет продемонстрировать происходящие противоречия и многообразие социальных проблем, которые требуют терпения, смелости и героизма.
Социальный слой | Условия жизни | Роль в обществе |
---|---|---|
Крестьяне | Бедность, долги перед землевладельцами, низкий уровень образования | Основной источник производства в России |
Дворянство | Высокий уровень жизни, образование, власть | Управление государством, руководство крупным бизнесом |
Буржуазия | Высокий уровень жизни, образование, власть | Главная экономическая и политическая сила в России |